Русская музыка

Русская музыка берет свои истоки в культуре племен, населявших древнюю Русь, так же как и Украинская музыка.


1. До XIX века

Языческие обряды славян включали заклинания, пение, игру на музыкальных инструментах (уже в 6 веке были широко распространены гусли). Следы древних языческих верований сохранились в календарно-обрядовмх и семейно-обрядовых песнях. Боевые песни славянских дружин послужили основой героического русского эпоса (расцвет в 10-11 веках), сложившихся впоследствии в циклы былин (старин).

Главными носителями фольклорной традиции и профессиональными музыкантами на Руси долгое время были скоморохи. Их музыкальный инструментарий включал гусли, трубы, сопел, бубны, гудки. Другой тип певца - Боян, который прославлял князя и его дружину. С принятием христианства развивается церковная музыка, на Руси приняла тражицию знаменного пения.

Во 2-й половине 17 века формируются новые музыкальные традиции, вызванные изменением условий общественной жизни, а также религиозного мировоззрения. Одноголосный знаменательный пение вытесняется распространяемым с Украиной многоголосным партесным пением. Распространяется многоголосного бытовая песня - псалма, кант. Реформы Петра I подготовили почву для утверждения в России новых форм музыкальной жизни, заимствованных в Западной Европе, наблюдается оживление светского искусства.

В XVIII веке в России возникают инструментальные капеллы при дворе, а также в имениях вельмож, помещиков, развивается любительское музицирование. В 1730-х гг создана придворная итальянская опера (позже - также французский), в 1750-х годов в Москве и Петербурге появились иностранные оперные антрепризы. Большое значение для развития русской музыкальной культуры имела также деятельность воспитанников Глуховской певческой школы, в частности Дмитрия Бортнянского, что с 1796 года работал руководителем придворной капеллы.

В начале 19 века в русской музыке проявились романтические тенденции породили интерес к народно-эпических и сказочных сюжетов. Крупнейшим представителем романтического направления в русской опере считается А.Н. Верстовский, автор оперы "Аскольдова могила" (1835). Широкое распространение получил романс, тесно связанный с русской поэзией (особенно с творчеством А.С. Пушкина). Среди мастеров песенной лирики - А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев.


2. XIX-начало XX века

Принципиально новый этап развития русской музыки в 19 веке связан с творчеством М.И.Глинки, который считается основоположником русской композиторской школы и первым русским композитором мирового уровня. Творчество Глинки стимулировала развитие исполнительского искусства и критической мысли в России. В творчестве А. С. Даргомыжского, младшего современника и последователя Глинки, нашли воплощение тенденции критического реализма 1840-60-х гг

Общественный подъем 1850-60-х гг отразился и в музыкальной культуре: интенсивным становится концертная жизнь, закладываются основы профессионального музыкального образования. В 1859 году по инициативе А. Г. Рубинштейна и других деятелей основано Русское музыкальное общество в Петербурге (его отделения - в ​​Москве, 1860, и других городах), открываются Петербургская (1862) и Московская (1866) консерватории. Демократические идеи 60-х годов нашли воплощение в творчестве группы композиторов, получившая наименование "Могучая кучка". Мировой классикой жанра стали также симфонии и оперы П.И.Чайковского.

В начале 20 века в русской музыке нашли воплощение идеи, связанные с революционным подъемом (в частности, в операх "Кащей бессмертный" и "Золотой петушок" Римского-Корсакова). Происходит переносом роли жанров, возникает новый тип симфонической поэмы ("Поэма экстаза" и "Прометей" Скрябина). Высокие достижения наблюдаются в области исполнительского искусства, прежде всего фортепианного (творчество Скрябина, Рахманинова).


3. Советский период

Октябрьский переворот 1917 года имел для музыкальной культуры России серьезные и неоднозначные последствия. Ряд ведущих композиторов, ( С. Рахманинов, С. Прокофьев и И. Стравинский) иммигрировали на Запад, в частности С.Рахманинов считал Октябрьскую революцию "концом старой России", и считал, что с ломкой старого уклада "искусства как такового быть не может".

В то же время с установлением советской власти начинается новая эпоха так называемой советской музыки, отличавшаяся и тематикой и творческими методами. Новая тематика музыки состояла уже в песнях Гражданской войны 1918 - 20, затем в ряде опер (в том числе В. М. Дешевова, И. Дзержинского), балетов ("Красный мак" Р. Глиэра, 1927), симфонических и ораториальных произведений ( оратория "Путь Октября", написанная несколькими композиторами "Проколл", 1927). Эпохальные изменения вызвали к жизни футуристический и урбанистический направление, в этой эстетике написаны "Завод" Мосолова, ранние произведения Д. Шостаковича и др.. По всему Советскому Союзу возникали новые творческие кружки, открывались новые музыкальные театры и филармонии, в частности в России - "Ассоциация современной музыки" и "ассоциация пролетарских музыкантов"

Однако уже с 1930-х годы музыка становится объектом идеологического давления со стороны коммунистической власти, провозгласившей единственным разрешенным методом искусства так называемый соцреализм, который требовал "истинного исторически конкретного изображения действительности в ее рев. развития", что должно "сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма". Согласно Постановлением ЦК ВКП о перестройке литературно-художественных организаций (1932) различные творческие кружки были ликвидированы, а на их месте появилась Союз композиторов СССР. Композиторы, не следовали соцреалистического метода, подвергались суровой критике и преследованиям, что нашло отражение в статье в газете "Правда" "Сумбур вместо музыки" (1936), а позднее - в Постановлении ЦК ВКПб об опере "Великая Дружба" Мурадели (1948).

Несмотря на идеологическое давление, в советское время появилось немало музыкальных шедевров, в частности мировое значение имеет творчество Шостаковича и С. Прокофьева, вернувшийся в СССР 1935, а также русских композиторов, работавших в эмиграции - Рахманинова и И. Стравинского.

В 1960-е годы возникший диссидентское движение коснулся и музыкальной сферы. Ряд российских композиторов, в частности Э. Артемьев, А. Шнитке, С. Губайдулина, Э. Денисов усваивают авангардные европейские композиторские техники, в Москве работает экспериментальная студия электронной музыки с синтезатором АНС. Однако уже во второй половине 1970-х эти композиторы подвергаются критике, в частности официальном бойкота в СССР были подвергнуты произведения композиторов, попавших в т.н. Хренникивську семерку.

В эти же годы активно развивается эстрадная песня. Среди композиторов-песенников Алексей Рыбников, Александра Пахмутова, Давид Тухманов, Владимир Шаинского. Возникает бардовская песня ( Владимир Высоцкий, Булат Окуджава), позже - рок-музыка ( "Машина времени", "Аквариум", "Наутилус Помпилиус", "Кино", "ДДТ" и проч.)


4. Современность

Россия унаследовала от СССР разветвленную систему образовательных и концертных музыкальных организаций, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации. Среди ведущих музыкальных заведений - Большой и Мариинский оперные театры, консерватории в Москве, Петербурге, Ростове, Саратове и других городах. В областных центрах Российской Федерации действуют филармонии. Наследником Союза композиторов СССР стал Союз композиторов России.

В Россия проводят ряд престижных международных конкурсов и фестивалей, среди которых конкурс имени П. И. Чайковского, фестивале "Московская осень", "Русская зима" и другие.

В популярной музыке знаковым явлением русской культуры стал русский шансон, вобравший черты блатных песен и искусства бардов. Поп-музыканты России приобретают успеха на международном уровне, в частности победителем конкурса Евровидения 2008 стал российский певец Дима Билан.


Источники