Надо Знать

добавить знаний



Реальность



План:


Введение

Реальность (от лат. realis - Вещественный, действительный, от res - вещь, предмет) - философский срок, который означает то, что существует в действительности [1]. Определение того, что существует в действительности, а что на самом деле не существует - сложное онтологическое вопрос, а потому среди философов срок реальность употребляется в разных значениях в зависимости от философского направления или школы.

Противоположные реальности понятия суть "Иллюзия", "Фантазия", "Идеальное". Синонимом понятия "реальность" в повседневном обиходе часто выступает понятие " действительность ", однако, например, в философии диалектического материализма действительность определяется как философская категория, противопоставляется возможности, т.е. действительность - это реализованная возможность [2].

Иногда, под "реальностью" понимают данность объектов в широком смысле, и говорят, например, о виртуальную реальность.

Понятие реальности изучается разделом философии - онтологией. Круг проблем, на которые она пытается дать ответ, включают вопрос: реальный я ? реальны мои мысли ? реален мир, что меня окружает? реальны абстрактные понятия ? и тому подобное.


1. Взгляды на реальность в истории философии

Различение реального и настоящего созерцанию играло важную роль уже в античной философии. По учению Демокрита, только в общем мнении существует цвет, в мнении - сладкое, в мнении - горькое, в действительности же существуют только - атомы и пустота. "В общем мнении" у него означает то же, что "согласно общепринятому мнению" и "для нас", не по природе самих вещей; природу же самих вещей он, в свою очередь, обозначает выражением "на самом деле" (от слова "правда "," истинное "). Это различение совпадает, таким образом, у Демокрита с различием между "природой вещей", которая существует объективно, и формами ее чувственного восприятия субъектом.

Для Платона действительности реальными были только идеи ( эйдос). Весь мир за миром идей, Гиперурания, Платон провозглашал только тенью, иллюзией. Аристотель тоже признавал реальность идей, но только в вещах. Подобные Платоновых мысли характерны также для многих школ классической индийской философии, в которых настоящую реальность имеет только брахман, тогда как известный людям мир, и даже боги - иллюзия, майя.

Среди важных вопросов средневековой философии выделяется спор о реальности универсалий между реалистами и номиналистами. Реалисты отстаивали тот взгляд, что общие понятия существуют на самом деле, то есть реальными. Номиналисты считали, что общие понятия существуют только как названия, имена.

Рене Декарт, провозглашая принципы универсального сомнения, пришел к выводу, что единственное, в чем нельзя сомневаться - это в существовании, реальности, самого исследователя - cogito ergo sum ​​(думаю, следовательно, существую). Многочисленные философы и философские школы после Декарта отказывались рассматривать вопрос о реальности мира вне ощущениями, перенося основной акцент в область гносеологии ( эпистемологии), области философии, изучающий проблемы познания. Марксистско-ленинская философия относит таких философов и такие школы в субъективных идеалистов, хотя они сами себя так не называют. В частности, к их числу Джордж Беркли и Дэвид Юм. Субъективные идеалисты не обязательно отрицают реальность мира вне ощущениями, они или провозглашают этот вопрос метафизическим, или, как Иммануил Кант, считают, что ответ на этот вопрос требует трансцензусу - выхода за пределы эмпирического опыта.

Гегель, развивая свои взгляды в духе Платона и средневекового реализма, провозгласил, что первичную реальность имеет абсолютная идея, которая порождает эмпирическую чувственную реальность. Марксистско-ленинская философия классифицирует подобные взгляды объективно идеалистическими.

Сторонники материализма утверждают не только реальность, и первичность внешнего материального мира, поэтому для них по вопросу о реальности акцент смещается к вопросу о реальности идеального, сознания. Вульгарный материализм решал этот вопрос кардинально, утверждая, что сознание не только существует, но и материальная.


1.1. Реальность в диалектическом материализме

В диалектическом материализме термин "реальность" употребляется в двух смыслах:

  • все существующее, то есть весь материальный мир, включая все его идеальные продукты;
  • объективная реальность, т.е. материя в совокупности различных ее видов. Реальность противопоставляется здесь субъективной реальности, т.е. явлениям сознания, и отождествляется с понятием материи.

2. Трактовка реальности

Существует два основных трактовки реальности: реализм, утверждающий объективное существование реальности, которая только открывается человеком в процессе познания, и феноменализм, который утверждает, что реальность зависит от познавательной активности человека и конструируется в последний. Начиная с 60-х годов 20 в. взгляды в русле феноменализма стали называть антиреализм. Например, с точки зрения антиреализм олимпийские боги для древнего грека были такой же реальностью, как и электрон для современного ученого.


3. Бытие и реальность

Понятие реальность вступает в сложные отношения с понятием бытия :

  • Бытие есть совокупность разновидностей реальности (когда понятие реальности предельно расширено и включает такие понятия как, например, субъективная реальность)
  • Бытие содержит реальность как составную часть (когда реальности противопоставила ирреальность или сюрреальность)
  • Реальность содержит в себе бытие (в экзистенциализме, где бытие имеет только человек).

4. Виды реальности

Слово реальность входит в состав ряда терминов, связанных с его главным значением. В частности, среди них можно выделить следующие:

  • Физическая реальность - понимание реальности в естествознании 20 века. Философский анализ естествознания, его методологии и ограничений сформировался в направление, получивший название научного реализма [3].
  • Социальная реальность - слой реальности, существующей благодаря взаимодействию людей в обществе [4].
  • Виртуальная реальность - иллюзорна "реальность", воображаемый мир, созданный компьютерами.
  • Кроме того различают актуальную реальность (то, что есть сейчас) и потенциальную (что "реально" может произойти), а также реальность объективную и субъективную. В этих классификациях реальность совпадает с бытием.
  • Консенсусная реальность - подход к определению того, что существует в действительности, через согласие, консенсус между субъектами познания [5]. Этот подход развивается в русле социального конструктивизма [6].

Источники

6. Сноски

  1. Шинкарук, стр. 566.
  2. Шинкарук, стр. 396
  3. Leplin, Jarrett. (1984). Scientific Realism. California: University of California Press.
  4. John R. Searle, The Construction of Social Reality (Penguin 1996) p. 79
  5. Putnam, Hilary (1981). Reason, Truth, and History. Cambridge: Cambridge University Press.
  6. Berger, PL and T. Luckmann (1966), The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge, Garden City, NY: Anchor Books. ISBN 0-385-05898-5


Аристотель Это незавершенная статья по философии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам