Робер Кампен

Алтарь Мероде, ок. 1425

Робер Кампен (Robert Campin; ок. 1378 - 26 апреля 1444, Турне) - нидерландский живописец, как правило, отождествляется с Флемальского мастером - неизвестным художником, который стоит у истоков традиции раннего нидерландской живописи (так называемых "фламандских примитивов?). Наставник Рогира ван дер Вейдена и один из первых портретистов в европейской живописи.


1. Манера письма

Как современник миниатюристов, работавших над иллюминацией рукописей, Кампен смог достичь такого уровня реалистичности и наблюдательности, как никакой другой живописец к нему. Все же, его произведения более архаичны, чем работы его младших современников. В бытовых деталях заметна демократичность, подчас имеет место бытовое трактовка религиозных сюжетов, которое будет свойственным нидерландской живописи и позже.

2. Основоположник Северного Возрождения

Искусствоведы давно пытались найти истоки Северного Возрождения, выяснить, кто был первым мастером, который начал эту манеру. Долго считалось, что первым художником, отошел от традиций готики был Ян ван Эйк. Но к концу XIX века стало ясно, что ван Эйку предшествовал еще один художник, кисти которого принадлежит триптих с Благовещением, ранее принадлежавший графине Мероде (т. н. "триптих Мероде"), а также т. н. Флемальского алтарь. Выдвигалось предположение, что обе эти работы принадлежат кисти Флемальского мастера, личность которого в то время еще не было установлено.


3. Поиск имени

В XX веке некоторые ученые предположили, что Флемальского мастером мог быть не кто иной, как Робер Кампен, который упоминается в документах как мастер-живописец в Турне с 1406 года. Впервые эту версию выдвинул Юлен где Лоо в 1909 году.

Доказательством здесь выступают документы, в которых говорится о том, что двух учеников - Жак Даре и Рожеле де ля Пасторе - было принято в его студию в 1427 году. Последним был, скорее всего, большой Рогир ван дер Вейден. В едином триптиха Даре, дошедший до наших дней, прослеживаются схожие черты с работами Флемальского мастера. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Таким образом, можно предположить, что они оба были учениками Флемальского мастера, есть Робера Кампена. Другая версия гласит, что данный триптих был написан ван дер Вейденом, когда тому не было и тридцати. Некоторые искусствоведы до сих пор считают произведения Флемальского мастера ранними работами ван дер Вейдена.


4. Отличие от ван дер Вейдена

Произведения Флемальского мастера несколько толще в технике, чем работы ван дер Вейдена. Они отличаются контрастным светотени. Кроме того, они не столь изящны и аристократические по характеру своих образов.

5. Известные картины

Св. Варвара, фрагмент Верлського триптиха
Портрет мужчины в красном тюрбане, Лондонская национальная галерея

Несколько работ, приписываемых Робера Кампени можно увидеть в Эрмитаже, Прадо и Национальной галерее Лондона. А также "Рождество Христово" (1420) из музея в Дижоне, две створки т. н. "Алтаря Верл" (Werl), хранящихся в Прадо, и еще около 20 картин, некоторые из них - лишь фрагменты больших произведений, или копии.


5.1. Флемальского алтарь

В это время находится во Франкфурте (St?delsches Kunstinstitut). Получил свое название от Флемальского аббатства, близ Льежа - прежде ошибочно считалось, что именно оттуда он происходит. Сохранилось четыре створки, 3 из них принадлежат Флемальского мастеру: "Святая Троица", "Дева Мария с младенцем" и "св. Вероника". (Ок. 1410).

5.2. Триптих Мероде

"Триптих Мероде" датируется 1428 годом. Теперь он находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Его создатель также назывался "Мастером алтаря Мероде". Сейчас атрибуция его Флемальского мастеру все же снова находится под вопросом.

Литература

  • Никулин Н. Н. Золотой век нидерландской живописи. М., 1981
  • Erwin Panofsky. Early Netherlandish painting: its origins and character. New York: Harper & Row, 1971. ISBN 0-06-430002-1
  • Martin Davies. Rogier van der Weyden: an essay, with a critical catalogue of paintings assigned to him and to Robert Campin. London: Phaidon, 1972 ISBN 0-7148-1516-0
  • Albert Ch?telet. Robert Campin. Le Ma?tre de Fl?malle. La fascination du quotidien. Antwerpen: Mercatorfonds, 1996 ISBN 90-6153-364-3
  • Stephan Kemperdick. Der Meister von Fl?malle: Die Werkstatt Robert Campins und Rogier van der Weydens. Tournhout: Brepols, 1997 ISBN 2-503-50566-X
  • Felix Th?rlemann. Robert Campin. Monografie und Werkkatalog. M?nchen: Prestel Verlag, 2002. ISBN 3-7913-2807-7
  • Felix Th?rlemann. Robert Campin. A Monographic Study with Critical Catalogue. M?nchen: Prestel Verlag, 2002. ISBN 3-7913-2778-X