Надо Знать

добавить знаний



Республика



План:


Введение

Республика (от лат. res publica - Общественная дело) - форма государственного правления, при которой верховные органы государственной власти избираются на определенный срок, с очерченными законами полномочия, существует разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную.

Республика отличается от монархии - формы государственного правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу - монарху, передается по наследству.


1. Признаки республики

Республике присущи следующие черты:

  • Существование единоличного и коллегиального главы государства - президента и парламента.
  • Парламент представляет законодательную власть.
  • Задача президента - возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
  • Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться народом на определенный срок.
  • Юридическая ответственность глав государства. Например, согласно большинству конституций, у парламента есть право на освобождение от должности президента за тяжкие преступления против государства ( импичмент).
  • В случаях, предусмотренных Конституцией, право представлять и выступать от имени государства должен президент.

2. Классификация республик

Существуют три основных разновидности республиканской формы правления:

  • президентская республика;
  • парламентская республика;
  • республика смешанного типа.


В президентской республике президент избирается непарламентским путем - прямыми или косвенными выборами населения ( США, Аргентина, Мексика, Швейцария, Иран, Ирак). Классической президентской республикой считают США. Глава государства (президент) лично или с последующим одобрением верхней палаты парламента формирует состав правительства, которым руководит сам. Правительство, как правило, несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом.

В парламентской республике глава государства ( президент) не может влиять на состав и политику правительства, которое формируется парламентом и подотчетно ему. Полномочий у президента меньше, чем у премьер-министра. Здесь осуществляется принцип верховенства парламента, который избирается населением страны. Президент избирается парламентом либо более широкой коллегией с участием парламента ( Италия, Греция, Индия, ФРГ, Чехия, Венгрия)

Одной из современных форм государственного правления является так называемая смешанная (парламентско-президентская, или президентско-парламентская) форма республиканского правления. Типичным признаком такой формы правления является сочетание элементов президентской и парламентской республик, сильной власти и эффективного контроля парламента за деятельностью правительства. Правительство формируется совместно президентом и парламентом, а та или иная название смешанной республики определяется тем, у кого из них больше полномочий по формированию и функционированию правительства. Президент вправо председательствовать на заседаниях правительства. Президент избирается внепарламентским путем. Классическим образцом смешанной республиканской формы правления является Франция за конституции 1958 года. В Европе - Австрия, Румыния, Польша, Финляндия и др. ..


2.1. Роль президента в президентской и парламентской республиках

Президентская республика характеризуется прежде весомой ролью главы государства в государственном механизме. Президент обычно избирается независимо от парламента (прямым или косвенным голосованием) и совмещает полномочия главы государства и главы правительства. Правительство, как правило, слабо влияет на парламент, не зависит от парламента (парламент не может провозгласить недоверие правительству или досрочно прекратить его полномочия). Пост премьер-министра либо отсутствует, либо играет вспомогательную-координадийну роль (так называемый "административный" премьер в некоторых странах "Третьего мира"). Президент способен отстаивать интересы исполнительной власти благодаря своему высокому статусу (осуществлять активную исполнительную политику, использовать право на издание исполнительных актов, инициировать создание законов, использовать право вето на принятие законов, применять разнообразные средства воздействия на законодательную власть) с целью достижения баланса властей. Президентом в этих государствах становится, как правило, лидер партии, победившей на президентских выборах, из числа членов которой чаще всего и формируется правительство.

Президент в парламентских республиках, в отличие от главы государства в президентских республиках, обычно не располагает реальной исполнительной власти, и его правовой статус в значительной мере напоминает статус монарха в парламентарной монархии. Полномочия главы государства, за исключением сугубо церемониальных (представительных), здесь обычно осуществляются с согласия и по инициативе правительства, созданного на парламентской основе.

Если в президентских республиках глава государства формирует правительство по своему усмотрению, независимо от расстановки сил в парламенте, то в парламентских республиках глава государства зачастую может назначить такое правительство, которое имеет поддержку парламентского большинства. Члены правительства являются одновременно и членами парламента, т.е. состав правительства отражает реальную расстановку сил в парламенте, что позволяет правительству влиять на принятие парламентских решений. Пост премьер-министра, как правило, автоматически занимает лидер партии (блока партий), победившей на выборах. Существует парламентская ответственность правительства, зачастую носит солидарный характер - недоверие одному члену кабинета влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать роспуска парламента и назначения новых выборов. Функция главы государства отделена от функции главы правительства.

Президент в смешанной республике, которая сочетает в себе элементы президентской и парламентской республиканских форм правления, является верховным главнокомандующим, как в президентской республике, однако не во всех странах наделен полномочиями главы исполнительной власти, нередко разделяет ее с премьер-министром. Отсутствует должность вице-президента, как и в парламентской республике. Например, в Украине нет должности вице-президента, который является в Швейцарии. Президент Украины имеет право досрочно распустить парламент, а депутаты парламента не могут быть членами Кабинета Министров, и наоборот. В ряде смешанных республик президент не имеет права законодательной инициативы, в Украине - наделен этим правом.

Одна из особенностей парламентско-президентской республики Украина заключается в ограниченных полномочиях правительства в законодательном процессе, что ее отличает, например, от Франции, которая также является государством со смешанной формой правления. Если правительство Франции имеет право вносить поправки в законопроектов, может настаивать на голосовании своих поправок и в любой момент отозвать законопроект, то правительство Украины слабое влияние на законодательный процесс и принятие законодательных решений (право законодательной инициативы у премьер-министра не обеспечено комплексом правовых мер).

Правительство Украины связано двойной (бицефальною) зависимостью:

  • ответственностью перед Президентом;
  • подконтрольностью и отчетностью перед Верховной Радой.

3. История

В истории государств мира возникали различные виды республик:

  • античная;
  • средневековая (феодальная)
  • буржуазная;
  • социалистическая.

Исторически выделяют аристократическую республику, где право участвовать в выборах принадлежит только высшим слоям населения, и демократическую республику, в которой право избирать высшие органы власти принадлежит всему населению страны достигло определенного возраста и не ограничено законом или судом в возможности реализовать избирательное право.

Сегодня большинство стран мира являются республиками. Хотя республика считается многими современной формой власти и синонимом демократии, это ошибочное мнение, основанное на том, что исторически было больше государственных образований с монархической формой правления, где власть передается по наследству.

В большинстве современных республик глава государства (в основном, президент) избирается всеобщим голосованием граждан страны или всенародно избранным парламентом. Власть главы государства также ограничена в зависимости от Конституции - от довольно солидных полномочий ( США, Россия, Франция) в чисто церемониально-представительских функций ( Австрия, Германия, Италия).

В отличие от средневековых республик, во многих современных демократических государствах ограничены не только срок полномочий президента, но и количество сроков. Также ограничена, хотя и в разной степени, власть главы государства. Право голоса в республиках имеют все граждане страны. Для сравнения, в Венецианской республике дож избирался пожизненно и не всеми гражданами, а также имел практически неограниченные полномочия. Однако и в наше время [ Когда? ] в некоторых странах выборы не являются общими. В ЮАР в 1990-х не имели права голоса темнокожие и мулаты. В Эстонии и Латвии права голоса не имеют до трети постоянных жителей.

В республиках отменен институт дворянства. Все граждане имеют равные права, однако, не все постоянные жители, даже рожденные на территории страны имеют гражданство.

В некоторых республиках есть пожизненные сенаторы (Италия, Франция), но их места не передаются по наследству.

Однако республика не является синонимом демократии. Во многих странах, официально республиках, отменяются выборы Президента либо происходят на безальтернативной основе. В то же время во многих государствах-монархиях демократические институты широко распространены.

Республика - самая распространенная сегодня форма государственного правления. Монархия в некоторых странах - лишь дань традиции.


4. Смотри также

Источники

  • Политологический энциклопедический словарь. - М.: Генезис, 1997
  • Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник / Пер. с рус. - Харьков: Консум, 2001. - 656 с.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам