Надо Знать

добавить знаний



Рихард Штраус



План:


Введение

Р.Штраус. Портрет работы М.Либермана

Рихард Штраус ( нем. Richard Strauss * 11 июня 1864, Мюнхен - 8 сентября 1949, Гармиш-Партенкирхен, Бавария) - немецкий композитор.


1. Биография

Штраус был сыном валторниста Франца Штрауса, который дал ему начальное музыкальное образование. В 1882 поступил в Мюнхенский университет, где изучал историю и философию, однако через год бросил и переехал в Мюнхен. В 1885 стал ассистентом Ганса фон Бюлова, тогда - придворного капельмейстера в Мюнхене, а через год занял его место на этой должности. Первые композиции Штрауса близки по стилю Мендельсону и Р. Шуман.

В Мюнхене Штраус увлекся творчеством Р. Вагнера, этому способствовало знакомство со скрипачом Александро Риттером, мужем одной из племянниц Вагнера. Новое интерес породило симфоническую поэму "Дон Жуан", что считается первым зрелым произведением Р.Штрауса. Премьера поэмы в 1889 году разделила публику, однако сам автор так описал свои впечатления: "Теперь тешу себя мыслью, что стал на путь, который хотел бы выбрать, вполне осознаю, что не было художника, которого люди не считали бы сумасшедшим". В последующие годы он написал еще ряд симфонических поэм: Tod und Verklrung (Смерть и освобождение, 1888-89), Till Eulenspigels lustige Streiche (Приключения Тиля Уленшпигеля, 1894-95), Also sprach Zarathustra (Так говорил Заратустра, 1896), Don Kichot (Дон Кихот, 1897) i Ein Heldenleben (Жизнь героя, 1897-98).

фото с открытки. Р.Штраус в 40 летнем возрасте, 1910 г.

В 1901 - 09 Рихард Штраус возглавляет Всегерманской музыкальную союз. В это время он обращается к оперному жанру. Первые две оперы - Гутри (1894) i "погасли огни" (1901) не были удачны, однако "Саломею" (1905) публика восприняла горячо и неоднозначно, как и Дон Жуана. Нетрадиционная тематика, как и полное диссонансами и хроматизмами звучание обеспечили опере большой интерес. В Нью-Йорке из-за протестов публики оперу сняли уже после первого спектакля. В других оперных театрах эта опера имела успех, что позволило Рихарду Штраусу построить свой дом в Гармиш-Партенкирхене исключительно за счет доходов от представлений этой оперы. Следующей оперой Штрауса была "Электра", в которой Штраус еще интенсивнее использует диссонансы. С этой оперы начинается сотрудничество Штрауса с поэтом Гуго фон Гофмансталя. Их совместная работа над другими произведениями была долгой и плодотворной. Однако, в своих последующих операх Штраус более осторожен в использовании гармонического языка, поэтому такие произведения, как Кавалер розы (1910) получают большой успех у публики.

В 1907 году в Париже Штраус был на представлении оперы Пелеас и Мелизанда К. Дебюсси. Ромен Роллан так описывает этот эпизод:

[Штраус] слушает с глубоким вниманием. [...] Однако ничего не понимает. После первого действия спросил: <И таким образом?> - Да! - <Ничего больше? ... В этом ничего нет ... Нет музыки ... Есть стержню ... не держится. Никакой музыкальной фразы. Никакого прогресса.> [...] Я пытаюсь объяснить Штраусом сдержанность этого произведения, полного нюансов и полутонов, это импрессионизм, тонкий и поэтичный благодаря малым красящим пятнам, которые кладутся вокруг. [...] Выдающийся немецкий художник сегодня далек от того, чтобы предполагать, что величие может быть в совершенной гармонии, равновесию, хорошему вкусе.

С 1908 года Р.Штраус занимает должность генерал-музыкантов-директора в Берлине, в 1917-1920 преподавал композицию в Берлинской академии искусств, в 1919-1924 - главный дирижер Венской оперы, где наряду с классическим репертуаром поставил свои оперы "Ариадна на Наксосе" (впервые в 1912 году) и "Женщина без тени" (1919). В 1924 уехал в Гармиш-Партенкирхен, но продолжал выступать с концертами в Вене.

С приходом к власти нацистов в 1933 году Штраус был назначен главой Имперской музыкальной палаты. Будучи на этом посту, в 1936 году Штраус написал гимн к Олимпийским играм и сам продирижировал им. 1938 года он написал одноактную оперу "День мира", что воспринималось как завуалированная критика нацизма, с началом войны опера была снята с репертуара. За войны Штраусу неоднократно пришлось прилагать усилия, чтобы спасти свою невестку Алису, которая имела еврейское происхождение. 1945 Штраус был привлечен по обвинению в сотрудничестве с нацистами, но приговор был оправдательный. Три последних года своей жизни Штраус провел в Швейцарии, скончался композитор в Германии, в Гармиш-Партенкирхен. Незадолго до смерти Штраус так оценил жизнь

"В моей жизни было все, о чем один разрешено мечтать, если бог лишит меня этого - мы с ним будем квиты. Но я до конца останусь оптимистом"

2. Список произведений

2.1. Оперы

  • Гунтрам (Guntram) op.25
  • Потухшие огни (Feuersnot) op.50
  • Саломея (Salome) op.54
  • Электра (Elektra) op.58
  • Кавалер розы (Der Rosenkavalier) op.59
  • Ариадна на Наксосе (Ariadne auf Naxos) op.60
  • Женщина без тени (Die Frau ohne Schatten) op.65
  • Интермеццо (Intermezzo) op.72
  • Елена Египетская (Die gyptische Helena) op.75
  • Арабелла (Arabella) op.79
  • Молчаливая женщина (Die schweigsame Frau) op.80
  • День мира (Friedenstag) op.81
  • Дафна (Daphne) op.82
  • Любовь Данаи (Die Liebe der Danae) op.83
  • Каприччио (Capriccio) op.85

2.2. Балеты

  • "Легенда об Иосифе" (Josephslegende), Op. 63 (1914)
  • "Шлабогер" Schlagobers, Op. 70 (1921/2)

2.3. Симфонические поэмы

  • (Aus Italien), Op. 16 (1886)
  • "Дон Жуан" (Don Juan), Op. 20 (1889)
  • "Макбет" (Macbeth), Op. 23 (1888/90)
  • "Смерть и просветление" (Tod und Verklrung), Op. 24 (1888-89)
  • "Веселые приключения Тиля Уленшпигеля" (Till Eulenspiegels lustige Streiche), Op. 28 (1895)
  • "Так говорил Заратустра" (Also sprach Zarathustra), Op. 30 (1896)
  • "Дон Кихот" (Don Quixote), Op.35 (1898)
  • "Жизнь героя" (Ein Heldenleben), Op. 40 (1899)
  • "Домашняя симфония" (Symphonia Domestica), Op. 53 (1904)
  • "Альпийская симфония" (Eine Alpensinfonie), Op. 64 (1915)

2.4. Другие произведения для оркестра

  • Симфония ре минор (1880)
  • Симфония фа минор, Op. 12 (1883)
  • Праздничные прелюдии для органа с оркестром (1913)
  • Le Bourgeois gentilhomme, сюита для оркестра Op. 60 (1917)
  • Музыка к фильму "Кавалер роз" (1925)
  • Метаморфозы, for 23 solo strings (1945)


3. Библиография

  • Del Mar, Norman (1962). Richard Strauss. London: Barrie & Jenkins. ISBN 0-214-15735-0.
  • Tuchman, Barbara W. (1966, reprinted 1980). The Proud Tower chapter 6. Macmillan, London. ISBN 0-333-30645-7.
  • Gilliam, Bryan (1999). The Life of Richard Strauss. Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 0-521-57895-7.
  • Kennedy, Michael (1999). Richard Strauss: Man, Musician, Enigma. Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 0-521-58173-7.
  • Osborne, Charles (1991). The Complete Operas of Richard Strauss. New York City: Da Capo Press. ISBN 0-306-80459-X.
  • Wilhelm, Kurt (1989). Richard Strauss: An Intimate Portrait. London: Thames & Hudson. ISBN 0-500-01459-0.
  • Youmans, Charles (2005). Richard Strauss's Orchestral Music and the German Intellectual Tradition: the Philosophical Roots of Musical Modernism. Bloomington: Indiana University Press. ISBN 0-253-34573-1.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам