Надо Знать

добавить знаний



Репин Илья Ефимович


REPIN portret REPIN.jpg

План:


Введение

Илья Ефимович Репин ( 24 июля ( 5 августа) 1844, Чугуев - 29 сентября 1930, Куоккала, Финляндия) - русский художник-реалист украинского происхождения.


1. Биография

Родился в Чугуеве в Украине, происходит из семьи военного поселенца. Одним из его предков был украинский казак Репа. Юношей учился в местной иконописной мастерской. В 20 лет отправился в столицу Российской империи - Санкт-Петербург.

С 1863 года в Петербургской рисовальной школе, в 1864 - 71 годах - в Петербургской Академии Искусств (ученик И. Крымского), которую окончил с золотой медалью и отправился в студийную путешествие в Италии и Франции.


1.1. Пребывание за границей

По конкурсное полотно "Христос воскрешает дочь Иаира" Репин получил право на шестилетнее пребывание за границей в качестве академического пенсионера за государственный счет.

Репин самовольно сократил пребывания за границей, где был в 1873 - 1876 ​​гг, хотя потратил время на изучение музейных сборников и произведений современных французских мастеров. Более того, несколько неожиданный в поступках художник выставил некоторые свои произведения в Парижском Салоне, несмотря на запрет Петербургской академии. Сам рисовал относительно мало. Для отчета передал в Академию полотно сказочно театрального характера "Садко в подводном царстве" (1876). По позднейшим оценкам наиболее интересными были этюды Монмартра и Веля.

Садко, 1876 ​​, Русский музей, Петербург

1.2. 1870-80-е гг

Период был насыщен поездками по России и созданием нескольких известных картин. Художник посетил родной Чугуев, где собирал материалы к будущим картинам. Среди них - "Бурлаки на Волге", "Дочь Вера в детстве", "Крестный ход в Курской губернии", "Царевна Софья". Именно в Чугуеве создано полотно "Протодиакон" со сложным образом православного священника, который вызвал противоречивые отзывы из-за противоречивости самой личности. Значительную историческую драму решает и полотно "Царь Иван убивает своего сына" (1885).

1.3. В Академии

Автопортрет с Нордман-Северова, 1903, Атенеум, Хельсинки, Финляндия.

С 1893 года - академик, профессор Петербургской Академии (до 1907 года), член общества передвижников (с 1878 года) и художественной группы "Мир искусства" (с 1890 года). По инициативе Великого князя Сергея Александровича - Репин принял предложение работать в Императорской академии ради реформирования учебного заведения. А мастерская художника была наиболее популярной среди учеников того времени.


1.4. Смерть

Репин умер в своей усадьбе "Пенаты", после распада Российской империи оказалась на территории, отведенной для Финляндии. По завещанию, тело похоронили в парке усадьбы без гроба. На могиле (по завещанию художника) высадили дерево. Могила сохранена.

2. Семья

Художник был женат дважды. Брак с первой женой - Верой Алексеевной - не удовлетворил художника, и он растерзал его. Вторая жена художника - Нордман Северова, писательница, умерла от чахотки ( туберкулеза).

Сын Репина Юрий стал второстепенным художником, не оставив известного следа в русском искусстве. Одна из дочерей была умственно отсталой.

3. Творчество

Бурлаки на Волге 1870 - 1873
Иван Грозный и сын его Иван ( 1870 - 1873)
Украинская хата, 1880

Илья Репин оставил богатое и разнообразное художественное наследие, его ранние росписи церквей в Украине уничтожены во время войны, многочисленные жанровые, бытовые картины, портреты и произведения на исторические темы хранятся в музеях России, Украины и в частных коллекциях.

Самые известные произведения:

  • "Бурлаки на Волге" (1870-73),
  • "Иван Грозный и сын его Иван" (1881-85),
  • "Царевна Софья" (1879),
  • "Заседание Гос. Совета" (1901-03).

На украинский темы:

  • "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1880-91, один вариант в Москве, второй - в Харьковском Государственном Музее изобразительного искусства);
  • "Вечерницы" (1881),
  • "Гайдамака" (1902),
  • "Черноморская вольница" (1903),
  • "Гопак" (1930, не окончен).
  • "Портрет И.С. Тургенева",
  • "Этюд академической натурщицы",
  • "Солоха и дьяк"

Создал многочисленные портреты деятелей русской культуры, а с украинским среди других: С. Любечская, Н. Мурашко (1877), В. Тарновского (1880, "Гетьман") и С. Тарновской, Т. Шевченко (1888), Д. Багалея (1906), четыре эскизы проекта памятника Шевченко в Киеве (на конкурс 1910 - 14). Делал иллюстрации к произведениям Гоголя "Тарас Бульба" и "Сорочинская ярмарка" (1872 - 82), книги Д. Яворницкого "Запорожье в остатках старины и преданиях народа" (1887), а также рисунки из памятников украинской архитектуры, украинских народных типов и т.п..

Музей-усадьба Репина "Здравнево", Беларусь.

Репин - типичный реалист, который однако не копировал природу, а перевтилював ее мотивы своей розмашним, часто почти экспрессионистических живописью. Мастерски охватывал человеческую фигуру в движении, ее типаж и выражение, а его сочные и звучные краски придавали произведению эффектной пластичности. На некоторых произведениях Репина заметное влияние импрессионизма и символизма. В зависимости от того, где и над которой тематикой он работал, периоды его творчества можно определить как украинский и русский. В творчестве он является продуктом украинских-российского культурного симбиоза. Однако с Украиной Илья Репин был связан не только происхождением, но и чувственно. Он был влюблен в украинскую природу, человека, фольклор и выдвигал проблему украинского стиля в искусстве. К друзьям Ильи Репина принадлежали украинские деятели: М. Кропивницкий, Н. Мурашко, Д. Яворницкий, Е. Чикаленко и многие другие. Между учениками были Н. Пимоненко, А. Мурашко, И. Макушенко, Ф. Красицкий, С. Прохоров, И. Шульга, Ф. Чуприненко и другие. Как педагог и критик он написал книгу "Далекое близкое" (1953). После революции Илья Репин не желал жить в советской России и остался в своем имении "Пенаты" в Куоккала (Финляндия), где и умер. В 1982 году "Пенаты" отстроены и открыты как "Музей-усадьба И.Е. Репина".


3.1. Тема народников

Среди картин-откликов на современные художнику события особое место заняла серия о народников. Репин хорошо осознавал всю скандальность темы, ее антигосударственное движение. Широко разрекламированные картины этой серии во время СССР мало кто знал при жизни художника.

Предотвращая доносам и неприятностям с российским правительством, Репин создал серию небольших картин, которую постоянно прятал и показывал только доверенным лицам. Среди картин серии -

  • "Арест пропагандиста" (1880)
  • "Под конвоем" (1876)
  • "Не ждали" (1884)
  • "Исповедь", которую уже в СССР переименовали в "Отказ от исповеди" (1885).

Серия могла быть уничтожена как самим художником, так и современниками. К счастью, этого не произошло. Все лучшие варианты серии сохраняет Третьяковская галерея.


4. Ученики Репина


Литература

  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • Москвинов В. Репин на Харковщине. X. 1959; Репин и Украина. К. 1962;
  • Величко Ю. Украины в творчестве И. Е. Репина. К. 1963.
  • Репин и Здравнёво. Библиографический указатель. 1995-2001 / Сост. Шишанов В.А. Витебск: Витебский областной краеведческий музей, 2001. 20 с. [1]
  • Сухоруков А., Шишанов В. К истории создания музея-усадьбы И. Е. Репина "Здравнёво" / / Белорусско-русское культурное взаимодействие конца XIX-начала ХХ в.: Материалы научной конференции, посвященное 150-летию со дня рождения И. Е . Репина и 100-летию пребывания художника в Беларуси. Витебск, 1995. С.111-117.
  • Шишанов В. Здравнёво. Исторический облик и музеефикации усадьбы / / Матэрыялы II Международная канферэнцыи па праблемах музеефикацыи уникальных гистарычных тэрыторый. Полацк, 1996. С.38-44. [2]
  • Сухарукаў А., Шышанаў В. Музей сядзиба И.Я.Рэпина "Здраўнёва" как цэнтр развицця беларуску-русских культурных сувязяў / / Нацыянальныя меншасци Беларуси. Кн.3. Брэст-Минск, 1996. С.18-19.
  • Шишанов В. Репин в Белоруссии / / Служба спасения 01 (Минск). 2000. № 5. С.54-57.
  • Шышанаў В. Невядомае Здраўнёва / / Вицебски сшытак. 2000. № 4. С.90-115.
  • Шышанаў В. Беларусь и беларусы вачыма Ильи Рэпина / / Гисторыя, культуралогия, мастацтвазнаўства: Матэрыялы III Междунар. кангрэса беларусистаў "Беларуская культура ў дыялогу цывилизацый" (Минск, 21-25 мая, 4-7 Снежа. 2000 г.). Мн.: "Беларуску книгазбор", 2001. (Беларусика = Albaruthenica; Кн. 21). С.311-316.
  • Сухарукаў А., Шышанаў В. Рэпина И.Я. Музей сядзиба "Здраўнёва" / / Энцыклапедыя гисторыи Беларуси: В 6 т. Т.6. Кн.1. Мн.: БелЭн, 2001. С.174.
  • Шишанов В. А. Здравнёво: после октября 1917 / / Репинские чтения: Материалы ЧТЕН в Музее-усадьба И. Е. Репина "Пенаты" (2003-2004). СПБ.: "ИП Комплекс", 2004. С.80-89. [3]
  • Шишанов В. А. К истории коллекции работ Репина в Витебск областном краеведческом музее / / Репинские чтения: Материалы ЧТЕН в Музее-усадьба И. Е. Репина "Пенаты" (2003-2004). СПБ.: "ИП Комплекс", 2004. С.90-97. [4]
  • Шишанов, В.А. Материалы Государственно архива Витебской области в школе в усадьбе "Здравнево" / В.А. Шишанов / / Адукацыя на Вицебшчыне: гисторыя и сучаснасць: матэрыялы рэспуб. навук.-практ. КАНФОМ., Вицебск, 30-31 сакавика 2010 г., Виц. дзярж. ун-т, редкал.: В.В. Акуневич (адк. Рэд.) [И проч.] - Вицебск: УА "ВГУ имя П.М. Машэрава", 2010. - С.128-132. [5]
  • Шишанов, В. А. Здравнёвские работы И. Е. Репина в русской художественной критике конца XIX - начала ХХ в. / В. А. Шишанов / / Искусство и культура (Витебск). - 2011. - № 3. - С. 34 - 42. [6]

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам