Ратыщи

село Ратыщи, 20.02.1916 г.
1912, Праздник в древке

Ратыщи - село Зборовского района Тернопольской области. Прежнее название с. Древко. Первое письменное упоминание о селе - с 1785 года. Почтовое отделение Залозецкое. Центр сельсовета, которому подчинено с. Песчаное.

К древку присоединены хутора Дерех, Заречный и Ратищивськи Гаи.

Население - 311 человек ( 2010).


1. История

Киевская Русь. Вблизи села обнаружены археологические памятники раннего железного времени и древнерусской культуры. Название села происходит от старинного оружия - копья. В древности здесь было оборонное городище на горе окруженной с трех сторон поймами Серета. Во времена Киевской Руси оно было форпостом княжеских земель; частью оборонительной линии города Плиснисько, упомянутого в " Слово о полку Игореве ". В 1960 году в селе было раскопано погребение в котором нашли монеты VII-XII вв., которые были забраны в музей г. Ленинград.

С XVI в. - Место паломничества к чудотворной иконе Божьей (работы монаха в KOŚCIELE BR. MN. KAPUCYN?W W KRAKOWIE, Василия Зелинского).

Душпастыри села копьями ревностно заботились о расширении славы Ратиськои Божьей Матери. Отец Дмитрий Жеребецкий начал строительство каменной церкви на месте деревянной. Он окончил ее в 1896 году. С этого времени чудотворный образ помещен в каменной церкви и украшен серебряными ризами, драгоценными камнями и золотыми вотамы.

Первая мировая война. Население было выселено в нижнем Австрию, село и церковь были разрушены. Чудотворный образ Богородицы был похищен. Австрийская власть запретила сельчанам забирать этот образ с собой на выселение. Вернувшись по выселению, крестьяне застали полную развалину. Была разрушена церковь, сожжено полностью село, исчез чудотворный образ. Его вывезли австрийские "боснийцы" в неизвестное место вместе с позолоченными одеждами и драгоценными украшениями. Вернувшись по выселению, верные крестьяне во главе с о. Василием Лавришин начали восстанавливать церковь. С копии чудотворной иконы, сохранилась у людей, нарисовали новый величавый образ и поместили на по престольной стене в церкви.

Действовали "Просвита" и другие общества.

Вторая мировая война. Еще в мае 1939 г. несколько сельчан были отведены в польской армии, которые принимали участие в польско-немецкой войне в сентябре 1939. В период немецкой оккупации, для работы в Германии из-за, было вывезено из села 22 человек (из них трое погибли во время бомбардировок Германия). В селе, в 1944 году (с марта по июль), проходила линия фронта. Население было временно выселено на Кремьянечину. К КА в 1944 г. забрали 26 чел, из которых 13 погибли (9 - Литва, 2 - Польша, 1 - Германии из-за, 1 умер в больнице - Россия), еще трое призванных пропали без вести. После Второй мировой войны в селе активно действовала подпольная УПА. 15 сельчан-повстанцев погибли в боях, 32-репрессированы (сосланы в Хабаровский край (всего), Казахстан и Новосибирск. К середине восьмидесятых любимой игрушкой местной детворы был поиск и обезвреживание взрывоопасных предметов.

В послевоенный советский период было построено новую школу, ферму, клуб (с библиотекой и детским садом), магазин, элеватор, памятник павшим на фронтах Великой Отечественной войны и большинство домов сельчан. Активно развивалось рыболовство; все поймы Серета были превращены в пруды путем частичного переноса русла реки. Храм в те времена официально числился как музей (большинство сельчан об этом даже и не знали), хотя реально был действующий; регулярно происходили богослужения и ежегодно, 28 августа, на праздник, происходили многолюдные паломничества.

В первые годы независимости Украины за средства колхоза был построен и оснащен мясоперерабатывающей цех.


2. Достопримечательности

Каменный мальтийский крест (дата установления неизвестна).

Памятник воинам-односельчанам, павшим в немецко - советской войне. 1985

Железный крест на каменном постаменте сооружен в 1848 года и посвящен отмене крепостного права.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы 1898, каменная, отстроена 1938;

Часовня 2007.

3. Ратищивська Богоматерь

А еще село славится тем, что здесь в церкви находится старинный чудотворный образ Ратищивськои Божьей. Нельзя отыскать архивных материалов о предоставлении признания отпущения в селе Ратыщи папским престолом. Остались только легенды о чудотворный образ Богородицы.

Одно из преданий рассказывает, что в XVI в. татары напали на Зализцы, забрали пленников, а церковь сожгли. Люди, которым удалось бежать из города в неприступные лозы мочарних над Серетом видели, как из горящей церкви вышла Богородица с воспаленной свечой и над прудом направилась в сторону села копьями. Впоследствии, на горе под лесом, на старинной липе появился образ Божьей. Люди, увидев такое небудничное явление - появление на липе образа Богородицы, решили забрать его из липы и перенести в церковь. Каково же было их удивление, когда следующее воскресенье образ Богородицы вновь появился на липе под лесом. Стало понятно, что Богородица выбрала себе место именно здесь, на Ратиський горе. Сюда вновь пришли церковные процессии из окрестных сел. В скором времени на горе была построена деревянная церковь, в которой поместили образ Богородицы, который засиял золотыми красками, а ясность церкви было видно на всю околицю.Згодом произошел пожар и в храме с. Ратыщи - сгорел квот и полотенца вокруг икона, но сама святыня осталась поврежденной.

С этого времени к образу Матери Божьей в древко стали приходить немощные, больные и нуждающиеся помощи люди из окрестных сел. Богородица помогала всем, кто с верой и надеждой приходил к ней. Праздник Успения Пресвятой Богородицы стало традиционным храмовым, на которое приходило много людей с близлежащих сел и дальних окрестностей, куда донеслась весть о чудотворный образ. Благодарные люди одаривали чудотворную икону золотыми и серебряными вотамы в виде сердец, ног или рук, за свое оздоровление. Церковь с чудотворным образом несколько раз горела, но образ всегда оставался невредимым. Он стал "Неопалимая Купина".

В копьями возобновились отпусти и продолжались до 1944 года. Во время Второй мировой войны церковь была вновь повреждена и вместе с ней копия чудотворного образа. За время господства большевистского атеистического режима крестьянам не давали восстановить церковь, делались различные препятствия с богослужением. Накануне праздника в 1960 жители соседнего села Гаи за Рыжей отреставрировали образ Ратиськои Божьей и установили его в церкви.

Сегодня в церкви есть 4 образы Ратищивськои Божьей. Самый старый - у дверей слева. Сколько ему лет никто не знает. Второй - за алтарем. Третий - за престолом, которого опускают во время служения молебна к Матери Божьей. А четвертый нарисован недавно в 2009 году, при рисовании которого соблюдены все каноны относительно рисования икон.

С 1992 г. в селе Ратыщи есть две конфессии: УПЦ КП (большинство прихожан), за ней остался храм и УГКЦ, прихожане которой 28 августа 2006 поставили краеугольный камень начала строительства в центре села храма. В нем тоже находится копия чудотворного образа Божией Матери вырезанная на дереве.

28 августа, Восточная Церковь чтит Успения Владычицы нашей Пресвятой Богородицы. Многие храмы в Украине и за ее пределами освящен в честь этого события. Одним из них является Свято-Успенский храм с. Ратыщи Зборовского района. 28 августа 2009 был посвящен образ Чудотворной иконы Божьей Епископом Нестором. По приглашению настоятеля храма священника Ивана Осейко возглавить Божественную Литургию прибыли Преосвященнейший епископ Тернопольский и Бучацкий Нестор, протирать Николай и духовенство района.

Весной 2011 обновлено церковь: приобрели прихожане села Ратыщи новый престол, жертвенник, светильник.

9 апреля 2011 в храм Пресвятой Богородицы сошлись православные прихожане села Ратыщи и соседних сел. Владыка Нестор посвятил новый престол и вместе со священниками отслужил святую Литургию.

18 июня 2011 образ Чудотворной иконы Ратиськои Божьей путешествует из церкви в церковь и все желающие могут помолиться Святой Богородицы.


4. Социальная сфера

Работают общеобразовательная школа I-II ступеней, клуб, библиотека, ФАП, торговое заведение.

5. Персоналии

Ратыщи стали чудотворным местом, куда на БОГОРОДЧАНСКОЕ праздника наплывало многие. На отпуск, кроме паломников, в село прибывали лирники, скрипачи, которые прославляли Божью Матерь, пели ей благодарных песен. Записывать их из уст паломников приезжали сюда известный фольклорист Яков Головацкий, Иван Вагилевич, о. Петр Белинский, в. Фаддей Бордуляк и другие.

в. Григорий Косарь, настоятель села в 1917

Литература

  • Олексюк Василий Залозецкий край (историко-краеведческий сборник). Дрогобыч, 2004 - ISBN 966-7996-64-3 -В. Круг
  • Непокоренная Зборовщине (сборник) том 2. Тернополь, 2001 - ISBN 966-636-017-9
  • Книга памяти Украины. Тернопольская обл. том 2. Львов, 1995 - ISBN 5-7745-0637-1 -В. Каменщик.
  • Архивные материалы о. Косара Антона (1912-1977)
Населенные пункты Зборовского района
Города :
Пгт :
Села :
Беримовцы ? Бзовица ? Белковцы ? Белоголовы ? Белокриница ? Блох ? Богдановка ? Вертелка ? Висиповцы ? Ольшанка ? Вирлов ? Волчковцы ? Волосовка ? Воробиевка ? Гаи-за-Рыжей ? Гаи-Растоцкие ? Гарбузов ? Глядки ? Годов ? Городище ? Грабковцы ? Гукаловцы ? Даниловке ? Детковцы ? Жабыня ? Жуковке ? Загорье ? Зарудье ? Иванковцы ? Ивачев ? Осиповка ? Кабаровцы ? Калиновка ? Кальные ? Кобзаревка ? Кокутковцы ? Корчунок ? Коршилов ? Красная ? Кудиновцы ? Кудобинцы ? Куровцы ? Лаврикивци ? Лопушаны ? Малашовцы ? Манаев ? Метенев ? Моечное ? Млыновцы ? Мониловка ? Мшана ? Мшанец ? Нестеровцы ? Нетерпинцы ? Ниже ? Носовке ? Озерная ? Озерянка ? Олиев ? Осташевцы ? Панасовка ? Перепельники ? Подберезцы ? Подгайчики ? Песчаное ? Плесковцы ? Плесняны ? Погребцы ? Присовцы ? Ратыщи ? Ренив ? Розгадов ? Серединцы ? Серетец ? Сыровары ? Славная ? Травотолоки ? Тростянец ? Тустоголовы ? Футоры ? Хомовка ? Храбузна ? Цебров ? Цецивка ? Чернихов ? Чистопады ? Черный Лес ? Ярославичи ? Ярчовцы ? Яцковцы
Населенные пункты над Серетом : от истока до устья
Зборовский район
Львовская область
( Бродовский район)
Зборовский район
Тернопольский район
Теребовлянский район
Чертковский район
Залещицкий район
Борщевский район
Залещицкий район


Украина Это незавершенная статья географии Украина.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.