Реставрация (искусство)

Реставрационное леса в Бережанском замке, Тернопольщины. 2008

Реставрация ( лат. restavratio - Восстановление) - совокупность спасательных, восстановительных и консервативных средств относительно произведений искусства (от ювелирства к архитектуре).

Международный совет музеев в 1984 дала определение термина "Консерватор-реставратор".


1. Классификация

Частичное вмешательства в оригинальную древнеримскую архитектуру с воспроизведением частей текста, Брешия, Италия.
Портрет Гефестиона, повреждена скульптура, античная бронза, Музей Прадо, Мадрид
  • Музейная реставрация - сосуществует с глубоким изучением объекта, технологий и средств его создания, заботливым вмешательством в материал, использованием средств консервации и хранения. Полного восстановления объекта может не быть из-за отсутствия подобного же материала. Поврежден, но законсервированный объект в музее часто выставляют рядом с его рисованной реконструкцией ( ткань, резное дерево, доля скульптуры или архитектурная деталь, надпись на камне, реконструкция полного изображения поврежденного механизма, исторического костюма и т.д.). Отсутствие керамических фрагментов дополняют тонированной массой без восстановления рисунка на реставрированных частях. Достаточно полно реставрируют масляный живопись в случаях значительного сохранения авторского слоя на полотне. Дополнены части и средства вмешательства фиксируются в документах, хранящихся. В случае невозможности восстановить первоначальные вышитые узоры на тканых петлях его воспроизводят акварелью, что позволяет при необходимости быстро снять реставрационное вмешательство (шторы во дворце Петергофа и т.д.). Музейная реставрация не ориентирована на получение материальных доходов.
  • Коммерческая реставрация - часто останавливается на обновлении объекта или возвращении ему товарного вида. В случаях скрытых реставрационных мастерских объект (древние мебель) - могут быть разобранными и дополненными современными частями в стилистике оригинала. ) Коммерческая реставрация в этих случаях становится на путь создания фальшивых изделий из придачей оригинальных частей ради прибыли. Коммерческая реставрация также ориентирована на получение быстрых материальных доходов.

2. История

2.1. Античность

Первые известные попытки реставрации архитектуры в Европе известны со времен античности. Попытки ремонта и восстановления храмов делали из-за повреждения их во время войны или природных бедствий (например, после землетрясений). Слабая развитость технологий сводила реставрацию к привычному обновления ремонта, иногда достаточно полного воспроизведения поврежденного объекта. Такой реставрация оставалась и на протяжении 15-17 веков.

2.2. Сутки итальянского возрождения

Сутки итальянского возрождение характеризовалась горячим увлечением античностью, ее изучением, первыми значительными попытками реставраций - мраморных скульптур, остатков древних сооружений. В Риме 16 века начали активно раскапывать руины. Среди находок была и античная скульптурная группа "Лаокоон", реставрацию которой поручили скульптору Баччо Бандинелли. Сделал и мраморную копию скульптуры. Копии античных скульптур молодости делал и Микеланджело, чтобы продать как античные оригиналы и пережить материальные затруднения.

Реставрацией современных ему ювелирных изделий, часто именно коммерческой, занимался Бенвенуто Челлини.


2.3. 18 века

В 18 веке расширились границы как изучение истории и ее объектов, так и количество вещей, подлежащей реставрации. Традиционную звено реставрации древнего или поврежденного живописи или скульптуры занимали художники и скульпторы. Известны случаи реставрационных дополнений античной и современной скульптуры мастерами в Италии и русскими крепостными в усадьбах вельмож (античная голова из сборника Останкино (усадьба)). К вещам, подлежащих реставрации, отнесли ценные изделия французской фарфора. К 20 в. дошли образцы французской фарфора 18 в. из сборников семьи Юсуповых, когда разбиты блюдца запаяли золотом, не желая потерять даже фрагменты фарфора.


2.4. 19 века

Ставкирка с Голая, что перенесенная в Норвежский музей истории культуры, город Осло. Образец скандинавской деревянной архитектуры.
Церковь Спас на Берестове, реставрационные раскрытия древнейших частей храма

Научная и музейная реставрация формируется как отдельная дисциплина в середине 19 века. В сутки романтизма усилилось изучение истории, прошла переоценка ценностей. К исторически ценных эпох тогда привлекли не только античность или возрождение, но и средневековья, готику, барокко, рококо, национальную деревянную архитектуру, фольклор, декоративно-прикладное искусство.

Состоят значительные частные коллекции как традиционных живописи или скульптуры, так и вещей средневековья, рококо, народных песен, сказок и т.д.. Расцветает антикварная торговля, а с ней и коммерческая реставрация. В рамках христианского мировосприятия "... время оценивают как векторный процесс, имеющий начало и конец, прошлое и будущее. Отсюда приходит понимание возможности невосполнимой утраты тех составляющих, которые формируют базис, фундамент культуры, логично возникает требование к обязательному их сохранения" . Это становится установкой западноевропейской реставрации вообще.

В Греции реставрируют руины Парфенона (главный инженер работ - греческий архитектор Николаос Баланос), во Франции реставрацией и восстановлением соборов готики занимается Виоле ле Дюк. Он дает обоснование тогдашней техники реставрации (изучение стиля эпохи, ее технических средств и т.п.). В случаях недостачи оригинальных фрагментов, активно вмешивался в средневековый объект, дополняя его по собственным воображением или даже улучшая его внешний образ. Позднее сторону методологии Виоле ле Дюка признают недопустимой.

В 19 веке до памятников, подлежащих реставрации, привлекли все разнообразие художественного и исторического достояния - середньвични Аррас и мебель, изделия в различных материалах, величественные соборы и даже сады барокко, которые в 18 в. массово уничтожали и перерабатывали на пейзажные парки.


2.5. 20 века

Грамота № 202, мальчика Онфима. Новгород, 1240-1260 годы
Восстановлены из руин дворцы, фонтаны и парки, Петергоф (дворцово-парковый ансамбль).

Количество объектов реставрации только увеличилась. К ним добавили находки при археологических раскопках на органических материалах ( ковры, кожаную одежду с курганов Алтая, новгородские берестяные грамоты), все разнообразие разбитой керамики, древние фрески церквей в Пскове, Новгороде, Флоренции, которые были повреждены во время наводнения 1966 г., домонгольское иконы Византии и Киевской Руси, старопечатные и гравюры на бумаге.) С появлением и развитием фоно-, фото-и кино-документов началась и их реставрация. Развитие химии, физико-химии, аппаратных средств исследования памятников позволил консервировать, закреплять и реставрировать вещи, которые погибали раньше (обгоревшее дерево, изделия из органических материалов, повреждены плиснивою старопечатные книги и гравюры и т.д.).

В 1903-1904 гг обследование и реставрацию киевской церкви Спаса на Берестове провел П. Покрышкин. Он обнаружил древнейшие части 11-12 вв., Раскрыл их от поздних наслоений, но сохранил в ансамбле апсиды и купола 17 в., колокольню 19 в. и тому подобное.

Проведенные раскрытия домонгольских икон и икон Андрея Рублева, оригинальная живопись которых еще в 19 веке не видели.

Видное место в реставрации заняло восстановление и реставрация памятников архитектуры Европы, пережившей две мировые войны (средневековые церкви Новгорода, дворцы пригородов Петербурга, Цвингер в городе Дрезден, Старый Город в Варшаве т.д.).


2.6. Ускорение реставраций и невозможности

Пазырыкского ковер, Алтай, Музей Эрмитаж. Реставрирована часть древнейшего из ныне существующих ковров.
Фреска "Не рыдай Мене, Мати". Христос в гробу. Доля восстановленного греков фрески храма Спаса на Ковальови.
Реймский собор, реставрация западного фасада.

В 20 в. началась новая реставрация - неудачных реставраций 18-19 веков - замена ржавого железа в скульптуре на безкорозийни сплавы, разборки неподходящих по стилю и неудачных достроек, снятие старых и темных слоев лака с картин и т.п..

Ускорение темпов научно-технического развития логически ускорило и темпы реставраций, поиск новых средств сохранения и реставрации памятников. Консервация и чистка объектов реставрации сосуществуют с их дезинфекцией, размещением в искусственные, неагрессивные условия. Особо ценные экспонаты получают герметичные музейные капсулы с наполнением инертными газами (новый ковчег-капсула для сохранения Моны Лизы Джоконды в Лувре, отказ ее транспортировки в другие страны на выставки). Методика использована для продления "жизни" ценного произведения искусства.

Но даже мощное развитие научно-технических достижений не снял проблемы невозможности полного воспроизведения многих памятников из-за их существенную разрушение и невозможность воспроизведения оригинала. Два-три примера.

  • Реставраторы Валентина Борисовна и Александр Петрович Греков (реставратор) и разработали уникальную методику избавления фресок 14 века из церкви Спаса Преображения на Ковальови в Новгороде, были разрушены вместе с церковью во время войны с фашистами. Из руин выбрали все куски штукатурки с росписями и складывают их на новой основе как мозаики. Даже кропотливое выполнения такой реставрации позволит восстановить лишь 50, возможно 80 процентов бывших фресок, но не 100.
  • Во время быстрого снятия уникальных мозаик Михайловского Златоверхого собора доля мозаик просто рассыпалась, восстанавливать их не было времени. Работы выполнялись в такой спешке, так как советская власть спешила с высадкой собора в воздух. Сейчас есть несколько килограммов оригинальных смальт 12 в., но не имеем никакой возможности воспроизведения них древних мозаик. Невозможно сейчас воссоздать живую, мерцающую поверхность мозаик 12 века, их древнюю методику построения мозаики. Макет - как было - создать можем, оригинальную мозаику 12 в. - Нет.
  • Амфора Полигнота из обломков ( Амфора Полигнота (Москва)). Благодаря мижмузейному обмена Музей изобразительных искусств имени Пушкина получил от Государственного исторического музея в Москве древнегреческую амфору. Когда-то клееного из обломков, она была наспех реставрирована, чтобы придать изделию товарного вида и подороже продать (коммерческая реставрация). Вазу приобрел некий путешественник из Российской империи в Италии и вывоз на родину (обычная практика для Италии 19 века). Только в Музее изобразительных искусств рассмотрели, что амфора собрана из разных кусков менее двух сосудов. Амфору "расшили" на обломки и отмыли от грязи и тонировок-наслоений, нанесенных во время коммерческой реставрации. Обломки заново собрали и изучили. Тогда и было сделано открытие: один из обломков имел оригинальную подпись вазописцем Полигнота суток 5 ст. до н.э., который не заметил реставратор 19 века и затонировал во время коммерческой реставрации. Открытие стало приятной неожиданностью, так как в 1995 года ученым известны только два стамнос, пелика и обломки кратера, подписанные Полигнота. Теперь к ним добавилась и реставрирована амфора.
Я здесь неприятно поражен действиями реставраторов более, как нигде. Все реставрации не что иное, как копии! Именно поэтому они должны быть категорически осуждены ... Копирование произведения искусства запрещено самими установками искусства. Ведь реставрированные формы всегда и увядшие, и жесткие в одно и то же время ... О, прошу вас, ради наших предков и ради наших детей, не разрушайте больше ничего и не реставрируют!

Конечно, это полемическое высказывание. Но хорошо воспроизводит впечатление известного скульптора от наблюдения и сравнение оригинальных частей собора и их неудачного реставрационного воспроизведения. Оригинальные части воспроизвести в соборе - не удалось.

  • Parthenon 05.JPG
  • ParthenonRecon06185.jpg
  • Parthenon-scaffolding.jpg

Пришло известие об очередной отказ от полного воспроизведения реставраторами разрушенного Парфенона в Афинах. Новейшие исследования дали столько новых данных о храме, что их полное воспроизведение признают невозможным. (Архитекторы Иктин и Калликрат постоянно отступали от математически точного воспроизведения архитектурных деталей. Историки после исследований увидели и различные абаки капителей, и "кривые" карнизы, и "падающий" один фронтон, разные расстояния колонн между собой и т.д.. Но все это "становится на место" уже после отступления от реальной сооружения на десятки шагов.)


2.7. Три Великие Идеи реставрации

Как видно, реставрация не была и не будет постоянным кодексом неизменных установок и методик, они будут развиваться и в дальнейшем. Но три Великие Идеи реставрации уже определились.

  • 1) реставрация объекта направлено в максимально близкого восстановления его первоначального вида.
  • 2) объект желательно сохранить в максимальной неприкосновенности (не вносить современные искусственные приложения. Вмешательство в исторический материал достопримечательности признается только при его максимальном сохранении.)
  • 3) проявление и согласование исторических и художественных свойств объекта. Замысел автора памятника должен быть сохранен, не поврежденным, не улучшенным.

2.8. Совесть важнее реставрацию

  • Флорентийская дама. Рисунок Рафаэля Санти, Лувр.

  • Рентгеновский снимок единорога на картине

  • Флорентийская дама с единорогом.

Каждая новая достопримечательность - загадка. Прискипливе исследования картины масляными красками внезапно приводит к осознанию новых примесей, использованных автором (нетипичные примеси Леонардо да Винчи, краски по собственным рецептам старых мастеров, комбинированные техники современных художников, забытые рецепты смесей создателей витражей и т.д.). В эпоху готики сокрытия рецептов красок было чрезвычайно распространенным явлением и надежды на документальные источники - не оправданы. Рецепты красок в документы тогда - сознательно не вносили.

Известно, что Рафаэль Санти создал портрет неизвестной аристократки в Флоренции 1506 г. Случайно сохранился даже рисунок художника как штудии будущей композиции. Но характеристика модели готовой картине стала выгодней конктетною и даже резкой при сохранности внешней привлекательности лица. Авторство произведения до 20 века было утрачено. Поэтому картину исследовали. Известный эксперт Роберто Лонги (1890 - 1970) доказал, что портрет принадлежит кисти Рафаэля. Создали соответствующую комиссию, которая позволила аппаратные методы исследования и рентген. Тогда и выяснили, что Рафаэль успел написать только лицо, небо, бюст. Модные рукава платья дамы рисовал другой художник, добавил также собачку. Ее изображение нашли на рентгене. Кто-то третий перерисовал собачку на единорога, как символ целомудрия изображенной дамы. Еще кто-то перерисовал животное на кусок колеса, а изображение стало восприниматься образом католической святой Екатерины, которую по легенде пытали на колесе. Портрет стал религиозным образом. Таким предстал произведение в начале 20 в.

Реставраторы 20 века сняли поздние наслоения, но остановились на этапе, когда на коленях госпожа сидит единорог. Это же портрет кисти Рафаэля и свидетельство поздних приложений.

Один из реставраторов Франции отказался работать с оригиналом Ватто. После исследования картины он признал свою несостоятельность улучшить состояние полотна и авторского слоя. Случай должен стать примером, потому совесть важнее - за реставрацию. И реставраторы могут не все.


2.9. Новейшие подходы к реставрации архитектуры

  • Современный стеклянную крышу и алтарь, церковь Нанебовзяття Барышни Марии, Нератов в Орлича Горах, Чехия

  • Церковь Нанебовзяття Барышни Марии, фасады, Нератов в Орлича Горах, Чехия

  • Церковь Нанебовзяття Барышни Марии, Нератов в Орлича Горах, Чехия


2.10. Неутешительная статистика

  • В России на конец 2007 года насчитывалось около семи (7) тысяч усадеб (поместий)-памятников истории и архитектуры, около двух третей из них в руинах.
  • По данным на 2008 сорок один (41) процент исторических зданий Франции реставрации. Ведь они пострадали не только от времени, а через войны и по идеологическим соображениям революционеров Франции 1789-1793 гг Тогда били витражи в соборах 13 века, рубили головы каменным "королям" собора Нотр Дам де Пари, долю сборов разобрали на дом. материалы.
  • Готический собор в Суассоне, не успели разобрать полностью революционеры 1789-1793 гг Современная консервация, состояние на 2005 г.

  • Разрушенный Суассон в 1914-1918 гг

  • Реставрация монастыря в Подкамене, Украина, тоже разрушенного в 1914-1918 гг, 2009 год

  • Еще в начале 20 века в Закарпатье (Украина) насчитывали около восьмисот (800) деревянных церквей. Состоянию на 2008 год сохранилось 120, все - в аварийном состоянии. Даже перенос в Скансен не гарантирует реставрации. Музей народной архитектуры и быта Украины в Пирогово не имеет собственной мастерской по реставрации сооружений из дерева, камышовых и соломенных крыш, достаточного количества противопожарного оборудования. Те же проблемы в скансене "Шевченковский гай" во Львове.
  • Церковь Св. Николая, 17 в. село Сокирница, Хустский р-н

  • Скансен в Пирогово под Киевом. Церковь Св. Покровы из села Канора

  • Церковь св. Николая в селе Колодное, Закарпатье


2.11. Развитие материально-технической базы реставраций

Реставрация масляной живописи в Национальном музее, Варшава, Польша
Храм Рамзеса в городке Абу-Симбел

Современная реставрация невозможна без постоянного развития ее материально-технической базы, ее обновления и совершенствования. В развитых капиталистических государствах к реставрационной и исследовательской техники привлекли все возможные достижения - грузовая техника, строительные краны большой мощности, использования подводных лодок в подводной археологии, лазеры, волоконная оптика, компьютеры и т.д..

При строительстве высотной Асуанской плотины и спасения храмов и памятников истории Египта и Судана, к делу привлекли ЮНЕСКО и мировых ученых и инженеров. Отдать реализацию проекта в жертву странам, где большинство населения до сих пор неграмотна, значило бы потерять памятника мирового значения. Доля сооружений была разрезана новейшими пилами, глыбы оприскани смесями с резиной для сохранения исторической поверхности, а сами глыбы перевезены и смонтированы на новых местах, которым не грозило затопление в наводнении Нила. Храм в городке Амида, где работали инженеры и ученые Франции, был (после соответствующей подготовки) просто перевезен на новое место цилокупний железной дорогой.


3. Наука для реставраторов

Гравюра из издания "Корабль дураков", Страсбург, 1510

Среди объектов реставрации - письменные источники и старопечатные книги. Ведь современная научная практика предоставляет чрезвычайное значение письменным источникам, упоминаниям в письменных документах, некорректно делая их главными аргументами в дискуссиях. Часто первым идет известие о письменное источник, затем весомые результаты археологии, химических и аппаратных методов исследований. А желаемый именно комплекс исследований. А отсутствие письменных источников не отменяет и научную стоимость археогогичних находок, ни оригинальность произведений искусства, ни их значимость.

Защиты, сохранения и реставрации, однако, требуют и письменные источники. Парадокс в том, что чем ближе к нам письменное источник, тем большей защиты оно нуждается. Потому что со временем используют более дешевые и менее прочные материалы (замена пергамента бумагой, использование некачественных разновидностей самого бумаги, клеев, чернил.)

Новейшие исследования показали, что в средневековье использовали разные по примесями и цветом чернил и краски. В качестве примесей использовали органические и природные вещества. Различные цвета получали, добавляя соли металлов - железа, меди, кобальта, хрома, марганца. Соли железа со временем реагируют с кислородом воздуха, дают активные радикалы, просто "ломают", разрушают целлюлозу бумаги. Но куда агрессивнее соли меди, хрома, марганца. Меняет свой серый цвет даже серебряный грифель, которым любил пользоваться Леонардо да Винчи. Цвет становится розовым, что считалось благотворительным для товарного вида рисунке. Дешевым заменителем серебра позже стала сепия.

Предложенная технология сохранения рукописей и старопечатных путем обработки бумаги и чернил органическими растворами с щелочными приложениями и антиоксидантами ( гептан и этанол после обработки испаряются.) Контакт с водой - минимальный, предотвращает смывание древних чорнич, ведь чернильные тексты (к сожалению) "гаснут" и без воды.

  • Трактат по арифметике Филиппо каландра, 1492 г.

  • Фронтиспис издания 1486 р.Библиотека гимназии Альтона, Гамбург

  • Иван Федоров, Острожская библия, 1581 г.

  • Издание с металлической цепью для предотвращения краж.


4. Очистка поверхности лазером

Среди новых средств очистки загрязненных поверхностей - очистка лазером (лазерная абляция). Химические вещества или даже вода, которыми пользовались годами - подходят не для каждого произведения. В случае и стал лазерное устройство, созданный во флорентийском институте физики. Облучения лазерным импульсом низкого напряжения ведут специальным устройством, создает над поверхностью загрязненной произведения облако так называемого слабого плазмы. Она и выжигает грязь. Методику уже удачно использовали в городе Флоренция, где множество произведений искусства, требующие реставрации и очистки поверхности. Среди очищенных новым средством произведений - металлические поверхности рельефов Лоренцо Гиберти и известная скульптура Донателло - "Давид".

Проведенные эксперименты с погружением мелких вещей в воду и облучением их лазером под водой без механической чистки. Средство сработало, но дал побочный эффект - нагревалась и сама вода. То есть, средство имеет собственные ограничения - так чистят только древние монеты, медали и металлические скульптуры. Свои ограничения имеет и очистки лазером живописи старых мастера, которые невозможно размещать в воде. Но разрабатывается безвредна технология очистки, опробувана на фресках. На очереди - очистка некоторых произведений Сандро Боттичелли, сообщил журнал Accounts of Chemical Research.


4.1. В Украине между 1945 и 1991 годами

После Отечественной войны 1941-45 гг на территории Украины большее количество исторических сооружений была разрушена. Совет Министров УССР с 1946 г. образовала спец. Трест по строительству монументов и реставрации памятников архитектуры - "Будмонумент". От него позже пошла корпорация "Укрреставрация". В составе Треста "Будмонумент" и были созданы специализированные мастерские:

  • Архитектурно-проектная
  • Скульптурная
  • Монументальной живописи
  • Реставрационная т.д..

Вопрос о лицензировании их труда во времена УССР не стоял, потому что они были государственными монополиями.


4.2. В Украине времен независимости

Дворик Львовского Исторического музея.

По данным ННИРЦУ в Украине насчитывается около 200 аттестованных реставраторов. Подготовка квалифицированного реставратора длится около 12 лет. Раз в пять лет реставраторы должны подтверждать свою квалификацию.

Реставрационные мастерские сосредоточены преимущественно в крупных городах. Наибольшей точкой реставрационного дела является Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украины, который, кроме Киева, имеет свои филиалы в Львове, Одессе, Харькове.

Неподвижными памятниками занимаются Реставрационные мастерские Минстроя с филиалами во Львове, Симферополе, Одессе. При Национальном Киево-Печерском историко-культурном заповеднике действует Научно-исследовательский центр реставрации и экспертизы произведений искусства, при крупных музеях работают мастерские. Реставрационная мастерская численностью около 40 сотрудников работает в составе Национального музея им. Андрея Шептицкого во Львове. Однако в отдельных регионах положение с реставрацией критическое. Так, в Днепропетровской и Черниговской областях работает лишь по одному реставратору [1].

Четыре тома "Памятников градостроительства и архитектуры УССР", которые были написаны на русском в 1983-1986 гг давно не отвечают современным требованиям, были порезаны советской цензурой, имеют умышленно замалчивались страницы и существенные недостатки.

Однако в Украине издано 2 тома "Свода памятников Киева". В Ужгороде историк Степан Пеняк подготовил издание "Свода памятников истории и культуры Закарпатской области", которого не имеют, например, в Венгрии.

Не лучше положение и в России, где работа над составлением Справочника памятников архитектуры и монументального искусства была начата еще во времена СССР и не доведена до конца и сейчас.

Евангелие - тетр. Конец XVI в.

4.3. Некоторые факты

  • Для реставрации украинского старопечатных Львовский исторический музей получил реставрационное оборудование (вакуумные столы, станки, пресс). Все они разработаны отечественным ОАО "Украинский научно-исследовательский институт полиграфической промышленности им. Т. Шевченко", ведь старинные в плохом состоянии. Акция стала возможной при содействии региональной программы реставрации старинных Львовского областного совета в 2008 г.
  • Начата сотрудничество Украины с реставраторами Польши в рамках проекта "Общее наследие", работы идут преимущественно в г. Львов.
  • В Украине не создана заведения, мастерские, фирмы, бы занималась музейным оборудованием. А зарубежные - чрезвычайно ценные для малых бюджетов музеев.
  • В городе Полтава в 2010 г. завершена реставрация-восстановление резного иконостаса суток барокко 18 в. для Крестовоздвиженского монастыря. Работа над восстановлением длилась 15 лет, ее осуществил резчик Роман Ругалов. Размеры иконостаса - 15 м и 17,6 м высотой.
  • Отреставрированы и возвращены в почти полноценной жизни дворец Любомирских (Дубно) на Ровенщине, дворец Разумовского в Батурине Черниговской области.
  • Созданный Департамент подводного наследия Института археологии НАН Украины. Начали поступать артефакты со дна морей и рек, а это - требования к обессоливания объектов, обработки вещей из органических материалов, их консервации, подготовки к экспонированию. Время по остальным новых подходов к проблемам, к овладению новыми средствами реставрации, к привлечению новых средств (и государственных, и частных).

См.. также


5. Сноски