Надо Знать

добавить знаний



Римско-Католическая Церковь в Украине


Katedra Łacińska Lw?w 2008.jpg

План:


Введение

Римско-Католическая Церковь в Украине - церковь латинского обряда в Украина, которая является составной частью Католической Церкви. [2]

На 2007 год Римско-Католическая Церковь в Украина насчитывает 7 епархий ( Львовская архидиецезия, епархии Киевско-Житомирская, Каменец-Подольский, Луцк, Мукачевский, Харьковско-Запорожская и Одесско-Симферопольская), 804 прихода, имеет 12 епископов и 3 Высшие духовные Семинарии (Львовская в Брюховичах [3], Киево-Житомирская в Ворзеле и Каменец-Подольская в Городок).
Информационным офисом Римско-католической Церкви в Украине, который сотрудничает с отечественными и зарубежными государственными и коммерческими СМИ, является Католический Медиа-Центр.


1. История

Традиционно распространения христианства на Руси связывают с именем св. Апостола Андрея, который в I в. проповедовал в скифов. В древнерусском летописи есть упоминание о его путешествии по Днепру. Провозглашая Евангелие на побережье Черного моря, Апостол Андрей заложил также церковные общины и среди южных славян. Но те церкви уничтожили кочевые племена готов в III в. Сохранились христианские общины только в Крым. Их закрепил конце I ст., находясь там в ссылке ученик и преемник св. Апостола Петра Папа Римский Климент I. Будучи каторжником, он начал проповедовать сначала среди рабов -греков, затем учения Христа стало доходить и до восточных славян. Папа Климент I погиб в 100 г. в Крыму мученической смертью. В 860 г. его мощи нашли св. Кирилл и св. Мефодий и привезли Рим.

Работа греческих и латинских миссий дала свои плоды. Первым князем-христианином на украинских землях считают киевского князя Аскольда, который был крещен в 867 г. На могиле убитого Аскольда построен церковь св.Николая, что может свидетельствовать о том, что христианским именем Аскольда было Николай. Есть основания полагать, что князь получил свое имя в честь Папы Римского Николая I, который проводил активную политику в деле крещения славян и благословил переводы Библии, осуществленные Кириллом и Мефодием на славянские языки.

К середине X в. при князе Игоря христианская община увеличилась, даже строились церкви. В 954 - 955 гг славянские миссионеры окрестили вдову Игоря княгиню Ольгу. Она отправила послов к немецкого императора Оттона I с просьбой прислать на Русь епископов и пресвитеров. В 960 г. был назначен епископом Руси Либутий с Могунтського монастыря св. Албана. В 961 г. он умер, и того же года в Киев прибыла немецко-латинский миссия во главе с архиепископом Адальбертом (провозглашен святым) с Тревирського монастыря. Внук Ольги князь Ярополк в 974 г. выслал послов в Оттона II, а в 977 г. направил послов к папе, а папа Бенедикт VII - своих послов к Ярополку. Это было первое посольство из Рима на Русь. В Киеве была основана латинский епархия во главе с архиепископом Бонифацием (провозглашен святым), которая просуществовала до 979 г.


1.1. Крещение Киевской Руси

В 988 г. князь Владимир крестил Русь. Хотя во времена Владимира Киевская митрополия была дочерней церковью Цареградского патриархата, Церковь на Руси все-таки стала частью Вселенской Церкви. Об этом свидетельствуют посольства из Рима, которые привезли мощи святых Климента и Тита в Корсунь до князя Владимира в 988 г. После крещения, уже в 991 г. - Новое посольство от Папы Иоанна XV, в 1000 г. - Послы Папы Сильвестра II привезли мощи католических святых Вита, Аполлинария, Бенедикта и др.. для церквей, которые массово строились на Руси.

Христианство укрепляло власть князя, превращало Русь в могучее европейское государство. Кроме церковных и политических связей с Апостольской Столицей и Западом были также и династические, начатые Владимиром и проникнуты его преемниками, в частности, Ярославом Мудрым, четыре дочери которого брак с христианскими королями Норвегии, Венгрии, Франции и Германии. С Х в XIII в. Русь признавала первенство Римского Престола, а русская епископат даже после так называемой Великой схизмы патриарха Керулярия и разделения церквей в 1054 г., не принял ни одного постановления об отделении от Вселенской Церкви.

К концу Х в. стали также христианскими соседние государства - Польша ( 966 г.), Богемия и Венгрия. В 1009 г. была основана Трансильвании епархия, одна из семи епархий Католической Церкви Венгрии, которая содержала в себе территорию современного украинского Закарпатья до начала XIV в. С 1346 г., когда Закарпатье стало частью Эгерской епархии - составной части Римско-Католической Церкви Венгрии, началось строительство многих костелов не только в городах, но и в селах. В XIV в. уже более 50 храмов и несколько монастырей, в частности, первыми в г. Береговое основали свой ​​монастырь тамплиеры. Впоследствии - доминиканцы и францисканцы. Паулины осели в г. Кишберег в 1329 г., а в 1363 г. - Вблизи Тячева.


1.2. Первые епархии в Киеве

В Киеве католиков обслуживали ирландские бенедиктинцы, которые имели свой ​​монастырь и церковь. Активную миссионерскую работу проводили также доминиканцы. К этому ордену принадлежали епископы Герард (? - 1241), блаженный Вит (? - 1269), Генрик ( 1321 - 1350), Яков (? - 1377), Филипп (? - 1387), Михаил и Треска (? - 1426), Андрей Краковский (? - 1434), Михаил II (? - 1439), Иоанн (? - 1451), Михаил III (? - 1487), Моисей ( 1507 - 1519).

И хотя латинские епископы были в Киеве уже с Х в., Первое епископство в Киеве возникло в 1321 г. епископом Генрика. Оно обнимало территорию современных Восточной и Южной Украине, включая побережье Черного моря и часть современных Беларуси и России (территория Киевского и Черниговского княжеств и присоединенных в половецких войнах южных земель). Епископов Киевских Либутия, св. Альберта, св. Бонифация, св. Бруно и их преемников до 1321 г. называли епископами Руси, с 1638 г. - Епископами Киевской и Черниговской, по 1789 г. - Епископом Житомирским и Луцке.


1.3. Первые епархии на Западной Украине

Смерть князя Ярослава Мудрого и постепенное дробления Киевского государства повлияли на положение западноукраинских земель. В 1199р. волынский князь Роман Мстиславич объединил Галицию и Волынь в одно государство. Он успешно воевал с половцами и другими врагами и присоединил Киев в Галицко-Волынского государства. Не соответствуют действительности утверждения некоторых историков о том, что Роман был противником Рима. Многие источники утверждают о католической ориентации князя Романа (его мать, дочь польского короля, и жена были католичкой).

Папа Иннокентий III через кардинала Григория в 1207р. предлагает Галицко-Волынской государстве тесные контакты, пытаясь объединить восточноевропейские народы Римом. В своих письмах Папа Гонорий III в 1227р. и Папа Григорий IX в 1231р. призывают украинских князей переходить на латинский обряд. В 1228р. в Галиче поселились доминиканцы, а в 1235р. в Перемышль прибывают францисканцы и закладывают свой монастырь.

После татарского нашествия, которая началась 1239., Запад сплачивает протитатарську коалицию, где особую роль отводит Украине и, в частности, князю Данилу Галицкому. В 1253г. Папский легат Опизо с Мезан привез корону от Иннокентия IV и Даниил был коронован на короля в Дорогичине. Князь с епископами сложили присягу, а Папа гарантировал нерушимость византийского обряда. Татары, узнав об этом, снова бросили орды на украинские земли, но Даниил отразил их нападение. Но через три года, в 1256г. Даниил по требованию татар порывает связи с Римом, а папа передает католиков, живших на Красной Руси, под юрисдикцию Люблинского епископа, который должен генерального викария во Владимире-Волынском.

Количество общин (приходов) РКЦ в Украине

Украинские земли в XIV-XV вв. вследствие упадка собственной государственности попадают в зависимость от соседних государств. Великое Литовское княжество поглотило Волынь и центральные украинские территории по обоим берегам Днепра. Потеряв свою династию, в 1340. Галичина перешла под власть Польского королевства. В течение последних десятилетий XIV в. и в течение XV в. северо-восточные земли подпадают под все больший контроль Московского княжества.

В 1359р. основана первая латинская диецезия во Львове. Но первый Львовский латинский епископ Тома до Львова так и не доехал. В 1367р. уже существовала Галицкая епархия, которую возглавлял епископ Кристин (умер в 1370р.) и который посетил Львов первым из латинских епископов. В 1375р. Папа Григорий XI буллой "Debitum pastoralis offici" от 13.02.1375р. окончательно основал латинскую митрополию и архиепархии в Галиче, а в 1412р. ее двор перенесен из Галича во Львов (булла "In eminenti specula" от 28.08.1412р.). Первым митрополитом в Галиче был архиепископ Матвей (1375 - +1380 гг), немец, знал украинский язык. После него Галицкими митрополитами были еще три архиепископы Бернард (1384-1390рр.), ок.Якуб стреп (1391-1409рр.), который провозглашен блаженным в 1790г., и Николай Тромба (1410-1412рр.).

Создаются епископства в Луцке (1412р.), Холме (1417р.), Владимире-Волынском (1428р.) и в Каменце-Подольском (1440р.). К началу XV в. латинский митрополия в Украине была сформирована.

После крещения Руси в течение XI-ХИИст. Киевская митрополия постепенно заняла все восточнославянские земли, выводя их на церковную орбиту Византии. Но Киевская Русь оставалась открытой и для других воздействий. Географическое положение приводило контакты через торговлю, военные действия и дипломатические отношения с Евразийским степью, балтийской Севером, католическим Западом. В средние Киевские митрополиты и князья Руси контактировали с Римской Церковью. Митрополиты присутствовали на соборах в Лионе (1245р.) и Констанце (1418р.). Архиепископ Петр Акерович вместе с Папой Иннокентием IV отправлял в Лионе Службу Божью. Митрополит Киевский Григорий Цамблак, не признан Цареградский патриарх, с делегацией в 300 человек принимал учась в соборе в Констанце. Церкви, которые проповедовали Евангелие, понимали, что их раскол противоречит воле Творца. Вот почему сразу после раскола 1054г. попытки объясниться и решить спорные вопросы между восточным и западным христианством. Флорентийская уния 1439р. знаменовала временное примирение, которое было одобрено Папой и Цареградский патриарх.

Флорентийская уния В 1458р. древняя Русская митрополия разделилась на Киевскую и Московскую. Папа Пий II провозгласил грека Григория архиепископом Киева, Львова и всей Малой Руси. Границы Григорьева юрисдикции включали 6 епархий в Великом княжестве Литовском (Черниговская, Смоленская, Полоцкая, Туровская, Луцкая, Владимирская) и 3 епархии в Польском Королевстве (Перемышльский, Холмская, Галицкая). Папская булла также показала, что Рим не имеет никаких иллюзий относительно перспектив Флорентийской унии в Великой Руси под "схизматических правлением Ионы Московского". С 1458р. к 1596г., в Брестского собора земли Киевской митрополии совпадали с границами династическо объединенных государств - Польши и Литвы. И хотя Флорентийская уния для византийского и других восточных патриархов была большим достижением (потому знаменовала сочетание с Римской Церковью), для Украинской Церкви она была менее успешной. Главные причины неудачи - политическое давление и неблагоприятная церковная ситуация, в частности, получение турками Царьграда в 1453г. и автокефалия Московской церкви и распространения своей юрисдикции на украинские территории.


1.4. Брестская уния

В Киеве XVII в. было два каменных католических костела - бернардинский и доминиканский. Последний просуществовал в перестроенном виде даже в XX в.

Целью Брестской унии 1596 г. было объединение Киевской Православной Церкви с Римским Престолом. От латинского стороны идею унии поддержали иезуиты Петр Скарга, Антонио Поссевино, Апостольский нунций. Булла Климента VIII "Велик Господь" подтвердила административное и церковное решение Киевского митрополита Михаила Рогозы об унии Римско-Католической Церкви и Киевской православной митрополии в пределах Польско-Литовского государства. Собор в Бресте вызвал сопротивление некоторых Православных Церквей. В 1620 г. патриарх Иерусалимский Феофан ИИИ тайно рукоположил 7 православных епископов с митрополитом во главе для всех епархий, которые уже занимали униатские епископы. Переяславским договором гетмана Богдана Хмельницкого с Москвой 1654 г. Украина отдано под протекторат Москвы. Раздел Польши в XVIII в. для территорий, которые отошли к России, означал гибель унии. Для униатских епископов на австрийской территории в XVIII в. Папа Римский учредил специальную церковную провинцию Галич.

Идея объединения церквей двух обрядов дала пример подвижничества - жизнь и мученическую смерть полоцкого архиепископа Иосафата Кунцевича, убитого 1623 фанатиками в Витебске. В 1643 г. Урбан VIII провозгласил мученика Иосафата блаженным, а Пий IX в 1867 г. - святым. Иосафат Кунцевич - единственный загальнокатолицький украинской святой. Его мощи в 1916 г. были найдены на Холмщине и привезены в Вену, где находились до 1944 г. в церкви св. Варвары, а затем перевезены в Рим в собор св. Петра.


2. Административно-территориальная структура

Административно-территориальная структура Римо-католической церкви в Украине

Диецезии :


Примечания

  1. По состоянию на 1 января 2010
  2. Согласно католической экклезиологией - "Вселенской" ( греч. καθολικός - Общий)
  3. www.rks.lviv.ua

http://ecclesia-catholica.org.ua/ - ecclesia-catholica.org.ua /

4. Смотрите также

* Римско-Католическая Церковь в Червонограде - ua.spiritus-sanctus.org.ua /


5. Источник


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам