Надо Знать

добавить знаний



Рублев Андрей



План:


Введение

Андрей Рублев ( 1360 ? - 17 октября 1428 [1]) - древнерусский художник- иконописец, монах. Искусство Рублева, который имел огромное количество учеников, считается высшим достижением древнерусской живописи XV века.

"Троица" Рублева

1. Биография

Малоизвестные факты из жизни Андрея Рублева, которые встречаются преимущественно в летописях и литературных трудах современных художников свидетельствуют, что он родился где-то в 1360 или 1370 году. Еще юношей стал монахом Троице-Сергиева монастыря (позже лавры), где изучал философские труды прогрессивных мыслителей того времени - основателя монастыря Сергия Радонежского и его учеников. Позже проживал в Спасо-Андрониковському монастыре, основанном Андроников, последователем Сергия Радонежского в пригороде Москвы (ныне музей Андрея Рублева).


1.1. Этапы исследования

По преданию, Андрей Рублев, был спокойным и покорным монахом. Его жизнь проходила в молитвах, размышлениях и искусстве изображения святых образов. Единственная точная дата из его биографии - это дата смерти. Она была вырезана на надгробной плите и вовремя скопирована в 20 веке. Честь нахождения захоронение принадлежит известному архитектору-реставратору Барановскому Петру Дмитриевичу.

Несмотря на то, что при жизни Рублев пользовался большой уважением, после смерти, с годами, его авторитет постепенно начал слабеть. До 20 века никто не знал наверняка, какие именно работы принадлежат кисти монаха - художника. Единственная икона, авторство которой беспрекословно принадлежало Рублеву - "Троица" - со временем изменилась и судить о стиле ее выполнение было невозможно. Лишь в 20 веке благодаря усилиям исследователей и реставраторов современное понимание творчества этого художника исполнилось реальным содержанием.


1.2. Сотрудничество с Феофаном Греком

Вероятнее всего, что свои первые шаги в малярном искусстве Андрей Рублев получал под опекой известного константинопольского живописца Феофана Грека и его учеников. Уже в 1405 году он вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором расписал Благовещенский собор Московского Кремля. К сожалению, до нашего времени сохранились лишь два яруса иконостаса. Исследователи уверяют, что Рублеву принадлежат семь икон праздничного ряда: "Благовещение", "Крещение", "Рождество Христово", "Сретение", "Преображение", "Воскрешение Лазаря" и "Вход в Иерусалим". Эти работы свидетельствуют о незаурядном таланте мастера и следование византийским традициям. От работ других мастеров эти иконы отличаются мягкостью, гармоничностью и таинственной одухотворенностью.


1.3. Успенский собор города Владимир

Второе упоминание в летописи о искусство Андрея Рублева датируется 1408 годом. В это время он работает вместе со своим товарищем Даниилом Черным над фресками Успенского собора в городе Владимир. Анализ стиля фресок помог ученым определить круг произведений, выполненных непосредственно Рублевым. Особенностью его работ в этом соборе является полный отход от византийской традиции и создание нового русского стиля росписи. Значимым из фресок Рублева в Успенском соборе является композиция "Страшный суд", где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости. По мастерству исполнения выразительным есть образы Христа, Иоанна Предтечи и апостола Павла.

Примерно в то время Рублев создает еще одну икону - копию из прославленного византийского образа "Владимирской Богоматери". В тонком образе Девы Марии изображена красота материнской любви и печали в предвкушении трагической судьбы Сына. Работы Андрея Рублева во Владимире свидетельствуют, что на тот момент он был уже совершенным мастером, который возглавлял созданную им школу живописи.


1.4. "Звенигородский чин"

1410 год в творчестве Рублева знаменуется созданием трех икон так называемого "Звенигородского чина" (названного так условно, по месту, где они были найдены): "Спас", "Архангел Михаил" и "Апостол Павел". Самая из них икона "Звенигородский Спас". Своеобразное лицо Христа сосредоточено, его взгляд прямой, задумчиво пронзительный. В изображенных чертах угадывается новый этап Рублевского росписи, выражая начало золотого века - расцвета иконописи на Руси. Исследователи указывают на стилистическое сходство Спаса из прославленных творением Рублева - "Троицей".


1.5. "Троица Ветхозаветная"

Лучшую свою работу Андрей Рублев создал в 1411 году. Ею стала икона "Троица Ветхозаветная (ветхозаветной)", написанная Рублевым в память святого Сергия Радонежского, основателя Троицкого монастыря. Она предназначалась для деревянного Троицкого собора монастыря. Тема иконы взята из Ветхого Завета - это визит трех ангелов в усадьбы Авраама и Сарры. В Новом завете образ трех ангелов стал восприниматься как единство трех ипостасей Бога - Отца, Сына и Духа.

Одна из лучших русских икон передает созвучность трех светлых душ, разговаривают между собой в полной тишине. Икона идеально сочетает в себе сложный богословский смысл с изрядной композиционным мастерством. "Троица" рассчитана на дальнюю и ближнюю точку зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков иконы, художественную виртуозность мастера.

Идея и мастерство изображения "Троицы" побудила многих художников к созданию чего-то подобного. Однако ни одна из работ не смогла приблизиться к уровню Рублевского творения.

В двадцатом веке Андреева "Троица ветхозаветных", была признана лучшей работой Рублева и шедевром мирового искусства иконописи.

Считается, что Андрей Рублев расписывал Рождественский собор в Савино-Сторожевский монастырь под Звенигородом. Тем более, что незначительные фрагменты росписи, сохранившиеся приближенные к стилю Рублева.


1.6. Произведения для Троицкого собора

В середине двадцатых годов пятнадцатого века Рублев вместе с Даниилом Черным руководил росписью Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. К сожалению фрески были утрачены, а в рублевских иконах того времени сохранился грусть - чувствуется возраст художника. Самые известные из его работ: "Крещение", "Архангел Михаил" и "Апостол Павел". Эти иконы отличаются глубиной содержания, монументальностью образов, красотой силуэтов, гармоничной цветовой гамме, напоминающей его непревзойденную "Троицу".


1.7. Последние годы жизни

Последние годы жизни Андрей Рублев провел в Андрониковському монастыре, где занимался росписью храма Спаса. Из летописных источников мы узнаем, что он также принимал непосредственное участие в строительстве этого храма. К сожалению последние работы мастера не сохранились.

Андрей Рублев умер 29 января 1430 года в Москве, в Андрониковському монастыре.

2. Память о Рублева

В 1966 году в советских кинотеатрах появилась лента "Андрей Рублев" режиссера Андрея Тарковского. Перед премьерой цензура сильно перекроил черно-белую ленту и сократила ее на 20 минут. Также было изменено и название с "Страсти по Андрею" на "Андрей Рублев".

Примечания


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам