Надо Знать

добавить знаний



Романский стиль



План:


Введение

Монастырь в Ла-Сеу-дьУржель, Испания
Аббатство Св.Виктора в Джензи, Италия

Романский стиль (от лат. romanus - римский) - художественный стиль, господствовавший в Европе (преимущественно западной) в X-XII вв. (В некоторых местах - и в XIII в.), Один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Полно проявил себя в архитектуре. Термин "романский стиль" ввел в нач. XIX в. Арсисс где Комон, который установил связь архитектуры XI-XII вв. с древнеримской.


1. Характеристика стиля

В орнаменте переплетались традиции античности, Византийской империи, Иран и Дальнего Востока.

Романский стиль отличался массивностью и внешней суровостью сооружений, которые сохраняют оборонительные, защитные функции. Наибольшее внимание уделялось сооружению храмов -крепостей, монастырей -крепостей, замков -крепостей, розташовуувалы на возвышенных участках местности. Главным строительным материалом был тесаный камень. Со временем обработка каменных глыб совершенствуется, а мягкие разновидности камня, легки в обработке, становятся источником для создания перспективных порталов, резных капителей, рельефов и впоследствии, скульптур, которыми стали украшать западный фасад

Романские храмы, преимущественно монастырские, строили из камней, в простых формах, с преобладанием вертикальных или горизонтальных линий, с очень узкими отверстиями дверей и окон, с полуциркульными арками. Архитекторы создавали свод в виде крестов. Скульптуры на плоскостях стен или поверхности капителей имели рельефную форму. В оформлении церквей были популярны сюжеты Страшного суда и Апокалипсиса, библейские сцены, скульптуры. Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте духовной экспрессии и внешней уродливости.

  • Сюжетная капитель, XII в., Франция

  • Зооморфная капитель, XII в.

  • Адам и Ева, XII в., Франция

  • Капитель XII в. Все - Музей Клюни, Париж

Фигурные композиции имели различные масштабы; их размеры зависели от иерархической значимости того, кто изображен: крупнейшая фигура Христа, поменьше - ангелов и апостолов, наименьшие - простых смертных. Фигуры находились в соотношении с архитектурными формами. Изображение внутри - большие, чем те, которые содержались в углах. На фризах фигуры имели приземистые формы, на опорных частях - удлиненные.


В XII в. впервые для декорирования фасадов церквей используют скульптурные изображения. Для романской монументальной пластики характерны гигантские рельефные композиции над порталами храмов. Сюжетами чаще всего служили грозные пророчества Апокалипсиса и Страшного суда, демонстрирующие богословскую схему иерархической структуры мира. Центр композиции - огромная фигура Христа. В верхней части - небо, в нижней - грешная земля, справа от Христа расположены рай и праведники (добро), слева - осужденные на вечные муки грешники, черти и ад (зло). Схемы выполнения сюжета Страшного суда разные. Например, в соборе Сент-Лазар в Отен рядом с грозным величественным образом Христа изображен почти гротескно-комедийный эпизод взвешивания добрых и злых дел умерших, сопровождающийся крючкотворством дьявола и ангела, причем дьявол представлен одновременно и страшным и смешным.

Композиция строго подчинена принципу иерархии: в центре огромная и неподвижная фигура Христа, вокруг нее - множество фигур, которые передают бурное движение. В романской пластике сочетаются возвышенное и обыденное, груботилесне и абстрактно гротескное.


2. Романские постройки

  • Романский портал, Ирландия.

  • Церковь Сен-Винсент в Мериньяк, 12 ст., Франция (штукатурки позднее)

  • Церковь Девы Марии, 12 ст., Левата, Каталония

  • Реконструкция романской часовни, Музей Метрополитен, Нью-Йорк.


3. Романские фрески Каталонии

Фрески из церкви в Таули, 1123 год, Национальный музей искусства Каталонии, Барселона.
Зал с фресками цикла "Завоевание Майорки".

В рамках романского стиля развивались и монументальные живопись и скульптура. За художественными признаками искусство этого периода схематической, условное. Для романской композиции характерны пространство, лишенное глубины, разномасштабные фигуры, резкие цветовые гаммы.

Уникальные местные особенности имел фресковая живопись романской эпохи в Каталонии. Схематизм композиций каталонские мастера сочетают с геометрическими орнаментами, истоки которых в античном искусстве и в тщательно разработанных мозаиках Византии. Отсутствие ценных смальт в Каталонии компенсировали яркими красками. На обогащения художественных образов работают как попытки воссоздать одежды из драгоценных тканей, так и широкие, разноцветные полосы на фоне. Сделаны первые попытки придать индивидуальные черты и образам святых, поданные с застывшими, выпученными глазами но они уже различаются прическами, черным или седыми волосами. Наряду с безбородыми юношами - седые мужчины с "Биография". Наиболее почитаемых святых сопровождают надписи (Апостол Варфоломей, Евангелист Матфей, ​​Св. Петр). По указанию атрибутов можно распознать почитаемых святых и без надписей (Апостола Петра подают с ключами, которые тот получил от Христа). Среди библейских персонажей - и серафимы с крыльями вместо тел, и жертвенные многоочитии животные (бык, ягненок). Библейские сюжеты на фресках дополнены притчами (девы разумные и неразумные), которые станут сюжетами для скульптурных композиций эпохи готики во Франции.

Остатки каталонских фресок были найдены в малых сакральных сооружениях в Пиренеях. В 1920-е годы их осторожно сняли со стен и перенесли в Барселону. В начале 21 века их экспонируют в отдельных залах на искусственно воссозданных архитектурных поверхностях, точно копируют первоначальные романские формы в тогдашних интерьерах.


4. Романский стиль в Германии

В Германии в этом стиле построены соборы в городах, расположенных на Рейне. Но наибольшее количество памятников XI-XII вв. - Во Франции. В храмах Бургундии сделаны первые изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма. Пьятииефна монастырская церковь в Клюни - самый большой храм того времени. Французские архитекторы разрабатывали конструкции, увеличивающих объем внутренних помещений, но при этом обеспечивают надежность сводов. Жертвуя верхним светом, в центральном нефе строители возводили так называемые зальные церкви равной или почти равной высоты. Боковые нефы делали даже двухъярусными. Чтобы облегчить свод центрального нефа, ему оказывали стрельчатого сечения, вводили подпорные арки, которые принимали основную нагрузку и верхний свод прорезали окнами.

В отличие от французского, немецкое романское искусство развивалось менее последовательно. В период наивысшего обострения борьбы между империей и папством церковное искусство приобрело в Германии черты сурового аскетизма. "Суровый стиль" можно увидеть на многочисленных деревянных распятиях XII вв. Уровни, параллельные, строгие линии складок одежд, такими же параллелями намечены волосы, борода; Христос не страдающий человек, а суровый и беспристрастный судья, победивший смерть. Самым известным произведением является "Распятие Имервальда" (назван в честь мастера).

На смену романскому стилю пришла готика. Смена стилей продолжалась почти 100 лет.


5. Украина

Романский влияние могло прийти в Украину из Польши, Венгрии и Чехии. Он больше воплощен в сооружениях Чернигов и Галича, в котором сохранилась церковь св. Пантелеймона ( 1200), где романские формы значительно превосходят византийски. Портал с колонками, внутренние резные фризы с аккаунта и плетенки близкие подобных памятников Запада. В зданиях Чернигова наблюдается романский воздействие (Успенский собор Елецьхого монастыря), хотя в своей основе они имеют типичные черты староукраинской византикы. Такие романские черты имели и другие сооружения Украины;: в Галиче (княжеский собор Богородицы в Клиросе), в Владимире-Волынском и несколько церквей-ротонд в Галиции, на Волыни и Закарпатье. Этого нельзя сказать о иконографию. Только в сохранившихся миниатюрах Трирского Псалтири со второй половины XI в. заметны некоторые романские черты, что и побудило исследователей искусства считать их произведениями западно-украинских мастеров.


6. Галерея

  • 200пкс | романики в Червинская на Висле, передняя достройка готическая, Польша

  • м.Павия, церковь Михаила Архангела, Италия

  • Санта Мария делла Пьеве, м.Ареццо, Италия

  • м.Шпейер, Кафедральный собор

  • м.Бамберг. Германия, кафедральный собор

  • Кафедральный собор в г. Бамберг

  • Maria Laach = Мария Лаах, Германия

  • Германия, Мария Лаах, дворик

  • Кафедральный собор, Майнц. Германия

  • Caen = Каен, церковь женского аббатства, Франция

  • м.Реймс, Сен-Реми, западный фасад

  • м.Реймс, Сен-Реми, главный неф


См.. также

Литература


Искусство Это незавершенная статья искусства.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам