Надо Знать

добавить знаний



Рококо



План:


Введение

Португалия. Дворец Келуш и парк в стиле рококо.

Рококо - запаздывающий стиль по барокко, что во второй половине 18 века пришел (с Франции и Австрии) в Украина - до Киев, Львова, а отсюда в 1760 - 1770-х pp. Творческим двигателем эпохи рококо во всех областях культуры было Эспри ("esprit") в противоположность чувственности ("sensibilit?") барокко или рации ("raison") классицизма.


1. Общая характеристика

Худ. Ватто. Капризная партнерша.

Стиль рококо создан для женщины и приспособлен к ее вкуса и прихотей. Почти главным словом эпохи рококо было слово "прихоть" (каприз). В искусстве определяется легкими, нервными, нежными и причудливыми формами ("игривое" рококо). Он оказался прежде всего в ПЛАН и декорации интерьера ( дворцов, церквей, костелов). В эпоху рококо скульптура (преимущественно полихромные) стала существенной частью архитектурной композиции, а орнамент (в частности в резьбе) набрал форм раковины ("rocaille"). В эпоху рококо широко развилось мист. ремесло - ткачество, ювелирство, фарфор, мебель, гобелены.

Вельможи эпохи рококо поставили цель ежедневные наслаждения. Наслаждениям повини были способствовать роскошные интерьеры дворцов и церквей, роскошные платья, очередь праздников в садах барокко и в павильонах летом, а зимой во дворцах. Излишне использовалась косметика - белила, пудра, румяна, черная краска (сурьма) для бровей, мушки. Косметику обильно использовали как женщины, так и мужчины. Особое распространение получило использование мушек на лице - расположение мушек имело свое значение для посвященных в куртуазных играх вельмож.

В живописи эпохи рококо преобладали праздники и театральные представления, бесконечные влюбленные пары мифологических персон. В портретах - все подчеркнуто улыбающиеся, любезные, изящные, но это была маска, скрывавшая многочисленные недостатки и чрезвычайно сложные проблемы.

Это был банкет среди чумы - с искусственно отменены проблемами, туберкулезом, сифилисом, бедностью, смертью.

Капризное и прихотливое искусство рококо было отменено новой и мощной волной классицизма конца 18 века и стилем ампир.


1.1. Рококо и человеческие судьбы

  • Розальба Карьера. Потрет художника Ватто, который умер от туберкулеза в 37 лет.

  • Якопо Амигони. Портрет кастрата Фаринелли. Чтобы не ломался гибкий голос, певец сделал кастрацию.

  • Портрет ученого Даламбера. Из-за конфликта с католической церковью был похоронен в общей могиле с нищими без обозначения где.

  • Розальба Карьера. Автопортрет. Потеряла зрение и умерла слепой.




1.2. Живопись эпохи рококо

Худ. Этьен Жора. Конвой парижских проституток в монастырь Сальпетриер, в исправительный дом. 1745

Считают, что живопись стиля рококо зародился во Франции. Культурные связи соседних стран и господствующая мода суток довольно быстро сделали искусство рококо интернациональным, обычно при королевских дворах или в аристократических усадьбах. Стилистика рококо имеет жипопис Франции, Италии, немецких княжеств, Австрии (и Чехии в ее составе), Российской империи, меньше Голландии, Португалии, Испании (утренние произведения Гойи).

Лучшие образцы живописи рококо дали Франция и Италия. Во Франции учредителями рококо становятся француз Ватто и итальянка из Венеции Розальба Карьера. Позже дело продолжили

Стилистика рококо присуща ученическим и утренним произведениям огромные одаренного Жака-Луи Давида, будущего представителя классицизма и ампира. Личное место заняла и творчество Шардена, выдающегося мастера натюрморта Франции в сутки рококо. Черты рококо характерны некоторым жанровым картинам Шардена, но без эротизма, театральности и идиллично-пасторальных мотивов, таких типичных для стиля рококо.

Среди художников итальянцев стилистику рококо разделяли

Космополитизм живописи рококо наиболее присущ именно произведениям итальянцев, довольно легко пересекали границы различных государств и годами работали за пределами Италии (Амигони - в Баварии, Лондоне и Мадриде, Бернардо Белотто в Германии и Польше, Пьетро Ротари в Дрездене, Вене и Петербурге) .

На 18 века пришелся новый расцвет искусства портрета. Причастным к стилям позднего барокко и рококо следует признать и Александра Рослина, известного портретиста из Швеции, тоже довольно космополитическую фигуру суток (работал в Швеции, Италии, Германии, Российской империи, Франции, умер в Париже).


1.3. Сопротивление стилистике рококо

Фонтан Четырех Сезонов, улица Гренель, 1745

Не все благосклонно относились к стилю рококо даже во Франции. Попытки отойти от стилистики рококо делал скульптор Эдм Бушардон (1698-1762). Уже в первых своих произведениях Бушардон сделал попытки отказаться от игривого рококо, опираясь на опыт французского классицизма 17 в. и на лаконизм античного искусства. Получив заказ на построение фонтана Четырех Сезонов в Париже, он создал произведение, ничем не напоминал стилистику рококо ни в архитектуре, ни в скульптурном декоре. Полностью порвал со стилем рококо и Жак-Луи Давид во время своего пребывания в Риме. Даже поздние произведения "классической" фигуры рококо - художника Жана-Оноре Фрагонара свидетельствуют об отходе от рококо и ориентацию на живопись голладцив 17 века.

Жизнь и творчество Этьена Мориса Фальконе пришлись на время достаточно быстрой смены нескольких искусно стилей - позднего барокко, рококо и классицизма. Художник широкого творческого диапазона, Фальконе удачно работал в каждом из них, о чем свидетельствуют сульптурни группы "Смерть Милона Кротонского", религиозные скульптуры в церкви Св. Роха, аллегорические статуи "Музыка" и "Зима", мелкая пластика в стиле рококо.

Капризное и чудернацке рококо не способно было качественно воспроизвести героические, мощные характеры. Ограниченность стилистики рококо хорошо чувствовал то же Фальконе. И когда получил Заказы на конный монумент царю Петру I (Медный Всадник), полностью отказался от приемов рококо, обратившись к образцам античности и развитого барокко. Рококо могло не все.


1.4. Скульпторы эпохи рококо

Распятый Христос утешает Святую Люитгарту, Прага, Карлов мост.

Сутки рококо имеет своих выдающихся мастеров и среди скульпторов, хотя их значительно меньше, чем живописцев. Интересная школа скульпторов эпохи рококо сложилась в Праге ( Матьяш Бернард Браун и др..) и Львове ( Пинзель и его школа).

Обучение в Италии и благотворительные влияния ярких образцов барокко в скульптуре хорошо отразились на скульптурах Брауна.Якщо в утренних произведениях ощутимые барочные образцы Италии (Христос утешает Святую Люитгарту), то и лучшие образцы скульптора в стиле рококо не погружаются в легкомыслии, сохраняя при этом изящество, грацию, даже театральность (карнавальная маска на лице скульптуры аллегории "Коварство", замок Кукс, Чехия).

Образцы скульптур рококо Пинзеля и его школы еще ждут своего талантливого исследователя.


1.5. Западноевропейское декоративно-прикладное искусство рококо

Необычайно полно рококо отразилось в произведениях декоративно-прикладного искусства.

  • Кружево. Кажется, второй раз после начала 17 века, кружево пережило новый взлет и вошло в высокую моду. Декоративные качества кружева полностью использованы в платьях аристократических дам. Сетевой украсило прически, шею, рукава парадных и праздничных костюмов. Кружево соединяют с бриллиантовыми украшениями, атласом, мехом и т.п..
  • Фарфор Именно в сутки рококо приходится нахождения секрета китайского фарфора. Эксперименты 1708-1709 гг, проводивший Беттгер Иоганн Фридрих в Дрездене, впервые в Европе дали полноценные образцы фарфора, ничем не уступали образцам Китая. В Мейсене открывают первую в Европе фарфоровую мануфактуру. Чуть позже возникают другие центры по выработке фарфора в Австрии, Франции, Российской империи, Чехии и др.. К созданию мелкой фарфоровой пластики привлекают лучших скульпторов эпохи: во Франции это Этьен Морис Фальконе, в Мейсене - Иоганн Иоахим Кендлер, Иоганн Готлиб Кирхнер т.д..
  • Императрица Елизавета верхом, (фарфор Мейсена, ок. 1748 г.), сборник Третьяковской галереи

  • Кавалер пишет письмо (фарфор Мейсена)

  • Попугаи (фарфор Мейсена)

  • Фарфоровый канделябр (фарфор Мейсена)

  • Мебель Свой характер получили и мебель эпохи рококо. Они потеряли массивность барочных образцов и стали более легкие, тонкие, удобные в быту. Мебельные мастера создали и особые образцы мебели - бюро, комодов, секретеров, шифоньеров. Свои названия получили даже характерные типы кресел - "Бержер" и "Маркиза". Выдающимися мастерами мебели рококо были Шарль Крессан, Давид Рентген, Франсуа Эбен, Пьетро Пифетти (Рим), Джузеппе Маджолини (Милан) и т.д..
  • Интерьеры Первые образцы ансамбля в интерьере дали сутки возрождения и барокко. Рококо успешно унаследовало эту традицию и дало свои образцы ансамблей в интерьерах. Особенно прославился архитектор и дизайнер из Франции Жермен Боффран (1667-1754). Интерьеры особняка Субиз вобрали все характерные черты рококо - праздничность, отказ от прямых линий и ордера, диктат волнистых узоров, перенасыщенность мелкого декора, охватывающую всю стену и потолок. Овальная зал отеля Субиз в Париже дополнена еще и зеркалами, визуально ломали границы залы и оказывали насыщенном декора бесконечности.
Антонио Ринальди Золотой кабинет Китайского дворца в пригороде Петербурга Ораниенбауме.

Выдающиеся образцы интерьера эпохи рококо дал и Антонио Ринальди (1710, - 1794) в Китайском дворце Ораниенбаума (итальянец, почти всю жизнь работал в Петербурге, Российская империя). Большая одаренность мастера и знания выдающихся образцов барокко позволили Ринальди использовать как драгоценные, так и дешевые материалы - фарфор и искусственный мрамор, стенописи-фрески и живопись маслом, обойное расположения картин и экзотические произведения искусства Китаю.Чого стоит только Склярусний кабинет Китайского дворца, где в качестве красок живописи использованы стеклянные трубки, бисер и вышивка шелком. Уникальность этого рококовой интерьера роднит его с выдающимися образцами интерьеров барокко вроде Янтарной комнаты.


1.6. Западноевропейская литература эпохи рококо.

портрет Метастазио.
  • Меньше стиль рококо отразился в литературе Великобритании.
  • В Германии и Италии, наоборот, было достаточно сторонников стиля рококо. В Италии Карло Гольдони (1707-1793), автор комедий, Пьетро Метастазио (1698-1782).

Усыновлен аристократом Гравина, подросток Пьетро Трапасси получил от него два значительных подарки - прозвище Метастазио (перевод Трапасси греческом языке) и все свое наследство. Это лишило поэта от материальных препятствий и позволило сосредоточиться на творчестве. Именно Метастазио создаст либретто оперы сериа, которые признают классическими образцами жанра. Он создал 27 либретто, неоднократно положенных на музыку, а также тексты ораторий, кантат. Музыку к произведениям Метастазио создавали Гендель, Вивальди, Моцарт, Антонио Сальери.

  • Наибольший отпечаток стиль рококо был в литературе Франции. Литература рококо - это прежде всего малые литературные формы - среди них новеллы, эротические стихи, пасторали, комедии масок.

Лирика французского рококо сильно отличалась от пафосного и тяжеловаты классицизма, за что получила название "легкой поэзии" или даже "поэзии мгновений". В стилистике рококо писали сонеты, эпиграммы, мадригалы, застольные песни.

За литературу в стиле рококо брались обеспечены вества населения, образованных, лишены заставляла главные потребители веселого досуга и необременительных занятий. Поэтому здесь часто представители аристократических семей или богачи

  • маркиз де Лафар
  • граф Кейлюс
  • аббат де Фавр ("Четыре часа дамы за туалетами")
  • маркиз де Пеза ("Купание Зелиды")
  • граф Эварист Парни (поэтический сборник "Эротические стихи")
  • Луве где Кувре, сын бумажного фабриканта.

1.7. Рококо в Украину

  • Ратуша в городе Бучач, Фото 2005 г.

  • Башня Бучацкой ратуши с декором рококо, фото 2004

Лучшие образцы архитектуры эпохи рококо в Украине: Покровская ( 1766) и Набережно-Николаевская ( 1772 - 1774; архитект И. Григорович-Барский) церкви на Подоле, Лаврская колокольня ( 1731 - 1745; архитект И. Шедель), Андреевский собор (1747 - 53; архитект Б. Растрелли) - в Киеве, ратуша в Бучаче ( 1751) и собор св.Юра во Львове ( 1745 - 1770, Б. Меретина-Мардерера), собор Рождества Богородицы в Козельце на Черниговской ( 1752 - 1763; архитект А. Квасов и И. Григорович-Барский), собор Успения Почаевской Лавры ( 1771 - 1783; архитект Г. Гофман), Римско-Католический костел Доминиканцев ( 1745 - 1749; архитектор А. Мощинский и Т. Тальовський) в Тернополе и ( 1747 - 1764; архитектор Я. де Витте) костел Доминиканцев во Львове, приходской костел в Холме ( 1753).

Центром развития скульптуры рококо был Львов. В эпоху раннего рококо здесь работали преимущественно мастера немецкого происхождения, авторы многочисленных статуй, украшавших Римско-Католические костелы: Т. Гуттер, К. Кученратнер (костел бернардинцев во Львове), Т. Фершер (в Белз), Ю. Маркварт (в Жовкве и костел Иезуитов во Львове) и др.. С 1740-х pp. преимущественно в дворцовой скульптуре работали мастера-французы (Лябен) или франц. школы (дворцы в Подгорцах, Ровно, Олесько, Жовкве и др..). Выдающимися представителями позднего рококо были С. Фессингер (каменные статуи на фасадах костелов в Подгорцах, Доминиканцев и Марии Магдалины во Львове), А. Осинский (алтарные фигуры в костелах бернардинцев в Збараже, Доминиканцев во Львове и др..) и И. Пинзель (скульптуры для фасады кафедры св. Юра и Распятие для костела св. Мартина во Львове, для ратуши и церкви в Бучаче, костела в Монастырыськах, барельефов в церкви и костеле в Городенке и др..). К этому периоду относится серия фигур под куполом костела Доминиканцев во Львове коллективной работы. В последнем этапе развития скульптуры рококо, в нин. 1760-х pp., работали уже преимущественно местн. мастера: С. Стражевський, М. Филевич, М. Полейовский, И. Оброцький и др.., гл. при отделке кафедры св. Юра и переоборудовании Римско-католической кафедры в Львове, а также в Перемышле, Почаеве, Володави и др..


1.8. Иконостасы эпохи рококо

Стиль рококо внес существенные изменения как в построение, так и в декорацию иконостасов. Иконостасы рококо не имеют сплошной площади и не сохраняют симметрии и структурной логики. Как декоративные элементы (или вместо икон) кое-где появляются скульптурные изображения. Фоном для орнаментики царских врат становится решетка или штахетка, виноградную лозу заменяют ракушки или арнамент из тонких изогнутых ветвей, стилизованных вроде раковин, а также орнамент в форме огонька, гусеницы и т.п.. Лучшие иконостасы эпохи рококо были в Киеве церквах: Успенской на Подоле, Щекавицкой, Петра и Павла, Георгиевской, Трех Святителей, Выдубецкого Михайловского монастыря, некоторых церквей Лавры; также в Ромни (1764), Изюме, Лохвице, Гадяче, Козельце, Чемерис грецкого (1766), Ярышев (1768), Печанивци (1771) и др.., на Волыни в Борках бы. Кременца и желобков бы. Шумского. В Галиции во Львове в кафедре св. Юра, в церквях Успенской, Николаевской и св. Духа, в Николаевской церкви в Золочеве (1765), Бродах, Роману, в Покровской церкви в Бучаче, в Белой, Галиче, Новицы, Болехове, Креховичи (с фигурным Преображения Господня), пойло, подборке, Жиравци (1770), Руданцы, Нагирцях , Зборове, Пикуловичи, Гриневе (фигурный Юрий Победитель), Скваряве Новой и др.. Иконостасы изготавливали столярно-резчиков мастерской Киева, Чернигова, Львова, Жовквы и др.. Влияние стиля сказался и на иконописи. В частности, в церквях в Сорочинцах, Марте ("Грехопадение"), Св.-Покровской церкви в Междуречье ("Сон Иакова", "Зишествие в ад", "Видение Савла", "Усикновения") и в Смеле (евангелиста, жизнь мученицы Варвары ), фрески в Троицком монастыре в Чернигове ("Видение Савла") и др.. В графике заметное влияние Р. у И. Филиповича (орнаментика на портрете И. Сапеги) и др..; В гравюре у И. Зарицкого, черниговского гравера на меди (Богородица в картуше) и др..


1.9. Рококо и прикладное искусство на землях Украины

Влюбленная пара.Порцеляна завода Нимфенбург, рококо Германии.

В мист. промысле рядом ремесленных центров и организаций, возникли гетманские меблярськи мастерской на Черниговщине и магнатов в Карци и др.. В меблярстви работали мастера-резчиков из Глухова, Нежина, Одесская. Мебель суток Р. легкие, маленькие, мягкие, изогнутой формы, рисованные белым с золоченой резьбой. Основной декоративный мотив - раковина. Фарфор в стиле Р. производили фабрики в Корце, Волокитино и др.. по образцам изделий мануфактуры Севр (см. стр. 2 270-71). Высокий художественный уровень проявляло ювелирство суток Р.


1.10. Неорококо 19 века в Украине

Как известно, 19 века так и не выработало своего образца большого стиля вроде барокко или готики. В середине века мастера обратились к готовых образцов больших стилей прошлого и появились неоготика, необарокко, неорококо. Доля нео-показатель, что мы имеем дело не с оригинальным стилем 14 или 18 века, а его имитацией, его стилистическим воспроизведением в 19 веке в пределах так называемых исторических стилей или эклектики.

В стиле неорококо выполнены интерьеры дворца Гагариных и Театр (его интерьеры) в городе Одесса (архитектурное бюро Фельнера и Гельмера). Дворец Гагариных сейчас используется как Государственный литературный музей (Одесса).

Ярким сразу неорококо в городе Киев стал Золотой кабинет дворца Ханенкив.Стелю кабинета украсил плафон (живопись) испанского жудожника Барбуда Санчеса "Поединок Дон Кихота с ветряными мельницами" в скдадний, гибкой раме среди рококовой сетки. Плафон на тему романа Сервантеса поддерживают оригинальные гобелены из города Брюссель за картонами художника Франции Шарля Куапеля (1694-1752) со сценами из того же романа в стиле рококо. Дворец ныне - Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.


Источники

Ск. Ян Плерш, Флора, Саксонский сад, Варшава.
  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • Сочинский В. История укр. искусства. И. Архитектура. Нью-Йорк 1956;
  • Искусство второй пол. XVII-XVIII вв. в Истории укр. искусства в 6 тт., т. III. K. 1967;
  • Драган М. Укр. декоративная резьба, К. 1970;
  • Петренко М. Укр. золотарство XVI-XVIII вв. К. 1970;
  • Tomkiewicz W О potrzebie integracji badań nad rokokiem в КН. Grarice sztuki. В. 1972.
  • Anger A, "Literarisches Rokoko", Stuttg., 1962
  • Schumann, "Barock und Rokoko" (Лейпциг, 1885);
  • Gurlitt, "Geschichte des Barockstils, des Rokokos und des Klassizismus" (Штутгарт, 1886 -88)
  • Dohme, "Barock-und Rokoko-Architectur" (Б., 1892).
  • Энциклопедический музыкальный словарь. Штейнпресс Б. С., Ямпольский И. М. "Советская Энциклопедия" М., 1966.
  • Всеобщая история искусств (в шести томах) под ред. Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. Государственное издательство "Искусство" М., 1965.
  • Andre Campra. L'Europe Galante. DHM Editio Classica. 1988.
  • История мирового искусства, ред А.Сабашникова, М.: БММАО, 1998.
  • Энциклопедия живописи. Изд. на рус. яз. - Под ред. Н. А. Борисовской и др., М.1997.
  • Энциклопедический словарь живописи, под ред. Мишеля Лаклотта, директора Лувра, рус. издание, М.: Терра, 1997.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам