Надо Знать

добавить знаний



Раскол христианской церкви



План:


Введение

Раскол в христианстве ( дав.-гр. σχίσμα - Разделение, расщепление) - отделение части церкви или разделение на несколько частей через канонические противоречия.


1. Расколы в христианстве:

1.1. Халкидонский раскол

Что касается самого названия, титула "православный", то он возник после четвертого Вселенского Собора, который состоялся в 451 году в Халкедоне, и служил для обозначения сторонников так называемого Халкидонского христологического догмата о ипостасные (личное) единство двух природ (божьей и человеческой) во Христе. Противники Собора - монофизиты (учили о единой божественной природе во Христе, которая "усвоила" человеческие свойства, по философскому принципу божественная субстанция - человеческие акциденции) - были признаны еретиками и осуждены ( анафема).

Так состоялся первый значимый раскол Церкви (схизма), который дал начало так называемой дохалкедонской Церквам (для примера - Армянская Церковь). Правда, представители дохалкедонских Церквей (и некоторых других Церквей, как это видно из совместной декларации Римско-Католической и Армянской Церквей, подписанной в 2002 году) не считают себя монофизитами, утверждая скорее о терминологические различия, повлекшие догматические недоразумение. Зато основную причину раскола они видят в имперской сущности Византийского Православия, отрицая большой византийский принцип христианской империи, опертой на принципе симфонии Церкви и Государства. Именно поэтому они называли сторонников Халкидонского православия "мелкитамы" - цареславцямы.

Так, история Халкидонского раскола показывает нам на два момента в понятии "православный": вероисповедной, приемлемый и для современных дохалкедонитив, и симфонийний, характерный для Церквей византийской традиции. Вот почему впоследствии и дохалкедонских Церкви усвоили в себя название "православные", именуя себя Ориентальными (Восточными) Православными Церквами.

В византийской традиции титул "православный" окончательно закрепился после иконоборчества, которое завершилось "торжеством Православия" в IX веке (празднуется в первое воскресенье Великого Поста). Так понятие "православный" включило в себя еще один момент - духовно-литургический. В таком значении титул "православный", за некоторым исключением относительно своего симфонийного значение, о чем следует вести отдельный разговор, закрепился и в киевской христианской традиции.


1.2. "Великая схизма"

Между церквями возникли и богословские споры: восточная придерживалась Никейского символа веры, согласно которому Святой Дух исходит только от Бога-Отца. Западная утверждала, что происходит он от Бога-Сына (принцип "филиокве" - и от Сына). Восточная церковь не признавала и причащение пресным хлебом, поста в субботу, отрицала целибат (безбрачие) священнослужителей и др.. Были противоречия и по территориальной сферы влияния обеих церквей. В середине XI в. эта борьба переросла в острый конфликт, который завершился тем, что посланник Папы Льва IX кардинал Гумберт 16 июля 1054 p. предал анафеме византийского патриарха Михаила Керулария. В ответ собор византийских епископов объявил анафему папским посланникам, обвинил Рим в том, что он исказил Символ веры, когда принял постановление Ахенского собора (809 p.) о филиокве. Так произошло разделение христианства на Западную (Римскую) церковь, которая позже стала называться католической (греч. katholikos - общий, вселенский) и Восточную (Константинопольскую), что стала именоваться впоследствии православной (лат. - ортодоксальный).

Раскол (схизма - греч. Chisma) в христианстве был порожден еще и различным положением церкви в Западной и Восточной Римских империях. Отсутствие централизованной власти в Западной империи способствовала усилению роли римских пап. В Восточной империи патриарх подчинялся императору, который был и главой церкви. Западная церковь была политически независимой и централизованишою. Особенности исторического развития и функционирования Западной и Восточной церквей обусловили различия в церковной догматике, церковной организации, богослужении. Поэтому раскол 1054 p. только организационно оформил разногласия, которые веками существовали между христианскими церквами.


1.3. Реформация

В XVI в. произошел еще один великий церковный раскол, когда в Западной Европе в процессе Реформации от католицизма отделились протестантские церкви. Так в христианстве возникли три основных течения: православие, католицизм и протестантизм.

1.4. Экуменическое движение

Многие священнослужителей и мирян считают эти расколы исторической неуместностью. Именно на этих принципах возник в начале XX в. экуменическое движение (греч. oikumene - заселена земля, мир), целью которого является объединение христианских церквей, он имеет много своих сторонников среди протестантов, православных, католиков. В 1995 p. поддержал его и Папа Иоанн Павел II. Экуменизм является целью деятельности Всемирного Совета Церквей, штаб-квартира которой находится в Женеве (Швейцария). В ее состав входит более 320 христианских объединений. Одновременно существуют мощные антиекуминистични традиции ( Русская православная церковь).


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам