Надо Знать

добавить знаний



Рамаяна



План:


Введение

Индуистская литература
aum symbol
Веды
Рог Яджур
Сама Атхарва
Распределение
Самхиты Брахманы
Араньяки Упанишады
Упанишады
Айтарея Брихадараньяка
Иша Кена Катха
Чхандогья Тайттирия
Прашна Шветашватара
Мундака Мандукья
Веданга
Шикша Чандас
Вьакарана Нирукта
Джйотиша Кальпа
Итихасы
Махабхарата Рамаяна
Пураны
Бхагавата Брахмавайварта
Ваю Вишну Падма
Маркандея Совещание
Другие тексты
Смрити Стотры Шрути Сутры
Бхагавад-гита Панчаратра Панчатантра
Тантры Артхашастра Агамы Кавач
Дхарма-шастры Дивья-прабандха
Рамачаритаманаса Йога-Васиштха
Теварам Чайтанья-чаритамрита
Портал "Индуизм"

п о р

Рамаяна ( санскр. रामायण , "Путешествие Рамы" ) - часть индуистского канона ( смрити), получившая свое окончательное оформление между IV в. до н. н.э. - II. н. е. В отличие от Махабхараты, Рамаяна является сравнительно стройным целым с композицией и развертыванием сюжета. Индийские поэтики называют мифического автора Рамаяны - Вальмики - первым поэтом" (адикави), а саму Рамаяну - первым художественным эпосом (кавья). В Рамаяне уже четко выступают черты творческого метода позднейшего стиля кавья: насыщенность изложения лиризмом; тщательное выписывание картин природы, которые часто приобретают символический характер; множество стилистических украшений - сравнений, поэтических тропов и фигур, многозначных выражений, осуществляющих принцип двойного смысла" (дгвани).

Эпическая поэма состоит из 24 тысяч стихов ( шлок), объединенных в 7 книг (канд):

  1. Бала-Канда - книга о детстве Рамы (героя Рамаяны).
  2. Айодгья-Канда - книга о царский двор в Айодхьи.
  3. Аранья-Канда - книга о жизни Рамы в лесной пустыни.
  4. Кишкиндга-Канда - книга о союзе Рамы с обезьяньим царем в Кишкиндге.
  5. Сундара-Канда - "Прекрасная книга" остров Ланка - царство демона Раваны, похитителя жены Рамы - Ситы.
  6. Юддга-Канда - книга о битве обезьяньего войска Рамы с войском демонов Раваны.
  7. Уттара-Канда - "Заключительная книга".

Основной фабулой история царственного изгнанника Рамы и его верной жены Ситы, их жизнь в лесном уединении, похищение Ситы царем злых духов (ракшасов) Раваной, поиски ее Рамой, его союз с обезьяньим царем, осада острова Ланка - царства Равана, бой обезьян с ракшасы и единоборство Рамы с десятиголовим Раваной, его победа, освобождение Ситы и разлука с ней Рамы.


1. Краткое содержание

1.1. Книга о детстве

Дашаратха правил царством Косалою со столицей в городе Айодхья. У него было три жены: Каусалья, Кайкеи и Сумитхра, но долгое время оставался бездетным. Стремясь получить наследника он совершил пожертвования, известное под названием путра-камешти яджня. Как следствие Каусалья родила ему Раму, Кайкеи - Бгарату а Сумитра - близнецов Лакшмана и Шатругхну. Всем сыновьям определенной степени была дарована сущность бога Вишну, поскольку Вишну пожелал принять смертную форму, чтобы стать на поединок с демоном Раваной, который притисняв богов, и мог быть побежден только смертным. Ребята воспитывались принцами, получив хорошее образование и знание писаний и военную подготовку. Когда Рами исполнилось 16, ко двору Дашаратхи пришел мудрец Вишвамитра, звершувшись за помощью против демонов, вносили беспорядок в жертвенные ритуалы. Мудрец выбрал Раму, которому пошел также Лакшмана, постоянный товарищ Рамы протяжении всего эпоса. Получив от Вишвамитры установки и сверхъестественное оружие, Рама и Лакшмана одолели демонов.

Царством Митхиле правил Джанака. Однажды в борозде свой плуг царь нашел девочку-младенца, и не сказано обрадовался, считая ее подарком от богов. Девочку назвали Сито, что на санскрите означает борозда. Она выросла несравнимой красавицей. Когда пришла пора браке, царь решил устроить сваямвару - соревнования между претендентами. Когда Шива подарил царю тяжелый-тяжелейшим лук, и теперь монарх провозгласил, что девушку получит тот, кто сумеет с этим луком справиться. На сваямвару пришли мудрец Вишвамитра с Рамой и Лакшманой. Только Рама сумел натянуть лук и сломать его. Как следствие были организованы свадьбы между сыновьями Дашаратхи и дочерьми и племянницами Джанаки. После громких свадеб новоодружени вернулись к Айодхьи.


1.2. Книга Айодхьи

Рама и Сита прожили в браке 12 лет. В то время Дашаратха состарился и выразил желание короновать Раму, на что согласилась совет Косалы и подданные. Накануне большого события Кайкеи, ревность которой подстрекала горничная Мантхара потребовала двух даров, обещанных когда-то давно Дашаратха - изгнать Раму в пущу на 14 лет, а престол передать сыну Кайкеи Бхарата. У царя разрывалось сердце, но он вынужден был соблюсти царской обещания и выполнить желание Кайкеи. Рама принял отца повеление с абсолютной покорностью и спокойным самоконтролем, присущим ему протяжении всего эпоса. С ним в изгнание пошли Сита и Лакшмана. Когда он попросил Ситу не идти за ним, она ответила: "пуща, где ты живешь, для меня Айодхья а Айодхья без тебя для меня настоящий ад". Как только Рама пошел царь Дашаратха, способен преодолеть горе, ушел на тот свет. Между тем, о событиях в Айодхьи узнал Бхарата, который тогда посещал своего дяди. Он отказался воспользоваться последствиями маминых интриг, нашел Раму в пуще, и попросил его вернуться на царство. Но Рама твердо решил выполнить отца повеление относительно слова и отказался. Бхарата, однако, захватил с собой Рамини сандалии, поместил на троне и правил только как регент Рамы.


1.3. Лесная книга

Рама из Сито и Лакшманой пошли на юг вдоль русла реки Годавари. Они построили для себя хижины и жили плодами земли. В лесу Панчавати им встретилась женщина-ракшаса Сурпанакха, сестра Раваны. Сначала она попыталась соблазнить братьев, а, потерпев неудачу, принялась убить Ситу. Лакшмана ее остановил, отрезав у нее нос и уши. Узнав об этом ее брат-демон Хара, организовал нападение на принцессу, но Рама сумел уничтожить Хару и подвластных ему демонов.

Весть о событиях достигла ушей Раваны, и он взялся уничтожить Раму, сначала пленив Сита с помощью ракшасы Марича. Марича принял облик золотого оленя и заполонил внимание Ситы. Завороженный красотой оленя, Сита обратилась к Рамы с мольбой поймать его. Рама понимал, что все это проделки бесов, но не смог отговорить Ситу от прихоти, и, наконец, он погнался за оленем в лесные чащи. Через некоторое время Сита услышала, что Рама зовет ее. Испугавшись за жизнь мужа, она настояла на том, чтобы Лакшмана поскорее бежал ему на помощь. Лакшмана пытался убедить ее, что Рама непреодолимый, а потому для него лучше выполнять Рамин приказ и охранять Ситу. Сита в истерике настаивала на том, что не она, а Рама нуждается в помощи. Наконец он согласился, но при условии, что она не покидать хищные и не впускать никаких незнакомцев. Когда путь освободился, появился Равана в личине аскета и попросил у Ситы убежища. Сита впустила его, не здагадуючись о хитроумный план своего гостя, и, как следствие, плохой Равана силой забрал ее.

Гриф Джатаю пытался спасти Ситу, но получил смертельную рану. Равана унес Ситу на остров Ланка, где ее держали под охраной ракшасов. Равана требовал от Сити него замуж, но навечно верна Рами Сита отказалась. Рама из Лакшманой узнали о похищении Ситы от Джатаю, и тотчас же отправились на спасение. Во время поисков они встретили женщину-аскета Шабари, которая направила их в Сугрива и Ханумана.


1.4. Книга Кишкиндхы

Действие происходит в цитадели обезьян Кишкиндха. Там Рама из Лакшманой встречаются с Ханумана, величайшим из обезьяньих героев, сторонником Сугрива - опального претендента на трон Кишкиндхы. Рама подружился с Сугрива и помог ему победить брата Вали и вернуть себе царство. Чтобы отблагодарить Раме за помощь Сугрива рассылает во все четыре части света поисковые отряды, которые возвращаются с севера, востока и запада без успеха. Южный поисковый отряд под руководством Ангада и Ханумана узнал от грифа на имя Сампати, что Ситу забрали на остров Ланка.


1.5. Прекрасная книга

Прекрасная книга (Сундара Канди) - сердце Рамаяны. В ней с подробностями рассказывается о приключениях Ханумана. Узнав о Ситу, Хануман набрал гигантских размеров и перепрыгнул через океан на остров Ланка. Там он изучил город демонов и установил слежку за Раваной. Ему удалось установить местонахождение Сити - в роще Ашоки, где ее добивается угрозами Равана со своими демонами. Хануман внушает Ситу веру, отдав ей Рамину кольцо с печатью. Он предлагает отнести ее обратно в Раму, но она отказывается, потому что не желает, чтобы ее касалась другое лицо мужского пола, кроме Рамы. Она говорит, что Рама должен прийти собственной персоной и отомстить за позор, которую ей пришлось снести при похищении.

Тогда Хануман устроил большой дебош на Ланке, выкорчевывая деревья, снося здания, убивая солдат Раваны. В конце концов, он позволил схватить себя и предстал перед Раваной. Он смело вычитал Раваны, призывая его освободить Ситу. Его приговорили к смертной казни и подожгли ему хвост, но он вырвался из пут и, перепрыгивая с крыши на крышу, разнес огонь и устроил пожар во всей цитадели, а затем перестибнув на континент. Поисковый отряд вернулся в Кишкиндхы с радостной вестью.


1.6. Книга о битве

В книге описана битва между силами Рамы и Раваны. Получив отчет от Ханумана, Рама и Лакшмана с союзниками отправились к берегу моря. Там к ним присоединился брат-ренегат Раваны Вибхишана. Обезьяны строят мост через океан, которым принцы со своими войсками переправляются на Ланку. В результате длительной битвы Рама убивает Равану и отдает трон Ланки Вибхишани.

Встретившись с Сито, Рама попросил ее пройти через испытание огнем (агни парикша) как доказательство своей чистоты, поскольку она так долго оставалась во дворце демона. Когда пламя жертвенного костра охватило Ситу, бог огня Агни вынес ее, неповрежденную, к трону, тем самым подтвердив ее чистоту.

Когда 14 лет изгнания завершились, Рама из Сито и Лакшманой вернулись к Айодхьи, где его короновали на царство.


1.7. Заключительная книга

В книге описывается дальнейшую жизнь Рамы, Ситы и Раминих братьев. После коронации прошло много лет. Однако, несмотря на испытания огнем, по городу поползли слухи о чистоте Ситы. Под влиянием общественного мнения Рама выгнал Ситу в лес, где она нашла убежище в ашраме мудреца Валмики. Там она родила двух мальчиков, назвав их Лава и Куша. Сыновья выросли, не зная о своем происхождении, и стали учениками Валмики.

Валмики составил Рамаяну и научил Лаву и Кушу петь ее. Впоследствии, Рама устроил церемонию ашвамедхи яджня (пожертвования коня), на которую пришли Валмики с лавой и Куше. Ребята спели Рамаяну царя и большим двором. Во время рассказа о ссылке Сити, Раму охватило горе, и Валмики привел Ситу. Сита призвала свою мать Землю принять ее, и земля расступилась, а Сита исчезла под ней. Тогда Рама узнал, что Лава и Куша его сыновья. Впоследствии появился посланец богов и сообщил, что Рамине задачи в этой инкарнации завершено. Рама вернулся в небесное царство.

Считается, что Заключительная книга (Уттара Канди) была добавлена ​​в начальной рассказы Валмики позже.


См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам