Надо Знать

добавить знаний



Рационализм



Рационализм (от лат. Ratio - разум) - философская точка зрения, подчеркивает первенство и компетентность ума (логического хода рассуждения) в поисках правды. В истории философии рационализм противопоставляется эмпиризма - философской установке, которая кладет в основу поисков истины опыт.

К выдающихся представителей рационалистической школы мышления принадлежали Бенедикт Спиноза, Рене Декарт, Готфрид Лейбниц. Особое место занимает философия Иммануила Канта, который пытался выделить априорное знание, то есть ту часть знания человека, которую невозможно получить из опыта.


Рационализм в Средневековье

Рационализм считается признакового характеристикой современного духа. Однако утверждение, что рационализм был чем-то совершенно чуждым средневековой мысли ошибочно. Педантичность схоластики свидетельствует об уважительной позицию, которую человеческое рассуждения занимало среди знатоков католической церкви. Без сомнения рационализм средних веков был интенсифицированный из-за переоткрытия аристотелевской доктрины. Но неутомимой восприятия Аристотеля Святым Альбертом Великим и его учениками означает предварительную способность к логической мысли. Рационализм не пришел в Европу так-сказать вдруг некуда.

К этому можно добавить, что даже примитивный человек обладает способностью к рациональному мышления, и на то она вполне способной, наблюдая мир вокруг себя манере, напоминающей любого современного емпириста, чтобы понять законы природы. Примитивный человек не полагается на манну с неба когда она охвачена голодом, она не строит жилье в воздухе Как Питер Л. Бергер нам напоминает: повседневная жизнь примитивного человека, как наше, доминуеться эмпирическими, прагматическими, утилитарными императивами относящимися к "этого мира", она бы не справилась с наименьшими основными проблемами выживания, если бы это не было так (Бергер: 1969, ст. 15)

Рационализм не является частной собственностью современников. Как бы там ни было, необходимо отметить одну важную разницу: если в средневековые схоласты покорно допускали, что некоторые истины были вне понимания человеческого логического мышления, современный человек не испытывала ни трепета сталкиваясь с такими тайнами. По Фомой Аквинским, хотя человеческое мышление не в состоянии постичь полностью истины, что есть над ним, однако, если оно как-то воспринимает эти истины крайней мере верой, для себя оно приобретает большого совершенства (Сумма контра Гентилес И, 5:6). Современный человек однако либо отрицали существование всего, что лежит вне мира ощутимого проявления, либо занимала позицию уже известного агностика. Рене Гюно объяснил эту современную тенденцию, как "солидификация (затверделость) мира" (Гюно: 1945, председатель 17). Мир, по словам Гюно, стал "закрытой системой" (Ибид: ст. 115). В переносной терминологии можно сказать, что кажется была построена непроходимая стена чтобы заслонить мир от всех небесных влияний. Гюно отметил, что эта солидификация не продлится к неопределенности и делает ясным, что трещины обязывают явиться в "большой стене" (Гюно: 1945, председатель 25).


Смотри также

Источники

  • (Англ.) Anil Batti (Анил Батти). Understanding Rene Guenon (Понимание Рене Гюно). An Exposition of the Fundamental Theories of a 20th Century Metaphysician and Despiser of Modernity. Диссертация, универститета Осло, 2004.
  • (Англ.) Peter L. Berger (1969). A Rumour of Angels: Modern Society and the Rediscovery of the Supernatural. Allen Lane The Penguin Books: London, 1970.
  • (Англ.) Rene Guenon (Рене Гюно, 1945). The Reign of Quantity and the Signs of the Times (Правления количества и признаки времен). Tr. Lord Northbourne. Sophia Perennis: Ghent, New York, 2001.
  • (Англ.) Thomas Aquinas (Saint). Summa Contra Gentiles. Four books in five volumes. Intr. & Tr. Anton C. Pegis, James F. Anderson, Vernon J. Bourke, and Charles J. O'Neille. University of Notre Dame Press: Notre Dame, Indiana, 1975.


п ? в ? р Философия
Западная философия ? Философия
История философии
Области
Философия ...
антропологии ? войны ? географии ? юмора ? действия ? экономики ? закона ? информации ? истории ? литературы ? математики ? языка ? музыки ? обучения ? науки ? здравоохранения ? политики ? психологии ? религии ? сознания ? социальных наук ? техники ? физики ? Онтология ? Метафилософия
Школы
Аверроизм ? Аналитическая философия ? Аристотелизм ? Ашари ? Гегельянство ? Гедонизм ? Герменевтика ? Гуманизм ? Деизм ? Деконструкция ? Деонтология ? Диалектический материализм ? Досократики ? Дуализм ? Экзистенциализм ? Эмпиризм ? Эпикурейство ? Епифеноменализм ? Этика добродетели ? Идеализм ? Квиетизм ? Континентальная философия ? Концептуализм ? Либерализм ? Логический позитивизм ? Марксизм ? Материализм ? Монизм ? Мутазилиты ? Натурализм ? Неоплатонизм ? Нигилизм ? Новые философы ? Нью-эйдж ? Объективизм ? Пантеизм ? Партикуляризм ? Платонизм ? Позитивизм ? Постконструктивизм ? Постмодернизм ? Прагматизм ? Провиденциализм ? Рационализм ? Реализм ? Релятивизм ? Скептицизм ? Стоицизм ? Структурализм ? Схоластика ? Трансцендентная философия ? Утилитаризм ? Феноменология ? Физикализм ? Философия Авиценны ? Философия Канта ? Философия обыденного языка ? Франкфуртская школа ? Функционализм
Портал Философия ? Категория Философия

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам