Надо Знать

добавить знаний



Рене Декарт


Frans Hals - Portret van Ren Descartes.jpg

План:


Введение

Рене Декарт
фр. Ren Descartes ,
лат. Renatus Cartesius
Frans Hals - Portret van Ren Descartes.jpg
Родился 31 марта 1596
Ла-е-ан-Турен
Умер 11 февраля 1650
Стокгольм
Место жительства Париж
Гражданство Франция Франция
Область научных интересов математика, физика, оптика, философия
Известный в связи с: декартова система координат, рационализм
Примечания Научный руководитель - Жорж Фурнье.

Рене Декарт ( фр. Ren Descartes , лат. Renatus Cartesius - Декарт * 31 марта 1596, Ла-Э-ан-Турен ( фр. La Haye en Touraine ) [Сейчас город Декарт ], департамент Эндр и Луара, Франция - 11 февраля 1650, Стокгольм) - французский философ, физик, физиолог, математик, основоположник аналитической геометрии. В математике Декарт ввел Декартову систему координат, дал понятия переменной величины и функции, ввел много алгебраических обозначений. В физике он сформулировал закон сохранения количества движения, ввел понятие импульса силы. Декарт - автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.


1. Биография

Рене Декарт родился 31 марта 1596 года в городе Лаэ (теперь Декарт), департамент Эндр и Луара, Франция. Он получил от отца небольшое наследство, которое позволило ему посвятить свою жизнь науке и путешествиям. С 1604 по 1612 годы Декарт учился в иезуитском коллеже Генриха Великого в Ла-Флеш [1], где получил хорошую гуманитарную и математическое образование. Он проявлял большие способности к философии, физики и психологии. Из-за слабого здоровья директор колледжа освободил Декарта от посещения утренних богослужений и позволил ему оставаться в постели до полудня - привычка, сохранившаяся у Декарта на всю жизнь. Именно эти тихие утренние часы были для него особенно животворный в творческом отношении.

После колледжа Декарт учился в университете Пуатье, получив в 1616 диплом бакалавра и лицензию юриста, выполняя волю отца, желавшего, чтобы сын стал юристом [2].

После окончания образования Декарт вел в Париже беззаботную жизнь, полную удовольствий. Но в конце концов такой образ жизни стал обузой для него, и он уединился для того, чтобы посвятить себя математическим исследованиям. Когда ему исполнился 21 год, он несколько лет служил добровольцем в армиях Голландии, Баварии и Венгрии. За это время Декарт получил неплохие военные привычки, а также некоторые авантюрницьки черты характера. Ему нравились балы и азартные игры - при этом игроком он был очень удачным, в чем большую роль сыграл его математический талант. Будучи на службе у герцога Максимилиана Баварского, Декарт участвовал в битве на Белой горе в окрестностях Праги, в ноябре 1620 года. [3]

В 1629 году переехал в Нидерландов. Ничто человеческое не было чуждо для него - правда единственный его любовный роман продолжался всего три года. Его любимой была некая голландская женщина, которая в 1635 году родила ему девочку. Декарт обожал ребенка и был сильно потрясен внезапной смертью дочери в пятилетнем возрасте. Он говорил об этой потере, как о величайшем несчастье в жизни.

Декарт придавал большое значение практическому использованию научных знаний. Так, его интересовало, каким образом можно сохранить волосы от поседения. Он проводил также некоторые опыты с креслом-качалкой.

Однажды во время службы в армии Декарту приснился сон, который имел большое значение для всей его жизни. Весь день 10 ноября он провел в одиночестве в своей комнате, размышляя над научными и математическими проблемами. Это было в старинном баварском доме, где комната согревалась большой дровяной печью, что, вероятно, способствовало творческому процессу. Незаметно для себя Декарт задремал, и ему приснилось - как он в будущем рассказывал, - что перед ним появился "дух правды" и стал упрекать его за лень. Этот дух полностью овладел сознанием Декарта и убедил его в том, что ему в жизни необходимо доказать пригодность математических принципов для познания природы и их большую пользу, поскольку они оказывают научным знанием строгость и определенность.

Для продолжения занятий математикой Декарт вернулся в Париж, но столичная жизнь вновь быстро надоело ему. Он продал имение, доставшееся ему от отца и переехал в одинокого деревенского дома в Голландии. Его любовь к одиночеству была настолько большой, что поездом двадцати лет он сменил 24 дома в 13 разных городах и при этом держал свой адрес в тайне даже от близких друзей, с которыми поддерживал постоянную переписку. Его единственными и неизменными требованиями к месту жительства были небольшое расстояние к католической церкви и университета.

Рене Декарт с королевой Кристиной

Наконец, на него обратила свое внимание шведский королева Христина. Она пригласила Декарта давать ей уроки философии. И как Декарт любил свободу и одинокий образ жизни, он не мог не проявить уважения к королевской просьбе. Королева прислала за ним военного корабля, и в конце 1649 года он ступил на землю Швеции. Однако королева Христина оказалась не образцовой ученицей. Она могла викраяты для встреч с философом лишь очень утренние часы - около пяти часов утра. К тому же занятия проходили в плохо прогретой библиотеке, а зима выдалась очень холодной. Слабый и болезненный Декарт стойко переносил ранние подъемы и жестокие утренние холода в течение почти четырех месяцев. Однако в конце концов он заболел воспаление легких и умер 11 февраля 1650 года.

Интересным постскриптумом к смерти этого великого человека, который отдал много сил изучению взаимодействия тела и души, может послужить история его собственного тела после смерти. Через 16 лет после его смерти его друзья решили, что тело должно находиться во Франции. Но гроб, который по этому поводу была направлена ​​в Швецию, оказалась слишком короткой. А потому шведские власти, не долго думая, решила отделить голову Декарта от тела и похоронить ее отдельно -, пока не будут получены распоряжения из Парижа.

Пока остатки философа готовили к отправке во Францию, французский посол решил, что неплохо было бы иметь какую-нибудь память о великого соотечественника. А потому он отрезал указательный палец на правой руке Декарта. Тем временем тело без головы и пальца, было с большими церемониями перезахоронены в Париже. Через несколько лет один армейский офицер выкопал череп Декарта, как сувенир, который затем в течение 150 лет от одного коллекционера к другому, пока, наконец, не был похоронен в Париже.

Все собственные бумаги и рукописные работы Декарта были собраны и после его смерти морем отправлены в Париж. Однако корабль утонул, не добравшись до причала. Бумаги в течение трех дней находились под водой. Семнадцать лет понадобилось для того, чтобы в будущем отреставрировать их и сделать пригодными для печати.


2. Научные исследования

2.1. Математика

"Рассуждение о методе" Декарта

В 1637 увидела в свет главная математическая работа Декарта, "Рассуждение о методе" (полное название: "Рассуждение о методе, который позволяет направлять свой ​​разум и отыскивать истину в науках").

В этой книге излагалась аналитическая геометрия, а в приложениях - многочисленные результаты в алгебре, геометрии, оптике (в том числе - правильная формулировка закона преломления света) и многое другое.

Особо следует отметить переработанную Декартом математическую символику Виета, с этого момента близкую к современной. Коэффициенты он обозначал a, b, c..., а неизвестные - x, y, z. Натуральный показатель степени принял современный вид (дробные и отрицательные утвердились благодаря Ньютону). Появилась риска над подкоренное выражение. Уравнение приводятся в канонической форме (в правой части - нуль).

Символическую алгебру Декарт называл "Общей математикой", писал, что она должна объяснить "все относящееся к порядку и меры".

Создание аналитической геометрии позволило перевести исследование геометрических свойств кривых и тел на алгебраическую язык, то есть анализировать уравнение кривой в некоторой системе координат. Этот перевод имел тот недостаток, что теперь надо было аккуратно определять подлинные геометрические свойства, не зависящие от системы координат (инварианты). Однако и преимущества нового метода были исключительно велики, и Декарт продемонстрировал их в той же книге, открыв множество положений, неизвестных древним и современным ему математикам.

В приложении "Геометрия" были даны методы решения уравнений (в том числе геометрические и механические), классификация алгебраических кривых. Новый способ задания кривой - с помощью уравнения - был решающим шагом к понятию функции. Декарт формулирует точное правило знаков для определения числа положительных корней уравнения, хотя и не доказывает его.

Декарт исследовал алгебраические функции ( многочлены), а также ряд "механических" ( спирали, циклоиды). Для трансцендентных функций, по мнению Декарта, общего метода исследования не существует.

Комплексные числа еще не рассматривались Декартом на равных правах с действительными, однако он сформулировал (хотя и не доказал) основную теорему алгебры : общее количество действительных и комплексных корней алгебраического уравнения равно его степенью. Отрицательные корни Декарт по традиции именовал ложными, однако объединял их с положительными термином действительные числа, отделяя от мнимых (комплексных). Этот термин вошел в математику. Впрочем, Декарт проявил некоторую непоследовательность: коэффициенты a, b, c ... у него считались положительными, а случай неизвестного знака специально отмечался многоточием слева.

Все неотъемлемые действительные числа, не исключая иррациональных, рассматриваются Декартом как равноправные, они определяются как отношение длины некоторого отрезка к эталону длины. Позже аналогичное определение числа приняли Ньютон и Эйлер. Декарт пока еще не отделяет алгебру от геометрии, хотя и изменяет их приоритеты; решение уравнения он понимает как построение отрезка с длиной, равной корню уравнения. Этот анахронизм был вскоре отброшен его учениками, прежде всего - английскими, для которых геометрические построения - чисто вспомогательный прием.

Книга "Метод" сразу сделала Декарта признанным авторитетом в математике и оптике. Примечательно, что издана она была французском, а не латыни. Приложение "Геометрия" было, однако, тут же переведен на латинский и неоднократно издавался отдельно, разрастаясь от комментариев и став настольной книгой европейских ученых. Работы математиков второй половины XVII века отражают сильное влияние Декарта.


2.2. Механика и физика

Декарт за работой.

Физические исследования относятся главным образом к механики, оптики и строения Вселенной.

  • Декарт ввел понятие "силы" (меры) движения (количества движения), подразумевая под ним произведение "величины" тела ( массы) на абсолютное значение его скорости, сформулировал закон сохранения движения (количества движения), однако толковал его неправильно, не учитывая, что количество движения есть векторной величиной (1664).
  • Исследовал законы удара, впервые четко сформулировал закон инерции (1644).
  • Высказал предположение, что атмосферное давление с увеличением высоты уменьшается.
  • В 1637 вышла в свет "Диоптрики", где содержались законы распространения света, отражения и преломления, идея эфира как переносчика света, объяснение радуги.
  • Декарт первую математическую вывел закон преломления света (независимо от В.Снелиуса) на границе двух различных сред [4]. Точная формулировка этого закона позволило усовершенствовать оптические приборы, которые тогда стали играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в микроскопии).

2.3. Астрономия

В астрономии Декарт известен как автор космогонической гипотезы - теории вихрей, которая в течение определенного времени конкурировала с теорией всемирного тяготения. Считал, что Солнце (как и другие звезды) окружено эфирной веществом, которое распространяется на большие расстояния во всех направлениях. Вращаясь, Солнце приводит во вращательное движение прилегающие области этого вещества, потом они, в свою очередь, передают его следующим областям, так что, наконец, вся масса приходит во вращение. В этом эфирном вихре мчатся вокруг Солнца планеты. Однако Декарт не смог сформулировать законы планетных движений, поэтому его гипотеза не получила дальнейшего развития.

Философское учение Декарта в противоположность средневековым взглядам основывалось на представлении о бесконечности и однородности мировой материи ( пространства), не имеет пустот и бесконечно делимый.


2.4. Другие научные достижения

Величайшим открытием Декарта, которое стало фундаментальным для дальнейшего развития психологии, можно считать понятие о рефлекс и принцип рефлекторной деятельности. Схема рефлекса сводилась к механической реакции организма на раздражение. В представлении Декарта организм животного или человека был машиной, механизмом. При таком понимании живое тело не требовало более вмешательства души; функции "машины тела", к которым относятся "восприятие, отражена идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления ... совершаются в этой машине как движение колищат часов".

Наряду с учением о теле как механизм разрабатывалась проблема аффектов (страстей) как телесных состояний, которые являются регуляторами психической жизни. Термин "страсть", или "аффект", в современной психологии указывает на определенные эмоциональные состояния.


3. Философское учение

Descartes Discours de la Methode.jpg

Декарт прославил свое имя большим количеством трактатов по математике и философии. Основные из них: "Геометрия" (1637), "Рассуждение о методе ..." (1637), "Начала философии" (1644). Кроме того, он заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел много алгебраических определений, высказал закон сохранения движения, дал понятие импульса силы. Автор теории, которая объясняет образование небесных тел вихревой движением частиц материи (вихри Декарта). Ввел понятие рефлекса (дуга Декарта).


3.1. Теория познания

Декарт был основоположником рационализма, установки, по которой наши знания состоят в основном или исключительно с апостериорной знания, идей, которые у нас уже есть. Он поставил ум на первое место, а роль опыта свел к простой проверки умозаключений интеллекта. Декарт считал, что разум способен познать мир, однако, требует правильного применения, т.е. метода [5]. Он поставил себе цель заново обосновать знания учитывая новые достижения в естественных науках той эпохи, которые он сравнивает с частями дерева : корни - метафизика, физика - ствол, механика, медицина и мораль - разные ветви. Последние из перечисленных наук нужны человеку для овладения природы. Декарт надеялся прекратить споры духовной элиты, которой он ставил в вину войны того времени. Его метод основан на индукции и дедукции :

  1. Считать истиной только то, что не вызывает никакого сомнения.
  2. Раскладывать каждую сложную проблему или задачу на более простые.
  3. Методически переходить от известного и исследованного к неизвестному и неисследованного (от простого евидентного знания к сложному).
  4. Не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования.

Декарт хотел исследовать, каким образом возможно точное и надежное познание. Существует разрыв между научными знаниями и тем, что мы видим непосредственно. Например, Солнце на самом деле гораздо больше того, что мы наблюдаем. Возможно, что органы чувств обманывают нас, но мы этого не замечаем. Сомнение у Декарта является методическим подходом - нужно сомневаться во всем, что не доказано строго. Декарт лично не сомневался в существовании мира. Он предполагал, что "Genius malignus" ("злой Бог" ) может обманывать человека во всем, кроме того, что она думает и о чем сомневается.

Ища положение, которое нельзя было бы поставить под сомнение, Декарту сформулировал термин "Cogito ergo sum" - "Думаю, следовательно, существую". Это единственное, в чем нельзя сомневаться. Субъект познания, человек не может поставить под сомнение факт своего мышления. В отличие от Августина, который развил сходные мысли, Декарт развил на базе этого положения свою систематику.

После того, как доказано существование "я", нужно показать его сущность. Для Декарта дух, душа, разум и рассудок являются одинаковыми вещами - атрибутами "сознательного существа" (лат. "res cogitans"), которая сомневается, понимает, подтверждает, отрицает, желает, фантазирует подобное. Декарт первым ввел в философию понятие сознания. Содержание сознания составляют мысли : идеи, аффекты ( волевые акты) и выводы. Только идеи могут быть правильными или ошибочными, поскольку только в идей можно найти соответствие или несоответствие внешних вещей. В дальнейшей классификации Декарт разделяет врожденные, заимствованные и развитые самим человеком идеи. Врожденные идеи есть в любое время готовы понятиями. Они также определяют результаты познания.

Метафизика Декарта, 2007 автор : О.Войтович

3.2. Бог и метафизика

Декарт верил в Бога как совершенную существо, существование которой он никогда не ставил под сомнение. Если бы не было Бога, тогда он не был бы совершенным. Поскольку человек является несовершенной существом, а с несовершенного не может выйти нечто совершенное, то Бог существует за пределами человеческого воображения. Итак, существование Бога является источником объективного значения человеческого мышления. А поскольку Бог в своем совершенстве не обманывает человека, а дает ей возможность познания, не может быть обманом то, что человек имеет тело, природа существует, а 2 плюс 2 равно 4. Неправильные восприятия вызваны тем, что Бог наделяет нас свободой, одно называть правильным, а второе - неправильно, что и является доказательством нашей богоподобия. Таким образом Декарт ставил свет на метафизический фундамент.

Декарт был противником аристотелизма, как, впрочем, и Гоббс, его конкурент. Поэтому он отвергал телеологию, заменяя ее на каузалистику, создавая таким образом основу для механики. В механическом мире, подобном часов, Бог является основной пружиной, двигателем. После приведения мирового механизма в движение развитие Вселенной определяется самостоятельно. Декарт также отвергал органику Аристотеля, считая человеческое тело машиной с конечностями, которые взаимодействуют с мозгом через рефлекторный акт. Дух королем тела. Однако, в аристотелевскую духе он определяет душу, которая обладает способностью к мышления и волю, образующей разницу между трупом и живым человеком.

В основе философии Декарта дуализм души и тела. Декарт разделяет бытия на мир объектов ("рес екстенсе") и мир мнений ("рес когитанс"). "Рес екстенсе" является физическим телом, объемным, его можно разделить, разрушить, оно подлежит правилам каузальности. А "рес когитанс" не имеет объема, неделимый, но имеет мышление. Дух, который относится к последнему, является субъектом познания, который стоит перед объективным миром. Проблему дуализм - сочетание этих двух фигур / царств Декарт не смог решить. Ее решает, в частности, Спиноза, который выдвигает тезис "психофизического параллелизма", согласно которой соотношение между духом и телом базируется на том, что обе являются формами явлений одной и самой субстанции, которые ведут себя параллельно друг другу.

Субстанция за Декартом есть нечто, что существует и не требует ничего другого для своего существования. Бог в этом смысле единственной субстанцией. Он также считает материальные вещи и душу субстанциями, поскольку они обусловлены только существованием Бога.


3.3. Этика

Письмо написано рукой Декарта, декабрь 1638р.

По мнению Декарта, прежде чем определить для себя правила поведения, нельзя же всем сомневаться, нужно знать максимы провизоричнои морали, которая помогает достижению ойдеймонии ( счастье):

  1. Соблюдать все законов и обычаев страны происхождения. Жить по средним понятиям людей своего окружения. Не принимать никаких обязанностей.
  2. Всегда быть уверенным в ситуации, в случае неуверенности - выбирать по самой вероятностью, избегая таким образом угрызений совести.
  3. Подстраиваться под мир, чем, наоборот, подстраивать мир под себя (здесь чувствуется влияние стоицизма). Единственное, что есть в нашем распоряжении - это ум. Воля хочет только того, что ей предлагает ум, следовательно, не может стремиться ничего недостижимого.
  4. Направлять жизни на развитие ума и познания.

4. Произведения

5. Примечания

  1. Desmond, p. 24
  2. Baird, Forrest E. From Plato to Derrida. - С. 373-377. - Upper Saddle River, New Jersey: Pearson Prentice Hall, 2008. ISBN 0-13-158591-6.
  3. Battle of White Mountain - www.britannica.com/EBchecked/topic/642395/Battle-of-White-Mountain, Britannica Online Encyclopedia
  4. "Ren Descartes" - encarta.msn.com/encyclopedia_761555262/Rene_Descartes.html # s3. Encarta. Microsoft. 2008 . http://encarta.msn.com/encyclopedia_761555262/Rene_Descartes.html # s3 - encarta.msn.com/encyclopedia_761555262/Rene_Descartes.html # s3 . Проверено 2007-08-15 .
  5. Emily Grosholz Cartesian Method AND The Problem Of Reduction - books.google.com / books? hl = en & lr = & id = 2EtAVLU1eIAC & oi = fnd & pg = PA1. - Oxford University Press, 1991. ISBN 0198242506 "But contemporary debate has tended to ... understand [Cartesian method] merely as the 'method of doubt" ... I want to define Descartes' method in broader terms ... to trace its impact on the domains of mathematics and physics as well as metaphysics. ".

См.. также

Литература

  • Асмус В.Ф. Декарт. - М.: Высшая школа, 2006. - 335 с. - (Классика философской мысли.). - 3000 экз. - ISBN 5-06-005113-7
  • Барабанов А., Петрова Е. В. Два математических письма Декарта принцессе Елизавете богемское / / История науки и техники, № 1, 2011, С. 20-32.
  • Барабанов А., Барабанова Л.П. История теоремы Декарта о кругах / / История науки и техники, № 5, 2011, С. 2-15.
  • Бессмертие философских идей Декарта (Материалы Международной конференции, посвященной 400-летию со дня рождения Рене Декарта) / Ответственный редактор Мотрошилова Н.В.. - М.: ЦОП Институт философии РАН, 1997. - 181 с. - (Научное издание). - 500 экз. - ISBN 5-201-01958-7
  • Декарт / / Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.).
  • История математики под редакцией А. П. Юшкевича в трёх томах, том II, М.: Наука, 1970 Математика XVII столетия. - ilib.mccme.ru/djvu/istoria/istmat2.htm
  • Катасонов В.Н. Метафизическая математика XVII в. М.: Наука, 1993.
  • Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М.: Наука, 1987.
  • Кузнецов Б. Г. Эволюция картины мира. Глава 7: Картезианское естествознание. - М.: Издательство АН СССР, 1961 (2-е издание: УРСС, 2010). - 352 с. - (Из наследия мировой философской мысли: философия науки). - ISBN 978-5-397-01479-3 .
  • Ляткер Я. А. Декарт. М.: Мысль, 1975.
  • Мамардашвили М. Картезианские размышления. - ru.philosophy.kiev.ua / library / mmk / kr / index.html
  • Матвиевская Г. П. Рене Декарт, 1596-1650 - ilib.mccme.ru / djvu / istoria / matv_decart.htm. М.: Наука, 1976.
  • Alain (1928), Descartes, in Les Passions et la Sagesse, La Pliade, 1960, pp. 923-995.
  • Ferdinand Alqui (1950), Descartes. L'homme et l'oeuvre, PUF (rd. 1987) Онлайн - www.ac-grenoble.fr/PhiloSophie/file/descartes_alquie.pdf. Краткое введение в философию Декарта и биография.
  • Franois Azouvi (2006), Descartes et la France: histoire d'une passion nationale, d. Fayard, 2002; rd. Hachette, Pluriel-poche, 2006, ISBN 2-01-279124-7
  • Yvon Belaval, Leibniz critique de Descartes, Gallimard, coll. "Tel", 1997;
  • Jean-Marie Beyssade, La Philosophie premire de Descartes. Le Temps et la cohrence de la mtaphysique, Flammarion, coll. "Nouvelle bibliothque scientifique", 1979;
  • Philippe Comar, Mmoire de mon crne - Ren Descartes, Paris, Gallimard, coll. "L'Un et l'Autre" ", 1997.
  • Pierre Guenancia, Descartes et l'ordre politique, PUF, 1983, et Descartes, bien conduire sa raison, Dcouvertes Gallimard, Philosophie, 1996 (une introduction Descartes).
  • Martial Guroult (1953), Descartes selon l'ordre des raisons, 2 vol.
  • Franoise Hildesheimer, Monsieur Descartes. La fable de la raison, Paris, Flammarion, 2010, 506 p.
  • Denis Kambouchner, L'homme des passions. Commentaires sur Descartes. Albin Michel, 1995. 2 Vol 501p. chacun. Une somme sur le Trait des Passions.
  • Roger Lefvre, La pense existentielle de Descartes, Bordas, Collection Pour connatre, 1965.
  • Genevive Rodis-Lewis:
    • Descartes, Calmann-Lvy, 1995
    • Descartes et le rationalisme, PUF, collection Que sais-je?, 1966, 7e d. corrige, 1996,
    • L'uvre de Descartes, 2 vol., Vrin, 1971.
  • Samuel S. de Sacy, Descartes, Seuil, rdit en 1996;
  • Anne Staquet, Descartes et le libertinage, ditions Hermann, Paris, 2009;
  • Martin Steffens, Mditations mtaphysiques 1, 2 et 3, Folio plus philosophie, 2006. Dossier et notes de M. Steffens, lecture d'image de Seloua Louste-Boulbina ISBN 2-07-033836-3;
  • Tony James, Le Songe et la Raison. Essai sur Descartes, ditions Hermann, Paris, 2010

7. Источники и ссылки

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Декарт Рене


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам