Рельсовая война

"Рельсовая война" - операция советских партизан в период с С августа до середины сентября 1943 в тылу немецких войск на территории России, Белоруссии и части Украина с целью одновременного массового разрушения железнодорожного полотна и станционных сооружений. Охватывала территорию около 1 тыс. км по фронту и 750 км вглубь. Во время операции, участие в которой принимали около 100 тыс. бойцов, было подорвано 25 тыс. рельсов, много мостов и станционных сооружений, что значительно затруднило перегруппировки войск противника в период решающих сражений на Курской дуге. Главным в тактике партизан стало разрушение коммуникаций. Эрих Кох в донесении в Берлин "О диверсии на железных дорогах на территории рейхскомиссариата" Украина "приводил такие данные:" В мае-июле 1942 г. на северной железной дороги (Брест - Гомель) - 215 диверсий и нападений на центральной (Ковель - Сарны - Киев) - 282, на южной (Ковель - Ровно - Киев) - 229, по другим - 286. Всего было 1912 случаев ". И объяснял:" Рост числа диверсий значительной мере связано с деятельностью банд, которые в июле активизировались и перерезали транспортные линии ". Инициатором операции" рельсовая война "стал П. Пономаренко. На то время только в Украине общая длина основных железнодорожных коммуникаций составляла около 5 тыс. км. Чтобы обезопасить их от партизан, гитлеровцы использовали, кроме охранных подразделений, маршевые части и даже авиацию. Вдоль железных дорог возводили опорные пункты, вырубали лес, устраивали ограждения из колючей проволоки, закладывали мины. Каждый километр железной основных участков следили более двух десятков оккупантов. Но, несмотря на все меры предосторожности, уже в середине 1943 года положение с перевозкой грузов для немецких войск усложнилось. Если в мае-июне партизаны подорвали 358 эшелонов и 76 мостов, то в июле-сентябре - 1528 и 114 соответственно. Пропускная способность железных дорог в зоне действий отрядов, которые были на связи с УШПД, сократилась на 72%.

В докладной записке в ГКО от 9 июля 1943 г. Центральный штаб, кроме освещения положения на оккупированной территории, подал план мероприятий, направленных на дальнейшее разрушение вражеских коммуникаций, расчетные данные, а также нарушил (уже раз!) Вопрос о материально-техническое обеспечение партизан.

Помощь была оказана, но она предназначалась преимущественно белорусским партизанам. С 15 июля по 1 октября 1943 г. партизаны Украины получили лишь 7 т тола, около 3 тыс. мин, незначительное количество тяжелого вооружения, 2 тыс. винтовок, автоматов и пулеметов, 3510 гранат, 800 снарядов, 2 млн. патронов.

Согласно приказу начальника ЦШПД от 14 июля "О партизанской рельсовой войне на коммуникациях врага" к операции были привлечены 167 соединений и бригад, 8 отдельных отрядов и диверсионных групп общей численностью около 100 тыс. человек. Это была огромная партизанская армия, которая согласно плану должна была одновременно нанести удар по коммуникациям. В течение 1943 г. украинские партизаны пустили под откос 3688 поездов, то есть в 15 раз больше, чем в 1942 году. Вследствие этого пропускная способность, например, участки Ковель - Сарны - Коростень снизилась с 26 эшелонов в сутки в апреле до 1-2 в октябре. Участок Ковель - Шепетовка - Бердичев партизаны изувечили так, что оккупанты были транспортировать грузы через Одессу. В течение 1943 г. ситуация на железнодорожных магистралях и других путях сообщения стала для оккупантов еще хуже. По данным рейхскомиссариата "Украина", в результате 482 диверсий четыре железнодорожные участки в январе-апреле не работали более 5 тыс. часов.

Летом 1943 г. после относительной тишины на фронте развернулась гигантская битва под Курском. И первый сильный удар по железным нанесло Чернигово-Волынское соединение. В разгар Курской битвы - с 7 июля по 10 августа - диверсионные группы соединения взорвали 123 вражеские эшелоны. Несмотря на все меры гитлеровцев, во время стратегического наступления советских войск летом 1943 г. украинским партизанам удалось надолго парализовать движение на главных коммуникациях врага, разрушив железнодорожные мосты и узлы - Шепетовский, Ковель, Здолбуновский, Коростенский, Сарненский т.д.. Весомый вклад в это дело минеров-подрывников формирований С. Ковпака, А. Федорова, А. Сабурова, В. Бегмы, С. Маликова, И. Шитова, И. Скубко, А. Егорова, В. Ушакова, В. Чепиги, И . Хитриченка, И. Дубравы, Ф. Головача, Ю. Збанацкого, П. Дудка, М. Наумова, С. Науменко, М. Таранущенко, Ф. Лысенко, Н. Попудренко и других. Так, подрывник Василий Яремчук со своей группой пустил под откос более 100 вражеских эшелонов. Ему, а также И. Цимбалист, В. Ренова, Д. Резуто, Б. Калач, В. Клоков было присвоено звание Героя Советского Союза.

Если в первом полугодии было подорвано 403 эшелона, то во втором - 3263, то есть в 8 раз больше. Для обеспечения тыловых коммуникаций и объектов враг был вынужден привлечь почти четырёхсоттысячное войско. "Количество диверсий на железнодорожных магистралях все возрастает. Это парализует работу всего транспорта и грозит катастрофой с обеспечением войск", - сетовал в августе командующий войсками оперативного тылового района группы армий "Юг". Действительно, наличие опыта и оружия, совершенствование организационных структур и тактики боевых действий оказывали народным мстителям уверенности в своих силах. Оккупанты же, наоборот, такую ​​уверенность теряли. Теперь постоянная угроза оккупационным органам и военным подразделениям и даже маршевым частям со стороны "лесных бандитов" порождала откровенное опасения и даже страх. В декабре 1943 г. командир 42-го армейского корпуса в приказе "О борьбе против банд" предостерегал: "Воинские части и отдельные военнослужащие ... при появлении партизан не ведут должным образом. Вместо того, чтобы немедленно вступать в бой с врагом и громить его, они убегают и просят помощи. Такое поведение - позор для солдата ... С этим безобразием нельзя мириться. Кто дальнейшем уклоняться от борьбы, тот пойдет под военный трибунал как изменник и трус ".

Инициатором операции "рельсовая война" стал П. Пономаренко. В то время только в Украине общая длина основных железнодорожных коммуникаций составляла около 5 тыс. км. Чтобы обезопасить их от партизан, гитлеровцы использовали, кроме охранных подразделений, маршевые части и даже авиацию. Вдоль железных дорог возводили опорные пункты, вырубали лес, устраивали ограждения из колючей проволоки, закладывали мины. Каждый километр железной основных участков следили более двух десятков оккупантов. Но, несмотря на все меры предосторожности, уже в середине 1943 года положение с перевозкой грузов для немецких войск усложнилось. Если в мае-июне партизаны подорвали 358 эшелонов и 76 мостов, то в июле-сентябре - 1528 и 114 соответственно. Пропускная способность железных дорог в зоне действий отрядов, которые были на связи с УШПД, сократилась на 72%.

В докладной записке в ГКО от 9 июля 1943 г. Центральный штаб, кроме освещения положения на оккупированной территории, подал план мероприятий, направленных на дальнейшее разрушение вражеских коммуникаций, расчетные данные, а также нарушил (уже раз!) Вопрос о материально-техническое обеспечение партизан.

Помощь была оказана, но она предназначалась преимущественно белорусским партизанам. С 15 июля по 1 октября 1943 г. партизаны Украины получили лишь 7 т тола, около 3 тыс. мин, незначительное количество тяжелого вооружения, 2 тыс. винтовок, автоматов и пулеметов, 3510 гранат, 800 снарядов, 2 млн. патронов.

Согласно приказу начальника ЦШПД от 14 июля "О партизанской рельсовой войне на коммуникациях врага" к операции были привлечены 167 соединений и бригад, 8 отдельных отрядов и диверсионных групп общей численностью около 100 тыс. человек. Это была огромная партизанская армия, которая согласно плану должна была одновременно нанести удар по коммуникациям.

Согласно советским источникам, в сентябре 1943 года партизанские отряды и соединения Украине, имевших связь с тылом, устроили за месяц 520 аварий железнодорожных эшелонов противника. [1]

В течение 1943 г. украинские партизаны пустили под откос 3688 поездов, то есть в 15 раз больше, чем в 1942 году. Вследствие этого пропускная способность, например, участки Ковель - Сарны - Коростень снизилась с 26 эшелонов в сутки в апреле до 1-2 в октябре. Участок Ковель - Шепетовка - Бердичев партизаны изувечили так, что оккупанты были транспортировать грузы через Одессу. "... Статистика доказала преимущество советской минной техники, - писал английский историк Б. Хольмстон. - Цифры, страшные цифры потерь, является историческим свидетельством боевых успехов партизан на минном территории ... Мины были решающей тактической оружием" малой войны ".