Надо Знать

добавить знаний



Резьба по дереву



План:


Введение

Резная рама.

Резьба по дереву - вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарной обработкой)


1. История резьбы по дереву

Резьба по дереву это искусство, которым славились древние славяне еще в XI веке. Однако само искусство возникло намного раньше. Резьбой украшались троны египетских фараонов, викинги качали своих детей в резных колыбелях, в Франции резьба по дереву стало неотъемлемой частью барокко.

В те далекие времена чаще всего для производства резных композиций использовали древесину ореха. После этого стало популярно красное и черное дерево. В независимости от материала, резьба украшали позолотой, росписью, после чего покрывали белым лаком.

Сохранились до наших времен немногочисленные образцы объемной Украинской народной скульптуры XVIII - XIX века. Главное изображение - распятие, фигуры святых.

В Центральной и Восточной Украины, где издавна было развито резьба, образцов народной скульптуры XVII - XIX в. сохранилось очень мало. Здесь преобладали изделия бытового назначения, отдельные детали которых можно отнести к народной скульптуры - это окончание ковшей, черпаков, ложек, столбцов ворот.

Изображения этих изделий имели зааморфну ​​форму и отличались очень обобщенным, без лишних деталей характером.

В начале ХХ ст. в Украине вырезали фигурные и украшены барельефами ульи.

Тематика изображений на них, мотивы декора были светскими и культовыми. В южной и лесостепной части Украины встречались ульи-долбленки в виде медведя, головы казака с оселедцем или целой сидячей фигуры.

В XVIII - XIX в. резьбы в Украине достигло высокого уровня. Резьбой украшали детали зданий - косяках бревна, балки, каличникы, пиддашни доски, верхние окна. В интерьере жилища резьбой украшали ставни, косяки, полочки, мисники. Особое внимание резчики уделяли балке, занимавший больше места в интерьере. Часто его украшали плосковиимчастим резьбой с мотивами розеток, кругов, полосок, ломаных линий, боковые части иногда профилювалы витым орнаментом. Традиция украшения балок существует в народном строительстве до сих пор.

Мастера щедро украшали резьбой предметы бытового и хозяйственного назначения. Сундуки, столы, кровати, миски, тарелки украшались орнаментальной резьбой.

Мастера-резчики украшали резьбой деревянные кладбищенские и придорожные кресты, которые сооружались на перекрестках, перекрестках дорог, у церквей и колодцев.

До наших времен сохранились уникальные образцы резных изделий - чумаков мажь, саней, разного домашней утвари, предметов домашнего обихода.

Важной отраслью художественной деревообработки в украинскую было изготовление музыкальных инструментов: ударных, духовных, струнных. Народные музыкальные инструменты является одним из ответвлений традиционной культуры и по своему происхождению, развитием, стилистическими принципами связаны с народной обрядностью и бытом украинского.

Отдельные виды народных инструментов музыкальных бытовали на определенной территории Украины, например, бандура - преимущественно в центральных районах и на юге Украины, на Гуцульщине особенно почитали трембиту.


1.1. История развития резьбы по дереву

Мелко-резные деревянные двери в мечети УКСа расположенной в городе Кайруан, Тунис

Древнейшие памятники народного искусства на территории современной Украины, сошедших к нам, относятся к эпохе палеолита (20 тыс. лет до н. Н.э.). Это изделия из кости, украшенные разными геометрическими мотивами. Их нашли археологи во время раскопок Мизенськои стоянки на Черниговщине. Предметов из дерева с тех далеких времен не сохранилось. Позже начала развиваться керамика, ткачество, художественная обработка кости, а затем и деревья.

Раскопки скифских погребений дают представление о разнообразии видов и техник художественной обработки дерева, которые были у скифов. В древности скифы пользовались деревянной посудой. Археологические раскопки скифских захоронений свидетельствуют, что скифы общались с другими народами, умели обрабатывать дерево на высоком художественном уровне. Они украшали деревянные погребальные ложа многокрасочной породами дерева.

Во второй ст. до н. е. сарматы вытеснили скифов широко использовали цвет в оформлении деревянных изделий. Скифо-сарматский период и влияние античной культуры греческих городов Северного Причерноморья сформировали принцип художественного создания изделий, орнаментики, приемов исполнения и техник декорирования. Сочетание реализма с творческой фантазией, с повышенной декоративностью, создания еповторнои образной системы стали основой для творческого труда многих поколений мастеров и утверждались народным творчеством длительное время.

Славяне вышли на историческую арену в начале И тысячелетия до н. н.э. Они занимали территорию между Днестром и Вислой. В И - ИИ ст. н. н.э. на землях среднего Приднестровья, как свидетельствуют археологические находки, развивается культура, по названию места находки Зарубинецкая.

В дохристианский период отображались также представления древних мастеров о магических силы Земли и природы. Символично изображались Солнце, Земля, Лошадь. Также был распространен геометрический орнамент из бороздок, ямок, штрихов. Представления о возникновении и устройстве мира передавались в народном творчестве в виде геометрических фигур-символов, изображений животных и частей их тела - головы, ног.

Летописец Нестор в Х ст. отмечает наличие развитой деревянной скульптуры, по его свидетельству Киевский князь Владимир поставил в княжеском дворе деревянного Перуна. После принятия христианства на Руси ( 989 г.) деревянных идолов топили в реках. Со временем развивались токарные работы, долбление, резьба. Это свидетельствует найдены остатки деревянных мисок с Райковецкого городища на Житомирщине и в других районах Украины.

Токарные изделия украшали художественной росписью, удостоверяющих изображения на миске ХИИ ст. из Киева. Мастера Руси работали в разных стилях. В каждом регионе художественная обработка дерева имела стилистические особенности. Изделия отличались формами и украшениями. На изделиях изображали мастера фантастических зверей, мифических птиц.

Татаро-монгольское нашествие задержала развитие ремесел, уничтожила многие их достижения. Центры ремесел перемещаются из Киева, Чернигова и других городов Галицко-Волынской земли. Эта земля меньше пострадала от монгольского нашествия. Во время княжения Даниила Галицкого художественные ремесла, в том числе и деревообработка, достигают значительного развития. В середине 13 в. зарождаются города Львов и Холле, строятся многочисленные крепости.

Для художественной обработки дерева в 14-18 вв. характерны следующие направления: изготовление бытовых предметов, орудий труда, средств передвижения в домашнем производстве. Ремесленные цеха и мануфактуры принимают участие в декоративном оформлении церквей, предметов культа. Создают патронные доски для выбивания узоров на тканях, пряничные доски, мебель для разных слоев населения.

На первом этапе 14 ст. первая половина 16 в., когда появляются специфические признаки украинского искусства, художественной обработки дерева. Мастера изготавливают дворцы, церкви, украшая пышным резьбой. В орнаментике появляются мотивы листков аканто, цветков граната-виноградных лоз и гроздьев, среди них изображают счастливых ангелочков.

Мебель этой эпохи отличаются гармоничностью античных пропорций, украшаются пышной резьбой, иногда росписью, накладными точеными профилями, используют различные виды дерева. Мебель сложные по силуэту, массивные слишком декорированы резьбой или инкрустацией. Стены обивают тканями, двери делают из ценных пород дерева - потолки украшают золочеными орнаментами.

В середине 18 в. соответственно стилю рококо мебель приобретают более облегшених форм. Основным элементом орнамента роскайль, интерьер облегшуеться, становится просторнее результате обивки стен шелком светлых тонов. Иногда стены красили в светлые тона, украшали лепным орнаментом.

В творчестве народных мастеров-мебельщиков преобладали простые формы. Такова была потребность социального заказчика-крестьянина, мещанина. Часто лучшие крепостные мастера оформляли дворцы и замки магнатов. Они украшали строения трехгранно-выемчатым резьбой, рельефной резьбой.

В 18-19 вв. окончательно формируются центры народного искусства - народные художественные промыслы. После 1861 года народные промыслы получают иногда новый творческое развитие. Их центры: Полтавщина, Киевщина, Гуцульщина, Подолье, Лемковщина где формируется своя стилистика оформления, характер орнамента, приемы выполнения.

В архітектурно-меблевому виробництві різьбленням прикрашають балки-сволоки, стовпці, столи, лави, скрині у Західних областях України, а також вибійчані дошки прикрашали рослинним орнаментом.

В 1878 г. відбулася важлива подія в історії художньої обробки дерева - відкрилося губернське ремісниче училище в Полтаві з токарно-столярним відділенням. Училище підготувало чимало різьбярів.

У Західних землях готуються форми гуцульських стилів художньої обробки дерева. Своєрідність його у поєднанні плоского різьблення з тригранно-виїмчастим, з особливою манерою композиційної побудови орнаменту, форми виробів, прийомами виконання, інструментами. Тут дуже виявлені етнографічні особливості.

В 90-х роках 20 ст. ученими дослідниками проводиться значна робота щодо вивчення народної творчості, відродження забутих або занедбаних ремесел. У губерніях створюються відділи мистецтва і промислові кооперації в яких об'єднуються сільські і міські майстри, організовуються виставки, що сприяють підняттю престижу народної творчості.

В начале 20-х років створюється художньо-промислові школи в Києві, Харкові, Полтаві, Переяславі. З другої половини 20-х років на виставках разом з досвідченими майстрами активну участь бере молодь.

Марка СРСР, 1979 р., Богородська різьба

В 30-40 роках змінюються естетика, зміст і призначення виробів художніх промислів. Вони зазнають сильної ідеологізації, натиску влади. У виробах основна увага приділяється декору державно-політичного змісту, який витісняє традиційну естетику і практичність. Задана "зверху" тематика і геральдика, по суті, відривали промисли від народних традицій. Ця тенденція зберігалася в народному мистецтві довгі роки.

В 1934 році організована Українська художньо-промислова спілка, яка очолює артілі - кооперативні об'єднання художнього виробництва. В Дніпропетровську відкривається школа декоративного розпису. Активно й швидко розвивається народне мистецтво України в передвоєнний час.

В післявоєнний період відроджується художня обробка дерева, особливо в західних областях України. Відновлюється робота в артілі "Гуцульщина" в Косові, ім. Л.Українки у Львові, у Чернівецькій області, відкриваються училища декоративно-ужиткового мистецтва. В 1946 р. у Львові відкривається перший в Україні художній інститут (нині Львівська академія мистецтв). Наприкінці 50-х років художні артілі переорганізовуються у державні підприємства, які підпорядковуються Міністерству місцевої промисловості.

Народное искусство находит широкое применение в дизайнерских разработках в сфере быта, труда, производства мебели, оформлении жилья и производственной среды. ""


2. Современная резьба

Резьба по дереву и до наших дней остается одним из национальных видов прикладного искусства народов нашей страны.

Не всякая древесина хороша для резьбы. Подходит древесина липы, клена, ольхи, ореха, бука, груши, березы, дуба. Предпочтение отдается липе, ее древесина подвергается всем видам резьбы. Вязкая, однородная по структуре волокон, мягкая, она одинаково хорошо режется вдоль и поперек волокон, подвергается обработке практически любым способом. Традиционно для россиян материалом для резьбы есть и береза ​​- с древесиной однородного белого цвета, достаточно жесткой и упругой. Для резьбы с крупным рисунком хорошая древесина дуба.

Ореховое дерево

Различают следующие основные виды резьбы по дереву: плоская, ажурная, рельефная и скульптурная.

Четкой классификации нет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.

Условно можно выделить три основных типа:

  1. Сквозная (ажурная) резьба (сюда относится пропила и прорезная резьба).
  2. Глухая резьба (все подвиды рельефной и плоской резьбы).
  3. Скульптурная резьба.

Домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).

Условная классификация видов резьбы выглядит следующим образом:


2.1. Сквозная резьба

Сквозная (ажурная) резьба - подразделяется на собственно сквозную и накладную, имеет два подвида: Прорезная резьба (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами) и пропильне резьбы (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком). Сквозное резьбы характерно для наличников, карнизов, балконных ограждений.

2.2. Глухая резьба

При глухом резьбе ( англ. Chip carving ) на поверхні виробу утворюються невеликі поглиблення, що становлять геометричний малюнок з різних трикутників, квадратів, багатогранників, ліній. Це так зване геометричне, або клинове різьблення, - малюнок його відрізняється різкими переходами від світла до тіні.

2.2.1. Плоске різьблення

Плоске різьблення

Одним з найдавніших способів оздоблення дерев'яних виробів вважається плоске різьблення, що виконувалося найпростішими інструментами - сокирою чи ножем. На Гуцульщині його називають: "сухим" або "чистим". Елементами такого різьблення є прості геометричні фігури, утворені поєднанням горизонтальних, вертикальних та скісних (під кутом 45-60 градусів) ліній. У неглибокі лінії - заглиблення іноді втирають вугільний пил або сажу з льняною олією, що надає рисунку графічної виразності, чіткості, наближаючи його до гравюри. Такий прийом оздоблення можна побачити на старих гуцульських скринях та столах.

В основ його - давній вид "чистого" плоского різьблення, так зване "кільчасте письмо".

Неглибокі, тоненькі лінії, що утворюють діагональну або прямокутну дрібну, легеньку сітку на поверхні деревини, дають коли уявлення про такі найдавніші орнаментальні мотиви, як "січені зубці", "зубці з головами", "головкате", "огірочки", "бесаги", "кривулька", "медівники", "бані", "п'явки", "душ" та ін.

У деяких елементах ("січені зубці", "огірочок" та ін.) основною рисунка є "ільчасте письмо", але в більшості орнаментів "ільчасте письмо" використовується як фон, на якому лінії сітки паралельні лініям малюнка. "Кільчасте письмо" органічно співіснує з основним рисунком і можна сказати, що воно створює орнаментальний мотив, підкреслює його особливості.

Особливо багате декоративне оформлення можна отримати від поєднання плоского різьблення з тригранно-виїмчастим. Геометричний орнамент тут складається з трикутників, ромбів, квадратів тощо. У деревині вибирають пірамідальні скибочки, і тому орнамент виходить заглибленим з похилими стіночками. У криволінійно окреслених елементах орнаменту деревину вибирають похило з двох боків так, щоб найбільше заглиблення було в центрі елемента, наприклад, у кожній пелюстці розетки, квітки, косиці тощо. Різноманітне поєднання простих елементів і водночас чітких геометричних, дає можливість створювати нові й нові варіанти композицій орнаменту.

На Гуцульщине издавна из различных геометрических элементов создались устойчивые орнаментальные мотивы. К древнейшим относятся те, которые состоят из форм прямоугольника, квадрата, треугольника, они называются: "журавли", "зубчики", "моршинка", "кривулька", "зубчики", "завиваник", "ширинку", "копанке", "крижикы", "глубокая резьба", "сикачци", "глазка", "окошки". Основная часть этих орнаментальных мотивов имеет ленточную композиционную дубовый, их применение для отделки краев изделий, чтобы подчеркнуть центр композиции.

К другой группе можно отнести орнаментальные мотивы, которые образуются с помощью полукруга эллипса, а именно: "змейки", "скобки", "копытца", "Плай", "желобки", "парканець", "ряска-слезы". Отдельную группу составляют мотивы, которые имеют в своей основе круг, соединенное с квадратом или прямоугольником, как: "подсолнух", "солнышко", "венчики", "пацьорки", "калачики", "Зоркий", "кудри", "роза", "грибки". Эти сложные мотивы принимают для создания центральной части композиции.

Щоб виконувати складні орнаментальні композиції, спочатку потрібно засвоїти деякі прийоми геометричного різьблення. Тримаючи різак у правій руці, виконують вправу: ріжуть окремі лінії уздовж й упоперек шарів деревини. Дошку потрібно тримати перпендикулярно до напряму руху різака. Вирізувати легше уздовж шарів деревини, важче - упоперек. Тут треба правильно тримати різак і водити ним у різних напрямках з неоднаковим нахилом.

Під час роботи треба стежити за тим, щоб своєчасно змінювати напрям руху різака, згідно з вирішуваним рисунком незалежно від напряму шарів деревини.


2.3. Скульптурна різьба

Різьблені дерев'яні журавлі

Відмінна особливість - наявність скульптури - зображення окремих фігур (або груп фігур) людей, тварин, птахів або інших об'єктів. Фактично, є найскладнішим видом різьблення, оскільки вимагає від різьбяра об'ємного бачення фігури, почуття перспективи, збереження пропорцій. Окремим підвидом її вважається "Богородська різьба".


2.4. Різьблені меблі

Як і раніше, для різьблення використовують для своєї роботи одні і ті ж матеріали. Це масив горіха, вишні, ясена. Якщо необхідні твердіші породи, то підходять дуб, клен і бук.

Дуб дуже важкий в обробці, тому тонкі складні мережива з нього не роблять. Зате меблі і різьблення з такого дерева дуже довговічні. Вони можуть багато років знаходитися у ванній кімнаті, басейні, там де підвищена вологість.

Бук відрізняється сухою деревиною, яка може в процесі роботи сильно колотися і кришитися. Дрібне різьблення з буку зробити складно, тому його заздалегідь рясно змочують, а потім висушують. Різьблені меблі з цієї породи дерева необхідно обробити спеціальними захисними засобами проти вологи.

Клен буває світлих тонів. За якістю кленова деревина тверда і важка. Текстура клена трохи блищить, що прикрашає предмети інтер'єру зроблені з цього матеріалу. Клен, як і дуб, - ріжеться важко, але деревина клену схильна до хвороб. Тому клен не застосовується у виготовленні мебелі.

Эвкалипт это экзотическое дерево, при этом твердое и крепкое. Но его главным преимуществом является то, что эвкалипт содержит в себе большое количество эфирных масел, поэтому он неуязвим для насекомых-вредителей. Так же эта порода дерева настолько толстая, что позволяет делать из нее крупные предметы интерьера. Цвета древесины эвкалипта разнообразны, поэтому резная мебель из древесины этой породы очень ценятся.

Палисандр - это древесина необычного цвета. В стволе одного дерева может присутствовать древесина красного, коричневого и черного цветов. Несмотря на свою красоту, палисандр не подходит для производства мебели из-за мягкости его древесины. Однако часто используется древесина палисандра для резных вставок в мебельные гарнитуры, шкатулки, ларцы и т. д.


3. Технология резьбы

Для выполнения гуцульского резьбы рабочее место - верстак или стол, где хранится инструмент, приспособления, хорошо освещенное естественно или искусственно. Для гуцульской резьбы и инкрустаций используются преимущественно твердые породы деревьев - груша, бук, клен. Изготавливают изделия столярным или токарным способом. Столярные изделия имеют медные соединения прямым открытым шипом, на открытое "ласточкин хвост" и дополнительные крепления. Изделия выравнивают, шлифуют, иногда лакируют, полируют, если резьба будут выполняться после оформления. Наносят орнамент с помощью циркуля, угольника, малки, ярунка, рейсмуса. Большинство мастеров пытается делать законченный эскиз рисунка на бумаге, а затем на изделии вычеркивают его шилом, циркулем.

Элементы и мотивы орнамента:

В орнаментике используются древние солярные знаки "солнышко", "звездочки"; характерны для росписи писанок; мотивы природных растительных форм: "дерева", "колоски" - мотивы неодушевленных предметов. В зависимости от характера резьбы элементы и сложные из них мотивы можно разделить на четыре группы, которые выполняются:

1) гравировкой или контурной резьбой: линии, "ступеньки", "каракули", "рубленные зубцы", "кольцеобразное письмо";

2) плоским трехгранно-выемчатым резьбой и углублением, основными мотивами орнамента, как "звездочка", "сливки", "каракули";

3) нигтеподибним резьбой: "желобки", "копытца", "заячьи ушки", "змейки";

4) кругом соединенным с квадратом или прямоугольником и кругом, составленных из отдельных элементов орнамента: "ружа", "цветок", "кочело", "солнышко".

Для той или другой формы украшения изделия нужно подобрать соответствующую ей группу мотивов. Для круглых форм основными мотивами композиции выбирают четвертую группу. Для прямоугольных и квадратных форм больше подходят мотивы орнамента второй группы. Мотивы первой и третьей групп используют как вспомогательные в декоративных поверхностях.

Центральная часть композиции выполняется крупными мотивами орнамента. На плоских полях мотивы размещают преимущественно симметрично, а круглых - ритмично. Композиция - индивидуальное творчество, в котором каждый проявляет себя в свое понимание задач, фантазию и культуру.


4. Инструменты и приспособления

Набор ручного инструмента для резьбы: 3 стамески рыбьи хвосты, V-образная стамеска, 4 прямые стамески, 3 стамески-ложки и резных молоток-киевлянка

Для выполнения гуцульского резьбы применяют около 50 видов стамесок разного назначения, из них 8-10 - наиболее часто. Каждый мотив резьбы выполняется специальным видом стамесок.

"Ривчак" - имеет ровную горизонтальную фаску шириной 1, 3, 5, 8, 10, 25 мм. Используется для вырезания квадратов, треугольников, прорезывание неглубоких линий.

"Листивник" - в разрезе фаски имеет закругленный профиль шириной от 3 до 25 мм, им вырезают "колоски", "листочки", "косички".

"Скосок" - для трехгранно-выемчатой ​​резьбы.

"Лопатка" - имеет скос фаски от центра к бокам, ее выполняют мотивы "зубцы", отдельные элементы "солнышка".

"Футчик" - для выполнения элементов и мотивов орнамента первой группы.

"Подкова" - вырезают полукруглые жолобчастоподибни элементы орнамента.

"Вибиросчик" - нужен для подбора и чистки.

"Очкарик" - выжимает в резьбе кружочки - "глазка".

"Гребешок" - имеет насечки, используется для чеканки фона.

"Цюкавка" - предназначена для такой же цели.

"Друливник" - самодельный дрель.

"Паскарикы" - устройство для нанесения параллельных линий, полосок определенной ширины.

"Клюкарка" - для вырезания канавок, которые затем инкрустируют обрабатывая прямоугольную или квадратную поверхность, загнутую часть в 3-5 зубчиков.

"Ямничок" - для выдавливания ритмических углублений от колесика с зубцами.

"Втискач" - для наколов и вдавливание элементов инкрустации.

  • Резчиков ножи

  • Резных чем используется для закругления угла деревянного бруска

  • V-инструмент, который используется для некоторых линий и вырезания V-образной формы канавки

Инструменты мастера изготавливают сами. С вспомогательных инструментов требуются различные напильники, сверла, плоскогубцы, кусачки, молоточки.

Для выполнения инкрустации пользуются инструментами. Мастера хранят инструменты в художественно-украшенных подставках.


5. Украинских резчики

Гуцульские резчики исполняют произведения в технике рельефной резьбы, портретные и сюжетные изображения на декоративных тарелках, обложках на альбомах. Большим успехом пользуются сюжетно-тематические произведения: Федирко, Иващенко, Смолянке, И.Савченко.

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам