Раздел

Раздел (Роздол, Старый Раздел) - городок ( поселок городского типа) на юго-западном Ополье ( Николаевский район Львовской области Украины). В Старом Роздоле есть швейная фабрика, пивоваренный завод, кирпичный завод.


1. История

Раздел расположен на берегах реки Колоднице, левого притока Днестра. Поле Раздел, принадлежало королевским селам Крупской и Березина, упомянутое в королевской грамоте Владислава 2 от 5 июня 1462 В 1569 г. Николай Чернийовський получил привилегию на право основания города Раздел "на сырой почве", т.е. на необжитом месте, и об этом есть упоминания в акте люстрации королевщин 1570.

5 января 1745 привилегией короля Августа III городке было предоставлено магдебургское право и герб: на голубом фоне серебряная подкова, сопровождаемая внизу золотым кавалерским крестом и увенчанная таким же крестом без одного конца (родовой герб тогдашних владельцев городка Жевуских).

Само слово "раздел" следует отождествлять с понятием "предел". Раздельное поле было предельным между двумя селами, роздилювало их. В налоговом реестре 1578 указано, что в Роздол было 6 пекарей, 2 ткача, 2 кузнецы. Городского налога на дома город платил 6 зол. За весь год город платил 25,5 зол. налогов.

Дворец построен в 1874 году

2. Достопримечательности

  • Бывший монастырь XVIII века
  • Дворец Жевуских-Лянцкоронских, памятник архитектуры XVIII-XIX веков, заложенный 1704 Жевускими на месте замка и перестроенный в 1874-1903 годах К. Лянцкоронским. Среди гостей усадьбы - художник Яцек Мальчевский (1854-1929). Чтобы художнику было удобно работать в усадьбе, владельцы построили для него мастерскую.

В 1874-1939 годах во дворце находилась семейная сборник древностей и картин, а также библиотека семьи Лянцкоронских собрана К. Лянцкоронским. В советское время во дворце был устроен санаторий "Раздел". Во времена независимости дворец оказался в частной собственности и по состоянию на осень 2008 года находился в запущенном состоянии. Вход на территорию запрещен. Ценные экспонаты были вывезены сыном К. Лянцкоронского родственным имений в Австрии и Швейцарии еще до Второй мировой войны. То что осталось, частично было распылено по музеям и картинным галереям СССР, в том числе некоторые экспонаты находятся в хранилищах

Остатки экспонатов и предметов интерьера, которые остались после советского периода было вывезено неизвестными лицами в неизвестном направлении за время независимости Украины.


3. Церковь в Роздол

При проверке прихода осенью 1739 было указано, что местная церковь Успения Девы Марии имеет 3 верхом с гонтовой покрытием. Парохом был о. Семен Помазанский. При церкви было братство, которое имело 80 членов. 16 октября 1764 в. Николай Шадурский провел генеральную визитацию местного прихода. В составленном им акте были подробно перечислены все церковные земли (среди которых поле "в Зеленой дороги", "нива Клюква"). Анализ этих названий подсказывает, что в городе когда-то ремесленники изготавливали из глины, а на озерах и болотах водились журавли.

В 1799 году настоятелем был о. Иван Помазанский, а возле церкви был госпиталь и школа. В 1803 году настоятелем уже был в. Степан Телиховський. Церковь была построена из елового дерева, покрыта гонтом, и нуждалась в ремонте. У нее была каменная колокольня. Кладбище был огражден каменной стеной. Дом священника была очень старой, построенной из ольхового дерева, но каменным камином. Госпиталь был обычной пыльной домом, но покрытой гонтом. На церковных полях высевали ежегодно 25 корцив зерна. Вместе этих полей церковь имела 30,5 дня вспашки одним плугом, а также лук, которые за день могли скосить 18 косарей. Как видно из акта проверки прихода летом И832 года, в Роздол была деревянная церковь Успения Девы Марии, кроме главного еще имела два боковых алтаря: Непорочного зачатия Богородицы и св. Николая. Возле церкви стояла каменная колокольня с 4 колоколами (два из них были разбиты). Один из них происходил из молдавского города Сучава, добытого поляками в середине XVII в. На нем была надпись на румынском языке кириллическими буквами.

Деревянный дом священника о. Василия Шведзицького была построена 1727. Сам о. Шведзицький имел уже 55 лет, в Раздел прибыл с Якторов в 1805 году, а в 1806 году стал здесь настоятелем. Показал при проверке книги рождений, которые начинались от 1739. Книга браков была с 1786 года, а смертей - с 1784 года. Депутаты общины подтвердили, настоятель добрый и старательный, а также выразили пожелание, чтобы был восстановлен древний обычай посвящения полей, и перелитые их разбиты колокола. Тоже они отметили, что в обществе нет никаких предрассудков и гадалок и никто из общины не ходит на сторону к ним. Через 7 лет здесь уже проживали 709 греко-католиков.

1817 в в. В.Шведзицького родился сын Яков, в 1840 году стал священником и сначала был помощником у отца в Роздол, а в 1844 году стал священником в Николаеве. В 1848 году с депутацией ездил к императору, в 1856 году был перенесен во Львов, в 1873-79 годах был депутатом в венский сейма. Умер в 1886 году. Умер о. Шведзицький в Роздол 30 июля 1859, имея 82 года. Незадолго до смерти, 1 февраля 1858 он получил помощника - в. Антона Нижанковского. Видимо он не был утвержден настоятелем в городе, потому что в 1860 году администратором прихода был о. Николай Вергановський, а на должность помощника священника в листопадные 1860 был назначен новой рукоположен в. Василий Залозецкий.

В марте 1860 на приход Раздел претендовали 18 священников. Среди них консистория выбрала трех лучших претендентов: Антона Петрушевича, Николая Устияновича и Ивана Хомицкий. Последний из них был священником в букачевцы и в июне 1860 стал священником Роздол. Он был одним из 8 претендентов на этот приход еще летом 1869. Приход была большой и привлекательной, потому Раздел же был городом и в состав прихода также входили села Березина и Крупской. Интересно, что о. Устиянович в начале декабря 1859 ходил просить протекцию на приход Раздел у наместника Галичины Агенора Голуховского.

1 января 1891 помощником священника был назначен молодой в. Григорий Дякону, 1866 г.р., который на этой должности был до 19 марта 1895. В том году в Роздол было 1016 грекокатоликив. В 1892 году в городе была построена новая церковь. Отца Г.Дякона заменил о. М.Сгисловський, 1868 г.р., который был здесь до начала марта 1900. После него в течение нескольких месяцев на этой должности находился в. Антон Лучакивского. 1 июля 1900 помощником священника был назначен о. Юлиан Дикий. Помощник должен получать крон годового жалованья.

Известно, что местный священник о. Афанасий Юркевич, 1848 г.р., в сентябре 1906 с группой паломников и митрополитом А.Шептицким совершил поездку в Иерусалим. 18 мая 1911 в. Юркевич был избран заместителем председателя жидачевской уездного совета. Этим шагом поляки готовили себе союз с москвофилами перед выборами в парламент летом. Отец Юркевич уже перед началом мировой войны имел подорванное здоровье и в летние месяцы получал отпуска для лечения. В августе 1914 года был арестован австрийскими жандармами вернулся в Роздол только в августе 1915 года. Вместе с ним был арестован и его помощник о. Иосиф Костек, поставленный здесь весной 1912. Течение их отсутствии заведовал приходом в. Андрей Ищак. За этот год он имел получили из церковного фонда 1080 крон платы. Видимо москвофильские убеждения не оставляли в. Юркевича и после заключения, так весной 1920 пожертвовал 100 крон на газету "Прикарпатская Русь".

Отец Юркевич умер здесь 23 декабря 1933 года. После этого приход была поставлена ​​на конкурс. Но так сложилось, что два победителя: в. Туркевич и о. Пилипець, отказались от прихода. В ноябре 1935 прихожане Роздол, Березины и Крупская обратились с заявлением к митрополиту Шептицкого, в котором просили дать им священником о. Винницкого с Залесцев. Однако митрополит имел другие мнения и назначил о. Евгения Возняка, 1885 г.р., который прибыл сюда с Поршни осенью 1935 года и находился здесь до 1939 года. Умер в Одессе, дожив до 90 лет. В ночь с 14 на 15 сентября 1939 года его семья едва спаслась от оголтелой полиции, вместе с частями выступающей польской армии мучила украинского населения на Николаевщине.

Не застав никого дома (семья успела убежать через окно), полицаи сожгли дом священника. Вскоре дочерьми священника Марией и Любой, которые были активными членами ОУН, заинтересовались работники НКВД, потому что им попали в руки архивы польской полиции. По просьбе о. Возняка консистория предоставила ему 3-месячный отпуск для лечения. Вся семья двинулась в опасный путь на запад. У Турки они перешли границу и оказались в немецкой оккупационной зоне. В течение 2 недель ноября жили в о. Ивана Тимчук в селе Беньова. Оттуда перебрались в Балигород, где и работали на различных должностях до начала Великой Отечественной войны. Впоследствии переехали в Краков. Там Люба познакомилась с Николаем Лемиком, который по заданию ОУН застрелил во Львове еще в 1933 году советского высокопоставленного чиновника НКВД Майлова (акт мести за голодомор в Украине), и осенью 1940 года стала его женой. Летом 1941 года гестаповцы расстреляли Лемика в Миргороде на Полтавщине как руководителя походной группы ОУН, которая следовала за фронтом и устанавливала Украинская власть на освобожденных от большевиков землях. Синеглазую Любу после первой встречи назвал Чичка и ее именно под этим именем знали его товарищи. О его бракосочетания написал в своих воспоминаниях член провода ОУН Николай Климишин. В 1947 году энкаведисты арестовали Любу в Дашаве и к 1964 года она скиталась в советских лагерях в Молдавии.

Мария Возняк летом 1940 года в Кракове вышла замуж за Василия Бандеру, родного брата проводника ОУН. Семейного счастья с ним не претерпела, потому что в июле 1942 года его убили поляки в немецком концлагере Аушвиц как узника № 49721. Подробнее об обстоятельствах его смерти написано в воспоминаниях Алексея Винтоняка в сборнике "В борьбе за украинское государство". Отец Возняк в сентябре 1941 года вновь просил консисторию предоставить ему приход Раздел, но тщетно.


4. Население

6500 жителей ( 1965) 3020 жителей ( 2007) 2696 жителей ( 2011);

5. Персоналии

Примечания