Надо Знать

добавить знаний



Рождество Христово



План:


Введение

Рождение Иисуса Христа, греческий икона, Византийский и христианский музей в Афинах

Рождество Христово - большой христианское праздник, день рождения Иисуса Христа, Спасителя мира и Искупителя людей из плена греха.

Римско-Католическая Церковь, большинство протестантских церквей, а также большинство православных, включая Константинопольскую, Антиохийскую, Александрийскую, Кипрскую, Болгарскую, Румынский и Греческий церкви, празднуют Рождество в ночь с 24 на 25 декабря.

Иерусалимская, Российская, Сербский, Грузинская православные церкви, все Украинские православные церкви, а также Украинская греко-католическая церковь также празднуют Рождество в ночь на 25 декабря, однако по старому Юлианскому календарю [1], что в соответствии с новым Григорианскому календарю соответствует ночи с 6 января на 7 января.

Армянская апостольская церковь празднует Рождество 6 января, в один день с Крещением Господним.


1. Рождество в Евангелиях

Эль Греко. "Рождество"

Согласно Евангелию Иисус Христос родился во времена правлении императора Августа в иудейском городе Вифлееме в семье плотника Иосифа Обручника с Назарета у его невесты Марии (Богородицы), которые прибыли в Вифлеем для участия в переписи населения ( Лк. 2:1,2). Из-за отсутствия места в гостинице семья была вынуждена переночевать в пещере, которая использовалась как хлев для укрытия скота от непогоды. Во время рождения Христа над пещерой взошла Вифлеемская звезда, которая указала об этом событии волхвам (мудрецам, царям) с Востока. Первыми пришли поклониться Христу пастухи, которым об этом событии возвестил ангел, затем волхвы. Волхвы преподнесли Христу дары - золото, ладан и смирну.

Узнав о рождении Христа, царь Иудеи Ирод велел провести избиение детей в возрасте до 2 лет, но Христос был чудом спасен от смерти. Однако семья Иосифа была вынуждена бежать в Египет и находилась там до смерти Ирода.


2. Рождество и его значение в различных направлениях христианства

Разные люди и разные направления христианства могут по разному трактовать природу Бога и Иисуса Христа. Православное трактовка в данном случае опирается на православное символ веры, первые три составляющие которого говорят по этому следующее:

1-й член. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого 2-й. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все произошло.

Третий. Он для нас, людей, и ради нашего спасения сошел с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.

Таким образом, для православных Рождество относится к величайших праздников в истории человечества, праздник в честь того, что сам Бог, Творец неба и земли, Всемогущий, воплотился, стал человеком, чтобы спасти людей всего мира, помочь им увидеть правильный путь в жизни.


3. Дата рождения Христа

Исторически достоверная дата рождения Христа пока неизвестна. Священное Писание не указывает ни дня, ни года, когда именно родился Христос, что дает основание отдельным псевдохристианских течениям (например, Свидетелям Иеговы) отказываться от празднования Рождества.

Расчеты, положенные в основу нашей эры, были сделаны в 525 году римским монахом, папским архивариусом Дионисием Малым, который опирался на данные Хронографического сборника 354 года (Chronographus anni CCCLIIII) [2]. В этих сборниках рождения Иисуса отнесено к году консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, то есть на 1 год н. е. Запись Хронографии 354 г. имеет следующий вид: Hos cons. dominus Iesus Christus natus est VIII Kal. Ian. d. Ven. luna XV ("При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й месяц ") [2]

Позднейшие исследователи обнаружили, что и дата ошибочна - Христос родился на 5 или 6 лет раньше, между 748 и 749 годом римского летоисчисления, как на то указывает год смерти Ирода I Великого ( 4 до н. н.э. - т.е. 748 Ab Urbe condita) [3] [4], и астрономические подсчеты, которые учли также память о затмение луны, о которой говорят тогдашние историки. На время рождения Иисуса Христа при жизни Ирода I Великого указывает нам и первоисточник - Евангелия от Матфея - Мф. 2:16.

Также в Евангелие от Луки ( Лк. 2:1,2) о время написано, что тогда состоялась первая перепись в Иудеи, а власть имел над ней наместник римского императора Октавиана Августа - Квирин. О втором перепись что видбуся между 6-8 годами также упоминает Иосиф Флавий в Еврейской древности ( лат. Antiquitates Judaicae ) XVIII, 1.

Следует обратить внимание, что православная церковь традиционно обращает внимание, условность даты Рождества, но вместе с тем ее важность в разработке плана богослужений в течение года и расчета пасхалии. Также следует обратить внимание, что юлианский календарь был разработан еще до рождения Иисуса в 46 г. до Р.Х. императором Юлием Цезарем с участием александрийского астронома Созигеном.


4. Установление праздника

Похвала от пастухов, Геррит ван Гонтгорст, 17 ст.

В течение трех первых веков христиане не имели отдельного праздника Рождества Христова и ничего подобного не праздновали. Решение о праздновании Рождества Христова 25 декабря было принято на Ефесском (Третьем Всемирном) церковном соборе в 431 году.


4.1. Первые века христианства

На первых порах единой даты празднования рождения Христа не существовало. В частности Климент Александрийский ( 150 -б. 215) писал не без иронии о тех, что возлагают точную дату рождения Христа на 20 мая (или 20 апреля) 28 года Августова управления, то есть на третий год нашего современного летоисчисления. Сам он указывал на 17 Ноябрь того же года как на день рождения Иисуса Христа, но, к сожалению, не оставил никаких указаний на то, чем он эту дату обосновывал [5]. Позже день рождения Христа связывали с началом весны, который по юлианскому календарю приходилось на 25 марта, поскольку на этот день, мол, приходилось рождения мира.

В то же время на востоке Рождество долгое время праздновалось вместе с праздником Богоявление 6 января. Этот праздник объединяло в себе и Христово Рождество, и Крещение Иисуса в реке Иордане. Греческое слово "Епифания" или "Теофания", что означает "Явление" или "Богоявление". В первых веках христианства означало не только появление Иисуса Христа при его крещении, но и его появление на земле, то его рождения.

В первые века некоторые Церкви, а прежде всего Западная, с признаком Богоявления связывали не только Христово Рождество и его Крещения, но и поклонение волхвов, чудо в Кане Галилейской, чудесный умножения хлебов, а иногда даже и воскресения Лазаря, потому что все те события - это свидетельство Богоявления - появления Бога на земле. И как раз празднования большого количества событий из жизни Иисуса Христа вместе с признаками Богоявления было одной из главных причин, по которой Западная Церковь первого отделила Христово Рождество от Богоявления и начала праздновать его отдельно.


4.2. Празднование Рождества на Западе

Закон о всеобщем празднике Рождества Христова находился в кодексах императора Феодосия из 438 года и императора Юстинияна. Однако в Риме начали отмечать в этот день Рождество значительно раньше. Существуют данные, что Рождество праздновали отдельно 25 декабря в Риме уже в 353 г., потому что из речи папы Либерия 352 г. легко сделать вывод, что в этом году Рождество праздновалось вместе с Богоявлением, а в так называемом Хронографии Филокалюса с 354 г. между христианскими праздниками находится уже и Рождество 25 декабря.

Установка даты празднования 25 декабря вероятно было связано с Римским праздником Непобедимого Солнца (Dies Natalis Solis Invicti), который был введен императором Аврелианом в 274 году и связано с переходом Солнца через точку зимнего солнцестояния и, соответственно, с увеличением продолжительности дня. На этот символический связь позже указывали отцы Церкви, в частности Св. Иоанн Златоуст : "Люди называют святой день Рождения Господа днем нового солнца ..." и св.Августин : "Мы празднуем день 25 декабря не ради рождения солнца, а ради рождения Того, кто то солнце сотворил".


4.3. Празднование Рождества на Востоке

Решающую роль во внедрении отдельного праздника Рождества Христова на Востоке сыграли три Отца Восточной Церкви - святой Василий Великий, святой Григорий Богослов и святой Иоанн Златоуст. Под их влиянием святой Григорий Богослов внедряет этот праздник в Константинополе. Василий Великий праздновал Христово Рождество 25 декабря в Каппадокии между 371 и 374 годами. Ему приписывают одну проповедь на Христово Рождество.

В Иерусалиме взамен Рождество праздновалось вместе с Богоявлением вплоть до 634 года. Службу на праздник Рождества Христова заключили Роман Сладкопивець, патриарх Герман, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский и патриарх Анатолий. В VI в. праздники Елена, мать императора Константина Великого, построила в Вифлееме храм в честь Рождества Христова.

Следует отметить, что по празднованию Богоявления и Рождества между Востоком и Западом долго не было согласия. Даже при конце IV в., Когда эти два праздника уже отмечала вся христианская Церковь, смысл, укладывающийся в те праздника был и, в определенной степени, остался разный - на Западе 25 декабря праздновали только день рождения Христа, на Востоке добавляли в него упоминание о приходе волхвов и посвящали Рождению Христа ночную службу, а поклонение волхвов день. Второе различие возникло о празднике Богоявления: в латинян главная точка этого праздника - приход волхвов или царей-у греков этот момент совсем тогда не существовало. Греки вспоминают тогда крещения Христа в Иордане, а в латинской Церкви этот факт едва упоминается. Наконец, греческое Богоявления полностью поминает чудо в Каннах, что у латинян приходится тоже на этот день.


5. Рождество в Украине

Золотая монета НБУ в 2000-летия РХ
Реверс серебряной монеты с изображением рождественской символики

5.1. Дохристианские обычаи в христианском Рождестве

Святая Церковь, святые отцы и простые миряне Киевской Руси, потомки бывших язычников, утверждая христианство и в частности православие, утверждая учение о едином Боге и о единой вселенской Истине, борясь с язычеством, в меру своих знаний и опыта, пытались отделить грешное (ошибочное ) от праведного (истинного) в нем. Это позволило отбросив языческую атрибутику или переосмыслив ее в христианском контексте сохранить многое из того хорошего, хорошего и истинного, что существовало в язычестве, в частности сельскохозяйственный крестьянский календарь, который во многом был разработан еще в языческие времена. Таким образом, в Украина, как и в других странах мира, день начала нового солнечного, земледельческого, года получил новый, христианский смысл, как Рождество, праздник рождения Сына Божьего, Спасителя мира.

Соответственно была изменена и обрядность, магические действия и обряды язычества были заменены на молитвы и обряды прославления и просьбы к Всевышнему, чтобы в следующем году он дал людям хороший урожай. Согласно нового учения был несколько переосмыслен в плане символики и обрядности, но по сути оставлен без изменений, обычай поминовения предков, стариков, праотцев, которые согласно православного учения за свои добрые дела, в частности относительно своей семьи, имеют вечную жизнь в Бога в небесных поселениях среди святых и праведников. Так же как на праздничном богослужении, в праздновании Рождества должны принимать участие все принадлежащие к семейному кругу. На Святом Вечере собственно сосредотачивается вообще главное внимание праздники, и на само Рождество остается только Служба Божья в церкви и посещение и гостил родственников и знакомых с соответствующими развлечениями и забавами.


5.2. Празднование Рождества в Украине

Второй день Рождества назывался когда-то пологом Богородицы, в лемков Вимитним днем, в тот день ходили по домам мужчины (видимо, парни) и заметали за тамошнюю девушку, за что получали от хозяев "почетное". [6]

С началом Рождества уже можно было употреблять скоромное. Собственно к этому празднику в каждом хозяйстве кололи свиней, чтобы наготовить разнообразных мясных блюд. За правило приходить друг к другу в гости, правда, до обеда старались не посещать соседей, особенно это касалось женского пола. Если женщина или девушка первой заходила в дом, то непременно "приносила беду", а потому, заметив "нежелательных гостей", примыкали дверь, а когда дом к обеду посещал парень или мужчина, то его пытались угостить.

Колядники с "звездой"

Поэтому после полудня старшие люди собирались в группы, а молодежь начинала колядовать (в некоторых регионах колядники водили свои ватаги даже накануне - позднего рождественскую вечера). На Подолье делали это второй день праздника

Рождественские колядницкие ватаги снаряжали преимущественно парни. Они заранее выбирали ватага, есть руководителя, "михоношу", "козу", "пастуха с кнутом" и другие. "Козу" надевали в вывернутый шерстью наружу кожух, пристраивали соломенные рога, хвост и колокольчик на шею, в других регионах были свои отличия, в частности ватага сопровождали "цыган", "врач", "жид", "смерть с косой" и т.д. . Однако обязательным атрибутом должна быть подвижная звезда, которую постоянно носил старший ("Береза").

Заходя во двор, колядники просили разрешения и, когда хозяин вызвался, начинали спектакль с поздравительное песен-колядок и шутливых сценок. В поэтических текстах воспевались хозяин, хозяйка и их дети, желали им счастья и здоровья, а в хозяйстве, чтобы были доходы и щедрый приплод. Зато, если в семье были дети, которые долго не разговаривали, то таким давали напиться воды из ритуального колокольчика. Это вроде бы должно помочь "оживить звонкий голос". Женщины же, чтобы у них росли большие конопли, случайно обливали "михоношу" водой. Если в доме была девушка, то она одаривала каждого колядника яблоками и орехами.


5.3. Региональные различия празднования

В некоторых местностях Украины, кроме мальчишеских, были и девичьи ватаги. Считалось, что чем больше колядующих посети дом, тем щедрее будет для семьи год. Поздравителей пытались соответствии ощедриты. Полученные продукты и деньги молодежь отдавала на большие вечерницы ", которые производили 8 января. Это были чисто молодежные развлечения.

6. Перечень стран, где Рождество является официальным выходным днем

6.1. Один выходной день

Серым отмечены страны, в которых Рождество является государственным праздником

6.2. Два выходных дня


6.3. Три выходных дня


См.. также

Примечания

  1. Со временем эта дата продолжает смещаться вперед, так что с 2101 года Рождество по старому стилю попадать на 8 января и т.д. (Calendar Converter - www.fourmilab.ch/documents/calendar/)
  2. а б Monumenta Germaniae Historia. Auctorum Antiquissimorum. Berolini. 1892, IX.
  3. Steinmann, Andrew, " When Did Herod the Great Reign? - www.ingentaconnect.com/content/brill/not/2009/00000051/00000001/art00001 "Novum Testamentum, Volume 51, Number 1, 2009, pp. 1-29 (29) Ormond Edwards, "Herodian Chronology," Palestine Exploration Quarterly 114 (1982) 29-42; WE Filmer, "Chronology of the Reign of Herod the Great," Journal of Theological Studies ns 17 (1966) 283 -298; Paul Keresztes, Imperial Rome and the Christians: From Herod the Great to About 200 AD (Lanham, MD: University Press of America, 1989) 1-43, "The Nativity and Herod's Death," in Chronos, Kairos, Christos : Nativity and Chronological Studies Presented to Jack Finegan, ed. Jerry Vardaman and Edwin M. Yamauchi (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1989) 85-92.
  4. Timothy David Barnes, "The Date of Herod's Death," Journal of Theological Studies ns 19 (1968), 204-19; PM Bernegger, "Affirmation of Herod's Death in 4 BC," Journal of Theological Studies ns 34 (1983), 526 -31.
  5. http://www.ugcc.org.ua/ukr/library/calendar5/140/ - www.ugcc.org.ua/ukr/library/calendar5/140/ Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Краткая история
  6. ЗНТШ. XXVII. ст. 45 в Библиографии

Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам