Эразм Роттердамский был популяризатором классической риторики

Риторика - это наука о способах убеждения и влияния на аудиторию с учетом ее особенностей. Эта наука изучает методику создания текста, определяет его структуру, наиболее подходящий для понятного и аргументированного изложения мысли.


1. История

Риторика является одной из древнейших наук, ее возникновения приходится на античные времена. Она была средством защиты и обвинения на судебном процессе. Выдающиеся теоретики риторики были в Греции, а практики - в Риме. Усвоение риторики считалось необходимой подготовкой в Древней Греции и Риме. Граждане Древней Греции могли сами себя защищать в суде, а чтобы защита получился удачным, они обращались к специалистов, чьим ремеслом было составление речей. Ораторское искусство развивалось и в Древнем Риме. Известный древнегреческий оратор Аристотель различал три способа убеждение :

Выдающимся римским оратором был Цицерон, он достиг высокого мастерства в составлении и вынесении речей, стал автором трактатов об ораторском искусстве.

В средневековой Европе риторика была прежде всего искусством христианской проповеди. Вместе с диалектикой и грамматикой риторика составляла тривиум - базовую часть учебного плана в средневековой образовании. Ее правила были приспособлены к средневековых форм, таких, как проповеди и правовые документы. На землях Киевской Руси ораторское искусство развивалось под византийским влиянием.

В киеворусских памятниках некоторые положения из риторики встречаются в Изборник Святослава 1073 и 1076. Выдающимися ораторами были Иларион, Кирилл Туровский (11-12 вв.). В 16-17 вв. ораторские искусства изучали в братских школах и Киево-Могилянской коллегии. Сначала обучении по латинским учебникам периода античности. Древнейшим учебником, составленным украинским автором, по которому читалась риторика в Киево-Могилянской коллегии, был курс "Orator Mohileanus" ("Оратор Могилянский") Иосифа Кононович-Горбацкий ( 1637), написанный на латыни по образцу труда Цицерона "Дели ораторские".

В середине 17 в. Йоаникий Галятовский впервые создал курс риторики украинском языке, ориентированный на заключение церковных проповедей - трактат "Наука, албо способами поручено Казань", он поставил его вместе с образцами казань в своей книге "Ключи разумѣния" ( 1659, 1665). Йоаникий Галятовский, Антоний Радивиловский и Лазарь Баранович своей проповеднической практикой способствовали превращению украинских проповеди в литературный жанр. Следующее поколение украинских проповедников - Стефан Яворский, Димитрий Туптало, Феофан Прокопович, Конисский - развили хвалебной жанр.

Риторика разрабатывала теорию языкового стиля. Авторам украинской риторики близкой была идея, пришедшая из античности и получила широкое развитие в стенах Киево-Могилянской коллегии, о трех ораторские стиле ("слоги") - высокий, средний и низкий, на которые языковой материал членувався по степени образной усложненности, а следовательно и эстетического восприятия. Постепенно правила и приемы риторики были перенесены на другие прозаические жанры, ее основной раздел - учение о словесном выражении - вошел составной частью в языкознания и теории литературы ( стилистика). Другие разделы риторики со временем утратившие практическое значение. На современном этапе развития риторики происходит подъем всех ее жанров, создается много пособий ораторского искусства.


2. Современная риторика

На рубеже XX века возрождение риторической мысли сказалось образованием факультетов риторики в учебных заведениях, а также формированием национальных и международных риторических профессиональных организаций. Теоретики целом соглашаются, что изучение этой науки возродилось во многом благодаря восстановленному признанию важности языка и умение убеждать во все более насыщенном средствами массового связи XX веке. С началом господства рекламы и СМИ, например фотография, телеграфия, кино, радио и телевидения, возросла роль риторики в жизни людей.

Преподавания риторики в Западной Европе и в США возобновилось с конца 50-х годов XX века. А с появлением таких школ, как группа "μ" ("Мю") в Бельгии и Франции, риторику вообще стали считать одним из самых интересных, актуальных и перспективных направлений функционально-коммуникативного подхода к изучению языка.

К выдающихся теоретиков современной риторики принадлежат Хаим Перельман, Генри Джонстоун, Кеннет Берк, Маршалл Маклуен и И. В. Ричардс.

Риторика с напивсхоластичнои науки о пышной речи (так ее истолковывали в средневековье) становится наукой об эффективном общения во всех возможных жизненных коммуникациях. Восприятие риторики в таком ключе обусловливает необходимость ее изучения на всех уровнях получения образования. Шведский профессор Хосе Луис Рамирес, считает риторику основой не только образования, но и гражданского общества.

В современной философии и лингвофилософии появилось направление коммуникативной философии. Его идея - так называемая идеальная коммуникация, или трансцедентне прагматика и трансцедентне риторика. Представители этого направления ( Юрген Хабермас, Витторио Гесле и другие) утверждают, что гармоничное общество может существовать только тогда, когда оно пользуется идеальной риторикой. Идея риторики эффективного общения и трансцедентне прагматики состоит в том, чтобы как можно больше членов общества были вооружены риторическими знаниями и, общаясь между собой, доказывали это общество к гармонии. То есть коммуникация между различными общественными ячейками, организациями, учреждениями должна быть не конфронтативного, а толерантной и эффективной. Идея толерантности общение основано на многих факторах, важнейшим среди которых является усвоение риторических умений и навыков. [1].

Сейчас очень мало внимания уделяется риторике. Это, возможно, одна из причин того, что в нашей стране нет устойчивой и взвешенной политической демократии. Современная риторика - это теория и мастерство эффективного (целесообразного, влиятельного, гармоничного) вещания. Предметом современной общей риторики являются общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы создать эффективное высказывания. Эффективность речи определяется потерями в процессе передачи им от говорящего к слушателю информации всех трех типов, присущих речи: понятийно-логического, оценочного (+ или -) и эмоционального. Целесообразность речи - это его соответствие главной цели говорящего, его речевом намерения. Влиятельность речи - это его способность пробудить разум и чувства, побуждать слушателя сначала прислушаться, благосклонно и заинтересованно, а потом принять то видение окружающего мира, которое ему предложит говорящий.


3. Значение риторики в жизни человека

Умение убеждать собеседника, умение правильно и красиво говорить, привлекать внимание и приобретать доверие слушателей нужное нам во всех сферах жизни. Владения искусством слова - одно из условий для достижения успеха во многих профессиях. Умение составлять и произносить речи необходимо юристу (риторика и возникла как искусство составления судебных речей). Политик, что говорит грамотно и убедительно, вызывает уважение и доверие граждан, тогда как политические деятели, которые не предоставляют веса этому умению, легко попадают в смешные ситуации.

В учебной деятельности студентов и школьников риторическая мастерство незаменима, поскольку она помогает правильно написать и защитить реферат или научную работу, интересно построить устный ответ на занятиях.

Ораторское искусство используется и в области рекламы, ведь ее задачей является убедить возможных покупателей выбрать именно этот товар или услугу. Даже повседневная общения в кругу друзей и родственников требует определенного мастерства, ведь именно язык является основным средством установления контактов между людьми.


4. Назначение

Риторику можно определить и как науку, и как искусство. Главная ее задача - убедить слушателей в чем-то с помощью слова, донести до них через речь определенную мнению, заставить проникнуться какими-то чувствами. Языке, что должно убеждать, называл риторику древнеримский оратор Цицерон.

Итак, риторика - это наука о способах убеждения и влияния на аудиторию с учетом ее особенностей. Эта наука изучает методику создания текста, определяет его структуру, наиболее подходящий для понятного и аргументированного изложения мысли.

Риторика как искусство предполагает умение хорошо говорить, грамотно строить высказывания и употреблять слова. Это обусловливает связь риторики с такими разделами науки о языке, как стилистика, орфоэпия, синтаксис и другие.

Кроме того, ораторское искусство - это и умение говорить красиво, украшать свою язык. Эту особенность искусства слова отражает одно из его названий - "красноречие". Но даже в совершенстве владея языком, оратор прежде всего должен иметь что сказать, уметь подбирать информацию. Недаром риторика на ранних этапах своего развития сочеталась с философией, есть слово не отделялось от мысли.


5. Виды публичных выступлений

Подробнее в статье "Виды публичных выступлений"

  • Общественно-бытовое красноречие - это меткое высказывания в острой или интересной ситуации, а также торжественное слово по случаю какого-то важного события.

6. Основные разделы классической риторики

  1. Инвенция (изобретение, вымысел) - первый раздел риторики, на котором разрабатывается этап замысла, намерений, идей, формулировок, предстоящего вступления.
  2. Диспозиция (расположение, размещение) - это второй раздел риторики, в котором формулируются основные понятия о предмете выступления и определение правил оперирования ими.
  3. Елокуция (выражаюсь, преподаю) - третий раздел риторики, в котором раскрываются законы языкового выражения теме выступления.
    • Элоквенция - подразделение елокуции, который можно назвать сердцевиной красноречия, потому что в нем допускается использование различных художественных средств: эпитетов, метафор, а также фразеологизмов и крылатых выражений.
  4. Мемория (память, упоминание) - следующий раздел риторики, назначение которого - помочь оратору запомнить содержание речи так, чтобы не растерять не только фактическую информацию, но и образность, интересные подробности.
  5. Акция (действие) - назначение этого раздела состоит в том, чтобы подготовить оратора внешне и внутренне.

7. Интересные


См.. также

Литература

  • П. Чепига. Риторика / / Украинский язык: Энциклопедия. - К.: Украинская энциклопедия, 2000. ISBN 966-7492-07-9
  • Роговым М. Д. Иосиф Кононович-Горбацкий. "Философская мысль", 1972, № 3;
  • Маслюк В. П. Латиномовни поэтики и риторики XVII - первой пол. XVIII в. и их роль в развитии теории литературы на Украине. К., 1983;
  • Чепига И. П. "Ключ разумения" Иоанникия Галятовского - выдающийся памятник украинского языка XVII в. / / Галятовский Иоанникий. Ключ понимания. К., 1985;
  • Общая риторика. М., 1986.

Примечания

п ? в ? р Свободные искусства
Тривиум
Квадривиум