Надо Знать

добавить знаний



Руал Амундсен


Nlc amundsen.jpg

План:


Введение

Руал Амундсен ( норв. Roald Engelbregt Gravning Amundsen * 16 июля 1872, г. Долг вблизи Осло, Норвегия - 18 июня 1928, вероятно, Баренцево море) - норвежский полярный путешественник и исследователь. Первым достиг Южного полюса ( 14 декабря 1911 г.). Первый человек (вместе с Оскаром Вистинг), побывавший на обоих географических полюсах планеты. Первый путешественник, совершивший непрерывный морской переход Северо-западным проходом (по протокам Канадского арктического архипелага), позднее совершил переход Северо-восточным проходом (вдоль берегов Сибири), впервые замкнув кругосветное дистанцию ​​за Полярным кругом. Погиб в 1928 году во время поисков пропавшей экспедиции Умберто Нобиле. Имел награды многих стран мира, в том числе высшую награду США - Золотую медаль Конгресса. В честь путешественника названы море, гора и американская научная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде, залив и впадина в Северном Ледовитом океане, лунный кратер.


1. Краткая хронология


2. Происхождение и семья

Руал Амундсен в возрасте 3 лет

Генеалогия рода Амундсен может быть прослежена по XVII век: это были крестьяне с острова Асмалей на границе Норвегии и Швеции. Прадед Руала смог приобрести землю на материке под Шеберг. Отец Руала - Йенс Амундсен (1820-1886) - был четвертым ребенком в семье из двенадцати детей. Семья занималась морской торговлей и 1880-х годов в его владении было 20 парусников, пароход и даже собственная верфь. [1] [2].

Йенс Амундсен разбогатевший во время Крымской войны, поставляя британским и французским войскам зерно и солому. Его парусник "Феникс", во время осады Севастополя, использовался для размещения английских офицеров [3]. В 1866 году он совершил рейс из Китая в Кубы, перевозя на сахарные плантации 300 китайских батраков. О его характере свидетельствует следующий эпизод: во время плавания батраки взбунтовались, но Йенс Амундсен успокоил их и заставил повесить главаря мятежа [4]. В 1863 году, в возрасте 43 лет он женился на дочери таможенного чиновника Анна Генрик Густав Салквист. В них родилось четверо сыновей: Леон, Антоний, Густав и Руал.


3. Детство и юность

О ранних годах жизни Амундсена известно немного. Детство его прошло в лесах, окружавших родительскую усадьбу, в компании братьев и соседских детей, в которой Руал был молодым [5]. Руала в то время описывали как "зазнайкуватого мальчишки", которого легко разозлить. Одним из его товарищей по играм был будущий исследователь Антарктики Карстен Борхгревинк [6]. В школе Амундсен был стабильно плохим учеником, но выделялся упрямством и обостренным чувством справедливости. Директор школы даже отказал ему в сдаче выпускного экзамена из-за опасений опорочить учреждение. Амундсену пришлось записываться на выпускные экзамены отдельно, и в июле 1890 года он с трудом получил аттестат зрелости [7].

В 1886 году померае отец - Йенс Амундсен. Мать - Густава Салквист хотела, чтобы семья вошла в состав интеллектуальной элиты страны, для чего перевезла семью в Кристианию (современное Осло), семейный дом располагался вблизи королевского дворца. Начиная с 15-16-летнего возраста Амундсен вел спартанский образ жизни: строгая диета, физические упражнения, сон на открытом воздухе даже зимой, регулярные лыжные походы. В 1892 году Амундсен прошел медицинскую комиссию, в заключении которой было написано: "Рост - 180 см, объем грудной клетки на выдохе - 87 см, на вдохе - 98 см" [8].

По настоянию матери Руал поступает на учебу на медицинский факультет университета Осло. Однако, когда ему исполнилось 21 год, после смерти матери (9 сентября 1893), Руал бросает учебу. Позже в своей автобиографии Амундсен писал: "С огромным облегчением покинул я ... университет, чтобы всецело отдаться осуществлению мечты своей жизни" [9]. После смерти матери Амундсен снимает квартиру в Кристиании, где живет вместе с гувернанткой - шведкой Элизабет Густавсон, что заботилась о нем с самого рождения. Амундсен, по собственным словам, относился к ней как к матери. Для путешественника, который никогда не имел семьи, Бетти (так ее звали в семье) была хранительницей домашнего очага [10].


4. Первые экспедиции

"Бельгика" в ледовом плену. Фото Фредерика Кука, 1898 год

По словам Амундсена, он решил стать полярным путешественником в 15 лет, прочитав книгу Дж. Франклина об экспедиции 1819 - 1822 гг, целью которой было найти путь из Атлантического океана в Тихий вокруг северных берегов Северной Америки. Но только в 22 года Амундсен впервые ступил на борт судна юнгой.

Существенную роль в определении жизненных планов Амундсена сыграло знакомство с известным норвежским полярным исследователем Эйвинд Аструп. Впервые Руаль побывал на его лекции 25 февраля 1893, еще будучи студентом университета [11]. 24 июня 1893 Амундсен был в толпе, провожала "Фрам" Фритьофа Нансена, отправляя национальную норвежскую экспедицию к Северному полюсу. Весной 1895 года Амундсен успешно сдал экзамен на штурмана и принял участие в промышленном плавании. 3 января 1896 Руал и его брат Леон, имитируя арктический поход, решили пересечь с востока на запад Хардангервидське плоскогорья на западе Норвегии. Однако, они заблудились и ходили по нему кругами, уже на четвертый день закончились запасы провизии. В "Автобиографии" этот эпизод описан как опасная происшествие, с которым он сталкивался в жизни: во время ночевки Руала замело снегом, а от усталости так свело мышцы, что он не мог пошевелиться. К счастью, брат Леон сумел откопать его и вытащить на воздух [12]. 7 августа 1896 Амундсен нанялся матросом в бельгийскую антарктическую экспедицию на судне "Бельгика" (Belgica) под командованием бельгийского морского офицера А. де Жерлаша), личный состав которой был интернациональным. Целью похода было достижение Южного магнитного полюса, в максимальном приближении к нему принадлежало высадить четырех исследователей магнитометрическим оборудованием, после чего судно должно было отправиться в Рио-де-Жанейро и последующим антарктическим летом забрать береговую команду [13].

В связи с тем, что в экспедиции оставались вакантные места, Амундсен был повышен в звании до штурмана и размещен в офицерском отсеке. Отплыв 16 августа 1897, "Бельгика" прибыла в Антарктиду 30 января 1898. 8 марта продвигаясь на юг, корабль попал в ледовый затор и экипаж ждала незапланированная зимовка. Дрейф продолжался 13 месяцев и проходил в районе моря Беллинсгаузена, яки НЕ посещался людьми из-за крайне тяжелой ледовой обстановки. Корабельная команда не должна была зимовать в Антарктике, поэтому на борту было всего четыре комплекта полярного одежды. Амундсен предложил пошить теплую одежду из шерстяных одеял красного цвета, которые были в избытке на борту. [14].

Цинга стала главной проблемой экипажа с наступлением полярной ночи. Амундсен и корабельный врач Фредерик Кук начали охоту на тюленей и пингвинов, при взвешивании в мае Амундсен весил - 87,5 кг [15]. Вместе с Куком он также экспериментировал с полярным снаряжением, на практике проверив свойства спальных мешков различных конструкций.

5 июня 1898 от цинги и сердечных осложнений умер магнитолог Е. Данко, вскоре матрос-норвежец Толефсен сошел с ума и попытался дойти пешком до Норвегии [16]. В условиях разложения и деморализации команды вспыхнул конфликт между Жерлаша и Амундсеном. Жерлаш категорически отвергал все рекомендации норвежца и до июня уже не вставал. Однак, існувала угода з Географічним товариством Бельгії, за якою експедиція, незважаючи на всі обставини, "повинна залишатися під керівництвом лише офіцера-бельгійця". В результаті Амундсен, що на той час став старшим помічником командира, рішуче заявив Жерлашу, що "ніякої бельгійської експедиції для нього більше не існує". Однак він обмовився, що тепер розглядає "Бельгіку" не як місце служби, а як звичайне судно, тому його обов'язком є вивести її з льодів. [17] В автобіографії, написаній чверть століття по тому, Амундсен коротко писав, що керівництво експедицією перейшло до нього. [18] Тільки 14 березня 1899 року "Бельгіка" вийшла із зони пакових льодів, повернувшись в Антверпен 5 листопада того ж року. По приїзду в Брюссель, Амундсен був нагороджений найвищою державною нагородою Королівства Бельгія - Орден Леопольда I.


5. Північно-Західний морський шлях

Повернувшись у 1899 році в Європу, він склав іспит на капітана, потім заручився підтримкою Нансена, купив стару 47-тонну вітрильно-моторну шхуну "Йоа" ("Gja") і розпочав підготовку власної експедиції. Він хотів здійснити те, що не вдавалося досі нікому, - пройти Північно-Західним проходом. Три роки Амундсен ретельно готувався до подорожі. Він запрошував у подорож людей від тридцяти років, і кожний, хто йшов з ним, багато що знав і умів. Екіпаж "Йоа" складався з семи членів.

Через п'ятдесят років після так званого відкриття Північно-Західного проходу Мак-Клуром, Амундсен першим обігнув на яхті Північну Америку. Від Західноі Ґренландії він, керуючись вказівкам книги Мак-Клінтока, повторив шлях експедиції Франкліна: від протоки Барроу попрямував протоками Піл і Франклін до північного краю острова Короля Вільгельма. Але, врахувавши згубну помилку Франкліна, Амундсен обігнув острів не із західної, а зі східної сторони, протоками Джеймса Росса і Рея, і провів дві зимівлі в гавані Йоа, біля південно-східного берега острова Короля Вільгельма. Звідти восени 1904 року він обстежив на човні найвужчу частину протоки Сімпсона, а в кінці літа 1905 року рушив прямо на захід, вздовж берега материка, залишаючи на півночі Канадський Арктичний архіпелаг. Він обійшов ряд мілководних, усіяних островами проток і заток і нарешті зустрів китобійні судна, прибулі з Тихого океану до північно-західних берегів Канади. Перезимувавши тут утретє, Амундсен улітку 1906 року пройшов через Берингову протоку в Тихий океан і закінчив плавання в Сан-Франциско.


6. Підкорення Південного полюса

Наступним своїм завданням Амундсен вважав підкорення Північного полюса. Він хотів увійти у Північний Льодовитий океан через Берингову протоку і повторити, тільки в більш високих широтах, славнозвісний дрейф "Фрама". Нансен позичив йому своє судно. Поки йшла підготовка експедиції, Кук і Пірі оголосили, що Північний полюс уже підкорений.

"Щоб підтримати мій престиж полярного дослідника, - згадував Амундсен, - мені необхідно було якомога швидше досягнути будь-якого іншого сенсаційного успіху я повідомив моїм товаришам, що оскільки Північний полюс відкритий, то я вирішив йти на Південний." Bci учасники експедиції погодилися з цим.


19 октября 1911 року команда з п'яти чоловік на чотирьох санях, запряжених 13 собаками кожні, вирушила в дорогу. Спочатку шлях проходив по сніжній горбистій рівнині шельфового льодовика Росса. На 85-й паралелі поверхня круто пішла вгору - шельфовий льодовик закінчився. Почався підйом по крутих засніжених схилах. На початку підйому мандрівники влаштували головний склад продовольства із запасом на 30 днів. На весь подальший шлях Амундсен залишив продовольства з розрахунку на 60 днів. За цей термін він планував дійти до Південного полюса і повернутися назад до головного складу.

7 декабря 1911 года экспедиция прошла южную точку, достигнутую к ней: три года назад партия англичанина Шеклтона достигла 88 23 'ю. ш., но перед угрозой голодной смерти вынуждена была повернуть назад, не дойдя до полюса всего 180 километров.

14 декабря, на 35 дней раньше экспедиции Скотта, экспедиция Амундсена достигла точки на белой равнине, на высоте 3000 метров, где, по расчетам, должен был находиться Южный полюс. Они оставили небольшую палатку серо-коричневого цвета, над палаткой на шесте укрепили норвежский флаг, а под ним - вымпел с надписью "Фрам". В палатке Амундсен оставил письмо норвежскому королю с кратким отчетом о походе и послание своему сопернику - Скотту.

Все путешествие Амундсена к Южного полюса и обратно длилась 99 дней. Вот имена первооткрывателей Южного полюса : Оскар Вистинг, Гелмер Хансен, Сверре Гассель, Олаф Бйоланд, Руал Амундсен.

7 марта 1912 года из города Гобарт на острове Тасмания Амундсен известил мир о своей победе и удачное возвращение экспедиции.


7. Северо-Восточный морской путь

Амундсен на льду

После возвращения Антарктики Амундсен начал организацию давно задуманной экспедиции в Северный Ледовитый океан, однако Первая мировая война стала ему помехой. Все же в июле 1918 года экспедиция покинула берега Норвегии на новом, специально построенном судне "Мод" ("Maud"). Амундсен надеялся пройти вдоль берегов Сибири Северным морским путем, а затем вморозиты корабль в лед и превратить его в дрейфующей научной станции. Экспедиция была загружена инструментами для метеорологических исследований, изучения земного магнетизма и была на тот момент лучше оснащенной из всех, которые когда-либо отправлялись в полярные исследования.

Ледовые условия летом 1918 года были очень тяжелыми, судно продвигалось медленно, постоянно застрягаючы во льдах. За мысом Челюскин, который обошли 9 сентября, льды окончательно остановили судно, и пришлось подготовиться к зимовке. Лишь через год, 12 сентября 1919 года, "Мод" смогла продолжить путь на восток, но это плавание длились всего 11 дней. Второе зимовку у острова Айон заняло десять месяцев. Летом 1920 года Амундсен привел судно в поселок Ном на Аляске.


8. Трансарктический перелеты

В 1925 году Амундсен решил совершить пробный полет на самолете в Северного полюса от Шпицбергена. Если бы полет оказался удачным, то потом он планировал организовать трансарктический перелет. Финансировать экспедицию вызвался сын американского миллионера Линкольн Элсуорт. Впоследствии Элсуорт не только финансировал воздушные экспедиции норвежца, но и сам принимал в них участие. Были приобретены два гидроплана типа "Дорнье-Валь". Пилотами пригласили известные норвежские летчики Рисер-Ларсена и Дитрихсон, механиками - Фойхт и Омдаль. Обязанности штурманов взяли на себя Амундсен и Элсуорт. В апреле 1925 года участники экспедиции, самолеты и снаряжение прибыли пароходом в Кингсбей на Шпицберген.

Амундсен до и после попытки авиаперелета

21 мая 1925 года оба самолета поднялись в воздух и взяли курс на Северный полюс. На одном самолете находились Элсуорт, Дитрихсон и Омдаль, на другом - Амундсен, Рисер-Ларсен и Фойхт. Примерно за 1000 километров от Шпицбергена мотор самолета Амундсена стал давать перебои. К несчастью, в этом месте среди льдов оказались полыньи. Пришлось совершить посадку. Сели сравнительно удачно, но взлететь уже не смогли. Положение казалось безнадежным. Сразу после аварии Амундсен тщательно подсчитал все, что у них было, и установил жесткий паек.

Наконец, 15 июня, на 24-й день после аварии, подморозило, и они решили взлететь. Летели они, как выразился Амундсен, "имея ближайшим соседом смерть". В случае вынужденной посадки на лед, даже если бы они уцелели, их ждала голодная смерть.

Встреча в Норвегии была торжественной. Их встретили толпы ликующих людей. Это было 5 июля 1925 года. Казалось, все невзгоды Амундсена остались в прошлом. Он был национальным героем. В 1925 году Элсуорт купил дирижабль, получивший название "Норге" ("Норвегия"). Руководителями экспедиции на Северный полюс были Амундсен и Элсуорт. Итальянца Умберто Нобиле, создателя дирижабля, пригласили на должность капитана. Команду сформировали из итальянцев и норвежцев.

В 9 часов 55 минут 11 мая 1926 года, в тихую ясную погоду, "Норге" взял курс на север, к полюсу. На борту находились 16 человек. Через 15 часов 30 минут полета, в 1 час 20 минут 12 мая 1926 года, дирижабль был над Северным полюсом.

Возвращение путешественников было триумфальным. 12 июля 1926 года Амундсен и его друзья прибыли пароходом в Норвегию, в Берген.


9. Последние годы и гибель

Вернувшись в свой дом Вунний-фьорды, во Осло, великий путешественник зажил одинокой жизнью, все больше замыкаясь в себе. Он никогда не был женат и не имел длительных связей с женщинами. Сначала хозяйство вела его старая няня, а после ее смерти он стал заботиться о себе сам. Это не требовало больших усилий: он жил по-спартански, словно находился на борту судна.

Амундсен становился странным. Он продал все ордена и почетные награды и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. Фритьйоф Нансен в 1927 году писал одному из своих друзей:

"У меня складывается впечатление, что Амундсен окончательно утратил душевное спокойствие и не совсем отвечает за свои поступки".

Главным врагом стал Умберто Нобиле, которого он называл "высокомерным, эгоистичным выскочкой", "нелепым офицером", "человеком дикой, напивтропичнои расы".

Нобиле, ставший при Муссолини генералом, в 1928 году задумал повторить перелет над Арктикой на новом дирижабле "Италия" - на этот раз в роли руководителя экспедиции. 23 мая он отправился из Шпицбергена и достиг полюса в запланированное время. Однако на обратном пути радиосвязь с ним прервалась: из-за обледенения внешней оболочки дирижабль прижался к земле и разбился в ледяной пустыне, девять уцелевших аэронавтов были выброшены на дрейфующий лед.

На спасение экспедиции Нобиле отправились моряки и летчики Италии, Норвегии, Советского Союза, Финляндии, Франции, Швеции. Поспешил на помощь и Руал Амундсен. 18 июня 1928 года он вылетел на гидросамолете "Латам-47" ("Latham) с французским экипажем из города Тромсе на севере Норвегии и направился к Шпицбергена. Через два часа, когда самолет находился в районе острова Медвежий в Баренцевом море, радист сообщил, что полет проходит в густом тумане и попросил радиопеленгации. Вскоре после этого связь оборвалась. Что случилось, остается неизвестным, потому самолета Амундсена сих пор не найдено.

Амундсену было тогда 56 лет.

Умберто Нобиле и еще семерых его спутников обнаружили через пять дней после гибели Руал Амундсен.


Примечания


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам