Надо Знать![]() |
Литература ВведениеРейхстаг [1] ( нем. Reichstag ) - Высший сословно -представительный орган Священной Римской империи. Предшественником рейхстага в качестве института, представляющего интересы политической элиты империи, был гофтаг - наружная совет при императоре, возникшей в XII веке. В рамках проведения "имперской реформы" 1495 года было достигнуто соглашение между императором Максимилианом I и высшими состояниями империи о начале рейхстага как высшего представительного органа имперских сословий с законодательными и судебными функциями. Вестфальский мирный соглашением 1648 года полномочия рейхстага была значительно расширена, в результате чего он превратился в верховный законодательный орган и центральный элемент всей конституционно-правовой системы Священной Римской империи. С 1663 года рейхстаг принял постоянного характера и до падения империи 1806 года заседал в Регенсбурге. 1. ИсторияПроцесс становления рейхстага как представительного органа власти Священной Римской империи растянулся на несколько веков. Еще в IX веке франкские короли созвали время от времени собрание представителей высшей духовной и светской знати для обсуждения политических вопросов или утверждения тех или иных действий короля. В Схиднофранкському королевстве территориальная аристократия была традиционно особенно сильной, а правители племенных герцогств обладали правом избрания короля. После основания 962 года Священной Римской империи высшее немецкий знать сохранила свои прерогативы и влияние. На съездах крупнейших немецких князей и церковных иерархов (гофтагах), что созывалось императорами, решались вопросы войны и мира, отношений с папским престолом и государствами, вершилось правосудие, утверждались указы императора. Состав участников таких гофтагив и четкий объем полномочий этого органа не был определен. Не существовало и постоянного места проведения собрания: гофтагы созывалось там, где в это время находился император. Постепенное ослабление центральной власти и расширение прерогатив территориальных князей с XIII века привели к дальнейшему росту политического значения собрания имперской аристократии. В XIV веке сформировалось узкий круг влиятельных князей, закрепили за собой право избрания императора и участия в управлении страной. "Золотая Булла 1356 года" признала прерогативы коллегии семи курфюрстов и утвердила принцип территориального суверенитета имперских князей в своих владений. С начала XV века, в условиях существенного ослабления императорской власти и падение эффективности функционирования императорских институтов, орган сословного представительства приобрел особое значение. Имперские сеймы первой половины XV века стали центром обсуждения и разработки проектов реформирования системы управления империей, а в период правления Фридриха III, озабоченного проблемами в своих наследственных землях и по делам отсутствующего в империи, самостоятельность имперского сейма резко возросла. Он уже не был исключительно придворным советом и функционировал практически без участия императора. К участию в рейхстаге стали привлекаться широкие слои высшей имперской аристократии и вольные города. Под давлением состояний Максимилиан I в 1489 - 1495 годах начал реализацию глубоких преобразований в системе управления Священной Римской империи, вошедших в историю под названием "Имперская реформа". Высшие имперские институты - имперский сейм, имперский камеральный суд и, позже, имперское правительство - были отделены от администрации и получили четко определенного конституционно-правового статуса, состава и структуры. Имперский сейм (рейхстаг) превратился в центральный элемент системы управления и главный орган представительства имперских сословий, которому было передано законодательные функции. Отныне император был обязан выполнять решения, принятые рейхстагом, не мог начинать войну или заключать мир без согласия сословий. Рейхстаг конца XV - начала XVI веков совместно с императором осуществили целый комплекс мероприятий, трансформировали средневековую империю соответствии с требованиями нового времени и обеспечили действенный контроль над ситуацией внутри страны. Начало Реформации частично парализовал работу рейхстага, однако именно опора на сословное представительство позволила в середине XVI века достичь конфессионального компромисса и восстановить работоспособность имперских учреждений. После утверждения Аугсбургского религиозного мира 1555 года рейхстаг стал играть роль барометра внутренней стабильности империи [2], что характеризовалось частными созывами рейхстага во второй половине XVI века. В то же время роль имперских городов в составе рейхстага, которая усилилась в период Реформации, начала снижаться, их мнение постепенно прекращала учитываться при решении текущих проблем. В начале XVII века углубления конфессиональных противоречий внутри сословного общества вновь парализовало работу рейхстага: разногласия между католиками и протестантами привели к срыву Рейхстагом в 1608 и 1618 годах. Распад рейхстага как органа сословного представительства способствовал формированию альтернативных структур - Евангелической унии и Католической лиги, столкновение между которыми привела к Тридцатилетней войны. Вестфальский мир 1648 года возобновил работоспособность рейхстага и превратил его в высший законодательный орган империи. Рейхстаг принял постоянного характера, его авторитет, стабильность и эффективность функционирования значительно возросли. Фактически баланс власти в Священной Римской империи во второй половине XVII века сместился от императора до рейхстага, который стал центром интеграционных процессов и базовым элементом всей имперской конструкции. К 1663 года продолжительность сессий рейхстага обычно не превышала нескольких недель, редко - месяцев. Открывался рейхстаг торжественным объявлением круга вопросов, вынесенных императором на рассмотрение состояний, закрывался - изданием императором заключительного эдикта ("прощального послания империи"; лат. Recessus Imperii ), Который утверждал решения рейхстага. После окончания последнего непостоянного рейхстага - Регенсбургский рейхстага 1653 - 1654 лет - был издан так называемый "Последнее послание к империи", что стало одним из основных документов конституционной системы Священной Римской империи. В 1663 году было собрано постоянный рейхстаг, заседавший в Регенсбурге практически непрерывно до роспуска империи 1806 года (за исключением периода Войны за австрийское наследство, когда рейхстаг временно переехал в Франкфурт). Решение рейхстага после вступления постоянного характера уже не оформлялись эдиктами императоров, а санкционировались по мере их принятия специальным императорским посланником в Регенсбурге. К концу своего существования рейхстаг Священной Римской империи не приобрел характер парламента, оставшись чисто сословным учреждением, представлявший интересы политической элиты Германии ( курфюрстов, имперских князей, графов и прелатов, имперских городов). После падения Священной Римской империи название "рейхстаг" сохранилась в качестве йменування парламентов Северогерманского союза (с 1866 года) и Германской империи (с 1871 года). 2. ПолномочияК компетенции рейхстага входили важнейшие вопросы внутренней и внешней политики Священной Римской империи, в частности: издание общеимперских законов, объявление войны и заключение мира, образование и ликвидация имперских органов управления и суда, созыва и роспуск имперской армии, утверждение налогов и субсидий императору, экономическая политика, вопрос земского мира и сосуществования различных религиозных конфессий, надзор и утверждения приговоров Имперского камерального суда, объявления имперской опалы. 3. СтруктураС 1489 года рейхстаг состоял из трех палат:
4. Порядок работыРешение о созыве рейхстага принимал император (с 1519 года - с согласия курфюрстов). Ему принадлежало исключительное право определять круг вопросов, выносились на рассмотрение рейхстага. Реального контроля за ходом и темами обсуждения, однако, император не имел. Хотя император и считался формальным главой рейхстага, руководство его работой осуществлялось ерцканцлером империи архиепископом Майнцский, который был одновременно председателем Совета курфюрстов. Для подготовки своих решений в составе рейхстага формировались комиссии и комитеты по отдельным вопросам, для работы в которых привлекались специалисты - юристы, теологи, финансисты. Законы, принятые рейхстагом, вступали в силу после их подписания императором. Для принятия закона необходимо было единогласное согласие всех палат рейхстага и императора (мнение Совета городов, однако, иногда не учитывалась). В самих палатах для принятия решения необходима была простое большинство голосов. Заседания палат проходили в разных помещениях. Голосование было тайным. После Вестфальского мира для решения религиозных вопросов было введен принцип конфессионального паритета: члены рейхстага делились на две группы без куриальной ограничений: Католический блок ( лат. Corpus catholicorum ) И Евангелическо блок ( лат. Corpus evangelicorum ), Которые должны были принимать решения на основе добровольного согласия обеих сторон. Главой Католического блока был курфюрст Баварии, Евангелического - курфюрст Саксонии. 5. Список РейхстагаПеречень Рейхстага Священной Римской империи с 1495 года. О более ранних имперские сеймы см..: Гофтаг.
Примечания
Литература
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |