Надо Знать

добавить знаний



Римский-Корсаков Николай Андреевич


Римский-Корсаков Николай Андреевич

План:


Введение

Николай Андреевич Римский-Корсаков (Николай Андреевич Римский-Корсаков * 6 ( 18 марта) 1844, Тихвин - 8 ( 21 июня) 1908, имение Любенск, вблизи Луги, ныне Ленинградская область) - известный русский композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик, член Могучей кучки, автор 15 опер, 3 симфоний, симфонических картин, камерно-инструментальной музыки.


1. Биография

Николай Римский-Корсаков родился в провинциальном городке Тихвин в 200 км от Санкт-Петербурга. Отец композитора - Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784-1862) происходил из дворянского рода [1], некоторое время служил новгородским вице-губернатором, а затем Волынским гражданским губернатором [2], мать - Софья Васильевна - дочь крепостной и богатого помещика Скарятина, была достаточно образованной женщиной. Сильное влияние на будущего композитора был и его старший брат Воин Андреевич - контр-адмирал, реорганизатор системы военно-морского образования.


1.1. Годы учебы

В детстве Н. А. Римский-Корсаков учился играть на фортепиано дома, позже - в пансионе (где М. А. Римскому-Корсакову преподавали общеобразовательные дисциплины, а также обучали игре на фортепиано). Но родители будущего композитора видели в своем сыне морского офицера, и 1856 года отдали его учиться в петербургского Морского корпуса.

Учась в Морском корпусе, Римский-Корсаков, однако, не теряет интереса к музыке. В 1859 году он начал брать уроки у пианиста Ф. А. Канилле, который в 1861 познакомил Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым, вокруг которого начинал собираться музыкальный кружок, впоследствии войдет в историю под названием "Могучая кучка". Уже в то время с Балакиревым дружили молодые композиторы Мусоргский, Кюи, а также музыковед Владимир Стасов. Знакомство с этими композиторами имело решающее влияние на формирование личности и эстетических взглядов Римского-Корсакова.

1862 Римский-Корсаков заканчивает морской корпус и участвует в плавании на клипере "Алмаз" ( 1862 - 65), благодаря чему имел возможность побывать в богатых странах, в частности в Великобритании, США, Бразилии, Испании, Франции, Норвегии. Это путешествие стало для него источником творческой фантазии на много лет. В 1864 году Римский-Корсаков был назначен мичманом.


1.2. 1870-е - 1880-е годы

Портрет Н. А. Римского-Корсакова (художник - Валентин Серов)

По возвращении в Петербург Римский-Корсаков продолжил интенсивные занятия музыкой. Под влиянием и руководством М. А. Балакирева он создал 1-ю симфонию ( 1861 - 1865), "Сербскую фантазию" ( 1867), симфоническую музыкальную картину "Садко" ( 1867), 2-ю симфонию "Антар" ( 1868), ряд романсов и т.д.. В начале 1870-х Римский-Корсаков обратился к оперному жанру, который впоследствии стал ведущим в его творчестве. Так, 1872 года была завершена его первая опера - "Псковитянка", по драме Л. А. Мея.

1872 года композитор женился на пианисткой Надеждой Пургольд, которая родила двух сыновей - Андрея (1878-1940) и Григория (1901-1965) и дочь Надежду (1884-1971).

1871 года Римского-Корсакова пригласили преподавать в Петроградской консерватории. Как вспоминал позже композитор, "Если бы я хоть немного поучился, если бы я хоть на капельку знал больше, чем знал на самом деле, мне было бы ясно, что я не могу и не имею права браться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно ... [3]

Исходный текст (Рус.)

Если бы я хоть капельку поучился, если бы я хоть на капельку знал более, чем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за Предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно ".

Чувствуя пробелы в своем образовании, композитор интенсивно изучает музыкально-теоретические дисциплины. Он ведет классы практической композиции и инструментовки, пишет свою Третью симфонию - C-dur. Впоследствии деятельность Римского-Корсакова расширяется. В 1873 - 84 Римский-Корсаков работал инспектором духовых оркестров Морского ведомства, в 1874 - 81 - директором Бесплатной музыкальной школы, с 1874 выступает как симфонический дирижер, а позднее и как дирижер оперных спектаклей. В 1883 - 94 исполнял обязанности помощника керивничого Придворной певческой капеллой. Среди самых известных его произведений конца 1870-х - 1880-х годов - "Сказка" (1880), Симфониетта (1885) и Фортепианный концерт (1883), "Испанское каприччио" (1887), "Шехеразада" (1888), а также оперы "Майская ночь" (1879) и "Снегурочка" (1881).

Несмотря на то, что до конца 1870-х годов "Могучая кучка" как сплоченная группа перестала существовать, Римский-Корсаков не терял активности в общении с коллегами и в пропаганде их творчества. Своеобразным продолжением "Могучей кучки" в 1880-х годах стал так называемый Беляевский кружок, ебьеднувався вокруг мецената Биляива [4]. Римский-Корсаков стал художественным руководителем издательской и концертно-организаторской деятельности Биляива, а после смерти мецената вместе с композиторами Александром Глазуновым и Лядовым вошел в попечительский совет по управлению всеми делами.


1.3. 1890-е - 1900-е годы

Могила М.А. Римского-Корсакова и его жены в Петербурге

С 1889 года Римский-Корсаков сосредоточивается на оперном творчестве. В последующие годы появляются оперы "Млада" (1889-90), "Ночь перед Рождеством" (1895), "Садко" (1896), пролог к ​​"Псковитянки" - одноактная "Боярыня Вера Шелога" и "Царская невеста" (обе - 1898). В 1900-е гг создаются "Сказка о царе Салтане" (1900), "Сервилия" (1901), "Пан воевода" (1903), "Легенда о невидимом граде Китеже" (1904) и "Золотой петушок" (1907) . В этот период композитор изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих предыдущих произведений. Последние годы своей жизни Римский-Корсаков работал над книгой своих воспоминаний, которую назвал "Летопись моей музыкальной жизни".

При Революции 1905 - 07 Римский-Корсаков активно поддержал требования студентов-забастовщиков, открыто осудил действия реакционной администрации Петербургской консерватории, за что был уволен из консерватории, и восстановлен на работе только после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства.

Умер в имении Любенск, вблизи Луги, ныне Псковская область. Похоронен в Новодевичьем монастыре в Петербурге. В 1937 его прах был перенесен в Ленинградский пантеона-некрополя при Александро-Невской лавре.


2. Творчество

Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытная и вместе с тем опирается на классические традиции. Гармоничностью мировосприятия, ясностью музыкального мышления, утонченным артистизмом он близок к Глинки. Связан с передовыми идейно-художественными течениями 1860-х гг, Римский-Корсаков проявлял большой интерес к народному творчеству (составил сборник ?Сто русских народных песен", 1877 : гармонизировал песни, собранные Т. И. Филипповым, - ?40 народных песен". 1882). Композитор использует подлинные образцы музыкального фольклора и органично обрабатывает песенные интонации в собственных мелодиях. Увлечение фольклором, древнеславянской мифологии, народными обрядами отразились в операх "Майская ночь" (по Н. В. Гоголем. 1879), "Снегурочка" (по А. Н. Островскому, 1881) - любимый музыкальное произведение Римского-Корсакова, который он считал своим лучшим, "Млада" ( 1890), "Ночь перед Рождеством" (по Н. В. Гоголю, 1895).


2.1. Оперы

15 опер Римского-Корсакова демонстрируют разнообразие жанровых ( былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия), стилистических, драматургически, композиционных решений (сочинения, тяготеющие к номерной структуры и к непрерывному развитию, оперы с массовыми сценами и камерные, с развернутыми ансамблями и без них) . Полно дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром сказочности, с разнообразными формами русского народного творчества. Здесь раскрываются его живописно-изобразительный талант, чистота лирики - искренней, но несколько созерцательной, без повышенной эмоциональной напряженности.

Внимание к внутреннему миру человека, к психологическому раскрытию образов проявилось в камерной опере "Моцарт и Сальери" (на текст А. С. Пушкина, посвящена А. С. Даргомыжского, 1897), в одноактной опере "Боярыня Вера Шелога" (пролог к "Псковитянки", 1898) и особенно в драме на историко-бытовой сюжет "Царская невеста" ( 1898). Новые тенденции, характерные для русского искусства начала 20 в., Отразились в опере "Сказка о царе Салтане" (по Пушкиным, 1900) с ее подчеркнуто театральной условностью и элементами стилизации народного лубка, в "осенней сказочке" "Кащей Бессмертный" ( 1902), в которой сказочная тематика трактуется аллегорически. Высокие морально-философские проблемы подняты в опере-легенде "Сказание о невидимом граде Китеж и деве Февронии" ( 1904). Последняя опера композитора - "небылица в лицах" "Золотой петушок" (по Пушкину, 1907) - беспощадная сатира на царское самодержавие.

Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Важную драматургийну роль в его операх выполняет и оркестр, которому нередко поручаются самостоятельные симфонические картины, антракты, например ?Три чуда" ("Сказка о царе Салтане"), "Битва при Керженце" ("Сказание о невидимом граде Китеж ..."). Рассматривая оперу прежде всего как музыкальное произведение, Римский-Корсаков также большое значение придавал ее литературной основе - либретто. Плодотворной была содружество композитора с либреттистом В. И. Бельским.


2.2. Симфонические произведения

Симфоническое творчество Римского-Корсакова по сравнению с оперным не столь многопланово. Образная конкретность музыкального мышления композитора определила его склонность к программному и жанрового симфонизма. Отсюда преимущество таких типов и форм, как увертюра (фантазия), симфоническая картина, сюита. Выдающиеся произведения Римского-Корсакова для оркестра - "Испанское каприччио" ( 1887) и симфоническая сюита "Шехерезада" ( 1888). Композитор расширил и обогатил колористические возможности этих жанров, создал свою систему ладово-гармонических средств, в основе которой - сложные лады (в частности характерный звукоряд - гамма Римского-Корсакова), оркестровка сочетает красочность, блеск с ясностью, прозрачностью.


2.3. Вокальные произведения

Важное место в творческом наследии Римского-Корсакова занимает камерно-вокальная лирика. Написал 79 романсов, среди них - вокальные циклы "Весной", "Поэту", "У моря".

3. Просветительская и педагогическая деятельность

Разносторонняя деятельность Римского-Корсакова имела большое просветительское значение, прежде всего, в пропаганде произведений русских композиторов. В частности, в 1889 году Римский-Корсаков выступал с концертами на Парижской Всемирной выставке, где под его руководством прозвучали произведения Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Лядова. Благодаря редакторской работе, были опубликованы и исполнены оперы "Каменный гость" Даргомыжского, "Князь Игорь" Бородина, "Борис Годунов" и "Хованщина" М. Мусоргского; Римский-Корсаков также подготовил и издал, вместе с Балакиревым и А. К . Лядовым, оперные партитуры Глинки.

Поштовая марка к 100-летию композитора, (СССР, 1944)

Исключительное значение имела его педагогическая деятельность. Создатель композиторской школы, Римский-Корсаков воспитал 200 композиторов, дирижеров, музыковедов, среди которых - А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, А. В. Оссовский [5], В. И. Малишевский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол, Н. В. Лысенко, А. Спендиаров. Частичным обобщением педагогического опыта были его учебники гармонии и оркестровки, ценным историческим документом является автобиографическая книга "Летопись моей музыкальной жизни" ( 1906).


4. Память

В 1944 в городе Тихвин открыт Дом-музей, в 1971 в Ленинграде - Музей-квартира Римского-Корсакова. Имя Римского-Корсакова носит Петербургская консерватория, в 1952 у ее здания на Театральной площади, установлен памятник композитору.

Имя композитора носит также Детская музыкальная школа № 1 в Николаеве, в 1978 году у школы установлен бюст.


5. Список произведений

Оперы:

  • Псковьянка ( 1873, 2-я редакция 1878; 3-я редакция 1892, постановка 1895, Петербург),
  • Майская ночь (Майская ночь) ( 1880)
  • Снегурочка (Снегурочка) (1892)
  • Млада (1892)
  • Ночь перед Рождеством (1895)
  • Садко (1897)
  • Моцарт и Сальери (1898),
  • Боярыня Вера Шелога (пролог к ​​Псковитянки) (1898),
  • Царская невеста (Царская невеста) (1899)
  • Сказка о царе Салтане (Сказка о царе Салтане) (1900)
  • Сервилия (1902)
  • Кощей Бессмертный (1902)
  • Пан-Воевода (1904)
  • Сказание о невидимом город Китеже и деве Февронии (Сказание о невидимом граде Китеж и Деве Феврониы) (1904)
  • Золотой петушок (Золотой петушок) (1907)

Кантаты

  • Свитезянка (1897),
  • "Песнь о вещем Олеге" (1899)

и другие

Для оркестра:

  • 3 симфонии (1865, новая редакция 1884; 2-я - "Антар", 1868, новая редакция 1897; 1873, новая редакция 1886),
  • Музыкальная картина "Садко" (1867, редакция 1892),
  • Сербский фантазия (1867, редакция 1889),
  • Сказка (1880),
  • Симфониетта на русские темы (1885),
  • Испанское каприччио (1887),
  • Сюита "Шехеразада" (1888),
  • Светлый праздник (Светлый праздник, Воскресная увертюра, 1888),
  • "Дубинушка" (со смешанным хором ad libitum, 1906)

и другие

Другое

  • Концерт для фортепиано с оркестром (1883),
  • Фантазия для скрипки с оркестром (1886),
  • Серенада для виолончели с оркестром (1893) и др..;
  • произведения для инструментов с духовым оркестром;
  • камерно-инструментальные ансамбли;
  • фортепианные пьесы;
  • хоры с оркестром и a cappella;
  • камерно-вокальные ансамбли;
  • 79 романсов для голоса с фортепиано;
  • обработки народных песен.



5.1. Книги


5.1.1. Музыкальные примеры


Источники

  1. Н.А.Римский-Корсаков (Рус.)
  2. Музей М.А. Римского-Корсакова в м.Тихвин (Рус.)
  3. Биография на сайте hrono.ru
  4. Биография на сайте "Русская идея"
  5. Е. Гордеева. Римский-Корсаков / / belcanto.ru

Литература

  • Рацкая Ц. С. Н. А. Римский-Корсаков. Изд. 2-е, перераб. - М., Музыка, 1977. - 112 с. 50.000 экз.
  • Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1982
  • Кунин И. Ф. Н. А. Римский-Корсаков. М., 1988
  • Оперы Римского-Корсакова. Путеводитель, М., 1976;
  • Gilseder Pals N. van, NA Rimsky-Korsakow, Lpz., 1914; его же, NA Rimsky-Korsakow.
  • Opernschaffen nebst Skizze ьber Leben und Wirken, P.-Lpz., 1929; Markevitch I., Rimsky-Korsakov, P., 1934;
  • Abraham GH, Rimsky-Korsakov. A short biography, L., 1945;
  • Вurian К. V., NA Rimskij-Korsakov, Praha, 1949;
  • Stromenger K., Mikotaj Rimski-Korsakow, Wroclaw, 1950;
  • Hofmann RM, Rimski-Korsakov, sa vмe, son? Uvre, P., 1958; Feuer M., Rimszkij-Korszakov, Bdpst, 1966.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам