Надо Знать

добавить знаний



Рахов


Рахов на карте области. Раховский район выделено голубым.

План:


Введение

Р?хив (нем. Rachau, чешск. Rachov) - город, административный центр Раховского района Закарпатской области, на Гуцульщине. Расположен в северо-восточной части Закарпатской области в горной котловине на высоте 430 м над уровнем моря - самый высокогорный город и районный центр в Украина. Наибольший перепад высот в Рахове между низкой (400 м) и наиболее высокой (1200 м) улицами. Благодаря географическому расположению, уникальной природе и самобытной гуцульской культуре Рахов известный, как один из самых популярных туристско-рекреационных центров западной Украины. В городе работают турбаза, отели и ряд частных домов. В Рахове находится правления Карпатского биосферного заповедника.

Имеет автомобильное и железнодорожное сообщение с крупнейшими городами Западной Украине ( Львов, Ивано-Франковск, Ужгород).


1. Климат

Климат на Раховщине умеренно-континентальный с ярко выраженной поясностью: в низине - умеренный, с теплым летом и относительно мягкой зимой; в верховьях - резко континентальный, с холодной и продолжительной зимой и прохладным дождливым летом. Средняя январская температура -4,8 ? C, средняя температура июля +18 ? C, а средняя годовая температура воздуха составляет +7,4 ? C. Период с температурой выше плюс 10 ? C составляет 147 дней. Теплее в районе село Луг, а холодное на Говерле. Преобладают ветры западного и юго-западного направления.

Среднегодовое количество осадков в горах - до 1400 мм. В Рахове до 1300 мм. Толщина снежного покрова - от 30 см. до полутора метров и более. Зимой в горах обрушиваются снежные лавины. Вечных снегов нет, но снег в по некоторым местах еще бывает и в июне. Во время интенсивного таяния снега и дождей, возможны угрожающие и разрушительные паводки (ноябрь 1998 года, март 2001 года). Зарегистрирован в Рахове абсолютный суточный максимум осадков - 133 мм.


2. Полезные ископаемые и минеральные ресурсы

Горы, окружающие Рахов, богаты полезными ископаемыми. Здесь добывают строительный камень, мрамор, песчаники, золото, аргиллиты. Непосредственно в городе и его ближайших окрестностях находится около 20 источников минеральной воды.

3. Название

Есть несколько легенд и версий о происхождении названия города. Они связаны с движением повстанцев, которые якобы в этой местности считали отобранное у богачей добро и делили его между бедняками. Другая версия: купцы на пути из Трансильвании и Венгрии к Галиции останавливались здесь и считали свои прибыли. Возможно, название происходит от собственного имени Рах, который имел здесь усадьбу. Украинских Рахов, русинском Рахове, русском Рахов, венгерском Rah?, словацком Rachov, польской Rach?w, румынском Rahău, немецком Rauhau, на идиш Рахев, Рахив.


4. История

Датой основания Рахова считается 1447 год, хотя письменное упоминание об этом поселении известна еще с 910 года. Одними из первых поселенцев Рахова, наверное, были гуцулы из Галичины - Мельничук, Ворохты и другие. Крестьяне занимались овцеводством, рыболовством, охотой, пчеловодством. Жили в пыльных избах-землянках, впоследствии строили гуцульские хаты-гражды.

В XIII в. Венгрия полностью овладела горными районами Закарпатье. Постепенно сюда стали прибывать и селиться здесь венгерские феодалы.

Испытал Рахов и татаро-монгольского порабощения. В 1241 году шестидесятитысячной орда хана Батыя перешла через Карпаты в Венгрию. За период своего господства татаро-монголы огнем и мечом опустошили и разрушили почти все города и села.

После отступления завоевателей в Закарпатье возвращаются венгерские феодалы. После поражения в битве под Могачем в 1526 году Венгрия распалась. Большая часть Закарпатья попала в вассальную зависимость от Турции, а остальная территория оказалась под властью Габсбургов. В начале XIV в. зарождается опришковское движение. Раховчане активно участвовали в отрядах народных мстителей И.Пинти, Ф. Бойко, И.Пискливого, О. Довбуша, В.Баюрака, что грозой проносились Карпатами.

Во времена вхождения закарпатских земель в состав Австро-Венгрии сюда было переселено много немецких колонистов, с участием которых происходило становление лесоперерабатывающей отрасли. Огромным толчком к социально-экономического развития этого края стало строительство железной дороги до Рахова и Ясиня, которая была сдана в эксплуатацию 15 августа 1895. Строили дорогу 16 000 итальянцев и специалистов из других стран.

В начале XX ст. Рахов стал уездным городом - центром Тисодолинянського уезда (округа) Марамороского комитата. С этого же периода известна и печать поселения - с изображением головы оленя, обратной в левый геральдический сторону.

В ноябре 1918 года раховчане решительно поднялись на борьбу за освобождение и воссоединение края с украинским народом. 8 ноября 1918 года в с. Ясиня было образовано Гуцульской республике во главе с Степан Клочурак, которая продержалась до мая 1919 года. 14 января ее войска, с боем, освободили Рахов от венгерской администрации и войск. Им помогло то, что в городе вспыхнуло восстание украинский, организованное П. Попенко. Именно он стал старостой города, однако 19 января был убит провенгерской террористом. Старостой раховчане избрали С. Дребот. Но вскоре гуцульские войска покинули центр города, укрепившись в пригороде - Устериках. Город и соседние Трибушаны и Берлибаш (Деловое и Костылевка) стали буферной зоной между Гуцульской республики и румынскими войсками, которые оккупировали В. Бычков, Луг и др.. населенные пункты. Оккупированный был Рахов румнськимы войсками в мае 1919 г. Вскоре прекратила существование и Гуцульская республика.

В июне 1920 г. Рахов вошел в состав Чехословацкой республики

При вхождении Закарпатья (тогдашнее название - Подкарпатская Русь) в состав ЧСР, населенные пункты Раховщины активно развивались как центры туризма. В одной из своих статей С. Клочурак назвал Рахов Гуцульским Парижем.

Фашистская оккупация времен второй мировой войны завершилась занятием города, как и всего Закарпатья, частями Красной Армии в октябре 1944 года. В 1945 году Рахов, как и все Закарпатье, вошел в состав УССР.


5. Религиозные общины

5.1. Римско-католическая церковь

Рахов впервые в официальных письмах упоминается в 1447 году. 1770 году из Верхней Австрии сюда поселили много людей и в связи с этим увеличилось количество римо-католиков. В 18 в. граф Карой Эстерхази епископ Егерский большое внимание обращал чтобы в Марамороского комитате церковные дела впорядкувалися. в 1782 году Эгерская епархия приготовила план для создания Раховского и Ясинянской приходов. Иштван Балог - настоятель Мараморош-Сигетський (вице-управляющий комитата) в 1787 году подает прошение чтобы в Рахове основали римско-католическую религиозную общину. С обращения узнаем, что в городе римко-католики являются немцами и русинами, которые говорят польским диалектом и здесь был бы нужен городской Каплан (священник0 который желательно чтобы знал венгерский язык. В это время римо-католики еще имеют церковь но греко-католики передают свою деревянную часовню, поскольку имеют на то время две церкви. Эта временная церковь через некоторое время становится малой для количества прихожан и в 1788 году появилось решение построить новую церковь на 300 человек. Строительный план и смету еще в том году изготовили, но более 30 лет ни церковь ни приходской дом не начали строить. Раховский филиал основали в 1791 году, а Раховскую приход как самостоятельную церковную учреждение основали в 1810 году. В 1918 году история пишет, что деревянная часовня находится в плохом состоянии. Там есть один алтарь. У моста стоит одна деревянная часовня в котором есть статуя Яна Непомукського и заботится о ней римо-католи община. Новую каменную церковь начинают строить в 1822 году за время священника Яноша Линценболда и посвящают 1 ноября 1825 течение времени украшалась наряжалась. В 1872 г. подняли крышу и построили высокую колокольню, которая отличалась среди других строя. В 1892 г. построили новую гробницу в храме В 1884 г. принесли новый орган. протяжении веков раховские верующие обращали много внимания на прикаршення своей церкви. Изнутри покрасили в 1810 году. Часы с 1913 года (в 1943 и 2008 г. реставрували0 на Зак-е подобных действующих только два - еще в Хусте. В 2008 г. часы обновили сделали электронизации на три колокола, которые сюда принесли с Кошице в 1923 году. Осенью 1935 года община заказала оригинальные масляной краской крашеня "крестный путь Господа нашего Иисуса Христа" из 14 картин. Для покупки этой крестного пути колядовали на Рождество. В 1936 были изготовлены и доставлены в Рахов. Во время Второй ситовых войны в 1944 году бомба упала на город и повредил здание храма, треснула стена приходского дома. После войны под давлением новой власти, в 1946 году, религиозная община "отказалась" от своих земель. течение 47-48 года от приходского дома и своего сад. Священник вынужден был жить на квартире. Хотя много лет исторические сведения не велись, однако мы знаем, что в 1954 году нарисовали новую витаарну картину покривителя церкви Святого Яна Непомукського. здо бровильних пожрать нарисовали две побочные картины Христа-Царя и Непорочной Девы Марии Царицы мира в 1968 г. после 33 лет умер Иштван Реслер который был священником. Хотя большинство его священська деятельность приходилась на советские времена, но показания метрик видим, что многие приходили крестить, просили похороны и даже венчания. Во время советской власти властей хотела перестроить главную площадь города и так как церковь не умещалась в их планы хотели снести. Верующие соединились и были выносливы в том, что не допустить разрушения и пристнисть священника в городе тоже укрепляла их решения. Когда его заставляли чтобы поменял свое отношение 9навить предлагали которые дадут другую церковь, он обратился к верующим, чтобы они отстаивали свои права, чтобы дальше озвучили свой голос. Двадцатка подавала свои просьбы к ужгорода киева, даже в Москву. Им даже предлагали православную церковь или синагогу, но верующие настояли на сохранении своего. Коммунистическая власть ничего не могла после этого сделать, лишь запретила делать реставрацию. В эти годы снесли часовню возле моста и статую Яна Непомукського перенесли в церковь. Во времена служения Иштфана Темфли ввели венгерскую языковую литергию по решению II Ватиканского синода. Весной 1989 г. на Закарпатье с визитом побывал кардинал Ласло Пашкаи, архиепископ Естергомскому. Тогда многие раховских верующих отправились в Солотвино чтобы встретиться с ним и просили для своей общины священника. (доезжал из Солотвино). 15 октября 1989 когда священник Бейло Боган взял управление приходом. Тогда возобновился религиозную жизнь. Стали регулярными богослужения и началось рнлигйне обучения молодежи 13 ноября 1989 с визитом посетил Раховскую общину архиепископ Егерский доктор Иштван Шерегель. 10 июня 1990 на праздник Святой Троицы, после более 40 лет, впервые состоялось торжественное первое причастие. В праздник Тела и Крови Христовой состоялся первый открытый прецессионное ход вокруг церкви, что было свидетельством того, что городская община восстановилась и живет. 30 Январь 1991 по решению государственного совета церкви вернули приходской дом. Внутренняя реставрация прошла в 2004-05 годах, во времена священника Романа Шнепа. В 2006 году капитальный ремонт приходского дома. За время настоятельства Иштвана Лошака началась украиноязычная пасторации римско-католических верующих города. В 2008 году в святилище полностью заменили пол. В 2008 году впервые построили большой уличный вертеп и впервые принесли Вифлеемский огонь. За время священства Ласло Микуляк внешне перекрасили церковь, готовясь к празднованию 200-летия Раховского римско-католического прихода в 2010 году. примерно 1 тысяча 200 верующих, из которых большинство венгерской национальности



6. Население

Население Рахова около 17.000 человек, из них: Украинский - 83,8%; Венгров - 11,6%; Румын - 3,2%; Россиян - 0,8%

6.1. Известны раховцы


7. Фестивали

Фестивали которые здесь стали традиционными: фестивали-ярмарки "Гуцульская брынза", Гуцульские фестивали, Дни города и фестиваль этно-рок культуры "Европа-Центр".

7.1. Гуцульские фестивали

В 1991 году Гуцульский фестиваль начало общество "Гуцульщина". Под впечатлением полученного Украиной независимости, 27 сентября 1991 года на горной Запидок Верховинского района Ивано-Франковской области проводился И Гуцульский фестиваль. Хронология гуцульских фестивалей в г. Рахове:

  • Август 1993 - III Гуцульский фестиваль
  • Сентябрь 1997 - VII Гуцульский фестиваль
  • Сентябрь 2005 года - XV Гуцульский фестиваль

7.2. фестиваль этно-рок культуры "Европа-Центр"

24 сентября 2005 Министерство культуры и туризма Украины совместно с "Государственным концертным агентством" Украина "открыл I-ый Международный Фестиваль Rock & World музыки" Европа-Центр "- яркое массовое шоу не только музыкального, но и развлекательного содержания, выступления гуцульских коллективов, выставки местных мастеров, ярмарки-продажи.

Европа-центр, день Рахова 2011 - ОНЛАЙН ВИДЕО на rbdut.at.ua
Рок-Фестиваль Европа-центр прошел под лозунгом "Будь Украинский - стань европейцем" Смотреть онлайн на rbdut.at.ua

20 мая 2012: Международный Фестиваль Rock & World музыки "Европа-Центр" и святкуваання дня города. Ожидаются: Оксана Билозир, Злата Огневич, группа "Скрябин", С.К.А.Й. и другие рок-группы. По спрянням ХДС (Христианско-демократического союза)


7.3. Гуцульская брынза

Гуцульская брынза - праздник возвращения овцеводов с полонин домой. Ежегодно, в апреле они выходят со скотом высоко в горы на широкие полонины, где остаются до начала сентября. На полонинах присматривают скот, доят молоко, часть свежим передают с оказией хозяевам, из остального делают сыр, брынзу, будз, вурду. Поработав целое лето в горах овцеводы возвращаются домой и устраивают шумный праздник - фестиваль Гуцульская брындзя. Сыр, брынза, вурда, будз - это главные разновидности гуцульского сыра. Отличаются они по цвету, вкусу, структуре и технологии приготовления. Сначала молоко скисает, его проваривают, образуются сгустки сыра, их вынимают руками, слепливая в шары величиной с баранью голову, вывешивают, чтобы процедился и спрессовался. Сыр мелко перетирают с солью и хранят в деревянных кадках уже брынзу, поэтому настоящая гуцульская брынза рассыпчатая и соленая. То, что продается в магазинах - это скорее просто гуцульский сыр, именно так он и выглядит. Если сыр прокоптят - это будз. А музыка в эти праздники - это просто сказка! За каждым столом своя песня. Разогретые вкусными блюдами и напитками музыки соревнуются на ловкость. Цимбалы, свирели, барабан и скрипка - непривычные слушателю сначала трудно уловить мелодию в этом шуме инструментов, но через несколько минут вырисовывается настроение, ритм и мелодия. Звук трембиты на общем фоне предоставляет песни особый колорит. Во удивительные мотивы, особенно интересно рассматривать причудливые изделия из дерева: мозолистые старцы и растрепанные нимфы из извилистого корни, инкрустированные бисером тарелки, глиняные кувшины и миски - кропотливая и искусная работа.

Видео страниц жизни города РАХОВ - Гуцульская брынза 2006-2009 на rbdut.at.ua

Примечания


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам