Надо Знать

добавить знаний



Рахманинов Сергей Васильевич


Rachmaninov-Sergey.jpg

План:


Введение

Сергей Васильевич Рахманинов (* 1 апреля 1873, Новгородская губерния ( Россия) - 28 марта 1943, Беверли-Хиллз, штат Калифорния, США) - русский композитор, пианист и дирижер, один из ярких представителей фортепианного искусства.

Имя Сергея Рахманинова носят Ростовская консерватория, Тамбовский музыкально-педагогический институт, Калининградский музыкальный колледж, один из залов Московской консерватории. Периодически проводятся конкурсы пианистов имени Рахманинова в Москве и юных пианистов - в Тамбове, международный фестиваль "С.Рахманинов и украинская культура" - в Харькове.

Рахманинов сыграл выдающуюся роль в формировании Киевской консерватории. В 1989 году в Киеве было основано общество Рахманинова, которое возглавил профессор В. Синьков. Имя Рахманинова носит одна из киевских улиц на Беличах.


1. Биография

Сергей Рахманинов родился 1 апреля 1873 в дворянской семье в Старорусському уезде Новгородской губернии в имении Онега. Род Рахманиновых, вероятно, [1] достигает внука молдавского правителя Стефана Великого - Василия, прозванного Рахманиным. В семье Рахманиновых было шестеро детей, Сергей стал третьим ребенком.

1.1. Ранние годы

Проявив интерес к музыке уже в четыре года, обучался игре на фортепиано, а в девять лет ( 1882) поступил на фортепианный отдел Санкт-Петербургской консерватории. С 1885 продолжил учебу в Московской консерватории в Николая Зверева. Впоследствии, с 1888, учится в Александра Зилоти (фортепиано), Антона Аренского (композиция, музыкальная теория), и Сергея Танеева ( контрапункт строгого стиля). Среди одноклассников Рахманинова был выдающийся впоследствии композитор Александр Скрябин.

В возрасте 13 лет Рахманинова было представлено Петру Чайковскому, который позже сыграл важную роль в жизни молодого музыканта. На протяжении обучения в консерватории Сергей Рахманинов создал Первый фортепианный концерт, ряд романсов (в частности, "В молчанье ночи тайной"), пьесы для виолончели и для фортепиано, в частности прелюдия до-диез минор, которая принесла композитору всемирную славу. Дипломной работой Рахманинова стала опера "Алеко" ( 1892) - первая опера Рахманинова, которая впоследствии также завоевала всемирную славу.

В 1891 заканчивает консерваторию с золотой медалью как пианист и, в 1892, как композитор. Впоследствии отправился в большое концертное турне России является как пианист-солист и аккомпаниатор. В возрасте 20 лет он стал преподавателем фортепиано в московском Мариинском женском училище, в 24 года - дирижером Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова (в течение одного сезона 1897-98).


1.2. Молодые годы

15 марта 1897 состоялась премьера Первой симфонии Рахманинова, оркестром дирижировал Александр Глазунов. Выполнение было крайне неудачным и симфония не была воспринята слушателями. Неудачная премьера имела трагические последствия для Рахманинова - она ​​вызвала серьезную психическую кризис и на три года практически полностью прервала творческую деятельность композитора. Партитура Первой симфонии была утеряна и лишь в конце 1940-х годов восстановлена ​​Б. Г. Шальман из оркестровых голосов, сохранившиеся в фондах М. П. Беляева.

С. В. Рахманинов, 1912 г.

В это время Рахманинов знакомится с Федором Шаляпиным, с которым они неоднократно вместе выступали, а также общается с Антоном Чеховым и Александром Буниным. В 1899 Рахманинов впервые выступает за пределами России - в Лондоне, и в том же году состоялось успешное выполнение его оперы "Алеко" (на празднованиях к 100-летию со дня рождения Пушкина).

Но творческий кризис продолжалась, и лишь помощь опытного психиатра -гипнотизера и скрипача М. В. Даля ( 1860 - 1939) способствовала его выхода из болезненного состояния. Первым произведением, ознаменовал выход из творческого кризиса, стал написанный в 1901 году Второй фортепианный концерт, который имел большой успех, а впоследствии стал одним из самых популярных фортепианных концертов в мировой музыкальной литературе.

Вскоре Сергей Рахманинов принял приглашение на место дирижера в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие Италией ( 1906), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 Рахманинов совершил большое концертное турне по США и Канаде, выступая как пианист и дирижер. В 1912 г. Рахманинов стал дирижером симфонических концертов Московского филармонического общества и с невероятным успехом провел сезон, в одном из концертов которого была исполнена его симфоническая поэма "Колокола".


1.3. Рахманинов в Украине

Творческий путь Сергея Рахманинова неоднократно пересекался с культурно-художественной жизнью Киев и других городов Украины. 18 октября 1893 в Киевском оперном театре Сергей Рахманинов дирижировал своей первой оперой - "Алеко". В год киевской премьере "Алеко" были изданы романсы Рахманинова по произведениям Тараса Шевченко в вольном переводе русского поэта Алексея Плещеева - "Дума" и "Полюбила я на печаль свою". Менее известна обработка Сергея Рахманинова украинской народной песни "Сапоги" для хора а капелла. Эта обработка так и не была издана, ее рукопись остается в архиве в Москве.

Мемориальная доска Сергею Рахманинову в помещении Киевской консерватории.

В 1910 году С. Рахманинов был командирован Императорским российским музыкальным обществом в Киев для ознакомления с состоянием дел в Киевском музыкальном училище. В своем письме Главной дирекции ИРМО от 19 апреля 1910 г. Рахманинов отмечал:

"Поскольку моя поездка в Киев была связана с ходатайством Киевского училища о переименовании в консерваторию, то сразу же добавлю, что я считаю это ходатайство вполне оправданным и сам охотно к нему присоединяюсь ... Постановка дела в училище такую ​​реформу оправдывает"

Впоследствии (в 1913), музыкальное училище было реформировано в консерваторию.

Находясь в Киеве Рахманинов, по просьбе своего друга и коллеги музыковеда Александра Оссовского [2], прослушал молодую певицу - киевлянку Ксению Держинскую. Распознав в девушке настоящий талант, Рахманинов сделал многое для формирования творческого пути выдающейся оперной певицы.

С. Рахманинов неоднократно совершал гастрольные туры в Украине. В частности в октябре 1914 года С. Рахманинов давал концерты в нескольких украинских городах: в Киеве, 21-го - в Одессе, 24-го - в Кременчуге, 25-го - в Полтаве, 26-го - в Харькове, 28-го - в Екатеринославе.


1.4. Выезд за границу

С. Рахманинов

По воспоминаниям двоюродной сестры композитора, С. А. Сатина, Рахманинов радостно воспринял февральскую революцию, но последующие события и бессилия Временного правительства вызвали у композитора чувство отчаяния и тревоги.

События Октябрьской революции заставили Рахманинова принять решение покинуть родину. По мнению Рахманинова, Октябрьский переворот стал "концом старой России", с поламанням старого строя "искусства как такового быть не может", а жизнь без искусства для Рахманинова было "бесцельным".

22 декабря [3] С. Рахманинов с женой и двумя дочерьми спешно уезжает в Стокгольм.


1.5. За рубежом

В течение 1918 года Рахманинов гастролирует в странах Скандинавии, а 10 ноября 1918 поселяется с семьей в Нью-Йорке и начинает интенсивную гастрольную деятельность, длившаяся 25 лет. В выборе роялей С.Рахманинов предпочитает фирме Стейнвей (Steinway and sons), первые граммофонные записи Рахманинова осуществляет фирма Thomas Edison, а с 1920 года - Victor Talking Machine Company. Кроме сольных концертов Рахманинов течение многих лет акомпонуе российском басу Федору Шаляпину. Он должен был непосредственно большое влияние на его творческий рост и формирование его как певца.

Из-за плотного графика гастролей, до 1926 года Рахманинов не писал значительных произведений; композиторская пауза, таким образом, продолжалась около 10 лет. Только в 1926-27 годах появляются новые произведения: Четвертый концерт для фортепиано с оркестром и Три русские песни. Всего в течение жизни за рубежом Рахманинов создал всего 6 произведений, однако они принадлежат к вершинам мировой музыки.

В 1941 году С. Рахманинов закончил свое последнее произведение - "Симфонические танцы". Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (рак легких). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, приостановленную лишь незадолго до смерти. Во время Великой Отечественной войны денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: "От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу. [4]

Умер Сергей Васильевич 28 марта 1943, в Беверли Хиллз (штат Калифорния), похоронен на кладбище Кенсико, недалеко Нью-Йорк.


2. Творческий стиль

Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию: подобно современников - Александра Скрябина и Игоря Стравинского - Рахманинов по крайней мере дважды (после творческого кризиса 1900 и после 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки. Зрелый и особенно поздний стиль Рахманинова выходит далеко за пределы постромантической традиции (преодоление которой началось еще в ранний период), и в то же время не принадлежит ни одной из стилевых течений музыкального авангарда XX в. Творчество Рахманинова, таким образом, стоит особняком в эволюции мировой музыки XX века: впитав многие достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющая аналогов в мировом искусстве (кроме подражателей и эпигонов). В современном музыковедении часто используется параллель с Л. ван Бетховеном : если Бетховен в своем творчестве выходит за рамки венского классицизма, не примкнув при этом к романтикам и оставшись далеко от романтического мировоззрения, то Рахманинов выходит далеко за пределы русской композиторской традиции, однако избегает воздействий одной из современных ему стилевых течений. Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889-1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900-1909 и 1910-1917) и поздний (заграничный) (1918-1941).


2.1. Ранний период

С. Рахманинов (справа) и Ф. Шаляпин, конец 1890-х

Ранний период - начинался под знаком позднего романтизма, унаследованного основном через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние пьесы). Однако уже в Трио ре минор (1893), написанном в год смерти Чайковского и посвященном его памяти, Рахманинов дает пример смелого творческого синтеза традиций романтизма (Чайковский), "Кучкистов", давньоросийськои церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки. Это произведение - один из первых в мировой музыке примеров полистильових композиций - как символически провозглашает преемственность традиции от Чайковского - Рахманинову и вступление русской музыки в новый этап развития. В Первой симфонии принципы стилевого синтеза были развиты еще более смело, что и стало одной из причин ее провала на премьере.


2.2. Период зрелости

Период зрелости отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного на интонационном багаже знаменного пения, русской песенности и стиля позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии, в фортепианных прелюдиях ор.23. Однако начиная с симфонической поэмы Остров мертвых стиль Рахманинова усложняется, что было вызвано, с одной стороны, обращением к теме символизма и модерна, а с другой - преобразованием достижений современной музыки: импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных, гармонических приемов. Центральный произведение этого периода - грандиозная симфоническая поэма "Колокола" для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта (1913). Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приемами, это произведение повлияло на хоровую и симфоническую музыку XX века. Тема этого произведения характерна для искусства символизма, для того этапа русского искусства и творчества Рахманинова: в нем символически воплощены различные периоды человеческой жизни, подводит к неминуемой смерти, апокалиптическая символика Колоколов, несущая идею Конца Света, вероятно повлияла на "музыкальные" страницы романа Томаса Манна "Доктор Фаустус".


2.3. Поздний период

Поздний - "заграничный" период творчества - отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки - и джаза, давньоросийського знаменного пения - и "ресторанной" эстрады 1930-х гг, виртуозного стиля XIX века - и жесткой токатности авангарда. В самой разнородности стилистических предпосылок заключен философский смысл - абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отмечены загадочной символикой, полифонией значений, глубоким философским подтекстом.


2.4. Значение творчества Рахманинова

Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, объединив их под общим знаменателем авторского стиля. Композитор обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Рахманинов обогатил интонационный фонд мировой музыки интонационным багажом древнерусского знаменного распева. Его фортепианная наследие стало неотъемлемой частью репертуара пианистов всего мира. Рахманинов одним из первых предпринял шаги к синтезу классической традиции и джаза.

Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее важное: пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ. В частности Рахманинова считал своим кумиром выдающийся пианист В. Горовиц. В пианизма Рахманинова нашли воплощение передовые традиции русской фортепианной школы - глубокая содержательность исполнения, внимание к интонационного богатства музыки, "пение на фортепиано - имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации. В то же время игра Рахманинова отличалась яркой индивидуальностью и неповторимостью, которая была обусловлено влиянием Рахманинова-композитора. Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.


3. Интересные факты

Мелодия популярной песни All by myself, которая появилась в 1975 году и стала популярной благодаря выполнению Селин Дион, была полностью заимствована ее автором - американским музыкантом Эриком Карменом - с Концерта № 2 для фортепиано с оркестром Рахманинова.

4. Полный список произведений

С.Рахманинов.
Портрет работы К. А. Сомова
Могила Рахманинова на кладбище Kensico

в скобках - дата окончания

Твори без опусу:


5. Музичні приклади



См.. также

6. Сноски

  1. " " Рахманинов И. "Исторические сведения о роде дворян Рахманиновых"
  2. " " Двоюрідний брат Ксенії Держинської та Миколи Вілінського, див. Елегія про Миколу Вілінського http://www.day.kiev.ua/200537/
  3. " " В деяких джерелах міститься неправдива інформація стосовно того, що ця подія мала місце 1 листопада 1918. Спираємось на спогади С. А. Сатіної
  4. " " За спогадами Є. І. Сомова, С. Рахманінов слухав радіотрансляцію знаменитої 7-ї симфонії Д. Шостаковича, однак утримався від будь-яких коментарів.

Литература

  • Алексеев А. Д. Сергей Рахманинов. Жизнь и творческая деятельность - М.: Музгиз, 1954.
  • Асафьев Б. В. С. В. Рахманинов, [М.], 1945.
  • Воспоминания о Рахманинове / Сост. 3. Апетян. - Т. 1, 2. - 4-е изд., М., 1974.
  • С. В. Рахманинов. Сб. статей и материалов, М. - Л., 1947.
  • С. В. Рахманинов и русская опера. Сб. статей, М., 1947.
  • Молодые годы С. В. Рахманинова. Письма. Воспоминания, Л. - М., 1949.
  • Понизовкин Ю. Рахманинов - пианист, интерпретатор собственных произведений, М., 1965.
  • Брянцева В. Н. Сергей Рахманинов. - М.: Советская Россия, 1962.
  • Брянцева В. Н. Фортепианные пьесы Рахманинова, М., 1966.
  • Брянцева В. Н. Детство и юность Сергея Рахманинова, 2 изд., М., 1972.
  • С. В. Рахманинов в Ивановке. Сб. материалов и документов, Воронеж, 1971.
  • Келдыш Ю. Рахманинов и его время, М., 1973.
  • Памяти С. В. Рахманинова. [Сб. воспоминаний], Нью-Йорк, 1946.
  • Сергей Рахманинов. Альбом. / Сост. Е. Н. Рудакова, текст А. И. Кандинского. - М.: Музыка, 1988. ISBN 5-7140-0091-9
  • Соловцов А. А. Сергей Рахманинов. - М.: Музыка, 1969.
  • Ганзбург Г. Стилевой кризис Рахманинова: сущность и последствия // Музыкальная академия. - 2003. - № 3. - С. 171-173. [1]
  • Сергей Рахманинов: История и современность: Сб. статей. - Ростов-на-Дону, 2005. - ISBN 5-7509-1216-7.
  • С. Рахманінов: на зламі століть. Вип. 3. / Под ред. Л. А. Трубнікової. - Харків, 2006.
  • Rachmaninoff's recollections told by Oscar von Riesemann, L. - NY, 1934.
  • Bertensson S. and Leyda J., Sergei Rachmaninoff. A lifetime in music, NY, 1956.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам