Надо Знать

добавить знаний



Роса



План:


Введение

Роса
Роса

Роса - мельчайшие капли воды, образовавшиеся на поверхности Земли и предметах в результате конденсации в условиях охлаждения при ночном эффективному излучении.


1. Роса как символ

Во многих мифопоэтических традициях считается, что все приходит с небес, носит священный характер, и в этом смысле роса имеет значение благословенного дара неба.

Роса - предвестник рассвета и дня, приближающегося символизирует чистоту, свет, духовное просветление, божественное Слово, святой дух; сладкая роса - это мир и процветание. Роса связана с идеей омоложения и бессмертия, но в то же время может олицетворять недолговечность, эфемерность, иллюзию.

В христианской традиции роса - символ благодати Божией. Это слеза Богородицы, св.Варвары или даже самого Христа : "... мелкий дождик от слез Божиих, роса утренняя и вечерняя от слез Царя Небесного, самого Христа", - рассказывается в "Голубиной книге". Манна небесная, которой питались сыны Израилевы в пустыне, появилась с росой.

Колядки свидетельствуют небесное происхождение подземных вод. Когда-то считали, что реки - дети моря, рожденные от его испарений (росы). В одном из текстов повествуется, как гости с того света - колядовщики - на Рождество "нашли Бога в хозяина":

За столом сидит, слезенки обронил,
А с той слезки Дунай разлился.

В другой колядке с небесной влаги возникает колодец:

Упала Росица на муравицю,
А с муравици стала керниця.

Во многих колядках роса означает плодородие и плодовитость. Символично роситься платьице благонравной девицы:

Вне ворота трава-мурава.
Ой ходить ней гречная девушка.
Ой ходит она, сукеньку Росита,
А ее матушка очень ругает.

В лирической песни роса символизирует нежности:

Ой пасла коня с вечера до полуночи
И упала роса на мои карие глаза.
Не так в глаза, как на русую косу:
Сердце казак, венчика НЕ доношу.

"Не доносить венка", "покрыть косу" - значит потерять девичью невинность. В песне о любви девушка отказывается постоять с парнем у колодца и напоить коня, потому что "холодная (холодная) роса, а девушка босса - ножки болели". Козак ей на то отвечает:

"Ой скину я епанчу, и ножки обверчу.
Ой дай, Боже, воскресенье дождаться - туфли куплю ".

Образ легко прочитывается с помощью свадебных образов. Ей, возможно, парень и нравится ( ноги - эротический символ), но она опасается "несанкционированных" последствий любви. Козак ее успокаивает, обещая верно любить и взять в жены ( Воскресенье - день свадеб, ботиночки - атрибут брака). Эротические намеки имеет и припев в купальской песни:

В чистом поле роса пала,
На улице - Купала на Ивана! -

Зная, что происходило обычно "на улице" на праздник Купала (праздник любви), нетрудно понять символику образа. Купала кое-где называлось еще "роса". Вечером перед праздником Ивана Купала люди собирались группами и шли в лес - "на росу".

Ой зеленая береза
Да у плетня стояла,
Да и росой пришлась.
Там Женечка росу брала,
А росой умывалась,
До брака побиралася.

Когда в народной поэзии роса сравнивается с человеческой слезой, она становится горькой, соленой, жгучей. "Пока солнце взойдет, роса глаза выест", - говорится в пословице, и в песне появляется очень сильный, так же впечатляющий образ росы- слезы, который таит в себе и другие значения, о которых говорилось выше:

Почему стоишь, моя доненько?
Почему не идешь и додомоньку?
Или трава ноги спутала,
Или роса глаза съела?

Считается, что росу весной выпускает Святой Юрий, открывая небо ключами. Юрий - покровитель земледелия. В обрядности в честь много и брачных мотивов.

Особенно целебной считалась роса, собранная на рассвете в день святого Георгия. Ее прикладывали к ранам, все умывались ею, чтобы быть здоровыми, а девушки - еще и красивыми. Купальская и собранная на Юрия роса обладает волшебной силой. Она обладает способностью лишать человека неизлечимых недугов и даже возвращать слепым зрение. В сказке о Правде и обиду рассказывается о двух братьях - доброго и справедливого Правду, и злого Несправедливость. Пришлось им путешествовать, на долгой дороге Кривда за кусок лепешки отрубил руки и выколол глаза обманутому брату. Потом бросил слепого и безрукого под виселицей. Около полуночи прилетели три вороны, уселись на виселицу и говорят между собой: "этой ночью который бы калека не был хромым, безрукий, слепой - от росы исцелится, как только обшитый ею свои раны". На заре, как только петухи запели и уже нечисть никакая не имела силы, начал Правда росу искать. Нашел мокрую траву и только коснулся росы - руки выросли. Вступил росы в ладони, потер лицо - и прозрел. Надеру Правда травы с очаровательной росой и двинулся к городу. А там печаль. Люди в черном. Царь обещает пивдержавы том, кто вылечит его жену. Пришел Правда к царице. Взял росы с трав, натер ею больного и велел нагреть купель. Выкупали светлую царицу, и она сразу стала здоровой.

Похожий эпизод есть в духовном стихе "Сорок калек со калекой". По дороге на богомолье в Иерусалим калеки посетили княжеского двора. Княгиня Апраксия хорошо их приняла, угостила и "положила глаз" на молодого вожака. Когда же ее сексуальные прихоти не были им одобрены, она решила отомстить: загадала подбросить в сумку главаря золотую княжескую чашу и обвинила его в краже. За преступление калеки наказали парня по своим законам: вынули ему глаза и бросили несчастного в чистом поле. Добрался он как-то к дубу и слышит: прилетела и села на дерево райское птицы. И пела она царские песни: "Кто в эту пору помиеться росой с этой шелковой травы, тот будет здоров". Молодец воспользовался такой возможностью, умылся росой: мгновенно зажили его кровавые раны, и стал он таким красавцем, как и был.

На рассвете на Юрия крестьяне впервые выгоняли на пастбище коров, выпускали лошадей покачаться по росе, ведь: "Юриева роса лучше от овса". Этот обычай отразился в эпизодах сказок, когда герой выбирает из табуна невзрачного с виду, а на самом деле волшебного конька и сразу пускает его на росу. И богатырский конь, "что дым пьет и огонь ест", полученном Иоанном Царенко под землей, за двенадцатью камнями, просится "на три звезды на пашеницю, на зеленую кошеницю".


1.1. Роса в поэтике

1.1.1. Первый куплет гимна Украины

Ще не вмерла Украины ни слава, ни воля.
Еще нам, братья украинской, улыбнется судьба.
Згинуть наши вороженьки, як роса на солнце,
Возобладает и мы, братья, в своей сторонке.

Литература

  • Завадская В., Музыченко Я., Таланчук А., фольклору А. 100 самых известных образов украинской мифологии. - К.: Орфей, 2002. - 448 с.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам