Русское барокко

Петергоф - своеобразная визитная карточка российского барокко.
Троицкая церковь (1649 г.) в городе Себеж - старейшая достопримечательность барокко на российских просторах (до XVIII в. город принадлежал полякам).

Русское барокко ( рус. Русское барокко ) - Этап в развитии русской культуры и искусства, хронологически охватил период с 1680-х гг третьей четверти XVIII в.


1. Классификация

  • Предбароко (нарышкинского стиль и смежные направления): 1680-е - 1720-е гг, в провинции до конца XVIII в.
  • Петровское барокко : 1700-е - 1730-е гг
  • Елизаветинское барокко, или развито или позднее: вторая и третья четверти XVIII в., провинциальные направления вигаслы лишь в начале XIX в.

1.1. Предбароко (нарышкинского стиль)

Потерянная Сухаревская башня Москвы - некогда самая светская сооружение России.
Потерянная здание Земского приказа, 1696 - 1701 гг - на ее месте ныне расположен Государственный Исторический Музей России.

Это условное название особого стилевого направления в искусстве в России, что распространилось наприквнци XVII - начале XVIII в. Ярко проявилось в архитектуре церквей Москвы и подмосковных вотчин бояр Нарышкиных - отсюда название. Архитектура нарышкинского стиля (нарышкинского барокко) - это смесь стилистических элементов архитектуры Московии XVII века, элементов северного барокко западной Европы, элементов позднего маньеризма - по выводам Виппера Б. Р.

Барочные здания московского Високопетровського монастыря - нарышкинского палаты (1680-е гг) и Петропавловская церковь (1753 - 1755 гг.)

Боярин Лев Нарышкин был дипломатом, а также главой Посольского приказа. Неудивительно, что он сталкивался с проявлениями западноевропейского барокко и способствовал заимствованием его Элементы в строительство усадебных церквей. Игра разновеликих объемов, использование колонн в декоре приближают эту архитектуру к барокко, но ее состояние очень далек от логики несомых и песучих частей и использования классического ордера европейского барокко, от его логики.

Отсутствие массового каменного светского строительства обусловила проявления нарышкинского барокко преимущественно в церковной архитектуре. Основная форма храмов "нарышкинского стиля" - т.н. "Восьмерик на четверне" (боковых висьмерикив могло быть несколько). Значительными образцами этого стилистического направления являются:

  • Церковь Покрова в Филях, теперь в пределах Москвы
  • Успенский церковь на улице Покровка, Москва - (разрушена большевиками)
  • Церковь Св. Бориса и Глеба, село Зюзино, ныне Москва
  • Церковь Спаса в Уборах
  • Троицкая церковь в селе Троице-Лыково, теперь Москва
  • Церковь Знаминня на Шереметьево дворе, Москва
  • Собор Богоявленского монастыря, Москва

Возникли даже целые ансамбли в нарышкинского стиле - Лев Нарышкин и его семья делали большие вклады на украшение древних монастырей. Хорошо сохранившиеся комплексы московских Новодевичьего, Донского и Високопетровського монастырей и Солотчинський монастырь возле Рязани являются редкими за целостностью и полнотой памятниками ранне барочного времени.

На конец XVII в. пришлись и первые компромиссные образцы барочных интерьеров во дворцах российского дипломата Матвеева А. С. (1625-1682) и фаворита царевны Софьи - Голицына В. В. К реставрации палат Голицына в Москве был причастен известный реставратор Барановский Петр Дмитриевич. Но отреставрированные палаты разрушили в 1931 г. С светских зданий суток нарышкинского барокко известны: трапезная Симонова монастыря (1680 - 1683 гг П.Петров и Й.Старцев), "нарышкинского палаты" Високопетровського монастыря (1680-е гг), т . н. Сухаревская башня (1695 - 1701 гг уничтожена большевиками), трапезная Троице-Сергиевой лавры (1688 - 1696 гг.)

Еще раньше в Москву пришли образцы декоративно-прикладного искусства европейского барокко - серебряные и золотые бокалы ювелиров Германии и Голландии, мебель, зеркала, часы, гобелены и т.д..

  • Церковь Покрова в Филях.

  • Успенский церковь на улице Покровка. Утрачена в 1936 г.

  • Церковь Св.Бориса и Глеба, село Зюзино.

  • Троицкая церковь в Троице-Лыково.

В конце XVII - начале XVIII из состава нарышкинского стиля выделились т.н. "Голицынское барокко" и "Строгановский барокко". Памятника "Строгановский стиля" больше тяготеют к формам древнерусского искусства. Барочные черты в нем соединяются с традиционным Пятибанный. С Пятибанный строятся как малые церкви, так и огромные городские и монастырские соборы - Успенский в Астрахани (1698 - 1717 гг Т.Мякишев), Успенский в Рязани (освящен в 1699 г.), Большой Донской в Донском монастыре столицы (1689 - 1696 гг) и др..

Введеньска церковь в Барашах, Москва.

Характерные примеры "Строгановский барокко" и его других аналогов:

  • Церковь Николая "Большой Крест", Москва (1680-е гг, уничтожена большевиками)
  • Собор Введенского монастыря, Сольвычегодск (освящен 1689 - 93 гг)
  • Казанская церковь, Устюжна (1694 г.)
  • Церковь Михаила Архангела в Тропарьово, Москва (1696 г.)
  • Церковь Воскресения в Кадашах, Москва (1697 г.)
  • Церковь Собора Богородицы, Нижний Новгород (1697 - 1719 гг)
  • Смоленская церковь, Нижний Новгород (1689 - 1697 гг)
  • Церковь Положения Ризы на Донской улице, Москва (1717 г)

"Голицынское барокко" известно единичными памятниками Москвы и окрестностей. Оно наоборот, больше тяготеет к западноевропейскому барокко. Храмы этого стиля - чаще ярусные ротонды с многолепесткового основой.

Создавались также и багатопрестольни однобанного храма традиционной композиции, такие как московская церковь Введения в Барашах (1688 - 1701 гг), собор Николо-Веньовського монастыря (1696 - 1701 г.), дворцовая церковь Казанского кремля (предел XVII - XVIII вв.) и др..

  • Введенский собор, Сольвычегодск.

  • Казанская церковь, Нижний Новгород.

  • Церковь Собора Богородицы, Нижний Новгород.

  • Церковь Положения Ризы на Донской улице, Москва.

  • Церковь Воскресения в Кадашах, Москва.

  • Михайловская церковь в Тропарьово, Москва.

  • Знаменская церковь в Перово, Москва.

  • Знаменская церковь в Дубровицах.

  • Собор Рождества Богородицы Бобренева монастыря ( Коломна), освящен в 1790-м году - одна из последних памятников "московского" барокко.

  • Собор Рождества Богородицы Мовчанский монастырь (предел XVII - XVIII в.) - единственный памятник стиля "московского барокко" в Украина.

С 1680-х гг изменяется также и храмовый интерьер. На смену российско - византийском канона иконописания приходит более свободную трактовку религиозных сюжетов. Новые барочные конструкции - многоярусные, украшенные ажурной деревянной резьбой и позолотой, постоянно вытесняют тяжеловаты и строгие "тябло" иконостасные комплексы, традиционные для XV - XVII вв. Над созданием интерьив храмов тогдашней России работают не только царские мастера, но и лучшие художники из Украина, Беларуси, Западной Европы. С тех пор сохранились "высокие" ранньобарокови иконостасы в 7 ярусов (лучшие из них - в Введенском соборе Сольвычегодске (1693 г.), в Большом соборе Донского монастыря Москвы (1696 г.), в Троицком соборе Пскова (1699 г.), в Успенском соборе Рязани (1702 г. - крупнейший в России)) и даже в 9 ярусов (в московских церквях Троицы в Останкино (1692 г. - единственный в своем роде) и Покрова в Филях (1693 г.)), некоторые из них высотой почти 30 метров. Иконы в них написаны в стилях, резко отличаются от "тябловои" традиции, окончательно угасла в первой четверти XVIII в.

Традиции нарышкинского ("московского") барокко продолжались в Москве в 1720-х гг, но в провинции храмы такого стиля строили кое-где почти до конца XVIII в. Единственной "чистой" памятником стиля "восьмерик на четверике" в Украина является собор Мовчанский монастыря ( Путивль, предел XVII - XVIII вв.), увенчанный даже не одним, а тремя висьмерикамы. Некоторые другие сооружения, такие как Покровский собор Харькова (1689 г.) и Воскресенская церковь Сумм (1702 г.) - построены в смешанном стиле "нарышкинского" и казацкого направлений.


1.2. Возникновение и влияния петровского барокко

Меншикова башня, Москва, 1701 - 1707 рр.
Церковь Петра и Павла на Басманной улице, Москва.

На возникновение утреннего русского барокко имела влияние дипломатическая путешествие Петра И в Голландию через немецкие княжества и остановка (на обратном пути) в Вене, известном центре барокко в Западной Европе. В Италии Петр И никогда не был.

Вскоре в Москве возникли две компромиссные здания, чрезвычайно близки к европейскому барокко - церковь Михаила и Гавриила или " Меншикова башня "( архитектор И. Зарудного, 1701 - 1707 гг) и Лефортовский дворец, возведенный в 1697 - 1699 гг для выдающегося соратника Петра I Ф.Я.Лефорта (архитекторы Д. Аксамитов - старая часть здания, Дж. М. Фонтана - новая часть, двухэтажные галереи и въездные ворота в виде Триумфальной арки.)

Лефортовский дворец стал первым великим образцом светской постройки в Москве с логическим использованием ордерной системы европейского образца.

Петровского барокко было весьма распространено в Москве. До нашего времени сохранились построенные в этом стиле храмы - церковь Иоанна Воина на Якиманци (1704 - 1713 гг И. Зарудного), собор Заиконоспасського монастыря (1710-е гг), церковь Петра и Павла на Басманной улице (1705 - 1723 гг .) и др..

Перенос столицы из патриархальной Москвы в Петербурга и желание быстро застроить новый город побудили к массовому приглашение на строительство в новую столицу архитекторов из разных европейских стран, преимущественно северных. Первый этап застройки Петербурга шел под сильным влиянием сдержанного барокко Дании, Германии, Голландии. Это обусловило красочность и стилистическую смесь утренней барочной архитектуры столицы. В этот период здесь работали:

  • Доменико Трезини (1670 - 1734 гг), архитектор из Дании, швейцарец по происхождению
  • Стефан ван Звитен из Голландии
  • Джованни Марио Фонтана из Италии (1670 - 1712 гг)
  • Франсуа де Вааль из Фландрии
  • Иоганн-Готтфрид Шедель из Германии (1680 - 1752 гг)
  • Иоганн Фридрих Браунштейн из Германии
  • Никола-Фридрих Гербель
  • И.Шумахер т.д..

В Санкт-Петербурге петровское барокко было распространено в 1730-х - 1740-х гг Достопримечательностями этого являются многочисленные храмы (Петропавловский собор (1712 - 1733 гг, Д.Трезини), Сампсониевский собор (1728 - 1741 гг Д.Трезини), Пантелеймоновская церковь (1734 - 1739 гг И.Шумахер и И.Коробов), церковь Симона и Анны (1731 - 1734 гг М.Земцов) и др.. ) и многочисленные светские, в частности дворцовые сооружения (Летний дворец (1710 - 1714 гг, Д.Трезини), Двенадцать коллегий (1722 - 1742 гг Д.Трезини), Кунсткамера (1718 - 1734 рр. Г.Маттарнови и др.. архитекторы) и др..).

Никольская церковь в Троекуров. Возведена в 1699 - 1704 рр. соратником Петра I - князем И.Б.Троекуровим.

Наибольший вклад в первоначальную барокко развитие города внес Доменико Трезини, который построил среди других храмовых и светских сооружений главный храм города - Петропавловский собор в городской крепости. Также значительными мастерами были Андреас Шлютер (рано умер в Петербурге и не имел значительного влияния на ситуацию) и Николо Микетти с Рима. Последний работал всего 5 лет и как архитектор, и как садовник.

Вместе с архитекторами утреннее русское барокко создавали и иностранные садоводы - Ван Роозен, Денис Брокет т.д.. Некоторую универсальность обнаружил Доменико Трезини, работавший и как градостроительную, и архитектор-практик, и садовник. Лучшим ландшафтным архитектором суток был Александр Леблон, ученик легендарного Андре Ленотра.

Одной из особенностей петровского барокко было то, что оно так и не вступило общегосударственного распространения, в отличие от многочисленных направлений нарышкинского и елизаветинского. Достопримечательности этого стиля в провинции очень редки. Наиболее значимы среди них есть церкви - Петра и Павла в Ярославле (освящена в 1742 г.), Александра Невского в Вологде (1714 - 1725 гг), Мыкольская в Троекуров (теперь Москва, 1699 - 1704 гг), Никольская в Полтево (освящена в 1707 г.), Рождества Богородицы в Марфино (1701 - 1707 гг), три последние сведены в имениях соратников Петра I.


1.3. Ораниенбаум. Усадьба Меншикова

Уже на начальном этапе развития барокко в России возникает несколько значимых усадеб, доля которых становится на уровне лучших достижений стиля - Стрельна (резиденция царя - осталась недостроенной), Петергоф (дворцово-парковый ансамбль), Меншиковський дворец (Ораниенбаум). Последний на этом этапе был самым совершенным (несмотря на недостроенные восточные флигеле) и случайно стал наиболее сохранившимся среди зданий 1-й половины 18 века. Загородный Меншиковський дворец был построен на береговых склонах напротив острова Кронштадт и имел все признаки ансамбля. Главный фасад дворца был возвращен к морю и раскрывался небольшим дворцом, закругленными галереями с величественными павильонами на концах. Вилла Дориа Памфили близ Рима, ее первоначальный проект, вероятно, служили образцом, где были те же части. В отличие от нее здесь - выстроили все части проекта и дополнили садами барокко, скульптурами и фонтанами.

Археологические раскопки в барочном Нижнем саду обнаружили остатки фонтанов и первоначального планировка сада. Запланировано их восстановление в будущем.

  • Меншиковський дворец (Ораниенбаум), гравюра Внукова и Челнокова

  • Нижний сад

  • Галерея и боковой павильон Меншиковського дворца в Ораниенбауме зимой


1.4. Растреллиевский период. Отец и сын

, Архитектор

, Скульптор

Карло Растрелли. Конный монумент царю Петру I

Особое место в развития русского барокко заняли отец и сын Растрелли, универсально одаренный Карло Бартоломео Растрелли ( архитектор, инженер, садовник, дизайнер интерьеров, известный как скульптор) и Варфоломей, гениальный архитектор, с которым связано возникновение развитого барокко в Российской империи.

Карло Растрелли внес значительный вклад в барокко скульптуру России, как станковую, так и монументальную. Он автор первого конного монумента в искусстве империи.


1.5. Российские посланцы

Барочный павильон Грот в Летнем саду, справа, 1720-е гг
Гравер О.Зубов. Барочный Летний сад в Петербурге

Необходимость иметь собственных специалистов в различных областях и желание быстро догнать уровень развития известных стран побудили Петра ссылку туда на выучку молодежь из России. Стилистику европейского барокко за рубежом изучали будущие российские архитекторы

  • И. Мичурин (1703? - 1763)
  • П. Еропкин (1698, - 1740)
  • И. Коробов (1700 - 1747) и тому подобное.

Планировка и стилистику саду барокко в Голландии изучали:

  • Филипп Пермяков
  • Иван Алабин
  • Даниил Овсянников
  • Ермолай Крацев

Технические и экспериментальные навыки за рубежом овладевали и Ломоносов Михаил Васильевич (представитель барокко в русской литературе), и Виноградов Дмитрий Иванович, изобретатель русской фарфора, представитель развитого барокко в ней.


1.6. Три мастера архитектуры

Колокольня Троице-Сергиева монастыря, позже лавры.

Непреклонных позиций в стилистике барокко придерживались три крупных архитекторы русского барокко:

С Саввой Чевакинский Растрелли невольно вступил в творческое соревнование. И после отстранения Чевакинского от строительства по заказам императрицы Елизаветы, заканчивал его здания (Большой Царскосельский дворец, павильоны Эрмитаж, Грот т.п.). Величайшим творением Саввы является хорошо сохранен до нашего времени Морской Никольский собор в Санкт-Петербурге (1753 - 1762 гг колокольня 1756 - 1758 гг.)

Несколько особняком стоит творчество третьего из лучших архитекторов русского барокко - князя Дмитрия Ухтомского. Царский двор монополизировал искусство барокко, поэтому главные сооружения стиля возникали, как правило, лишь в двух столицах империи - Москве и Петербурге (и в пригородах последнего - Стрельне, Петергофе, Кронштадте, Ораниенбауме, Царском Селе).

Деятельность Дмитрия Ухтомского (умер в 1774 г.) проходила только в Москве. Лицо большого дарования, он оставил несколько значительных проектов, лучший из которых - проект застройки Шпитального и инваидного домов между Симоновым и Даниловым монастырями в Москве. Только недостаток средств и чрезвычайно малые объемы барочного строительства в тогдашней Москві не дозволили втілити блискучий проект, аналогами якого були подібні будівлі в містах Париж і Прага - визнаних мистецьких центрах. Свідоцтвом могутнього архітектурного обдарування Д. Ухтомського стала дзвіниця Троїце-Сергієва монастиря, що стала визнаною домінантою всього ансамблю.


1.7. Російські садиби бароко

. Хмеліта. Панський будинок (палац), відновлений садовий фасад.


Виникають і перші значні садиби в стилі бароко. Більшість їх була зосереджена поблизу столиць - садиба Гостилиці, Оранієнбаум, Єлизаветине під Петербургом, садиби Кусково, Ясенєво, Глинки під Москвою. За садибним планом були побудовані й барокові вельможні маєтки в самому Петербурзі - Кікіна О. В., Меншикова О. Д., Розумовського К. Г., Воронцова М. І., Шувалова І. І., Шеремєтєва П. Б., науковця Ломоносова М. В. (остання зруйнована).

Але іноді їх будували і в віддалених місцинах (садиба Хмеліта неподалік Смоленська).


1.8. Співіснування російського бароко з рококо

Антоніо Рінальді Золотий кабінет Китайського палацу в передмісті Петербурга Оранієнбаумі.

Російське бароко посіло головні місця в мистецтві країни, залишивши рококо другорядні ролі. Зазвичай представники рококо в Імперії були іноземцями -

Провідним майстром російського рококо був архітектор і дизайнер інтер'єрів Антоніо Рінальді, теж іноземець, італієць за походженням. Універсально обдарований Рінальді був також визнаним майстром стилю шинуазрі - (Китайське село і Китайський театр (Царське Село), Китайський палац, Катальна горка в передмісті Оранієнбаум.) До стилю рококо еволюціонувала і творчість архітектора П'єтро Антоніо Трезіні. Окрім Рінальді, всі вони працювали в Росії недовго і не мали значного впливу на мистецьку ситуацію в країни. В живопису Росії стилю рококо дотримувались Антон Лосенко, Антропов Олексій Петрович, Б.Суходольський.


1.9. Історіограф художників російського бароко

Ним став Якоб Штелін (1709-1785). Запрошений з Німеччини на службу в Петербурзьку академію наук, він відслідковував ситуацію в мистецтві Російської імперії і фіксував біографічні дані і описи творів багатьох художників доби бароко.

1.10. Відгомін бароко в російському класицизмі

Катерина ІІ, що посіла царський престол у 1762 році, зробила усе можливе для насильницького виштовху бароко і заміни його на новомодний класицизм. Бароко для Катерини асоціювалось з правлінням Елизавети Петрівни, взаємини з якою носили майже ворожий характер. Зразки нового стилю імпортували з Європи, запросивши іноземців Валлєн Деламота, Чарльза Камерона, Джакомо Кваренгі і надіславши в Європу російських архітекторів на стажування (Баженов Василь Іванович, Старов Іван Єгорович, Волков Ф. І. тощо).

Витіснене бароко, однак, мало відгомін в надвеликому масштабі деяких будівель доби класицизму, невеликих зазвичай (Академія мистецтв в Петербурзі, Странноприймальний заклад Шеремєтєва в Москві, Гатчинський палац, комплекс палаців в Пелі), незважаючи на зовнішні форми класицизму. Барокова ускладненість і грандіозність притаманна і проектам архітекторів ранішнього російського класицизму (проект Шляхетного корпусу І.Старова для Петербурга, проект палацу садиби Вишеньки для Рум'янцева-Задунайського в Україні тощо.)

В добу Петра І мав поширення палац вельможі, побудований за тричастинною схемою : палац, дві бічні наскрізні галереї, кінцеві павільйони чи флігелі. За цією схемою були розплановані бароковий палац Дальні Дубки та палац в Стрельні. Ця схема була використана для будівництва палаців в садибах Остаф'єво, Суханово (садиба), Валуєво, навіть для палацу імператриці Катерини ІІ в Пелі, де барокові оздоби замінили на притаманні класицизму. Тричастинна композиція з наскрізними галереями збережена донині лише в садибі Валуєво.

Розкішну, карнавальну стилістику бароко зберігало і театрально-декораційне мистецтво.


1.11. Провінційне бароко (в Тотьмі, в Сибіру)

Витіснене зі столиць, російське бароко не здавало своїх позицій в провінціях імперії, надовго визначаючи форми і декор культових споруд і їхніх інтер'єрів (церкви в Великому Устюгі, садибах Підмосков'я). Відомі численні памятки різноманітних провінційних шкіл доби бароко кінця XVII - кінця XVIII столітть у провінції.

Надзвичайно цікавою була архітектурна школа міста Тотьма, де виробили особливі форми церковних споруд по-за стилістикою В. Растреллі чи Д. Ухтомського. Фундаторами цих церков були новітні багатії-купці, що заробили великі гроші на торгівельних операціях з хутром в Сибіру й Америці і вклали їх у споруду церков (родини Панових, Холодилових, Черепанових тощо). Незвичні за стилістикою церкви виникли в Тотьмі, Томську, Сибіру, породивши назву "Сибірське бароко".

  • Троїцький собор в Верхотурьє, 1704 - 1713 рр. Тип "восьмерик на четверику", поєднаний із традиційним п'ятибанням.

  • Собор тверського Отроча монастиря (1720-і рр.) - типовий приклад провінційного барокко.

  • Хрестовоздвиженська церква в Смоленську - пам'ятка торопецької школи барокко.

  • Місто Томськ, Воскресенська церква - приклад "сибірського бароко"


1.12. Українське бароко в Росії

Наприкінці XVII - на початку XVIII столітть у зв'язку із реформами Петра I в Росії на вищих церковних посадах опинилась значна кількість церковних ієрархів - вихідців з тогочасної України. Вони внесли деякий вклад і в архітектурні смаки тогочасної России. На багатьох спорудах означились впливи українського мистецтва, а деякі збудовані безпосередньо в стилі козацького (українського) бароко. До найкращих зразків українського мистецтва на теренах Росії належать комплекс Троїцького монастиря в Тюмені та Воскресенський собор в Старочеркасськой.

  • Дев'ятидільний дев'ятибанний Військовий Воскресенський собор (1706 - 1719 рр.) - колишній головний храм донських козаків.

  • Казанська церква у Вузькому (Москва, 1697 - 1698 рр.) має виразні риси українського бароко.

  • Комплекс Троїцького монастиря в Тюмені, 1710-і - 1750-і рр. Закладений митрополитом Філофеєм (Лещинським) - українцем за походженням.


1.13. Відгуки про бароко

Навіть за часів імперії відгуки про бароко і реформи Петра | не завжди були схвальними. В 19 ст. Стасов В. В. писав: (російькою)

Пётр Первый был, конечно, один из величайших государей мира, но он ничего не понимал и не ценил в народности, а значит и в искусстве. А потому преравнодушно и без всякой нужды уничтожал все народные формы? Он вычеркнул вон русскую архитектуру, величавую, оригинальную, талантливую, и завёл у нас совершенно непригодный для страны и народа архитектурный европеизм - стиль голландский и немецкий, да, к несчастью, ещё и самый низкопробный, из самой скверной эпохи.
Худ. Є Лансере, імператриця Єлизавета в Царському Селі, твір 1905 р. Третьяковська галерея.

Йому співзвучні відгуки Забеліна І. Є., що казав про російське мистецтво 18 століття як про "жалюгідне копіювання західних взірців". У запалі полеміки говорили ще гірше. Знадобилась відстань у 150 років, щоби на російське бароко подивились з неупередженої точки зору. Повторне відкриття неповторності і талановитості творів тої доби зробили майстри мистецького об'єднання "Світ мистецтва"(Бенуа Олександр Миколайович, Лансере Євген Євгенович, Добужинський Мстислав Валер'янович, організатори виставок в Петербурзі Н. Н. Врангель, Сергій Дягілєв тощо) разом з науковцями початку 20 століття. Барокова архітектура викликала появу споруд в стилістиці бароко на новому етапі(Фрейлінський корпус в Петергофі - тепер музей родини Бенуа, будівлі в Петербурзі, Воронежі тощо). Своє значне місце посіло і російське бароко в мистецтвознавстві 20 століття.


Источники

  • "История русского искусства", т 5, 1960
  • Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. М.: Наука. - 1978
  • Стасов В. В. Искусство 19 века. Архитектура. М. - 1952
  • Сборник "Русская архитектура 1-й половины 18 в. Материалы и исследования", под ред. Грабарь И. Э. - М. - 1954
  • Иогансен М. В. Михаил Земцов. Л. - 1975
  • Памятники архитектуры Ленинграда. Л. - 1969
  • Аркин Д. Растрелли. М. - 1954
  • Денисов Ю., Петров А. Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества. П. - 1963
  • Сборник "Русское искусство 1-й четверти 18 в. Материалы и исследования" под ред. Алексеевой Т. В. - М.: Наука. - 1974
  • Научный каталог "Архитектурная графика России. 1-я половина 18 в. Собрание Эрмитажа", Л, "Искусство", 1984

См.. также

Painting, sculpture & architecture.gif
В Википедии есть портал