Надо Знать

добавить знаний



Раскол христианской церкви 1054



План:


Введение

Раскол христианской церкви в 1054 ("Великая схизма") - окончательный раскол христианской церкви на католическую и православную.


1. Предыстория раскола

Это чрезвычайно сложный исторический факт уходит своими корнями еще в античный период. Рим воспитал у своих граждан чувство превосходства над всеми. Очарование Римом не только сохранилось в древних народов, которые приняли христианство, но и перешло к варваров, которые поселились на развалинах Римской Империи. Римская единое государство, римская культура - это были не пустые слова, а понятия с исключительно ценным содержанием окутаны и овеянные славой древнего Рима, епископ Римский давно занял выдающееся положение в Христианской Церкви.

Римский епископ считал себя призванным заботиться "о мире во всем мире и благосостоянии святых Божиих церквей". В деле сохранения истинного вероучения, Римская церковь пользовалась непререкаемым авторитетом. Не считая постоянной живого участия в догматической борьбе Востока, папы, тем не менее, напряженно следили за ней и никогда не теряли возможности своевременно высказывать свои мысли, часто разрастались до больших трактатов (как, например, томос папы Льва И Великого IV Вселенского Собора), подсказать меткие выражения, обороты, которые могли бы разработать тонкости еретических систем. Папы почти всегда удачно вставали на сторону ортодоксально мыслящих, входили в их печальное положение, содействовали им и поддерживали их. Начало противоречий прежде всего на Востоке, а затем и в их отношениях между Востоком и Западом было положено образованием Константинопольской архиепископии, а затем и подъемом ее как столичной. К ИИ Вселенского Константинопольского Собора 381 г. первый кафедрой на Востоке считалось Александрийская.

После упомянутого Собора началась борьба между Константинополем и Александрией, которая закончилась окончательной победой Константинопольского архиепископа над Александрийским папой на IV Вселенском Халкидонском Соборе. Еще раньше, в ИИИ Вселенском Ефесском Соборе, потеряла свои преимущества Антиохийская кафедра : антиохийский технологической школе в Соборе Нестория была объявлена анафема, Кипрская и грузинская церкви получили автокефалию. С устранением антиохийского ненства и александрийского монофизитства укрепилось греческое православие как таковое, идет средним путем. Конечно, повышается роль и Константинопольской кафедры. После Халкидонского Собора константинопольский архиепископ и канонически, и фактически стал первым на Востоке. Такая ситуация сложилась не в последнюю очередь и благодаря Римским Понтифик. Папы с опаской следили за подъемом новой столицы и сочувствовали Антиохийскому и Александрийскому патриархам. Но догматическая истина требовала от них принципиальной позиции и в канонических вопросах. Несмотря на то, что каноны указывали Константинопольскому архиепископу место после Римского папы, в "Новом Риме" стали понимать "цель" (после) в значении хронологическом, а не разрядном. Константинопольские первоиерархи, опираясь на поддержку византийских императоров, стали добиваться если не преимущества, то как минимум равенства в делах с Римскими епископами, такой же юрисдикции на Востоке, которую Рим имел на Западе.

В противоположность этому в Риме все более очевидно формировалось вполне определенное понимание папства как особых, установленных Богом прав Римского епископа во всей Вселенской Церкви. Рост папизма особенно усилилось с падением Западной Римской империи, когда Римская Церковь осталась единственным светочем в хаосе, который охватил Западную Европу. В произведениях папы Льва I Великого теория абсолютного папского примата была уже выражена с максимальной четкостью. Во времена папы Льва IX появился фальшивый документ Donatio Constantini, в котором, вроде император Константин определил канонические права папы над всей Христианской Церковью.

Примерно с IX ст. в Римской Церкви начинает формироваться догмат о безошибочности наставления папы в делах веры и морали, если он говорит с кафедры (ex cathedra). В свою очередь Константинопольский патриарх Фотий сформулировал в своей "Епаногози" учение о царской и патриаршей власти. Фотий отмечал, что "патриарх является живым и духотвореним образом Христа, который всеми своими поступками и словами выражает истину ". Обе тенденции противоречили тому пониманию церковного устройства, которое сложилось в эпоху Вселенских Соборов.

Резко обострились отношения между Римской и Константинополькою церквями в период правления патриарха Фотия ( 857 - 869 гг, умер в 897 г.), формальным поводом к этому обострения стали претензии Великой Церкви на юрисдикцию над Болгарией. Фактически непомерные амбиции патриарха Фотия, в 879 г. объявил себя Вселенским патриархом и добивался создания теократического монархии, считая себя единственным кандидатом на голос в ней (позднее, в ХИ ст. попытку овладеть кроме духовной, также и государственной властью сделал Михаил Кируларий). Патриарх Фотий впервые сформулировал обрядовые и догматические различия Римской Церкви от церквей Восточных.


2. Раскол

Последнее столкновение Византии с Римом сложилось в середине XI века и означало полный разрыв между Римской и Константинопольской Церквами, который позже был назван Великим церковным расколом. Константинопольский архиепископ Михаил Кируларий (1043-1108 гг) чрезвычайно энергично стремился подчинить себе Александрию, Антиохию и Иерусалим и одновременно уравняться в правах с Римским папой. Как и патриарх Фотий Михаил Керулларий окутывает свои притязания догматической оболочкой. Одновременно в письме папы Льва ИХ (1048-1054 гг) патриарх пишет, что он согласен называть папу Вселенским патриархом (хотя Римский епископ был так называемый еще на Халкидонском соборе) поддерживать единство, даже не обращая внимания на догматические и обрядовые различия (которые не имеют принципиального значения), но папа признает Константинопольского патриарха равным ему в канонических правах. и хотя папа Лев ИХ в то время нуждался союза с Византией против норманнов, однако честь Римской кафедры для него была выше всего. Лев ИХ отправил в 1054 г. к Константинополя кардинала Гумберта (образованный теолог и канонист того времени) канслера Фридриха, архиепископа Альмафийського Петра. Византийский император Константин IX, стремясь примирения сторон устроил коллоквиум между кардиналом Гумбертом и богословом Студийского монастыря Никита, потому что сам патриарх Михаил Керулларий был слабеньким теологом. В результате диспута Никита признал свое поражение, но патриарх продолжал настаивать на своих претензиях и подстрекать народ против римских легатов. Был созван Собор и патриарх указал место папский легат позади греческих архиереев, было нарушением канонов и порядка диптиха. Тогда во время патриаршего богослужения 15 июля 1054 кардинал Гумберт, архиепископ Петр канцлер Фридрих положили на алтарь Софиевского Собора буллу екскомуникации и анафемы по патриарха и его сторонников, которую они составили как полномочные представители уже умершего к тому времени папы Льва IX. После цого они покинули столицу. Михаил Керулларий пригласил их на новый коллоквиум, предвидя совершить над ними расправу руками подстрекаемого толпы. Император Константин ИХ, чувствуя неладное, требовал собственного присутствия на диспуте, но тогда патриарх сам отказался от коллоквиума. 20 июля 1054 Михаил Керулларий зачитал текст анафемы Римской Церкви. Сам патриарх считал это окончательным разделением церквей, но Александрия, Иерусалим и особенно Антиохия продолжали поддерживать тесные отношения с Римом. Папа Стефан IX ( 1057 - 1058 гг) и император Священной Римской Империи Генрих III приглашали Константинополь к единению, на что Михаил Керулларий ответил отказом.

Раскол в христианстве был порожден еще и различным положением церкви в Западной и Восточной Римских империях. Отсутствие централизованной власти в Западной империи способствовала усилению роли римских пап. В Восточной империи патриарх подчинялся императору, который был и главой церкви. Западная церковь была политически независимой и централизованишою. Особенности исторического развития и функционирования Западной и Восточной церквей обусловили различия в церковной догматике, церковной организации, богослужении. Поэтому раскол 1054 p. только организационно оформил разногласия, которые веками существовали между христианскими церквами.


3. Восприятие раскола на Руси

Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим окружным путем, чтобы сообщить об отлучении Михаила Кирулария других восточных иерархов. Среди других городов они посетили Киев, где с подобающими почестями были приняты великим князем и русским духовенством.

В последующие годы Русская Церковь не занимала однозначной позиции в поддержку какой-либо из сторон конфликта, хотя и сохраняла восточный обряд. Если иерархи греческого происхождения были подвержены Антилатинская полемики, то собственно русские священники и правители не только не участвовали в ней, но и не понимали сущности предлагаемых греками в Рим претензий догматического и обрядового характера. Таким образом, Русь поддерживала общение и с Римом, и с Константинополем, принимая те или иные решения в зависимости от политической необходимости.

Двадцать лет спустя после "разделения Церквей" имел место знаменательный случай обращения великого князя Киевского ( Изяслава Ярославича) к авторитету папы св. Григория VII. В своей распре с младшими братьями за Киевский престол Изяслав, законный князь, вынужден был бежать за границу (в Польшу и затем в Германию), откуда и апеллировал к защите своих прав в обоих глав средневековой "христианской республики" - к императору (Генриху IV) и к папе. Княжеское посольство в Рим возглавил его сын Ярополк, имевший поручение "отдать всю русскую землю под покровительство св. Петра". Папа действительно вмешался в ситуацию на Руси. Наконец, Изяслав вернулся в Киев ( 1077). Сам Изяслав и его сын Ярополк канонизированы Русской Православной Церковью.

Около 1089 в Киев к митрополиту Иоанна II в прибыло посольство антипапы Гиберт (Климента III), очевидно, желавший упрочить свои позиции за счет его признания на Руси. Иоанн, будучи по происхождению греком, ответил посланием, хотя и составленным в самых почтительных выражениях, но все же направленном против "заблуждений" латинян (это первое по времени не-апокрифическое писание "против латинян?, составленное на Руси, хотя и не русским автором). Однако следующий митрополит, Ефрем (русин по происхождению) сам послал в Рим доверенное лицо, вероятно, с целью лично убедиться на месте в состоянии вещей; в 1091 этот посланец вернулся в Киев и "принесет много мощей святых". Затем, с русскими летописями, послы от папы приходили в 1169.

В Киеве были латинские монастыри (в том числе доминиканский - с 1228), на землях, подвластных русским князьям, с их разрешения действовали латинские миссионеры (так, в 1181 князья Полоцкие позволили монахам- августинцев с Бремена крестить подвластных им латышей и ливов на Западной Двине). В высшем состоянии заключались (к недовольству греков) многочисленные смешанные браки. Большой западное влияние заметно в некоторых сферах церковной жизни. Подобная ситуация сохранялась до монголо-татарского нашествия.


4. Последствия

Со второй половины XI в. Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский патриархи разрывают отношения с Римом, потому что единение с Римской Церковью означало полную потерю автокефалии, превращение в епархию Римской Церкви. После смерти Михаила Керуллария Константинопольские первоиерархи возвращаются к пониманию устройства Церкви, которое сложилось в период Вселенских Соборов. В результате сформировались два главных направления в христианстве:


5. Попытки преодоления раскола

Первой попыткой преодоления раскола стал Второй лионский собор, созванный 1274 папой Григорием X. На этом соборе была заключена Лионская уния, скрепленная подписью императора Михаила VIII Палеолога, согласно которой православные признали превосходство папы Римского и большинство догматов католической церкви, в частности учение о филиокве. Однако вскоре уния вызвала осуждение среди греческого духовенства и была признана недействительной на Константинопольском соборе 1285, созванном преемником Михаила - Андроников II.

Следующей попыткой стал Флорентийский собор, созванный папой Евгением IV 1438 года. На этом соборе было заключено Флорентийская уния. Как и предыдущая, Лионская уния, флорентийская уния признавала примат Папы Римского, а также основные догмы католической церкви. Однако 1453 года с падением Константинополя греки отказались от унии.

В контексте преодоления великого раскола богословы упоминают также Брестскую унию 1596 года, результатом которой стало возникновение украинской греко-католической церкви, хотя по мнению некоторых историков эта уния углубила раскол общества, начала новую плоскость расслоения [1]

Следующие шаги к сближению церкви сделали в XX веке с началом экуменического движения. 1965 года, вскоре после Второго Ватиканского собора, Папа Римский Павел VI и Патриарх Константинопольский Афинагор I отменили взаимные анафемы.


6. Смотри также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам