Надо Знать

добавить знаний



Реконкиста



План:


Введение

Реконкиста (VIII-XV вв.), Территория христианских королевств
После взятия Барселоны франками (750-801)
Перед распадом Кордовского халифата (801-1031)
После победы альморавидов в Сарагосе (1031-1086)
Перед битвой в Ла Навас де Толоса (1086-1212)
При Альфонсо Х Кастильского (1212-1266)
После падения Гранады (1266-1492)

Реконкиста (от исп. Reconquista - "Отвоевание") - отвоевание [1] или точнее завоевания христианскими феодалами (испанскими, каталонскими, арагонский, португальскими) территории арабских эмиратов Пиренейского полуострова, которые были образованы времени исламо-арабской экспансии путем захвата королевства вестготов. С этой почве часто в испанской публицистике и исторической литературе часто называется "так называемая Реконкиста".

Началом Реконкисты считаются христианские беспорядки против власти мусульман в Астурии) в 718 году, а концом - падение последнего арабского эмирата Гранада в 1492 г.

Само понятие Реконкиста в средние века на Пиренейском полуострове "не употреблялось. Впервые оно появилось во французских исследованиях Нового Времени и оттуда перекочевало в Испанскую историографию. Понятие несет идеологическую коннотацию, поскольку в подтексте имеет целью легитимизацию христианской экспансии на Юго-западе Европы.


1. Этно-социальные группы населения Пиренейского полуострова в ходе Реконкисты

  • Мавры - категория, включающая как собственно африканских мусульман (преимущественно арабов), составлявшие достаточно малочисленные (1-3%) и высоко привилегированную элиту халифата; так и берберов, которые выполняли роль наемников в армии и мелких чиновников мусульманского государственного аппарата, разговаривали берберский язык и использовали арабский в официальном окружении (5% -10%)
  • Мувалады - христиане романского происхождения, принявшие ислам и практически полностью слились с мусульманами (5%)
  • Мудехар - мусульманские крестьяне и ремесленники, которые остались в захваченных христианами землях.
  • Ренегаты - бывшие христиане, которые достаточно недавно приняли ислам и воевали на стороне мусульман
  • Мориски - мусульманские крестьяне и ремесленники, которые добровольно или насильственно перешли в христианство в контролируемых христианами землях
  • Сефарды - группы романомовних евреев Пиренейского полуострова
  • Маран - группы романомовних евреев Пиренейского полуострова, которые перешли в христианство
  • Мосарабов - группы романомовних христиан европейского происхождения, проживавших на контролируемых мусульманами землях.
  • Христиане - группы романомовних христиан-католиков европейского происхождения, которые доминировали на севере страны.
  • Исконные христиане - привилегированные группы романомовних наследственных христиан-католиков, начиная с последнего этапа Реконкисты.

2. Хронология

2.1. Первая волна завоевания Иберийского полуострова ( арабами и берберами). 710 - 724 гг
  • 710 : Агила, сын Витици, смещен с трона Родерихом, просит помощи у арабского губернатора Ифрикия Мусы ибн Нусияра. Высадка 400 берберов на европейском берегу Гибралтарского пролива. Проводится подготовительная экспедиция для выбора места вторжения. Отрядом арабов командовал Тариф ибн Маллука.
  • 711, Апрель : Тарик бен Зияд, вольноотпущенников губернатора Ифрикия Мусы ибн Нусияра, выходит из Танжера во главе армии в 7000 человек (почти все берберы и около 300 арабов), к которым вскоре присоединяется другой отряд численностью 5000. Для высадки на полуостров арабы используют корабли графа дона Хулиана (губернатор Сеуты). Тарик высаживается в Гибралтаре, где разбивает лагерь и основывает небольшую крепость, которую планирует сделать опорным пунктом (современный Альхесирас). Войска сыновей Витици и некоторые готские дворяне присоединяются к армии Тарика и начинают движение к Толедо.
  • 711, Май : Памплона. Король Родер получает известие о высадке войск Тарика; войска, подавляющие восстание басков, немедленно отзываются, и вестготского армия начинает быстро продвигаться на юг навстречу мусульманам.
  • 711, Июль : Гвадалетта. Войска Родериха сталкиваются с армией Тарика. Фланги армии вестготов были доверены Оппе и Сисиберту, братьям Витици, оставляющих короля во время боя. Через неделю непрерывных столкновений, вестготского армия спасается беспорядочной бегством. Король Родер исчезает (возможно, тонет).
  • 713 : Ориуэла. "Соглашение Теодомиро". Готский дворянин Теодомиро, правитель области на юго-востоке Испании (вокруг современного Аликанте), договаривается с Абд аль-Азизом. В договоре, что они подписывают, Теодомиро принимает власть и защиту новых правителей с соответствующим налоговым обязательствам, а также с условием, что и ему и его людям гарантируется свободное исповедание христианства. Договор распространяется на семь городов и завершается уточнением цифр налогообложения. Также уточняется, что Теодомиро "не даст убежища ни беглецам, ни врагам". Соглашения подобные этой подписываются по всей стране.
  • 714 - 717 : Завоевание Португалии и юго-востока Испании. Муса ибн Нусияр без боя входит в Сарагосу. При неизвестных обстоятельствах Агила II отрекается от вестготского короны. Новым правителем свободных вестготов становится граф Ардо. Мусульманам кажутся последние города перед Пиренейскими горами.
  • 718 : Астурия. Собрание Астурийского вождей и вестготская знать выбирают своим лидером готского феодала Пелайо. Положено начало объединению антимусульманских сил. Снижение налогообложения и прекращения междоусобицы превратило мусульман в освободителей. Население с радостью принимает арабов. Церковь безразлично относится к завоевателям, поскольку арабы сначала сохраняют церковные привилегии.
  • 720 - 724 : Город Нарбонн захвачено мусульманами. Ардо убит. Кайруанськи арабы покоряют остров Сардиния. Ибица захвачена арабами. Завоеватели контролируют весь Иберийский полуостров за исключением узкой полосы горного побережья на севере.

2.2. Борьба испанских феодалов с Кордовским эмиратом (халифатом). 725 - 1085 гг
  • 750 : Дамаск. Аббасиды вырезают Омейядов. Внук халифа Хишама, Абдеррахман, убегает в Ифрикия. Юсуф Фихри в Андалусии поддерживает Аббасидов. Шейхи аравийского племени корейшитив предлагают Абдеррахман Бен Моавия стать во главе Андалусии, обещая поддержку йеменцев. Триумфальный вход Абдеррахман И в Севилью. Абдеррахман И после непродолжительной борьбы с эмиром Юсуфом Фихри, занимает Кордову и 15 мая 756 году провозглашает себя независимым эмиром. Основан династию, будет править Андалусией до 1031 года.
  • 778 : Неудачное наступление Карла Великого на Сарагосу. 15 августа на перевале Ронсеваль арьергард армии Карла Великого, возвращался во Францию, потерпел поражение от басков, которые направили лавину камней против отряда; погибло много франков, среди погибших - легендарный граф Роланд.
  • 813 : Галисия. Отшельник по имени Пелайо открывает у Ирии Флавии богатое погребение римской эпохи. Епископ Теодомиро устанавливает, что это - останки апостола Святого Иакова (Сантьяго). Поклонение мощам Святого Иакова - важный эпизод Реконкисты, что придаст сил христианам в войне против мусульман.
  • 16 января 929 : Абдеррахман ИИИ объявляет себя Принцем Верующих и Защитником Веры и разрывает формальную зависимость от Багдада. Начинается новый этап в истории Андалусии: Кордовский Халифат. Одной из причин, побудивших Абдеррахман III к этому решению, было желание Фатимидов севере Африки присоединить Андалусию к своему государству.
  • 939 : "Кампания всемогущества": 100000 мусульманских солдат отправляются в поход на Леон. 6 августа состоялся бой в Симанкаса - Альхангеды. Христиане Рамиро II в неожиданно атакуют мусульман и заставляют их отступать долиной, где рыцарская конница устраивает настоящее побоище войскам халифа.
  • 11 августа 997 : Сантьяго-де-Компостела было завоевано Аль-Мансуром, который разрушил все на своем пути, начиная с Визеу. Кавалерия сделала рейд по суше, а пехота была переброшена морем из Сетубала в Опорто. Трофеи кампании огромны. Это было величайшее унижение, из всех испытывали христиане, которые были возмущены, узнав о разрушении святого места.
  • 9 августа 1002 : в Калатаньясори Аль-Мансур был смертельно ранен в бою с христианами. Это произошло во время 52-й экспедиции "безумного Альманзора". За это время он разгромил все христианские государства Испании, кроме Наварры, где правила его теща.
  • 25 мая 1085 : Альфонсо VI захватывает Толедо после долгой осады. Не только один из важнейших городов Испании, но и все плоскогорье переходит под контроль христиан. Правитель Севильи аль-Мутамид, правители Бадахоса и Гранады из-за потери Толедо и быстрое продвижение христиан просят помощи у Альморавидов.

2.3. Вторая волна завоевания Иберийского полуострова ( Альморавидов). 1086 - 1145 рр.
  • 1086 : Обеспокоенные успехами христиан, мусульманские правители Гранады, Севильи и Бадахоса обращаются с просьбой о военной помощи к Альморавидив - объединение воинственных племен сахарских берберов, в XI веке создали великую империю, которая простиралась от Сенегала до Алжира. Вождем Альморавидив конце XI века становится выдающийся полководец Юсуф Ибн Тешуфин (ибн Ташфин).
  • 1086 : Сражение при Салаци. Юсуф разбивает войско Альфонсо VI.
  • 1090 - 1091 : Юсуф сбросил андалузских эмиров и провозгласил себя верховным правителем.
  • 1094 : Войско легендарного Сида занимает Валенсию, где Сид будет независимым правителем до своей смерти.
  • 1111 : Реконкиста "откатывается" назад. Почти вся мусульманская Испания подчинена Альморавидам.
  • 1118 : Альфонсо И Арагонский взял Сарагосу.
  • 1135 : Альфонсо VII Леонский провозглашает себя перед лицом общей опасности "императором всей Испании" (на деле это далеко не весь полуостров).
  • около 1140 : Появление испанского национального эпоса "Песнь о Сида".

2.4. Третья волна завоевания Иберийского полуострова ( Альмохадов). 1146 - 1269 рр.
  • 1151 : Третья и последняя волна мусульманского вторжения в Испанию, осуществлена ​​Альмохадов ("объединенные") - сторонниками особого учения внутри ислама, известного как "унитаризм". Выражение крайнего исламского фанатизма. Гонения на христиан.
  • 1162 : Альфонсо II в Арагонский становится одновременно графом Барселонским. Таким образом, северо-восточная часть Испании также объединена в могущественную державу.
  • 1195 : Последняя тяжелое поражение христиан в ходе Реконкисты - сражение при Аларкоса. Альмохадськи войска напали на спящий христианский лагерь.
  • 16 июля 1212 : Кульминационный момент Отвоевание. Битва под Лас-Навас-де-Толоса. Объединенные кастильский-Леонской, Наваррский, арагонских, португальские войска громят мусульманскую армию. В бою так же принимали участие многие рыцари, прибывшие со всех концов христианского мира.
  • 1229 - 1235 : Хайме И Арагонский, Завоеватель, отвоевывает Балеарские острова.
  • 1238 Хайме II в Арагонский вступает в Валенсию.
  • 1230 - 1252 : Правление Фернандо ИИИ Святого, короля Кастилии и Леона. Христианские войска с триумфом занимают главные города южной Иберии - Кордову, Мурсию, Хаэн и Севилью. В руках мусульман остается лишь Гранадский эмират.

2.5. Упадок мусульманских государств в Испании. Триумф Реконкисты. 1270 - 1492 рр.
  • 1252 - 1284 : Правление в Кастилии Альфонсо X Мудрого. Расцвет наук и искусств, благодаря многовековому взаимопроникновению религий и культур. Издание первого "Свода законов".
  • 1309 : Фернандо IV Кастильский (1295-1312) устанавливает христианский флаг на мысе Гибралтар.
  • 1340 : Бой на Рио-Саладо. Победа войск Альфонсо XI Кастильский над мусульманами.
  • 1350 : Умирает Альфонсо XI Кастильский, неоднократно пытался взять Гранаду.
  • 2 января 1492 : Падение Гранады и бегство последнего эмира Боабдила. Фердинанд и Изабелла отказываются от титула монархов трех религий и провозглашают себя Католическими королями. Изгнание мусульман и иудеев из Испании.

3. Значение реконкисты

На отвоеванных землях создавались самостоятельные государства (интересы Реконкисты интенсифицировали процессы их централизации и объединения). Реконкиста во многом определило своеобразие экономического и политического развития государств Пиренейского полуострова.

Реконкиста была не только рядом военных походов, она была широким колонизационным процессом - заселением и экономическим освоением опустошенных войной земель. Главной движущей силой Реконкисты были крестьяне. В начальный период Реконкисты крестьяне, оседали на освобожденных землях, в своем большинстве добивались личной свободы. Активное участие в Реконкисте брали города. Постоянная угроза набегов арабов стимулировала образование крестьянских (бегетрий) и городских общин. Успешный ход реконкисты способствовал укреплению в государствах королевской власти, постепенно взяла в свои руки (при активном участии светских и духовных феодалов) распределение отвоеванных земель. Заинтересованы в экономическом освоении этих земель, в воинах для дальнейшей борьбы с арабами, короли были вынуждены предоставлять новым населенным пунктам, городским и сельским общинам ряд льгот и привилегий (в т.ч. самоуправления). 11-13 вв. - Период расцвета городских и сельских общин; в Леоне и Кастилии крестьянство этого времени оставалось лично свободным. С вытеснением мавров на юг полуострова усилился давление феодалов на крестьян, и в ряде государств полуострова (но не в Леоне и Кастилии) уже в 13 в. крестьяне потеряли личную свободу. С Реконкисты, которая велась под лозунгом религиозной борьбы с "неверными", связан рост идеологического влияния и экономического могущества католической церкви в Испании и Португалии; духовно-рыцарские ордена (Калатрава, Алькантара и др.). Превратились в крупнейших земельных собственников-латифундистов. Реконкиста определила и другие особенности феодализма на Иберийском полуострове: численность слоя мелкого рыцарства (в ряды которого был открыт доступ и крестьянам, и горожанам, если они могли снарядить коня) сравнительно раннее усиление королевской власти, что диктовалось необходимостью объединения сил в борьбе с внешним врагом. С реконкистой связан процесс формирования народностей - испанской, каталонской, баскской, галисийского и португальского, становления их национальной культуры, национального характера. Реконкиста нашла яркое отражение в испанской литературе (в героическом эпосе о Сида, романсеро и других памятниках). Особая роль Кастилии в Реконкисте сказалась на формировании национального испанского языка, в основу которой лег диалект, который распространялся на освобожденных территориях.


4. Критика "Реконкисты"

Современная критика процесса и идеологии Реконкисты находит место как внутри современного испанского общества, так и снаружи. Внутренняя критика Реконкисты происходит из того объективного исторического факта, что испанские феодалы не были прямыми потомками ни римлян, ни вестготов. Также культура халифатов оседлых арабов ( земледелие и ирригация, збудова городов, архитектура, науки, медицина, мистицтва, письменность) была значительно выше, чем в пришлых христиан, которые были в основном более агрессивными военными.

Внешняя критика Реконкисты находит место в идеологии и программе отвоевания "коренных" арабских земель у христиан - в таких современных экстремистских организаций, как Аль-Каида.


5. Сноски

  1. Де-юре и де-факто это было завоеванием, поскольку до арабского владычества испанских и португальских владений на Пиренейском полуострове не было

См.. также

Flag of Catalonia.svg
В Википедии есть портал


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам