Надо Знать

добавить знаний



Речной транспорт



Nuvola Ukrainian flag.svg
Эта статья отражает положение в Украина.
Вы можете помочь проекту, дополнив ее информацией, что касается других стран.
Речном пассажирский судно тип ОМ, канал Москва-Волга

Речной транспорт, один из основных видов транспорта, осуществляющего перевозки грузов и пассажиров внутр. водным путям.

Перед распространением железнодорожного транспорта Г. т. был в Украине гол. средством массового транспорта, позже упал и теперь составляет не целых 2% по сравнению со всеми видами транспорта на суше.


Судоходные пути

Протяженность речных судоходных эксплуатируемых путей на всех укр. етногр. землях доходит до 6 200 км, в том числе 200 км каналов. В УССР длина всех рек протяженностью 10 км и более равна 90 400 км, судоходных водных путей 4 800 км (в том числе искусственных - ок. 1 000 км), на 4 000 км сплав - возможен. С судоходных г. для транспорта используется на территории РСФСР: по Днепру - 1 205 км (по его притокам: Десне - 520 и Припяти - 60), по Дунаю - 160, Буга - 155, по др.. т. н. малых г. - 2 700 км. За пределами СССР Кубань судоходна на длине 300, Припять - 500 км.

Природные условия для транспорта на укр. г. достаточно благоприятны. Горных г. есть немного, поэтому спад г. перев. небольшой и допускает плавание вплоть до гор. течение. Выходной направление г. - с сев. на вост., и они связывают друг с другом различные природные, а одновременно хоз. районы. Наконец, различные системы г. сближены гол. на зап., в гор. течения, так их легко сочетать каналами. К неблагоприятным условиям относятся: зимний перерыв плавания - 1,5-4 месяца, сильное колебание состояния воды, в частности низкое состояние летом в степной полосе, частые излучины p., Заиливание (особенно в лесной и черноземной полосе), милкисть лиманов, небольшое число р . в параллельном направлении.

В этих природных оснований человек добавил очень мало - водное хозяйство в Украине вообще экстенсивное. Каналы представляют едва 3% природных судоходных путей, регуляция г. - за исключением (и то частично) Днепра - заброшена.

Есть притоки Припяти: Стир (судоходен на 340 км) и Горынь (280 км) и Десны: Снов (110 км). Ин. судоходные реки Сейм (160 км), Ингулец (55 км), Сула, Самара и т.д..


История речного судоходства в Украине

Основные показатели работы Р. т. общ. пользования следующие:

1932 1940 1950 1960 1965 1969
Перевезено грузов (по чистому отправлению) - млн т 3,2 4,6 4,3 12,8 17,4 25,3
Грузооборот - млрд. т км 0,6 1,1 1,1 4,1 4,5 5,5
Перевезено пассажиров - млн. 8,7 6,8 4,4 15,2 18,7 20,9
Пассажирооборот млн пассажиро-км 407 356 183 309 413 486

Хотя Р. т. грузов вырос за 1940-65 pp. почти вчетверо, его удельный вес во всех видах грузооборота уменьшилась с 1,5 на 1,3% (железнодорожного упала с 93,3 на 89,4%, автомобильного - выросла с 2,2 на 9,3%). Еще больше уменьшился пассажирооборот: с 2,1 на 0,6%. Для сравнения удельный вес речного грузооборота во всем СССР уменьшилась за 1940-69 с 8,5 на 5,9, пассажирооборота с 3,7 на 1,1%.

К нач. 1930-х pp. в Р. т. Украина гол. значение имел транспорт леса и хлеба; еще в 1940 на перевозку двух видов грузов приходилось более 35%, 1969 уже едва 2,6%. Зато сильно увеличилась транспорт угля и руды (с 7,3 до 21%), а больше минеральных стро. материалов (включая цемент), которые составляют теперь почти 2/3 грузооборота на г. Украина.

Хотя уже 1823 появились первые паровые суда, однако еще в 1913 Днепровская флотилия состояла только из ок. 400 небольших самоходных и более 2 000 несамоходных (гл. барж) судов. Сейчас преобладают самоходные суда, среди них грузовые теплоходы грузоподъемностью 600, 1800 и 2 000 т, большие дизельные электроходы, комфортабельные пассажирские суда (теплоходы и ракеты на подводных крыльях) и буксирные суда. 1969 на перевозках Р. т. работало 8 200 человек; благодаря техн. постепенные производительность их труда увеличилась за 1960-69 на 2/3.

Руководство Р. т. осуществляет Гл. управления речного флота при Совете Мин. УССР. Р. т. в Днепре ведет Днепровское речное пароходство; конструктивнотехнологични работы ведут среди др.. проектно-разведывательный институт Укрднипроричтранс, проектно-конструкторское бюро Укрголовричфлоту в Киеве и др..

Основной речной магистралью является Днепр, на Днепр и его притоки Десну и Припять приходится ок. 75% перевоза грузов и почти 90% пассажиров всех судоходных путей УССР, хотя эти 3 реки составляют лишь 37% их длина Транспорт на Днепра сильно вырос после затопления порогов и создание Днепрогэса (1932), затем после завершения сооружений (1950-64) Каховского, Кременчугского, Днепродзержинского и Киев. гидроузлов. Он еще расти после решения т. н. проблемы В. Днепра (см. с. 536), когда Днепр будет доступен для морских судов от устья до Киева и для крупных речных судов выше Киева и на его притоках, в конце после связывания Днепровского пути с Балтийским, Белым, Азовским и Каспийским морями.

Немалое значение имеет Р. т. в Дунае который на длина 160 км составляет границу Украины. На все др.. судоходные пути, т. н. малые реки (длина их - 63% длина всех), приходится лишь 20% перевозов грузов и 9 '% пассажиров всеми реками Украины. Небольшое значение имеют через маловодность: Днестр (также многочисленные излучины; транспорт на нем вполне заброшенный, хотя г. судоходна на длина ок. 700 км), Донец (судоходный на 330 км); большее значение имеют Буг - только в дол. части (155 км), многоводные Перевозки Р. т. по видам грузов следующее (в тыс. т; в скобках удельный вес отдельных видов):

1940 1960 1969
Перевезено грузов (по чистому отправлению) 4637 (100,0) 12780 (100,0) 25337 (103,0)
В том числе:
Каменный уголь 311 (6,7) 4314 (33,7) 3743 (14,8)
Нефть и нефтепродукты 435 (9,3) 187 (1,5) 410 (1,6)
Руда 29 (0,6) 1311 (10,2) 2304 (6,2)
Металлы и металлолом 113 (2,4) 229 (1,8) 185 (0,7)
Лесные грузы 836 (17,8) 249 (1,9) 128 (0,5)
Минеральные стро. материалы 1191 (24,2) 5028 (39,1) 15962 (63,0)
Хлебные грузы 818 (17,6) 494 (3,9) 545 (2,1)

Литература

  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • Туровецький Ф., Лузин С. Водный транспорт Украины и пути его соц. реконструкции. X. 1932;
  • Проблема Большого Днепра. АН УССР. К. 1956;
  • Лебедич Н, Пышкина В. Судоходство на малых реках Украины. К. 1957;
  • Речной транспорт за 50 лет Советской власти. М., 1967;
  • Коровин А. Речной транспорт Украины за 50 лет Советской власти. К. 1967.
  • .


Технологии Это незавершенная статья технологии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам