Надо Знать

добавить знаний



Романтизм



План:


Введение

Теодор Жерико, Плот Медузы, 1819, Лувр

Романтизм ( фр. romantisme ) - Идейное движение в литературе, науке и искусстве, возникшее в конце 18 ст. в Германии, Англии и Франции, распространился с начала 19 в. в России, Польши и Австрии, а с середины 19 в. охватил другие страны Европы и Северной и Южной Америки. Характерными признаками романтизма есть возражения рационализма, отказ от строгой нормативности в художественном творчестве, культ чувств человека.


1. Возникновение

Романтизм, возникший после французской революции, в условиях утверждаемые на рубеже 18 - 19 вв. абсолютизма, был реакцией против рационализма эпохи Просвещения и застывших форм, схем и канонов классицизма и кое-где против сентиментализма. Философскую базу романтизма были заложены немецким философом Фридрихом Шеллингом. Определяющими для романтизма стали идеализм в философии и культ чувств, а не разума, обращение к народности, увлечения фольклором и народной художественным творчеством, поиски исторического сознания и усиленное изучение исторического прошлого, иногда бегство от окружающей действительности в идеализированное прошлое или в мечтах будущее или и в фантастику. Романтизм привел к выработке романтического мировоззрения и романтического стиля и возникновения новых литературных жанров - баллады, лирической песни, романсовой лирики, исторических романов и драм.

Романтизм сосуществовал с поздним классицизмом, академизмом. Имел влияние на современные ему:


1.1. Исторические предпосылки

Романтизм сформировался на фоне социального кризиса как проявление чувства несогласия с тенденциями конца XVIII в.

В Европе буржуазия становится отдельной социальной силой, в результате чего изменяется структура общества, традиции наследственной власти разрушаются. Происходит ряд буржуазных революций, приводящих к формированию конституционной монархии, или к возникновению республики. В 1649 г. состоялась революции в Англии, в 1789 - во Франции. Негатив революционных изменений (казни, голод, военные действия) приводят к желанию убежать от реальности.

Усиливается роль городов, их размеры растут. Это вызывает тягу к первоначальному состоянию человека, к природе.

Первым лицом эпохи, значительно повлияла как на политические, так и на художественные события того времени, стал Наполеон Бонапарт, который личным примером продемонстрировал важность личной инициативы, действенности. 18 июня 1815 Наполеон проиграл при Ватерлоо, после чего отрекся от престола и был отправлен на остров Св. Елены. Жизнь для романтика также строится на ярких контрастах.

Церковь и в дальнейшем теряет свои позиции в обществе, формируется чисто светская культура.

В 1804 году, когда Наполеон стал французским императором, Германия оставалась политически отсталой страной, в которой господствовала феодальная раздробленность, крепостное право, средневековое законодательство. Ранее ряд немецких государств воевали с революционной Францией. В 1805 г. император Австрии Франц II в покинул престол. В июле 1806 г. Священная Римская империя прекратила существование, вместо нее провозгласили Рейнский союз.

Во Франции в 1789 году личная зависимость крестьян, некоторые дворянские привилегии и церковная десятина были отменены. 26 августа 1789 года принята "Декларация прав и свобод человека". В июле 1790 введен гражданский брак. В сентябре 1791 принимается первая Конституция.

В 1792 году Англия вступила в войну Французской республики и Бельгии. В 1797 году в войне с Францией добавились внутренние народные волнения, бунт матросов.

В Ирландии продолжаются выступления против английской власти. Несмотря на это, в 1799 английский и ирландский парламент был объединен.

В Италии возникает идея национального единства, что привело к политическому объединению Апеннинского полуострова. В 1799 г. Наполеон принял на себя титул короля Италии. Несмотря на то, что относительную политическую самостоятельность вскоре было утрачено, идея единства итальянцев продолжала развиваться.


2. Литература

Представители романтической литературы

  • во Франции - Виктор Гюго, Жорж Санд, Александр Дюма-отец;
  • в Германии - Йенского школа (А. В. и Ф. Шлегель, Новалис, Ф. Шлеермахер, Л. Тик), Гейдельбергский романтизм (Г. фон Клейст, братья Гримм), Г. Гейне, Э. Т. А. Гофман;
  • в Англии - "озерная школа" (В. Вордсворт, С.Колридж, Р. Саути), "Лондонские романтики" (Ч. Лэм, У. Хэзлитт, Ли Хант), П. Б. Шелли, В. Скотт, Дж. Байрон;
  • в США - В. Ирвинг, Г. В. Лонгфелло, Ф. Купер, Г. Мелвилл.

3. Живопись

Франсуа Рюд. Выступление добровольцев на защиту родины (Марсельеза), 1833 г. Триумфальная арка, Париж
Свобода, ведущая народ, 1830, Лувр, Париж

Наиболее последовательные позиции романтизма произвели художники Франции. Там остро, больно чувствовался разрыв между гуманистическим идеалом и жестокой действительностью страны вела бесконечные войны, страдала от нивелирования личности и практического уничтожения молодого поколения в военных авантюрах Наполеона, разочарование в частых изменениях политической власти и отсутствии перспектив стабильности. Романтизм Франции (в отличие от других национальных школ) были также патриотическую, общественную составляющую, которую ярко воплотили Теодор Жерико в картине-сопротивления "Плот Медузы" и Эжен Делакруа - в картинах "Свобода, ведущая народ" и "Уничтожение греков турками на Хиосе" ("Резня на Хиосе"). Уникальным явлением французского и европейского романтизма стал барельеф "Марсельеза" на Триумфальной арке в Париже (скульптор - Франсуа Рюд).

Лишь со временем патриотическая составляющая французского романтизма сошла на нет, а художники перешли на позиции индивидуального сопротивления жестокой буржуазной действительности ( Эжен Делакруа, Альфред Мюссе, Жорж Санд, Стендаль, Виктор Гюго, в Великобритании - Джордж Гордон Байрон и др.).

Несколько болезненные формы имел романтизм Великобритании, где известные представители романтизма сосредоточились на воспроизведении фантастических или фантасмагорических картин разгоряченного сознания ( Уильям Тернер, Генри Фюзели, Уильям Блейк, частично Джон Костебл).

Европейские художники романтизма:

  • Каспар Давид Фридрих, Странник над морем тумана, 1818, холст, масло, Кюнстхол Гамбурга

  • И.К.Айвазовский, Шторм, 1854 г.

  • Генри Фюзели, Ночной кошмар, 1781, Детройт, Институт искусств

  • Орест Кипренский, портрет Евграфа Давыдова, 1809 г. Русский музей


4. Романтизм в графике

  • Э. Делакруа, Гамлет и призрак убитого отца, 1843 г. литография

  • Орест Кипренский, Чаплица Ефим Игнатьевич, 1813

  • Генри Фюзели, Отчаяние художника перед величием искусства античности, 1779 Цюрих, Швейцария

  • Джон Констебл, Дождливая ливень на побережье Брайтона, 1827 г. Королевская академия искусств, Лондон

  • Гойя. Предчувствие невиданных катастроф, лист № 1, "Бедствия войны"

  • Гойя. Французы насилуют испанских женщин, лист № 11, "Бедствия войны"

  • Гойя. Какая мужество, лист № 7, "Бедствия войны"

  • Гойя. Сон разума рождает чудовищ, серия "Капричос"


5. Романтизм в музыке

6. Театр эпохи романтизма

Драматурги нового направления стремились изображать человеческие чувства, поэтому стиль театральных постановок был изменен. Отказались от единства события, времени и места, от пышных декораций (так теоретики театра считали, что зритель не отождествляет события на сцене с реальной жизнью и поверит актеру, даже если тот не находится среди дорогих декораций). Декламация и напевы были заменены на простую разговорную речь.

Предисловие к произведению "Кромвель" Виктора Гюго ( 1827 г.) содержит в себе правила нового театра. Гюго одним из первых изобразил в своих пьесах нетипичного героя.

Альфред де Мюссе работал в жанре лирической комедии. Если Гюго делал акцент на событиях, то Мюссе интересовала духовная рефлексия героя. Гюго менял место происшествия по актам, Мюссе - по сценах и картинах, что было трудно воплотить в жизнь.

Автором 66 пьес есть Александр Дюма-отец.

Огюстен Эжена Скриба в своем творчестве утверждал здравый смысл, его герои прагматиками.

В Англии Джордж Ноэл Гордон Байрон ("Каин", "Манфред") и Перси Биши Шелли (трагедия Ченчи) не создавали пьес для широкой публики, ориентировались на читателя. Характерной особенностью их героев, одиночек-бунтарей, есть отчаяние и пессимизм.

Немецкий театр представляют Август Вильгельм Глегель (теоретик, создатель "Шекспировского культа"), Генрих фон Клейст, Эрнст Теодор Амадей Гофман и Людвиг Иоганн Тик.


6.1. Российская империя

В Российской империи изменения в театральной жизни произошли благодаря деятельности Московского художественного театра (учредители - Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко) и литературному творчеству Антона Чехова, Максима Горького.


7. Неравномерность развития

Худ. Ан-Луи Жироду, "Подавление французами восстания в Каире 26 октября 1798", 1810 г. Версаль

Исследование романтизма обнаружили неравномерность развития различных видов искусства. Значительными были и национальные различия стиля. Не существовало также центра романтизма, как это было в Риме - признанном центре барокко Европы 17 века. А известные художники романтизма живут как в столичных городах (Париж, Лондон), так и в странах, которые не были значительными художественными центрами на то время (Российская империя, США, Бельгия, Венгрия, Польша).


7.1. Этапы и течения

Учитывая литературу, то ее делили на следующие этапы и течения.

7.1.1. Ранний романтизм

(Конец XVIII - начало XIX вв.)

Первую волну образовали наполеоновские войны и период Реставрации. В Англии это творчество поэтов Дж. Г.Байрона, Перси Буше Шелли, Дж. Китса, Вальтера Скотта, в Германии - мастера сатирической прозы Эрнста Теодора Амадея Гофмана и лирика Генриха Гейне.

Черты присущи этому периоду - это универсализм, стремление охватить бытие в его полноте, тесная связь с философией, тяготение к символу и мифу как наиболее адекватных форм художественного выражения, разлад с действительностью.


7.1.2. Зрелый романтизм

(20-40 г.г. XIX в.)

Вторая волна началась после Июльской революции во Франции и после восстания в Польше. Лучшие произведения в настоящее время пишут во Франции - Виктор Гюго, Ж. Санд, Александр Дюма, у Польши - Адам Мицкевич, Юлиум Словацкий; в Венгрии - Шандор Петефи. В этот период романтизм широко охватывает живопись, музыку, театр.

7.1.3. Поздний романтизм

(После революции 1848 г.).

В этот период романтизм приобретает качества демонизма.

7.2. Течения романтизма

7.2.1. Народно-фольклорная

(Начало XIX вв.) - Течение, ориентирована на фольклор и народно-поэтическое мышление. Представители этого течения собирали народную поэзию и черпали из нее мотивы, находили в ней архетипы своего творчества. Их привлекала простота поэтического высказывания, мелодичность народной поэзии.

7.2.2. "Байроническая"

(Представители: Дж. Байрон, Гейне, Мицкевич, Пушкин, Лермонтов и др.).. Завершенное воплощение течение получила именно в творчестве Байрона, потому и получила такое название. Вступило особенностей разочарование и меланхолии, депрессии, "мировой скорби". Эти "негативные эмоции" стали ведущими лирическими мотивами, которые определяли эмоциональную тональность произведения.

7.2.3. Гротескно-фантастическое или "гофмановское"

(По имени известного представителя А.Гофмана). Основная черта этого течения - перенос романтической фантасмогории в сферу повседневной жизни, т.е. быта, их переплетения, вследствие чего убогая современность появилась в капризному гротескно-фантастическом освещении.

7.2.4. Утопическая течение

Получила значительное развитие в литературе 30-40-х г. XIX в., Представителями которой были: Виктор Гюго, Жорж Санд, Генрих Гейне. Она словно была противопоставлением для "байронической" течения, так проповедовала оптимистический взгляд на жизнь, его перспективы, переносила акцент с критики на утверждение положительных тенденциях и ценностей жизни.

7.3. Развитие по странам

Во Франции лучшие достижения сделаны в живописи и литературе. А французская музыка романтизма значительно укрепила свои позиции после прибытия в Париж эмигранта из подроссийской тогда Польше - Фредерика Шопена (1810-1849).

Романтизм в Германии имел достижения в философии и частично в живописи, где развились созерцательные, меланхоличные или мистические настроения отдельной личности наедине с величием природы, с обломками великого прошлого, с непознаваемости смерти или Бога (меланхоличные портреты Отто Рунге, светские, нецерковные одиночки Каспара Давида Фридриха, заглубленные в прошлое персонажи Шпицвег). В немецком романтизме не найти общественно-политическую составляющую, присущую французским художникам. "Мы можем в этом мире только меланхолично ждать, только жить ожиданием пламя будущего. Настоящая действие - не в реальности" - провозгласил Ток в "Путешествии Франца Штернбальда". Мнение, что может пройти жизнь, а лицо так и не дождется "пламя будущего" в Тика так и не дошло. Неизвестно также было, зачем этому "пламени будущего" - способны на активные действия лица.

Романтизм в Российской империи имел ограниченный характер и наиболее проявил себя в живописи Ореста Кипренского, в портретах Карла Брюллова и в литературе. Почетное и уникальное место в литературе эпохи занял Михаил Лермонтов, в произведениях которого яркое воспроизведение нашли и богоборчеськи, и патриотические, и осуждающе-бунтарские позиции автора ("Прощай, немытая Россия", "Люблю отчизну я, но странною любовью!", "Нет, я не Байрон, я - другой ").

Два лучшие представители романтизма в искусстве Бельгии, только получила государственность, - Луи Галле в живописи и Шарль де Костер в литературе. Через обращение к героическому прошлому Фландрии 17 века оба призвали современников к патриотического служения вновь стране, к памяти о героях прошлого. Но этого не было в романтизме Великобритании, Германии, Польши, утонувшего в мелочных проблемах индивидуализма.

Гойя. Они идут вперед, не зная пути, лист № 70, "Бедствия войны"

Память о прошлом вообще играла значительную роль в наставлениях романтизма. Отказ от стилистики классицизма требовала создания новой стилистики. Однако, она создана не было, а в живописи начал доминировать бурное, безудержное движение персонажей, напоминавший подзабытое барокко.

В архитектуре романтизм отразился в значительной заинтересованности готикой. Показательна стали кампания реставрации готических сооружений Виоле ле Дюком, перестройка в готическом стилистике бывших барочных соборов (реготизация). В эпоху романтизма идет корнями стиль неоготика, охвативший несколько европейских стран и США, докатившись до начала 20 века, когда в Европе уже прошла смена нескольких исторических стилей.

Память о прошлом играла значительную роль в наставлениях романтизма, но и отношение к прошлому было различным. Недавно войны и Европе и авантюры Наполеона вызвали значительную волну негативизма и разочарование. Постулат "Прошлое было величественным и прекрасным" подвергся сокрушительной критике. "Мне стыдно участвовать в общественной жизни", - говорил персонаж романа Сенанкура "Оберман", и его последовали большинство. Именно эта часть была так ударили опасностями реальности потеряла способность жить без отчаяния, образ и страха. Господствующие настроения эпохи и отразило искусство романтизма.


8. В Украине

Подробнее в статье Украинский романтизм

Своими идеями и установками, в частности подчеркивание народности и роли и значения национального в литературе и художественному творчеству, романтизм сыграл выдающуюся роль в пробуждении и возрождении славянских народов, в частности украинский. Первыми проявлениями украинского романтизма были: выданная 1818 в Петербурге "Грамматика малороссийского наречия" А. Павловского и сборник М. Цертелева "Опыт собрания старинных, малороссийских песней" с высказанными в них мыслями о глубокое своеобразие и самостоятельность украинского языка и украинской народной поэзии. К проявлениям украинский предромантизма причисляют также издан в Москве 1827 сборник "Малороссийские песни" М. Максимовича и баллады П. Гулака-Артемовского ("Твардовский" и "Рыбалка", 1827). Украинский романтизм возник не так как реакция против не слишком значительного в украинской литературе классицизма, а против имеющихся в ней тогда бурлескных и травестийный традиций и развился в большой степени под влиянием углубленного изучения народного творчества, с одной стороны, и писаний российских и польских романтиков - с другой. В частности немалое влияние на утверждение романтизма в украинской литературе имели украинские школы в русской и польской литературах. В русской литературе ведущими представителями украинской школы были не только восторженные украинские экзотикой (природой, историей, народным бытом и творчеством) русские ( К. Рылеев, А. Пушкин, Ф. Булгарин), но и многочисленные украинской, писавших на русском языке ( А. Сомов, М. Маркевич, Е. Гребенка и особенно Гоголь). Определяющими были украинские темы и украинские экзотические сюжеты также для творчества польской украинской школы - романтиков А. Мальчевского, Б. Залесского и С. Гощинского.


См.. также

Литература

  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • Дорошкевич О. 20 - 40-е годы в укр. литературе. И - II. К. 1922 - 24;
  • Шамрай А. К истокам романтизма, ж. Украина, X - XI. К. 1929;
  • Харьковская школа романтиков. Вступительная ст., Ред. и примечания А. Шамрай. I - III. X. 1930;
  • Шамрай А. Харьковские поэты 30 - 40 лет XIX в.; Харьковская школа романтиков. X. 1930;
  • Чижевский Д. Романтика. ЭУ 1. Мюнхен - НьюЙорк 1949;
  • Чижевский Д. Ист. укр. литературы от начала до суток реализму. Нью-Йорк 1956;
  • Čievski D. On Romanticism in Slavic Literature. s'-Гравенгаге 1957;
  • Коцюбинский М. Поэтика Шевченко и укр. романтизм. Сб. шестой наук. Шевченковской конференции. К. 1958;
  • Волынский П. Теоретическая борьба в укр. литературе (первая половина XIX в.). К. 1959;
  • Скука Г. Два поэты-романтики. Виктор Забила - Михаил Петренко. Поэзии. К. 1960;
  • Материалы к изучению укр. литературы. Т. II. К. 1961;
  • Пириходько П. Шевченко и укр. романтизм 30 - 50 pp. XIX в. К. 1963;
  • Шевелев Ю. С ист. укр. романтизма.
  • Orbis Scriptus; Dmitrij Tschizevskij zum 70 Geburtstag. Мюнхен 1966;
  • Волынский П. Укр. романтизм в связи с развитием романтизма в слов. литературах. К. 1963;
  • Письм. Зах. Украина 30 - пятидесятая pp. XIX в. К. 1965;
  • Кирчив Р. Украиника в польских альманахах эпохи романтизма. К. 1965;
  • Ист. укр. литературы в восьми тт. Т. II. К. 1967;
  • Крыжановский С. и Ротач П. Выдающийся представитель укр. романтизма. Левко Боровиковский: Полное собрание сочинений. К. 1967;
  • Укр. поэты-романтики 20 - сороковой pp. XIX в. Ст. И. Айзеншток, 1968;
  • Вопросы романтизма в советском литературоведении. Библиографический указатель. 1856 - 1968. Ред. Н. Гуляев. Казань 1970;
  • Luckyj GSN Between Gogol 'and evčenko. Мюнхен 1971;
  • Амвросий Могила - Иеремия Галка: Стихи. Ст. С. Крыжановского. К. 1972;
  • Александр Афанасьев-Чужбинский : поэзии. Ст. М. Гнатюка. К. 1972;
  • Польский романтизм и Восточнославянские литературы. М. 1973.


Искусство Это незавершенная статья искусства.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам