Надо Знать

добавить знаний



Рихард Вагнер


Вильгельм Рихард Вагнер

План:


Введение

signature written in ink in a flowing script

Вильгельм Рихард Вагнер ( нем. Wilhelm Richard Wagner ) ( 22 мая, 1813, Лейпциг - 13 февраля, 1883, Венеция) - немецкий композитор -романтик, дирижер, теоретик музыки, писатель-публицист. Художественный направление - "Вемарська школа". Известный прежде всего благодаря его операм, или "музыкальным драмам", как позже он начнет их называть. Оказал значительное влияние на европейскую культуру рубежа веков, особенно модернизм. С другой стороны, мистицизм и идеологически окрашенный антисемитизм Вагнера повлияли на немецкий национализм начала XX века, в том числе на национал-социализм, который окружил его творчество культом, что вызвало значительное "антивагнеривську" реакцию после краха гитлеровского режима.


1. Биография

Вагнер родился в семье чиновника Карла Фридриха Вагнера (1770-1813). Под влиянием своего отчима, актера Л. Геера, Вагнер в 1828 начал учиться музыке в кантора церкви Святого Фомы Теодора Вайнлига, в 1831 начал музыкальную учебу в университете Лейпцига. В 1833 - 1842 гг вел беспокойную жизнь, часто в большом затруднении в Вюрцбург, где работал театральным хормейстером в Магдебурге, затем в Кенигсберге и Риге, где он был дирижером музыкальных театров, затем в Норвегии, Лондоне и Париже, где он написал увертюру "Фауст" и оперу "Летучий голландец". В 1842 триумфальная премьера оперы "Риенци, последний из трибунов в Дрездене заложила фундамент его славы. Годом позже он стал королевским саксонским Хофкапельмейстером.


1.1. Признание

С момента становления его репутации, как композитора таких популярных произведений "Летучий голландец" и "Тангейзер", которые были в романтической традиции Вебера и Мейербера, Вагнер превращает продуманную оперную концепцию произведения искусства ("Gesamtkunstwerk"). Это позволило достичь сочетания всех поэтических, визуальных, музыкальных и драматических искусств, была воплощена в серии очерков между 1849 и 1852 году. Вагнер осмыслил это понятие наиболее полно в первой половине монументальной оперы цикла "Кольцо Нибелунгов". Однако, Его мысли об относительной важности музыки и драмы со временем были изменены снова, и он снова вернул некоторые традиционные оперные формы в последних нескольких работах, включая "Нюрнбергские мейстерзингеры".

В 1849 Вагнер участвовал в Дрезденском майском восстании и после поражения переехал в Цюрих, где он написал либретто тетралогии "Кольцо Нибелунгов", музыку ее первых двух частей ( "Золото Рейна" и "Валькирия") и оперу "Тристан и Изольда".

Вагнер впервые достижений в области музыкального языка, такие как экстремальные хроматики и быстро Переход тональных центров, что значительно повлияло на развитие европейской классической музыки. Его "Тристан и Изольда" иногда называют Символом начала современной музыки. Кроме музыки влияние Вагнера распространился и в философии, литературе, изобразительном искусстве и театре. Он имел свой оперный театр "Театр в Байройте", в котором содержалось много конструктивных особенностей. Именно здесь "Кольцо Нибелунгов" и "Парсифаль" совершили свои премьеры. Его обширные труды по музыке, драмы и политики во всех привлекает большой комментарий, в последние десятилетия, особенно, они имеют немало антисемитского содержания.

В 1858 - Вагнер посещал на короткое время Венецию, Люцерн, Вена, Париж и Берлин.

В 1864 Вагнер, добившись благосклонности баварского короля Людвига II, который оплачивал его долги и поддерживал его и дальше, переехал в Мюнхен, где написал комическую оперу "Нюрнбергские мейстерзингеры" и две последние части "Кольца Нибелунгов" : "Зигфрид" и "Смерть богов". В 1872 в Байрейте состоялось заключение фундаментного камня для Дома фестивалей, который открылся в 1876 ​​, где и состоялась премьера тетралогии "Кольцо Нибелунгов" 13-17 августа 1876 ​​года.


1.2. Завершение карьеры

В 1882 в Байройте была поставлена ​​опера-мистерия "Парсифаль". В том же году Вагнер уехал по состоянию здоровья в Венецию, где он умер в 1883 от сердечного приступа.

2. Характеристика творчества

Значительно большей степени, чем все европейские композиторы XIX века, Вагнер рассматривал свое искусство как синтез и как способ выражения определенной философской концепции. Афористично ее сущность была изложена композитором в статье "Художественное произведение будущего":

"Как человек до тех пор не освободится, пока не примет радостно узы, соединяющие его с Природой, так и искусство не станет свободным, пока у него не исчезнут причины стыдиться связи с жизнью".

По этой концепции возникают две основные идеи: искусство должно твориться сообществом людей и принадлежать этому сообществу; высшая форма искусства - музыкальная драма, понимаемая как органическое единство слова и звука. Воплощением первой идеи стал Байройт, где оперный театр впервые начал трактоваться как храм искусства, а не как развлекательное заведение; воплощением другие идеи - созданная Вагнером новая оперная форма "музыкальная драма". Именно ее создания и стало целью творческой жизни Вагнера.


2.1. Особенности драматургии

Для воплощения замысла музыкальной драмы Вагнер отказался от традиций распространенных на тот момент оперных форм - в первую очередь, итальянских и французских. Первые он критиковал за излишества, вторые - за великолепие. Вагнер резко критиковал современных ему оперных композиторов ( Россини, Мейербер, Верди, Обер), называя их музыку "засахаренной скукой".

Пытаясь приблизить оперу к жизни, он пришел к идее сквозного, непрерывного развития музыкальной ткани. Вагнер полностью отказался от таких форм, как арии, дуэты, ансамбли с хорами, и вместо них стал использовать большие сквозные вокально-симфонические сцены и драматические монологи и диалоги. Увертюры Вагнер заменил прелюдиями - короткими музыкальными вступлениями к каждому акту, на содержательном уровне неразрывно связаны с действием. Причем, начиная с оперы "Лоэнгрин", эти прелюдии выполнялись не до открытия занавеса, а уже при открытой сцене.

Внешнее действие в поздних вагнеровских операх (особенно, в "Тристане и Изольде") сведено к минимуму, действие перенесено в психологическую сферу, в область чувств персонажей. Вагнер считал, что слово не способно выразить всю глубину и смысл внутренних переживаний, поэтому, ведущую роль в музыкальной драме играет именно оркестр. Вокальная партия при этом представляет собой эквивалент театральной драматической речи: она речитативна, очень затруднена. В то же время, ей не свойственна напевность или ариознисть, она не дает вокалисту возможности похвастаться своей техникой или индивидуальностью, зато вполне подчиняется оркестровой партии.

Роль оркестра в операх Вагнера подобна роли античного хора, комментирует происходящее на сцене. Оркестровая фактура у Вагнера очень насыщенная, композитор использовал расширенный состав симфонического оркестра, в частности он создал свой собственный квартет туб, ввел басовую тубу, контрабасовый тромбон, расширил струнную группу, использовал до шести арф, а в опере "Кольцо Нибелунгов" использовал четверной состав духовой группы с восемью валторнами.


2.2. Лейтмотивы

Французский карикатурист Андре Жиль считал музыку Вагнера оглушительной. Карикатура в журнале L'Eclipse, 1869

Выдающимся формообразующей особенностью опер Вагнера есть сложная система лейтмотивов. Каждый такой лейтмотив выступает как сжатая музыкальная характеристика чего-либо: конкретного персонажа или живого существа (например, лейтмотив Рейна в "Золоте Рейна"), предметов, которые выступают часто как персонажи-символы (кольцо, меч и золото в "Кольце", любовный напиток в "Тристане и Изольде"), места действия (лейтмотивы Грааля в "Лоэнгрина" и Валгаллы в "Золотой Рейна") и даже абстрактной идеи (многочисленные лейтмотивы судьбы и года в цикле "Кольцо Нибелунгов", томления, любовного взгляда в "Тристана и Изольде "). Полную разработку вагнеровская система лейтмотивов получила в тетралогии "Кольцо Нибелугнив" - накапливаясь от оперы к опере, переплетаясь друг с другом, получая каждый раз новые варианты развития, все лейтмотивы этого цикла в результате объединяются и взаимодействуют в сложной и чрезвычайно тяжелой для восприятия музыкальной фактуре заключительной оперы "Гибель богов", где их уже больше сотни.


2.3. Выбор сюжетов

Важное значение Вагнер отдавал выбора сюжетов. По мнению композитор опера должна раскрывать вечные проблемы, вечные идеи жизни. Современные бытовые истории не годятся для постановок, поскольку они преходящи и актуальны только для того времени, в который написаны. Обращаясь в поисках материала для древних и средневековых легенд, эпоса и мифов, трактуя их в философском ключе, Вагнер в своих либретто (а он их всегда писал сам) использовал и развивал распространен среди романтиков художественный метод интерпретации. Поэтический текст его опер представляет самостоятельный смысловой пласт, не менее сложен для восприятия, чем сама музыкальная ткань.

Вагнеру принадлежит несколько театральных инноваций, разработанных в Байройте Фестшпильхаус. Это - затмение аудитории во время выступлений, а также размещение оркестра в яме вне поля зрения аудитории. Постановки опер Вагнера в Байройте имели далеко идущие последствия в практике театра в целом.


2.4. Другие музыкальные произведения

Кроме опер, Вагнер написал сравнительно небольшое количество произведений. Это одна симфония (написана в 19-летнем возрасте), Фауст-увертюра, несколько увертюр, хоров и пьес для фортепиано. [1] Чаще выполняемым с неоперних произведений Вагнера есть Идиллия Зигрфида, пьеса для камерного оркестра, написанная в день рождения второй женщины композитора - Козимы. Сравнительно известны также цикл песен песен на слова М. Везендок (Wesendonck Lieder) для голоса и фортепиано. По заказу города Филадельфия Вагнер написал Американский столетний марш, правда дирижер Теодор Томас, который инициировал этот заказ, был недоволен работой. [2]


3. Значение творчества

Поздний стиль Вагнера породил новые идеи по гармонии, лейтмотивов и структуры оперы в целом. Начиная с оперы Тристан и Изольда, музыка Вагнера теряет тональный центр, открывая путь к атональности 20 века. Так называемый "Тристан-аккорд", который появляется в третьем такте оперы, музыковеды иногда считают началом отсчета эпохи современной музыки. [3] [4]

В течение жизни, и даже после смерти, Вагнер вдохновлял к фанатичной преданности. Среди композиторов, почувствовали заметное влияние Вагнера - Антон Брукнер, Гуго Вольф, Сезар Франк, Эрнст Шоссон, и многие другие [5] Густав Малер говорил, "Были только Бетховен и Рихард (Вагнер) - а после них - никого". Революция в гармоническом мышлении, которое в 20 веке осуществили частности Клод Дебюсси и Арнольд Шенберг (тональный и атональной модернизм, соответственно), уходит своими корнями в Тристане и Парсифаль. [6] Итальянский оперный веризм также во многом благодаря новаторству Вагнера в строении оперы. [7]

Вагнеру принадлежит значительный вклад в историю дирижирования. Его эссе "О дирижирование" (1869) [8], развивая более раннюю работу Г. Берлиоза, выдвигает идею о том, что дирижирование предполагает прежде всего интерпретацию произведения, а не только механизм ритмического согласования игры музыкантов. Свой подход к дирижирования Вагнер подкреплял собственной практикой - его манера дирижирования была значительно гибче, от дисциплинированного подхода Мендельсона; правда иногда эта точка зрения переходила во внесении правок в партитур авторов, в современной практике неприемлемо. [9] Вильгельм Фуртвенглер чувствовал, что Вагнер и фон Бюлов, с их подходом к интерпретации, вдохновили новое поколение дирижеров (включая им самим). [10]


4. Архитектурные сооружения

С именем Вагнера связаны две выдающиеся архитектурные памятники, сооружения обоих было финансировано королем Людвига II Баварским.

Первая из них - это Театр в Байройте, открытый 1876 мировой премьерой тетралогии Р. Вагнера "Кольцо Нибелунга". Особенностью театра является то, что оркестровая яма и дирижер полностью скрыты от публики. В этом театре ежегодно проводятся фестивали опер Вагнера.

Второй сооружением является замок Нойшванштайн, построенный в течение 1869-1886 годов. Этот замок известен тем, что в интерьерах замка главную роль играют иллюстрации к операм Вагнера и старинных немецких легенд.


5. Обвинения в антисемитизме и нацизме

A cartoon figure holding a baton, stands next to a music stand in front of some musicians. The figure has a large nose and prominent forehead. His sideburns turn into a wispy beard under his chin.
Карикатура на Вагнера в венском сатирическом журнале Humoristische Bltter (1873). Преувеличенные черты намекают на слухи о еврейском происхождении Вагнера

В 1850 году в Новом музыкальном журнале ( нем. Neue Zeitschrift fr Musik ), Вагнер под псевдонимом "Вольнодумец" опубликовал эссе "Еврейство в музыке" ( нем. Das Judenthum in der Musik ). Название сначала переводили как "Иудаизм в музыке", позже, когда в 1869 году имя автора стало известно, вместо "иудаизм" начали употреблять "еврейство" [11] [12] [13] [14]. В ней Вагнер подверг критике еврейских музыкантов и продекларировал, что евреи паразитируют на чужой культуре - "Евреи говорят языком той нации, среди которой они живут, но говорят, как иностранцы", и как народ, находящийся в изгнании, в галуте, не способны создавать свою культуру, в том числе и народную, "этническую" музыку: "У евреев, не имевших своего искусства, никогда не было жизни с художественным содержанием. Вот почему даже для пытливого художника оказалось возможным извлечь из нее только форму для художественных произведений" [ 14] [15]. Вагнер пишет [14] :

Насколько чужды нам евреи, можно судить по тому, что сам язык евреев противна нам. Особенности семитических языка, особое упрямство ее природы не сгладилось даже под воздействием на нее двухтысячелетнего культурного общения евреев с европейскими народами. Именно звуковираження, чуждое нам, резко поражает наш слух; также неприятно действует на нас незнакомая конструкция оборотов, благодаря которым еврейская речь приобретает характер невыразимо перепутано болтовни; это обстоятельство прежде всего следует учитывать, потому что она, как ниже будет показано, раз "разъясняет то впечатление, которое производят на нас новейшие музыкальные еврейские произведения ...

Кристофер Никильсон, исследовав в своей книге "Ричард и Адольф: Есть восстановил Рихард Вагнер Гитлера к осуществлению Холокоста?" [15] влияние музыки Вагнера на Гитлера, пришел к выводу, что именно Рихард Вагнер и его антисемитские убеждения сыграли доминирующую, решающую роль в становлении взглядов Адольфа Гитлера. В Никольсон несомненно, что несколько антисемитских статей, написанных Вагнером, возлагают на него ответственность за так называемый Холокост: "У меня нет сомнения, что произведения Вагнера затрагивают расовую проблему. Чтобы это понять, нужно быть следователем, а не музыкантом" [15].

Никольсон утверждает [15], что Гитлер многое перенял у Вагнера. Оба, например, были вегетарианцами: "Вагнер не ел мяса, объясняя это свое извращение тем, что именно еврейский Бог призывает употреблять мясо. Это - извращенный взгляд, однако бесспорно, что Гитлер перенял его у Вагнера. Гитлер сказал: "Я не прикоснусь к мясу, поскольку так говорил об этом Вагнер". Влияние Вагнера на Гитлера было просто колоссальным: "Вагнер - Бог, и его музыка - моя вера" ".


6. Список произведений

6.1. Оперы

Музыкальные драмы Вагнера принято классифицировать по трем периодам:

Ранний период
  • ( 1832) Свадьба (Die Hochzeit) (неполное)
  • ( 1833) Феи (Die Feen)
  • ( 1836) Запрет любви (Das Liebesverbot)
  • ( 1837) Риенци, последний из трибунов (Rienzi, der Letzte der Tribunen)
Средний период
  • ( 1843) Летучий Голландец (Der fliegende Hollnder)
  • ( 1845) Тангейзер (Tannhuser)
  • ( 1848) Лоэнгрин (Lohengrin)
Поздний период

6.2. Симфонические сочинения

  • Симфония C-Dur
  • Симфония E-Dur (неполное)
  • "Идиллия Зигфрида" для малого оркестра (Siegfried Idyll, 1870)
  • Увертюра к трагедии Раупаха "Король Энцио" (Knig Enzio-Ouvertre, 1832)
  • Увертюра "Христофор Колумб" (Columbus-Ouvertre, 1835)
  • Увертюра "Польша" (Polonia, 1836)
  • "Управляй, Британия" (Rule Britannica, 1837)
  • Увертюра "Фауст" (Eine Faust-Ouvertre, 1844)
  • (Huldigungsmarsch fr Ludwig II. Von Bayern, Es-Dur, 1864)
  • Kaisermarsch, B-Dur (1871)
  • "Большой торжественный марш" (Groer Festmarsch, G-Dur, 1876)
  • Ankunft bei den schwarzen Schwnen - Albumblatt in As-Dur fr Klavier (1861)
  • Albumblatt fr Frau Betty Schott fr Klavier (1875)

6.3. Вокальные произведения

  • 3 романсы на французские тексты: "Спи, мое дитя", "Малютка" ("Роза"), "Ожидание" (1840)
  • "Два гренадера" (1840)
  • "Торжественная песня" для мужского хора (1843)
  • "Трапеза апостолов" (Das Liebesmahl der Apostel), библейские сцены для мужского голоса и оркестра (1843)
  • "Приветствие королю" для мужского хора а капелла (1844)
  • 5 стихотворений М, Везендок для женского голоса с фортепиано "Ангел", "Мечты", "Печаль", "Стой", "В теплице" (1857-1858)

6.4. Фортепианные произведения

  • Соната B-dur (1831)
  • Полонез в 4 руки (1831)
  • Фантазия fis-moll (1831)
  • Соната A-dur (1832)
  • Соната в альбом М. Везендок (1853)
  • Zricher Vielliebchen-Walzer для фортепиано, Es-Dur (1854)
  • "Лист из альбома" C-dur (1861)
  • "Лист из альбома" Es-dur (1875)

6.5. Литературные произведения

  • "Паломничество к Бетховену" (Eine Pilgerfahrt zu Beethoven, 1840)
  • "Искусство и революция" (Die Kunst und die Revolution, 1849)
  • "Художественное произведение будущего" (Das Kunstwerk der Zukunft, 1850)
  • "Еврейство в музыке" (Das Judenthum in der Musik, 1850)
  • "Опера и драма" (Oper und Drama, 1850-1851)
  • "Обращение к друзьям" (Eine Mitteilung an meine Freunde, 1851)
  • "О симфонические поэмы Листа" (1857)
  • "Государство и религия" (ber Staat und Religion, 1864)
  • "О дирижирование" (ber das Dirigieren, 1869) [16]
  • "Бетховен" (1870)
  • "Моя жизнь" (Mein Leben, 1865-1870)

7. Интересные факты

Примечания

  1. von Westernhagen (1980) 138
  2. Overvold (1976) 179 - 180, 183
  3. Deathridge (2008) 114
  4. Magee (2000) 208-209
  5. См.. статьи об этих композиторов в словаре Гроува, а также Grey (2008) 222 - 229 and Deathridge (2008) 231 - 232.
  6. Magee (1988) 54; Grey (2008) 228 - 229
  7. Grey (2008) 226
  8. Wagner (1995a) 289 - 364
  9. Westrup (1980) 645. Например, Вагнер в своем эссе предлагал переоркестровать 9-ю симфонию Бетховена (Wagner (1995b) 231 - 253).
  10. von Westernhagen (1980) 113
  11. Das Judenthum in der Musik (1869) - de.wikisource.org / wiki / Das_Judenthum_in_der_Musik_ (1869) (Нем.) Полный текст
  12. Wagner, R. Judaism in Music - users.belgacom.net / wagnerlibrary / prose / wagjuda.htm (Англ.) Полный текст
  13. Рихард Вагнер. Еврейство в музыке - www.pseudology.org / evrei / Vagner_music.htm (Рус.)
  14. а б в Рихард Вагнер. Еврейство в музыке - www.samomudr.ru / d / Vagner Rixard _Evrejstvo v muzyke.pdf (Рус.) Формат *. Pdf
  15. а б в г Nicholson, Christopher. Richard and Adolf; did Richard Wagner incite Adolf Hitler to commit the Holocaust? / Gefen Publishing House (February 28, 2007). Language: English. Hardcover: 474 pages. ISBN 965-229-360-1 - books.google.com.ua / books? id = sKzHb0WzMaAC & printsec = frontcover & dq = Nicholson, Christopher. Richard and Adolf; did Richard Wagner incite Adolf Hitler to commit the
  16. доступно в русскоязычном переводе -

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам