Реставрационная копия сооружения

Монумент Архитектору, Минск.

Реставрационная копия сооружения - реставрационно-строительная технология по восстановлению внешнего вида ценной архитектурной постройки прошлых эпох.


1. История

Панорама Киева от колокольни Софийского монастыря в Михайловского Златоверхого после восстановления последнего, состояние на 2006 год.

Из истории известны случаи восстановления утраченных архитектурных сооружений, если они имели значительное историческое или религиозное значение для народа. Идея восстановления этих сооружений вполне оправдана, так как работает на самоосознание народа, его идентификацию, сплочение вокруг религиозных или национальных идей. Реставрационные копии ценных национальных сооружений стоят в одном ряду рядом с сохраненными

По заключению академика Д.С. Лихачева - "С принятием христианства Киев стал соперником Константинополя". Исходя из этого, его древние архитектурные ансамбли требующих сохранения и восстановлен в случаях разрушений. Древнейшим среди архитектурных ансамблей, имел градостроительное значение для Киева, был ансамбль Софийского и Михайловского Златоверхого монастырей на века дал главные доминанты центра города. Этот ансамбль собирал вокруг себя обычного застройку, монументы, фонтаны в течение нескольких веков.

Не меньшее градостроительное значение в других городах Украины имеют руины Корецкого замка (город Корец, Ровенская обл.), разрушенный дворец Сангушко и монастырь бернардинцев (город Изяслав, Хмельницкая область), здания монастыря василиан (город Бучач, Тернопольская обл.) и другие.


1.1. Руководство

Пятницкая церковь княжества в Чернигове.
Франция, собор в Бове на 2005 год
Кельнский собор, состояние на 2007 год.
Беларусь, Лидский замок, достройки красным кирпичом. 2006.

Богатый и не всегда удачный опыт восстановления ценных архитектурных сооружений отразился в несколько установках, среди которых

  • 1) Восстановленный возможно в тех же материалах и техниках, что современные для строительства
  • 2) рестарация заканчивается там, где начинаются гипотезы.
  • К сожалению, восстановление не всегда возможно в тех же материалов и технологий, по которым строилось. Вполне положительной была технология восстановления Пятницкой церкви в городе Чернигов, разработанная архитектором-реставратором Барановским Петром Дмитриевичем. Он использовал все оригинальные обломки стен сооружения 12 века, а все остальные выстроил с искусственной плинфы по древним образцам этого сооружения, изготовленными на современном заводе.

Реставраторы Кельнского собора пошли другим путем. Они комбинируют использование тесаного камня и блоков из пластических масс. Поскольку в ответственных городах природный камень не выдерживает нагрузок, не противостоит агрессивным факторам уже современной среды.

Еще больше проблем с использованием древних строителей технологий из-за их несовершенства и непродолжительность результатов. С опасной проблемой использования старых технологий сшиблись реставраторы готических соборов той же Франции. Страна дала несравнимы образцы готических сооружений, разрушались уже при построении из-за несовершенства строительных технологий. Летописи Франции сообщали о частых разрушения готических сводов (в церкви Сен-Пьер у Брюгге, стены и своды собора Бове и др.).

Мукачево, готическая часовня Св. Мартина.

На территории современной Украины еще в начале 20 в. существовал готический собор в городе Мукачево. Из соображений безопасности готическую здание разобрали в 1904 из-за угрозы обвала. На историческом месте лишь алтарная часть собора - так называемая часовня Св. Мартина.

Своды собора Бове падали так часто, что помешали полному воспроизведению собора по первоначальному плану, выстроенные только алтарная часть и трансепт. Он остается недостроенным еще. Своды снесены на высоту 48 м и стали рекордом (высота Нотр Дам в Париже только 33 метра.) Реставрировать собор в Бове по аутентичным технологиям невозможно из-за их опасности, несоответствие современным требованиям эксплуатации сооружения. Смелые французы установили в соборе стальные фермы-стяжки на значительной высоте из соображений противодействия разрушениям уже существующего сооружения без вмешательства в ее строительную конструкцию.

Нарекания вызвали д.. реставрации замков в Беларуси, где природный камень просто заменили кирпичом (Лидский замок) и в Москве, где при воспроизведении дворца 18 века в Царицыно использовали современный пенобетон.


1.2. Примеры реставацийних копий сооружений в Украине

Успенский собор Печерского монастыря, вид с алтарной части
Рисунок воссозданной из нового материала украинской церкви святых Владимира и Ольги 1831 года из с. Котенок (сегодня - Польша)
  • Восстановление (реставрационная копия) после советских разрушений на историческом месте каменного Михайловского Златоверхого собора, г. Киев
  • Восстановление (реставрационная копия) после военных разрушений на историческом месте каменного Успенского собора Печерского монастыря, г. Киев
  • Реставрационная копия: каменная Пятницкая церковь, г. Чернигов
  • Бережанский замок, восстановление первоначальных форм
  • Бережанский замок, реконструкция первоначального вида

  • Музей народной архитектуры и быта Украины, Пирогово возле Киева. Часть экспонатов - реставрационные копии деревянных сооружений, которые не успели спасти

  • Восстановленный Михайловский ночью


См.. также

Источники

  • Д.С. Лихачев, статья "Боль отечества". Журнал "Огонек", № 34, 1988
  • "Памятники градостроительства и архитектуры УССР", Т4, 1986
  • Муратова Е.Н. "Мастера французской готики", М, "Искусство", 1988