Надо Знать

добавить знаний



Рафаэль Санти


Sanzio 00.jpg

План:


Введение

Рафаэль Санти ( итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio * Март или Апрель 1483, Урбино - ? 6 апреля 1520, Рим) - итальянский живописец, график, скульптор и архитектор эпохи Возрождения. Воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы высокого Возрождение.


1. Жизнеописание и творчество

1.1. Ранние годы

Рафаэль родился в городке Урбино в области Марке, принадлежавший тогда герцогам Монтефельтро.

Был сыном Джованни Санти - придворного художника урбинского герцога. К тому же отец занимался поэзией. Сохранившиеся картины отца имеют небольшую художественную ценность. Но первые навыки сын получил в мастерской отца, привил сыну интерес в искусстве. Отец умер, когда сыну исполнилось одиннадцать лет. Теперь на воспитание подростка и роста его мастерства иметь влияние посторонние художники.


2. Художественные сокровища в Урбино

Лучано да Лаурана. Замок герцога Урбинского, внутренний двор.

Небольшой Урбино благодаря усилиям герцога - стал известным ренессансным центром. В городе остался совершенный майоликовый рельеф, создавший Лука делла Роббиа, украсивший одну из местных церквей. В гостеприимном Урбино годы находился художник Пьеро делла Франческа, который занимался вопросами перспективы и использование ее установок в живописи. Хотя влияние художественной манеры делла Франческа на Рафаэля был минимальным. В Урбино находился высокообразованный Альберти Леон-Баттиста, лучший среди теоретиков итальянской архитектуры 15 века.

Новые идеи Альберти были использованы надворными архитекторами герцога при построении резиденции владыки. Так дворец, который создали в 1460-1470-е гг Лучано да Лаурана и Франческо ди Джорджио стал среди первых светских сооружений эпохи итальянского Возрождения в провинции. Гармоничные формы произведения Лучано да Лаурана взрослый Рафаэль вспоминать, когда сам будет привлечен к архитектурной практики в Риме.


3. В мастерской Перуджино

Мадонна с младенцем (1498). Один из первых произведений мастера. Это фреску Рафаэль выполнил в 15-летнем возрасте

Ребенком учился у местных мастеров Тимотео Вити и Эванджелиста да Пьядимелето. В 1500 году Рафаэль перебрался в Перудже, пошел учиться в мастерскую Пьетро Перуджино - главного художника умбрийской живописной школы. В мастерской Пьетро Перуджино молодой Рафаэль работал четыре года - до 1504-го. Влияние художественной манеры Перуджино ощутимо в ранних произведениях Рафаэля.


4. Три ранние шедевры

В 1504 году художник приехал во Флоренцию - центр тогдашнего Возрождения в искусстве Италии. С городом связано творчество Арнольфо ди Камбио, Филлипп Брунеллески, Мазаччо, Доменико Гирляндайо, да Винчи, Микеланджело и других гигантов итальянской культуры.

К этому периоду относятся три маленьких шедевры молодого художника -

  • "Мадонна Конестабиле"
  • "Сон рыцаря" (Рыцарь на пересечении путей)
  • "Обручение Девы Марии".

"Мадонна Конестабиле" - тондо, созданное еще ​​совсем молодым и робким мастером. Картина выполнена в технике темперы и довольно сильно напоминает образы, которые десятками выпускали из мастерской Перуджино. Рафаэль - еще художник, который не претендует на что-то величественное и значимо, но уже заметны тяга к индивидуальных композиций, поэтического характера персонажей, расположенных в простом, почти упрощенном среде.

Начнет большие задачи поставил художник перед собой и успешно решил в композиции "Сон рыцаря" (Рыцарь на пересечении путей). На дороге, почти в пыли спокойно и удобно разместился молодой рыцарь-юноша. Он то уснул, то замрияв, и перед его внутренним взором предстали две привлекательные женские фигуры - хорошенькая Наслаждение с цветами и серьезная Благотворительность с мечом и книгой. Юноша-рыцарь еще находится в скованном состоянии, но жребий уже брошен. И ему обязательно нужно выбрать жизненный путь - или жизнь, затраченное на сладости, или путь преодоления препятствий, прославленных поступков и труда, которую олицетворяют меч и книга серьезной благотворительностью.

Маленькая картина "Обручение Девы Марии" - как еще одна робкая разведка в будущее. Рафаэль знал о пребывании в Ватикане Пьетро Перуджино, который принимал часть в создании фресок Сикстинской часовни. Перуджино смог выявить лучшие черты собственного дарования в композиции "Христос передает ключи от рая Апостолу Петру" - безупречную композицию, дарения отличного портретиста, сторонника произведений древнеримской архитектуры.

В небольшой картине "Обручение Девы Марии" Рафаэль разработал библейский сюжет похожей композиционного построения. Тоже пытается построить группу свидетелей помолвки симметричной и непринужденной (хотя не утруждает себя портретностью персонажей), играет с перспективной построением вымостки полупустого площади, что ведет взгляд зрителей к центрического, фантазийной архитектуры храма. Его спокойная и гармоничная построение - еще один главный персонаж композиции.


5. Рафаэль портретист

Портрет Биндо Альтовити, Вашингтон, Национальная галерея.
Флорентийская дамы с единорогом.

Среди первых портретных изображений художника - портреты Аджело и Маддалены Дони.Вин подал супругов на фоне далекого пейзажа. Позирование было долгим, поэтому требование довгосы дети без движений отразилась откровенной скукой на лице Маддалены Дони. Молодой художник тщательно воспроизвел кольца на руках Анджело или ювелирное украшение с большой жемчужиной на Маддалена, ее дорогие одежды красное платье, синие рукава, прозрачный платок на плечах. Но психологическое состояние персонажей еще мало воспроизведен в портретах.

Рафаэль написал немного чисто станковых портретов. Гораздо больше их только на фресках в Ватикане. Кажется, он брался за их создание не очень охотно, хотя их хорошо оплачивали. Почти все они поясные. Как правило, модель удобно размещалась в кресле (Анджело Дони, жена Дону - Маддалена, Донна Велата, кардиналы, делла Ровере). Утренних портретов мало, среди них и его автопортрет лет в 16-17 лет. Рано лишенный родительской любви и опеки, Рафаэль искусственно избегал драматических сцен, человеческих трагедий, недовольство страшной действительностью взлома 15-16 веков. Даже о его ранней автопортрет в Риме невозможно ничего рассказать (молодой и целомудренный), настолько все скрыто. Но в эту безупречность не веришь, потому что она маска.

Престижная работа в Ватикане и приближенность к папе римскому обусловили и круг его заказчиков. Это требовательные кардиналы, римские аристократы, чиновники, дипломаты. Как правило, это влиятельные лица с высшим образованием или люди, вершат политику или очень близкие к ней. Язык они имели для того, чтобы лучше скрыть свои намерения и действия. Все более скрытым становился и сам Рафаэль. Со временем выросли наблюдения молодого художника и его мастерство портретиста. Углубляются его психологические характеристики, которые достигают вершин в Риме, в среде амбициозных кардиналов, богатых дельцов и банкиров, тщеславных римских пап, суровых римских матрон.

Иногда сама модель давала основания раскрыть душу больше, на грани дозволенного. Так возник портрет Биндо Альтовити ( Вашингтон, США). Он сын богатых родителей и сам банкир. Как никто, семья Альтовити знает вес золота и утаемничених знаний, страшные тайны римских знатных семей, подкупы, их разврат, цинизм и показательную благородство. Модно одетый, с длинными волосами парень смотрит тревожно и вопросительно. Даже состоятельная семья и большие деньги не лишили человека от тревог, недовольства действительностью, разочарованием в богатом, но опасном окружении Рима, где никому нельзя доверять.

Биндо Альтовити переживет смерть Рафаэля, позорное Ограбление Рима (Sacco di Roma), рождение маньеризма в Италии. С некоторыми мастерами маньеризма, которые дожили до седин, банкир общаться. В преклонном возрасте он закажет бронзовый бюст самому Бенвенуто Челлини. С 20 века оно тоже хранится в США ( музей Гарднер, Бостон).


6. Мадонны кисти Рафаэль

Произведения Рафаэля изображают преимущественно Мадонн, которых художник рисовал поэтично и одновременно просто по своей композиции. Ни до ни после Рафаэля ни один художник не смог создать столько совершенных и при этом разнообразных картин с изображением Мадонны с младенцем. Дева Мария на его картинах то совсем юная и нежная, то изображена в виде простой наработанной и утомленной крестьянки. Мадонна надежно держит младенца Иисуса в руках или играет с ним на фоне различных пейзажей.


7. Рафаэль и архитектура

Построенное крыло Виллы Мадама со стороны сада.
Вилла Мадама, декор свода лоджии.

Рафаэль Санти недолго, но ярко поработал как архитектор. Ряд его произведений имеет изображение архитектрних сооружений свидетельствуют как об интересе к строительству и изучение наследия Древнего Рима, как и знакомство с архитектурной практикой своих прославленных современников, среди которых Донато Браманте, Джулиано да Сангалло подобное.

Значимым было вмешательства Рафаэля-архитектора в создании дворцов для вельмож папского двора неполалик Ватикана. Советы и наброски Рафаэля были вокористани при построении дворца Каффарели - Видони (начало строительства - 1515 год), дворец врача папы римского Джакопо Антонио да Брешиа ( 1515 год), дворец папского камергера Бранконио дель Аквила. Мало свидетельств об участии Рафаэля-архитектора в проекте дворца Пандольфо Пандольфини во Флоренции, но традиция связывает его с творчеством Рафаэля.

Успел Рафаэль построить и небольшую церковь Сант Елиджио дельи Орефичи в Риме. Она центристская по композиции и увенчанная единственной большим куполом с фонариком.

Значительным достижением Рафаэля-архитектора стали проект и строительство виллы для Джулио де Медичи (в дальнейшем получила название - Вилла Мадама). В 1518 году карлинал Джулио де Медичи, двоюродный брат тогдашнего папы римского Льва 10-го, распорядись построить загородную виллу. Закажи получил Рафаэль Санти, более известный как прославленный художник. Рафаэль спроектировал виллу на склоне холма Монте Марио. Все элементы комплекса были ориентированы на долгую центральную ось, но имели небольшие отступления от строгой симметрии.

Грандиозный дворец имел театр под открытым небом, боковые дворы с регулярными садами и комплексом ступеней и террас, спускались к реке Тибр. Три террасы по проекту имели разнообразное планировки и фонтан на каждой из них для охлаждения жаркого воздуха Рима летом. Все террасы можно хорошо осмотреть с верхней площадки возле фундамента самого дворца. Работы начали в 1518 году, а в 1520 умер Рафаэль. Успели построить одно крыло П - образной по плану виллы, где начались оформительских работы. К ним привлекли учеников Рафаэля и помощников с его римской мастерской - Джулио Романо, Перино дель Вага и другие. Позже виллу оставили недостроенным и эксплуатировали только выстроенную ее часть.

Проект недостроенной виллы сохранился в копиях и в мемуарах, что породило ряд реконструкций проекта, созданных разными архитекторами.

Недолгое время художник работал и над продолжением строительства собора Святого Петра в Риме по смерти Донато Браманте. Но работы йшлиповильно и из-за большой загруженности закажем самого Рафаэля, и через малую заинтересованность в построении грандиозного сооружения папой римским Львом Х. Собор достраивать десятилетиями по смерти Рафаэля уже новые поколения итальянских архитекторов от Микеланджело в Джакомо делла Порта и Лоренцо Бернини.

  • Фасад дворца камергера Бранконио дель Аквила, проект Рафаэля.

  • План собора Св. Петра за Рафаэлем.

  • Церковь Сант Елиджио дельи Орефичи в Риме.



7.1. Рафаэль Санти в Ватикане

В 1508 году Рафаэль принимает приглашение своего земляка Донато Браманте и Папы Юлия II и приезжает в Рим, чтобы расписывать папский дворец в Ватикане. В январе 1509 года имя Рафаэля впервые обозначено в документах Ватикан.

В Ватикане художник оставил после себя знаменитые "станций" ("станций" - разрисованная зал во дворце). В росписях этих комнат Рафаэль продемонстрировал талант выдающегося мастера композиции. Он разрисовал 4 зала: станца дель Инчендио, за ней расположены станца делла Сеньятура (переводится как "Комната подписей" - здесь Папа подписывал важные бумаги), станца д'Элиодоро и станца Константина.

Свою работу художник начал со станций делла Сеньятура. Именно здесь он поместил всемирно фрески "Парнас", "Диспут" и "Афинская школа" (1508-1512). У них Рафаэль показывает блестящее умение изображать античные темы, и показывать эмоции и сущность каждого из изображенных персонажей.

Следующая зал - станца д'Элиодоро (1512-1514). Ее украшают 4 фрески: ?Изгнание Элиодора", "Месса в Больсена", "Освобождение апостола Павла из темницы" и "Встреча Аттилы ".

Станции дель Инчендио выполняли преимущественно ученики Рафаэля под его руководством (1514-1517). Мастер был занят многими заказами: строительством палаццо Каффарелли-Видони и виллы Джулио Медичи, которая стала известна под названием виллы Мадама. В 1514 году, после смерти Браманте, Папа Лев X назначил Рафаэля главным архитектором строительства собора св.Петра.

Также где-то в период работы над станца Рафаэль написал знаменитую картину "Сикстинская мадонна". Она долгое время находилась в церкви Св. Сикста в Пьяченце, где была алтарным образом.

Одной из последних работ художника стал "Спас" ("Преображение") - большая алтарная композиция. Долгое время считали, что мастер не успел завершить картину и ее дописал его ученик Джулио Романо. Однако в 1979 году группа итальянских ученых во главе с Фабрицио Манчини с помощью крупномасштабных детальных съемок доказала, что "Спас" был таки закончен Рафаэлем.


7.2. Фреска "Афинская школа"

Raffael 058.jpg

7.3. Рисунки Рафаэля Санти

Ранний автопортрет
Эскиз композиции "Преображение"

Психологи утверждают, что многие одаренные личности (в отличие от посредственных) обладают способностью очень концентрироваться и крайне полно использовать отпущенные им годы жизни. Это хорошо доказывают жизнеописания поэта Михаила Лермонтова (убитого в 28), математика и теоретика космических полетов Кондратюка Юрия Васильевича (убитого в 44) или жизнеописание самого Рафаэля, который умер в 37 из невыясненных обстоятельствах (Лихорадка? Отравление заздизникив?)

Возможно, нищо так хорошо не доказывает трудолюбие художника, способность к самообразования и постоянное стремление к совершенству, как рисунки. По смерти Рафаэля осталось достаточно рисунков, как эпоху ученичества, так и полного расцвета его способностей. Это и автопортреты, и анатомические и художественные штудии, настойчивые поиски композиций, отдельных групп будущих картин или фресок, фигуры в ракурсе подобное. Линии этих рисунков - даже робких - достаточно легкие, достаточно точные, выразительные, закругленные. Кончик пера стремительно двигался по поверхности бумаги, оставляя тонкие силуэты фигур, вуаль штриховок, лица персонажей в разном психологическом состоянии. Доля рисунков - первые наброски, наброски, доля - достаточно проработаны и мастерские композиции, способны быть самостоятельными произведениями митецтва (картон в "Афинской школы", Амброзиана, Милан).

  • Raffaello, studio per la trasfigurazione 03.jpg
  • Raffaello, studio per la cupola della cappella chigi 02.jpg
  • Raffaello, uomini con alabarda.jpg
  • Raffaello, studio per san tommaso, pala degli oddi.jpg
  • Raffaello, studio per una delle sibille.jpg
  • Raffaello, studio per la trasfigurazione 02.jpg
  • Картон в "Афинской школы"


7.4. Смерть

Рафаэль прожил короткую жизнь, но оставил огромное количество шедевров. Он умер 6 апреля 1520 года в Риме (неожиданно заболел и несколько последних недель жизни промучился от лихорадки) и похоронен в римском Пантеоне. Могилу Рафаэля украшает статуя мадонны, изготовленная из мрамора, которую выполнил ученик художника - скульптор Лоренцо Лоренцетто.

Эпитафия на надгробии написано латыни. Ее можно перевести так: "Здесь покоится тот Рафаэль, при жизни которого большая природа боялась остаться побежденной, а после его смерти она боялась умереть"


8. Галерея

Сикстинская Мадонна (1515). Дрезденская картинная галерея. Дрезден



Литература

Raffaello, profeta isaia.jpg
  • Шапиро Ю.Г., Персианова О. М., Мытарева К. В., Аран Н. М. 50 кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV-XIX веков. - Ленинград: Советский художник, 1968. - С. 36-42
  • Варшавский А. С. Судьбы шедевров. - М.: Радуга, 1988 - 206 с.
  • Рафаэль Санти. Альбом. Вступить. ст. А. Габричевский, М., 1956.
  • Pierluigi De Vecchi, Raffaello, Rizzoli, Milano 1975.

A. Pagnani, Storia di Sassoferrato, Fabriano 1975 Pierluigi De Vecchi, Raffaello: la pittura, Firenze 1981

  • J. Beck, Raffaello, Milano 1982
  • K. Oberhuber, Raffaello, Milano 1982
  • John Pope-Hennessy, Raffaello, Torino 1983
  • M. Tafuri, CL Frommel, S. Ray, Raffaello architetto, Milano 1984
  • A. Zuccari, Raffaello e le dimore del Rinascimento, Firenze 1986
  • N. Dacos Crif?, Le Logge di Raffaello, Roma 1986
  • V. Labella, Una stagione di giganti. Michelangelo, Leonardo, Raffaello, Cinisello Balsamo 1991
  • AA.VV., Raffaello, Milano 1994
  • W. Lotz, Architettura in Italia 1500-1600, a cura di D. Howard, Milano, Rizzoli 1995.
  • Pasquale Sabbatino, Raffaello Sanzio e Baldassare Castiglione, in La bellezza di Elena. L'imitazione nella letteratura e nelle arti figurative del Rinascimento, Firenze, Olschki, 1997, pp. 35-40, ISBN 88-222-4503-2
  • Pierluigi De Vecchi ed Elda Cerchiari, I tempi dell'arte, volume 2, Bompiani, Milano 1999. ISBN 88-451-7212-0
  • Bruno Santi, Raffaello, in I protagonisti dell'arte italiana, Scala Group, Firenze 2001. ISBN 8881170914

См.. также

Nuvola apps kcoloredit.svg
В Википедии есть портал

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам