Надо Знать

добавить знаний



Русова София Федоровна



План:


Введение

София Русова

София Федоровна Русова (урожденная Линдфорс * 18 февраля 1856, Олешня, Репкинский район, Черниговская область - ? 5 февраля 1940, Прага) - украинский педагог и общественный деятель, одна из пионерок Украинских женского движения. Жена Александра Русова. Мать Юрия и Михаила Русовых.


1. Биография

Родилась в французско - шведской семье. С 9 лет жила в Киеве, где окончила гимназию и вошла в украинской патриотическое среду Лысенко-Старицких.

От 1871 года, вместе с сестрой Марией, вела в Киеве первый детский сад и внешкольное образование для взрослых.

1874 - 1876 ​​- в Санкт-Петербурге была членом украинского землячества, помогала мужу в подготовке полного "Кобзаря" Тараса Шевченко для издания в Праге 1876 ​​года.

Впоследствии на хуторе близ Борзны работала как повитуха и вела культурно-просветительскую работу. От 1879 года учительствовала в Олешне.

Заключенная 1881 года за связи с русскими революционными кругами и с тех пор постоянно находилась под полицейским надзором. Часто преследуемая, меняла место жительства, однако везде включалась в общественную работу (в "Киевский Громаде", "Одесской украинской Громаде", "Харьковскому Общество грамотности", была председателем "Национального Комитета Учителей" и др.)., устраивала публичные народные чтения, организовала тайные школы.

От 1909 года преподаватель и профессор на Высших женских курсах А.В.Жекулинои и в Фребелевского педагогическом институте в Киеве.

Соучредитель и сотрудница педагогического журнала "Свет" ( 1910 - 1914).

1917 - член Украинской Центральной Рады. В Министерстве образования (за гетманата) возглавляла департамент дошкольного и внешкольного образования, активна в дерусификации школ, в устроение курсов украиноведения, подготовке украинских школьных учебников и в заключении плана и программы единой деятельной ( трудовой) школы, которая должна иметь национальный характер и базироваться на теории Кершенштайнера (Трудовая школа).

1920 - лектор педагогики Каменец-Подольского государственного украинского университета и глава Украинской национальной женской совета ( 1938 года).

От 1922 года в эмиграции, с 1923 в Праге, профессор педагогики Украинский педагогический Института имени Михаила Драгоманова.


2. Произведения Русовой

Русова София Мемуары Щоденник.jpg

Русова - сотрудник многочисленных научных и популярных журналов - украинских и российских, автор трудов основном из педагогических вопросов (в частности дошкольного воспитания), но также из литературы и искусства.

Важнейшие работы:

  • "Начальная география".-СПб, 1911.
  • "Методика начального географии".-К.: Украинская школа, 1918.
  • "Дошкольное воспитание" ( 1918)
  • "Первая книга для чтения для взрослых, для вечерних и воскресных школ" ( 1918)
  • "Методика коллективного чтения" ( 1918)
  • "Единая деятельная (трудовая) школа" ( 1923)
  • "Теория и практика дошкольного воспитания" ( 1924)
  • "Дидактика" ( 1930)
  • "Современные течения в новой педагогике" ( 1932)
  • "Роль женщины в дошкольном воспитании" ( 1934)
  • "Кое-что о дефективных детей" ( 1935)
  • "Мои воспоминания".-Львов, 1937
  • "Моральные задача современной школы" ( 1938)
  • учебники по географии и французского языка;
  • воспоминания ("Мои воспоминания", 1939), "Наши выдающиеся женщины" ( 1934, второе издание 1945).

Дала обзор украинской литературы в "Истории России в 19 в." (т. 4, 1908), в частности обзор творчества Григория Квитки-Основьяненко, исследовала драматическую творчество Спиридона Черкасенко, Александра Олеся и др.., музыку Николая Лысенко и детскую литературу.

2004 года по заказу Государственного комитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины в серии социально значимых изданий напечатано книгу Софии Русовой "Мемуары. Дневник".


3. Основные идеи

Важнейшие принципы педагогической концепции Русовой:

  • гуманизм
  • демократизм
  • народность
  • природовидповиднисть
  • культуровидповиднисть
  • личностно ориентированный подход
  • социальная обусловленность воспитания
  • общечеловеческие ценности

Центральное место в многогранной педагогическом наследии ученого занимает концепция украинской национальной системы образования и национального воспитания, в рамках которой получили своеобразную интерпретацию важные, фундаментальные теоретико-методологические проблемы - цель, задачи, содержание, методы, принципы, формы образования, обучения и воспитания.

Идея национального воспитания - главная и определяющая в педагогической концепции Русовой, которая в методологическом плане приобретает основной и важнейшей закономерности развития теории и практики образования, школы, воспитания.

В центре педагогической концепции ученого находится ребенок с его врожденными задатками, способностями, возможностями, талантами.

Главная задача воспитания - обеспечение развития отмеченных факторов, а также национального самосознания и общечеловеческой морали формирование социально зрелой, трудолюбивой, творческой личности, способной к сознательному общественному выбору и обогащение интеллектуального, духовного, экономического, социально-политического и культурного потенциала своего народа.


3.1. Концепция родной украинской школы

  • Успешно решать эти задачи призвана родная украинская школа - школа родного языка, гуманная и демократическая, в которой вся структура, система, цель и задачи, содержание и методы, принципы и формы, сам дух наполнены идеей украинства, обеспечение всестороннего и гармоничного развития ребенка.
  • Система образования, школа, воспитание, за Русовой, должны осуществляться, прежде всего, по принципу природовидповидности воспитания, который предусматривает, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека.

3.2. Воспитательные принципы

Заслуживают внимания взгляды Русовой на проблемы умственного, нравственного, эстетического, трудового, дошкольного, семейного воспитания, подготовки воспитателей детского сада, учителя новой украинской школы и проч.

  • При решении проблем умственного воспитания ученый был более склонен к идее воспитания ума ребенка в процессе естественной, активной самостоятельной деятельности, хотя и не возражала и другой - воспитание ума развивающей личности должно основываться на обобщенном опыте человечества, сконцентрированном в науке, технике, культуре, искусстве, практике.
  • Разум должен управлять всей духовной деятельностью человека, а поэтому необходимо воспитание ума.
  • Отвод ведущую роль нравственному воспитанию в осуществлении общей цели воспитания - "создать ... человека в лучшем смысле этого слова", звучит лейтмотивом во многих произведениях Русовой, выражая гуманистическую направленность его педагогических идей. Нравственное воспитание детей, по ее убеждению, может быть эффективным только тогда, когда оно имеет целенаправленный характер и осуществляется планомерно, начиная с самого раннего возраста ребенка, основываясь на национальной основе.
  • Главными задачами нравственного воспитания ученый считал развитие у детей высоких нравственных чувств, выработки у них путем непосредственного участия в добрых и полезных делах соответствующих нравственных навыков и нравственного поведения, а также формирования нравственного сознания, устойчивых нравственных убеждений.
  • Чрезвычайно интересными и полезными для теории и практики современной школы являются предлагаемые Русова пути и средства нравственного воспитания. С помощью воспитания ученый предлагал постепенно распространять круг детской любви. Сначала врожденную любовь к матери перенести на отца, потом на других родных - дедушку, бабушку, брата, сестру и проч., Дальше на учителя, товарищей по школе и садике и т. д. Так, распространяя свою любовь все дальше, ребенок на определенном этапе своего развития начинает испытывать любовь к своему народу, своей нации, наконец ко всему человечеству. Попытки распространить любовь к людям всего мира лишний раз свидетельствуют о гуманных и демократические стремления Русовой.
  • София Русова праву считается классиком отечественного дошкольного воспитания, о чем красноречиво свидетельствуют его произведения "Теория и практика дошкольного воспитания", "Детский сад на национальном почве", "Дошкольное воспитание", "Новая школа социального воспитания", "Национализация дошкольного воспитания", " Новые методы дошкольного воспитания "," Роль женщины в дошкольном воспитании "и другие, а также подвижнический практическая деятельность в области дошкольного воспитания.

4. Нагрудный знак

Отмечая вклад Русовой в развитие педагогической науки и ее Родье в создании национальной системы образования, 2005 года Министерство образования и науки Украины ввело нагрудный знак "София Русова". Им награждают научных, научно-педагогических и педагогических работников за значительные личные успехи в области дошкольного и внешкольного образования.


Литература

  • Берегиня украинской национальной школы. К 140-летию со дня рождения С.Ф.Русовои. 1856-1940 / / Календарь знаменательных и памятных дат на 1 кв. 1996 г. - с. 82.
  • Берегиня украинской национальной школы: Торжества к 135-летию со дня рождения / / Начальная школа. - 1991. - № 2. - С. 86-87.
  • Богуш А. Биологическое и социальное в воззрениях С.Русовой на воспитание. / / Дошкольное воспитание. - 1996. - № 9. - С. 8-9.
  • Гонюкова Л.В. Воспоминания Софии Русовой / / Украинский исторический журнал. - 1999. - № 5. - С. 133-148.
  • Губко А.Т. Формирование национального сознания юношества в свете идей Софии Русовой / / Начальная школа. - 1992. - № 1. - С. 13-15.
  • Гупало Сергей. Крест большой украинский. / / День, № 25, 17 февраля 2006
  • Гураш Л. Воспитывать детей на принципах педагогики Софии Русовой / / Дошкольное воспитание. - 1998. - № 4. - С. 22-23. - Библиогр.: 7 названий.
  • Гураш. Л. София Русова - "апостол Правды и Науки" / / Дошкольное воспитание. - 2001. - № 2. - С. 10-11.
  • Дацюк Г. София, потому мудрый / / Начальная школа. - 1992. - № 1. - С. 59, 61.
  • Дворецкая В. Присвьячуеться Софии Русовой / / Дошкольное воспитание. - 2001. - № 2. - С. 11.
  • Джус А.В. Творческое наследие Софии Русовой периода эмиграции / Прикарпатский ун-т им. Василия Стефаника. - Ивано-Франковск, 2002. - 260 c.
  • Дичек Н.П. С.Ф.Русова и зарубежная педагогика / / Педагогика и психология. - 1996. - № 3. С. 169-177.
  • Живодьор В. и др.. Выдающиеся украинские педагоги ХХ века Об национальные основы воспитания и традиционные народные моральные заповеди / / Школьная б-ка. - 2003. - № 7. - С. 62-63.
  • Зайченко И. Письма Александра и Софии Русовых Михаилу и Веры Коцюбинских / / Киевская старина. - 1999. - № 5. - С. 70-81.
  • Ильенко И. О жизни, педагогическую, издательскую деятельность Русовой и ее общение с М.Рыльским / / Ильенко И. Жажда: Труды и дни Максима Рыльского. - М., 1995. - С. 6-65.
  • Калиниченко Н.П., Кониленко Н.Б. София Русова / / Начальная школа. - 1991. - № 12. - С. 68, 71.
  • Качкан В.А. Просветительский огонь Софии Русовой / / Качкан В.А. Украинское народоведение в именах. В 2 ч. Ч. 1.: Учеб. пособие. (Под ред. А.В.Москаленко; Передм. А.Г.Погрибного). - М., 1994. - С. 151-159.
  • Кившар Т. Непечатаемые материалы автобиографии Софии Русовой / / Киевская старина. - 1994. - № 1. - С. 105.
  • Кившар Т. Просвитяневська наследие Софии Русовой / / Труды центра памьятознавства. - М., 1993. - Вып. 2. - С. 173-187.
  • Коваленко Е.И., Пинчук И.Н. Образовательная деятельность и педагогические взгляды Софии Русовой. - Нежин, 1998. - 213 с.
  • Коваленко Е. София Русова педагог-просветитель, государственный деятель, ученый / / Начальная школа. - 2000. - № 8. - С. 35-38. - Библиогр.: 5 названий.
  • Косуля А. Большая просветительница / / Косуля А. Женщины в истории Украины. - М., 1993. - С. 99-103.
  • Кучинский М. Педагог и ученый (София Русова) / / Исторический календарь. - 2001. - М., 2001. - С. 115-118.
  • Лахтадир А. Учимся мудрости в Софии. (Русова) / / Дошкольное воспитание. - 1996. - № 3. - С. 13-14.
  • Мазур Г. Педагогическое наследие С.Ф.Русовои - в массовую практику работы национальной школы / / Начальная школа. - 2001. - № 5. - С. 51-53.
  • Мамновська Н.В. Концепция языкового образования и речевого развития детей в педагогическом наследии Софии Русовой / / Педагогика и психология. - 1999. - № 1. - С. 129-135.
  • Материалы Всеукраинских педагогических чтений, посвященных 140-летию со дня рождения С.Ф.Русовои / АПН Украины, Институт педагогики / Е.И.Коваленко (ред.). - Чернигов, 1996. Кн. 1: Русова - выдающийся педагог, государственный, общественный деятель Украины. - 1996. - 59 с. Кн. 2. Проблемы национального воспитания в наследстве Русовой. - 1996. - 70 с. Кн. 3: Проблемы школьной педагогики и психологии обучения и воспитания в творческом наследии Софии Русовой - 1996. - 125 с.
  • Мельничук М. Мир правдивый и чистый. Духовность ребенка глазами Софии Русовой / / Дошкольное воспитание. - 1997. № 6. - С. 14-15.
  • Палиенко Н. София Русова / / История Украины в лицах, 19-20 вв. / Авт. коллектив: И.Войцеховська (руководитель и др.). - К, 1995. - С. 355-358.
  • Пинчук И.Н. Образовательная деятельность и педагогические взгляды Русовой (1856-1940): Автореф. дис. ... Канд. пед. наук. - М., 1994.
  • Проскура О.Б. У истоков украинской педагогической мысли / / Русова С. Избранные произведения. -К.: Просвещение, 1996.
  • Проскура А. София Русова / / Образование Украины. - 1997. - № 33.
  • Проскура А. Педагог и деятель / / Дошкольное воспитание. - 1996. - № 3. - С. 12-13.
  • Проскура О.В. София Русова - ученый, педагог, общественный деятель / / Педагогика и психология. - 1996. - № 1. - С. 171-180.
  • Проскура С. София Русова / / Дивослово. - 1995. - № 9. - С. 53-58.
  • Проскура О.В. София Русова - талантливая дочь Украине / / Начальная школа. - 1993. - № 3. - С. 44-46.
  • Проскура А.С. С.Ф.Русова и концепция украинского детского сада / / Дошкольное воспитание. - 1991. - № 7. - С. , № 10. - С. 16-18.
  • Рацул А. Найдены имя возвращается к народу (Русова) / / образовательное слово. - 1996. № 4.
  • Сергеева В.Ф. София Русова о физическом развитии детей дошкольного возраста / / Педагогика и психология. - 1996. - № 2. - С. 146-151.
  • Соловей М. Школьная география и краеведение в педагогическом наследии Софии Русовой / / География и основы экономики в школе. - 2001. - № 1. - С. 33-34.
  • Сухомлинская О. София Русова в контексте развития педагогической мысли / / Начальная школа. - 1996. - № 9. - С. 54.
  • Чередниченко Д. София Русова и современная школа / / Украинский язык и литература в школе. - 1992. - № 1. - С. 38-42.
  • Ярема А. Возвращается забытая наследие / / Дошкольное воспитание. - 1991. - № 6. - С. 21

6. Использованные источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам