Надо Знать

добавить знаний



Религия



План:


Введение

Символы религий мира

Религия (от лат. religio - Связь) - вера, особая система мировоззрения и мировосприятия, набор культурных, духовных и моральных ценностей, обусловливающих поведение человека. [1]

В широком смысле, как общественный институт, совокупность верований и вероучений, существующих в обществе. Включает в свой состав совокупность обычаев, обрядов, правил жизни и поведения людей и т.д.

Вопреки распространенному мнению, что религия обязательно предполагает веру в бога (лицо-творца), понятие "атеизм" не должно проставляться понятию "религия". Существуют атеистические религии, примером которых может служить буддизм.

Существует такое понятие, как религиозное сознание. Это совокупность образов, представлений, чувств и переживаний, имеющих своим предметом священное, выше и истинное бытие (или чудесное) и такие, которые направлены к указанных предметов.

В узком смысле религия - вера в существование сверхъестественных - персонифицированных или нет - сил, сопровождающееся убеждением в способности этих сил или силы ( Бога, богов, Абсолюта, Космоса и т.п.) влиять на Вселенная и на долю людей. Эта вера отражается в мыслях, ощущениях и свободы человека, включает в себя определенный этический кодекс, выражается в определенном способе поведения и / или ритуалах, с помощью которых человек ищет одобрения и привязанности Бога или богов. По определению теолога Ганса Кюнга, религия является социально индивидуально реализованным, воплощенным в традиции и сообщество отношением к чему-то, что превышает или охватывает человека и его мир, - в какой-то, как бы ее не понимали, самой правдивой действительности (Абсолютное, Бог, Нирвана) в отличие от философии, в религии говорится слово и путь спасение.


1. Вера как социальное явление

В человеческом обществе существование веры в виде различных вероучений можно проследить с древнейших времен. Одни вероучения (религии, мировоззрения, идеологии) сменяют другие, каждое поколение описывает сущее посредством понятий своего времени и таким образом вера продолжает жить в обществе.

Религия - это сложное социальное и духовное явление, корни которого исходят из глубинных территорий общественной истории. Социальная природа и черты религии указывают на ее связь с развитием общества - определенной самовоспроизводящихся системы, где один элемент связан с другим. Слово происходит от лат. Religio - и означает связь. Процессы прогрессивных изменений или упадка духовных ценностей в целом всего общества непременно сказываются и на исторической эволюции религиозных учений, содержание которых составляет основу религиозных верований. Отсюда возникает необходимость комплексного изучения религиоведением религиозных учений с учетом их догматического содержания и тех общественных факторов, обусловливающих исторические особенности возникновения и функционирования тех или иных религиозных идей.

Религия - явление очень сложное и имеет социальный характер, т.е. оно возникло в обществе вполне закономерно и существует вместе с ним. Религия является одной из древнейших форм общественного сознания - одной из форм отражения мира, но отражения своеобразного.

Другие определения термина "религия":

  1. образ жизни, [ ]
  2. система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, поступающей от общих представлений о порядке бытия, [ Источник? ]
  3. Любая религия - более или менее стройная система, состоящая из трех элементов: представлений, настроений, действий ( Г. В. Плеханов [ Источник? ]).

2. Виды вероучений

Карта, показывающая распространение авраамитичних (розовый) и дгармичних (желтый) религий на Земле

Вероучение, как системы верований, часто рассматривают по отношению к вере в Бога и разделяют так:

Для монотеизма свойственна вера в единого Бога, верховную существо, Бога-творца. Для политеизма характерна вера в пантеон различных богов, каждый из которых имеет свою область влияния. Для безбожия характерно отрицание существования Бога и признание мирового начала, как безличной субстанции (материя, движение, дао, действительность, сущее, бытие и т.д.).

По происхождению и мировоззренческими устоями влиятельные современные вероучения делятся на авраамитични и дгармични. Главные авраамитични вероучения (те, которые происходят от вероучения праотца Авраама): иудаизм, христианство и ислам. Авраамитични религии имеют общие корни в верованиях древних евреев. Для дгармичних религий характерна вера в цикл переродившимся самсары и карму. Дгармични религии зародились в Древней Индии, откуда распространились в другие страны мира. К дгармичних религиям принадлежат индуизм, буддизм, джайнизм, сикхизм.

Стоит обратить внимание, что в истории человеческого общества единобожия, безбожие (материализм) и многобожия во все времена были тесно переплетены, что можно объяснить тем, что они являются разными способами описания сущего, окружающей действительности.


2.1. Древнейшие вероучения

Древнейшие вероучения достигают времен родоплеменного строя, когда человечество для отображения и описания сущего применяло только устное слово. Такие вероучения принято делить на тотемизм, фетишизм, анимизм, аниматизм, магия, мифология

2.2. Вероучение связанные с национальными общинами

Вероучение связанные с национальными общинами или национальные религии.


2.3. Мировые вероучения

В отличие от национальных вероучений эти вероучения назначены и приглашают в круг своих последователей всех людей и народов мира.

Некоторые исследователи рассматривают созданную в СССР форму мировоззрения известную под названиями диалектический материализм или марксизм-ленинизм в качестве мировой неорелигии, поскольку она по многим своим качествам похожа на существующие мировые вероучения (в частности, предлагает определенное видение всего сущего в виде материи - "объективной реальности данной человеку в ощущениях ) и была предложена чтобы их заменить.


2.4. Направления в основных вероучениях

2.4.1. Направления в христианстве


2.4.2. Направления в исламе

2.4.3. Направления в буддизме

2.4.4. Направления в джайнизме

2.4.5. Направления в индуизме

2.4.6. Религии Восточной Азии

2.4.7. Религии Евразии

2.5. Другие национальные религии и традиции


2.5.1. Исторические

2.6. Синкретические учения

2.7. Религии, духовные и мистические учения, которые возникли в наше время

Эти религии некоторые считают сестринскими религиями эпохи нью-эйдж.


3. Функции религии

Мировоззренческая: религия наполняет жизнь особым смыслом, значением, по убеждению верующих

Компенсаторная: религия компенсирует человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, уменьшает чувство собственного бессилия, помогает переживать тяжелые испытания, страх перед смертью.

Коммуникативная: общение верующих между собой, общение с богами, ангелами, душами умерших и святых

Регулятивная: осознание индивидом состав определенных ценностей, моральных норм, которые вырабатываются в каждой религиозных традиции, выступают своеобразной программой поведения людей.

Интегративная: помогает человеку осознать себя частью единой религиозной общины, закрепленная общими ценностями, дает возможность самоутверждения человека в обществе, в котором такие же взгляды

Политическая: лидеры различных сообществ и государств используют религию для оправдания своих действий, объединения или наоборот разъединения людей по религиозным признакам ради своих политических целей.

Культурная: религия способствует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т.д.)

Дезинтегрирующие: религия может быть использована для разъединения людей, разжигание вражды или даже войн между разными религиями, конфессиями или даже внутри религиозной группы.


4. Вероучение и государство

С древнейших времен существования, развитие, изменение и упадок различных вероучений были связаны с распределением власти в обществе.

Здесь можно вспомнить и о войне между храмами-городами-государствами древнего мира (Египет и Месопотамия) за влияние на людей. Можно вспомнить о появлении в греческих городах-государствах и Римской империи пантеонов - храмов языческих богов, то есть храмов посвященных богам разных племен-языков как способ объединить в одном государстве вероучения различных групп людей. В постоянной борьбе с язычеством развились мировые монотеистические вероучения нового времени - иудаизм, христианство, ислам и буддизм.

В Монгольской империи Чингисхана была провозглашена свобода вероисповедания, различные вероучения, в частности христианство и ислам рассматривались как разные формы поклонения Всевышнему - Небу (Тенгри).

После упадка Монгольской империи в мире начинает преобладать новая форма сосуществования государства и вероучений - во всем мире, и в Европе и в Азии преобладают государства, в которых признается господствующим одно из существующих вероучений.

Лишь после Французской Революции в мире начинает распространяться мысль о необходимости отделения государства от влияния на вероучения.

В большинстве современных демократических государств религия отделена от государства и школы и конституционно утвержденные принципы свободы совести, свободы вероисповедания, свободы религии. Сюда входит также право человека не исповедовать никакой религии.

Государства, в которых определенная религия утверждена в качестве государственной, называются теократическими. Примерами теократических государств в современном мире Ватикан, Иран, Саудовская Аравия.



5. Распределение численности последователей вероучений в человеческом обществе

По данным на 2005 33% из числа верующих - христиане, 21% - мусульмане, 14% исповедуют индуизм, 6% - буддисты, 6% исповедуют традиционные китайские религии, 0,37% - сикхи, 0,2% - иудеи, 7% - приверженцы других верований.

6. Связанные понятия


Примечания

  1. Хотя религия - понятие сложное для определения, эталонный образец понятие религии установлен и использован в религиоведении, был предложен Клиффордом Горке, который назвал ее "культурной системой" (Клиффорд Горке, Религия как Культурная Система (Religion as a Cultural System), 1973). Критик модели Гирца Талал Асад категоризував религию как " антропологическую категорию ". (Талал Асад, Толкование Религии как антропологической категории (The Construction of Religion as an Anthropological Category), 1982. en.wikipedia


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам