Надо Знать

добавить знаний



Ревуцкий Лев Николаевич



План:


Введение

Лев Ревуцкий с женой Софией, 1916 г.

Лев (Левко) Николаевич Ревуцкий ( 20 февраля 1889, Иржавец - 30 марта 1977, Киев) - украинские композитор, педагог, музыкальный и общественный деятель, брат Дмитрия Ревуцкого, дядя Валерьяна Ревуцкого, племянник Алексея и Николая Стороженко. Доктор искусствоведения ( 1941). Академик АН УССР ( 1957). 3аслужений деятель искусств УССР ( 1941), Народный артист СССР ( 1944), Герой Социалистического Труда ( 1969). Лауреат Государственной премии СССР (1941), Государственной премии УССР им.Т. Г. Шевченко ( 1966).


1. Биография

Родился в Черниговской.

1.1. Родители

Александра Дмитриевна и Николай Гаврилович Ревуцкая, 1905 год, фото Л. Ревуцкого

Отец - Николай Гаврилович имел неплохой баса и иногда пел что-то из репертуара для этого голоса и играл на скрипке под аккомпанемент супруги, мать - Александра Дмитриевна (девичья фамилия Каневская) ( 1844, Киев - 1906) - к замужеству школьный учитель в селе Иржавец, фольклорист. Свободно владела французским и немецким языками, получила музыкальное образование в пансионе для девиц села Римаривцив Гадячского уезда у немецкого учителя Блюмеля. Играла на фортепиано (исполняла произведения Шопена, сонаты Бетховена), собирала местный песенный фольклор. В 1880 году вышла замуж Николаем Гавриловичем Ревуцким. Переписывалась с Л. Толстым по организации обучения в сельской школе. Эти материалы в 1930 г. передано Дмитрием Николаевичем Ревуцким в музей "Ясная Поляна". Когда Лев Толстой был в Бахмаче в имении художника Николая Ге, состоялось их личное знакомство.

Дед, мамин отец, Дмитрий Кондратович Каневский, военный, вышел в отставку в чине штаб-ротмистра Харьковского уланского полка, поселился в Иржавце.


1.1.1. Ранние годы

По воспоминаниям самого композитора, в четыре года он выучил ноты, у него проявился абсолютный слух, за что его в шутку прозвали Камертоном, с пяти лет учится игре на фортепиано. С 1898 года Ревуцкий со своим старшим братом Дмитрием учится в Прилуцкой гимназии. В эти годы он знакомится с шедеврами мировой и украинской литературы, в частности во время концертов Ревуцкий выступал с чтением отрывков из ?Евгения Онегина? Пушкина.

С 1903 был зачислен в киевской частной гимназии Г. Валькера и, одновременно, к музыкальной школы Николая Аполлоновича Тутковского. Там он обучается игре на фортепиано в Н. Лысенко. С 1907 изучал право в Киевском университете. С того времени происходят его первые произведения для фортепиано: соната, прелюдии, вальсы и концерт для фортепиано с оркестром.

В 1913-1916 годах учился композиции в Киевской консерватории в классе композиции Р. Глиэра и классе фортепиано у С.Короткевича и Григория Ходоровского. 1916 Ревуцкий параллельно заканчивает консерваторию и Киевский университет (факультет права).

Лев Николаевич, хоть получил образование в духовной семинарии, священником не работал: был сельским учителем. По поручению земства проводил постоянные наблюдения на метеорологическом пункте, систематически готовил различные диаграммы и статистические данные.


1.1.2. Довоенные годы

В 1916-18 годах находился в армии. 1919-24 преподавал в школе и руководил сельскими хорами в Иржавце и Прилуках. В этот период была написана кантата "Платок". С 1924 в Киеве преподаватель Музыкально-драматического института имени. Н. Лысенко, с 1934 - Киевской консерватории. С 1935 - профессор.

Остро критикуемый за фортепианный концерт (1934), Ревуцкий ограничил свою композиторское творчество, сосредоточившись почти исключительно на профессорской деятельности, редактировании ранее написанных произведений и общественной деятельности в Союзу композиторов Украины. Он - член оргбюро СРКУ (1932-39), оргкомитета СК СССР (1939-48), председатель правления СКУ (1944-48).


1.1.3. Послевоенные годы

Мемориальная доска Льву Ревуцкому в помещении Киевской консерватории.

Во время Второй мировой войны Ревуцкий был руководителем кафедры истории и теории музыки Ташкентской консерватории. По окончании войны - вернулся в Киев и продолжал преподавать до 1960 года.

Льва был избран депутатом Верховной Рады Украины ряда созывов. На 1950-е годы приходится огромная работа по редактированию и подготовке к печати произведений М. Лысенко, которая была успешно выполнена. В феврале 1969 года в связи с 80-летием со дня рождения и за выдающиеся творческие заслуги Лев Николаевич Ревуцкий был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Умер композитор 30 марта 1977, похоронен на Байковом кладбище в Киеве.


2. Музыкальное творчество Льва

Ревуцкий автор произведений великих музыкальных форм: соната для фортепиано, две симфонии (вторая на темы украинских народных песен 1926, в редакции 1940 года, один из лучших произведений P.), два концерта для фортепиано. Эти произведения написаны с тонким знанием исполнительного аппарата, одни из первых в украинской музыкальной литературе. Также в произведениях малых форм (фортепианные прелюдии, произведения для скрипки и виолончели с фортепиано) Ревуцкий очень оригинальный свежестью музыкального языка и техническими приемами. Среди вокальных произведений отмечается кантата "Платок", как и прекрасные обработки народных песен для голоса с фортепиано, в которых особенно интересны фортепианные партии, трактованы насквозь самостоятельно (отдельные сборники "Гал. Песни", "Солнышко", "Казацкие и исторические песни") .

Лев Николаевич Ревуцкий творчески развил методы Лысенко и Леонтовича, которые заключались в неразрывной слиянии музыкального фольклора с достижениями гармонического мышления конца XIX века. Он обогатил украинскую музыку индивидуальными стилистическими находками. Композиторский стиль Л.Ревуцкого формировался на основе глубокого и всестороннего познания национального народного мелоса и преобразования традиций современной профессиональной музыки. Произведениям художника присуща жизнеутверждающая настроенность, лиризм, сдержанность, широта и богатство эмоций. Размеренная, выразительная мелодика сочетается с напряженной сложной гармоникой. Л.Ревуцкий раскрывал действительность и в лирико-драматическом, и в лирико-эпическому ключах. Его творчество вошло в золотой фонд украинской классики (Вторая симфония и фортепианный концерт - первые значительные произведения этих жанров в украинской музыке). Значительный вклад Л.Ревуцкий сделал и в развитие жанра обработки народных песен. В его творческом наследии около 120 оригинальных обработок.


2.1. Значение творческой деятельности Льва

Вместе с Б. Лятошинского Ревуцкий считается влиятельным деятелем украинской музыкальной культуры своей эпохи. Он воспитал целое поколение нынешних украинских композиторов: М. Дремлюга, В. Гомоляко, А. Андреева, Г. Жуковского, Г. Майбороды и П. Майбороды, В. Кирейко, А. Филипенко, С. Жданова, А. Коломийца, А. Зноско-Боровского, Л. Левитова, Г.Мирецького, В. Рождественского, Л. Грабовского и др..

Ревуцкий много сделал для популяризации творчества Н. Лысенко. Он был редактором полного издания произведений Н. Лысенко. Л. Ревуцким была осуществлена ​​фундаментальная редакция, а также дополнены и оркестрованные некоторые номера его оперы "Тарас Бульба". Также Л. Ревуцким осуществлена ​​редакция фортепианного концерта В. Косенко.


3. Чествование

Мемориальная доска Льва на доме по ул. Софийской, 16 в Киеве (1979, арх. С. Н. Миргородский, ск. А. Ковалев)
Надгробие Льва на Байковом кладбище в Киеве

Имя Ревуцкого носят музыкальные коллективы и учреждения, в частности Государственная мужская хоровая капелла Украины им. Ревуцкого, музыкальное училище в Чернигове, общеобразовательная школа в с. Иржавце, детская музыкальная школа № 5 в г. Киеве, пароход на р. В честь Л. М. Ревуцкого назван одну из улиц Киева, который находится в Дарницком районе. Ежегодно в конце февраля проходит вручение Премии им. Л. Н. Ревуцкого Министерства культуры Украины. В с. Иржавец функционирует музей-усадьба Л. Н. Ревуцкого и Д. М. Ревуцкого


4. Творчество

вокально-симфонические произведения

  • кантата-поэма "Платок" (сл. Т.Шевченко, 1923, 2-а ред. 1944),
  • "Ода песне" (сл. М. Рыльского, 1956),
  • "Зима" (сл. А. Олеся, 1924),

для голоса с оркестром

  • "Монолог Тараса Бульбы" (сл. М. Рыльского по повести Гоголя, 1956),
  • Четыре укр. нар. песни - "Красная роза", "Ехал казак" (1928), "Да ой крикнули журавли", "Слышишь, брат мой? (1959) и др..;

для симфонического оркестра

  • Симфония № 1, ч.1-я и 3-я (1916-20, 2-а ред. 1-й ч.1957)
  • Симфония № 2 (1927, 2-а ред. 1940),
  • Козачок (1936),
  • Увертюра к опере "Тарас Бульба" Лысенко (1952);

для фортепиано с оркестром

  • Концерт (1934, последняя ред. 1963);

камерные ансамбли

  • Интермеццо для скрипки и фортепиано (1955);
  • Баллада для виолончели и фортепиано;

для фортепиано Соната, 7 прелюдий, этюды, Песня, Юмореска, Канон, Вальс, 2 этюда, дет. пьесы, транскрипции;

для голоса с фортепиано

  • "Ну расскажи же" (сл. Хоменко, 1923)
  • "Дума о трех ветрах" (сл. П.Тычины, 1925),
  • "Где тии слова" (сл. А. Олеся),
  • "Проса покошено" (сл. Рыльского),
  • "Тишина" (сл. собственные)

и проч., для хора без сопровождения -

  • "На реках круг Вавилона", "В перетику ходила", "Ой чего ты почернело" (все на сл.Т.Шевченко) и др..;

для хора с фортепиано

  • Пять укр. нар. песен.
  • Три веснушки,
  • хоры для детей и юношества и др..;

обработки народных песен (свыше 120), в частности:

  • циклы для голоса и фортепиано - "Казацкие песни" (1925), "Галицкие песни" (1926), "Песни для низкой голоса" (1925-27), "Песни для среднего голоса" (1925-43), "Песни для высокого голоса "(1925-47);
  • для смешанного хора - "На кладочци умывалась", "Дед идет", "Ехал стрелок на вийноньку", "Еврейские народные песни" (1934), "Балкарская р. песни" (1934) и др..;
  • сборники обработок украинских народных песен для детей "Солнышко" (1925);

песни - "Из-за гор и из-за высоких" (сл. М. Рыльского) и др..;

Другое

  • музыка к театральным спектаклям, кинофильмам, радиопередач;
  • редакция 1-й ч. Концерт для фп. с орк. В.Косенко;
  • фундаментальная ред. и дополнения рядом номеров оперы "Тарас Бульба" Лысенко

4.1. Литературные работы

  • Автобиографические записки / / Сов. музыка, 1939, № 1;
  • Воспитание композиторской молодежи / / Искусство, 1956, № 1;
  • Струны Лысенко живые / / Искусство, 1967, № 4 и др..

Литература

  • Энциклопедия "Черкасская". Составитель Виктор Жадько.-К., 2010.-С.742-743.
  • Виктор Жадько. Некрополь на Байковой горе. -К., 2008.-С.121-124, 168,169,268.
  • Виктор Жадько. Украинских некрополь.-К., 2005.-с.274.
  • Виктор Жадько. Баковый некрополь.-К., 2004.-С.161.
KuzykObl.JPG
  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • Муха Антон. Композиторы Украины и украинской диаспоры. - М.: 2004. - ISBN 966-8259-08-4
  • Киселев Г. Л. М. Ревуцкий. К. 1949;
  • Шеффер Т. Л. М. Ревуцкий. К. 1958;
  • Бялик М. Л. Ревуцкий. Черты творчества, К., 1963. 1973;
  • он же. Л. Н. Ревуцкий. Лен., 1979
  • Клин В. Л. Ревуцкий. Композитор-пианист. К. 1973.
  • Герасимова-Персидская Н. Вторая симфония Л. Ревуцкого, К., 1963;
  • Горюхина Н. Симфонизм Л.Ревуцкого, К., 1965; Клин В. Л. М. Ревуцкий - композитор-пианист, К., 1972;
  • Представительная А. Становление творческого метода Л.Ревуцкого, К, 1978;
  • Лев Николаевич Ревуцкий. Статьи, воспоминания (сб., упор. В.Кузик), К., 1989;
  • Лисецкий С. Л. М. Ревуцкий, К., 1989;
  • Кузык В. Лев Николаевич Ревуцкий. - М., 2009.
  • Ревуцкий Д. М. Николай Лысенко. Возвращение первоисточников (вступ. ст., Упор. Текстов, ил. Материал, ам. Покажч. В. Кузик). - М.: Муз. Украина, 2003. - С. 13, 15

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам