Надо Знать

добавить знаний



Рыцарь



План:


Введение

Статуэтка рыцаря.

Рыцарь ( пол. rусеrz , От нем. Ritter , "Всадник"; лат. miles, caballarius , фр. chevalier , англ. knight , итал. cavaliere ) - Середньвичний благородный титул в Европе.

Рыцарство возникло в франков в связи с переходом в VIII ст от народного пешего войска к конному войску вассалов. Поддавшись влиянию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, заперся в наследственную аристократию, осознавало себя международным военным орденом. Усиление государственной власти, преимущество пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия и создание постоянного войска к концу средних веков превратили феодальное рыцарство в политическое состояние титулованной знати.


1. Возникновение

Экспонат музея.

Прообразом рыцарей в определенной степени является состояние Эквити (всадников) в Древнем Риме.

Принципиальное изменение способов ведения войны и организации общественных отношений в Европе связана с падением Римской империи под натиском кочевников с востока в ходе Великого переселения народов в IV-VII веках. Тяжелое вооружение сарматской конницы и длинный прямой меч из сварной стали гуннского типа очевидны прототипами вооружение средневековых рыцарей Европы. Поскольку именно кочевники (прежде всего сарматы и остготы) составили господствующий слой общества после распада союза под руководством гуннов, первоисточником различий европейской рыцарской культуры Средневековье от культуры античности логично видеть в кочевой культуре пришельцев. Однако, несмотря на их относительную малочисленность, потребовались века на распространение ее влияния в ходе синтеза с местной основой.

В франков, в вооруженных силах которых еще в VII веке преобладало пешее войско, конницу составляли дружинники короля ( антрустионы). Рыцарство проявило себя в Франкском государстве в первую очередь во время нападения арабов, которые вместе с христианскими комитатами Иберийского полуострова, которые перешли на их сторону, проникли и в Галлию. В Галлии свободным крестьянам было не под силу нести конную службу в долгих походах, и Каролингах для создания конницы пришлось опираться на сеньората (на господ).

Потребность в всадниках при Карли Мартелли и его сыновьях вызвала раздачу церковных земель на условиях прекариев. Карл Мартелл раздавал церковные земли своим дружинникам и требовал от них конной службы. Затем на тех же условиях стали раздавать и королевские земли, как бенефиции. С VIII в в состоянии дружинников появляются Вассы, вассалы. Свободная, но из-за нехватки собственности, неспособна к несению конной службы человек мог, как вассал, получить бенефиции или, как осела (Hintersasse) - участок пахотной земли. Наделение пахотной землей преследовало хозяйственные цели, раздача бенефиций - военные. В вассальные отношения становились отчасти свободные люди, отчасти несвободные. Свободный становился вассалом путем коммендации (manibus iunctis se tradit) и приносил своему сеньору присягу на верность (per sacramentum fidelitas promittitur).

В конце VIII в. присяга на верность требуется и от несвободных (servi), получавших бенефиции или должности (ministeria) или становились вассалами. Карл Великий еще применял в своих войнах пехоту. Людовик I и Карл II собирали в поход только конницу.

Рыцарская конница в битве при Гастингсе

В 865 г. от владельца 12 гуф земли требовалась кольчуга или панцирь, то есть принадлежности тяжелой конницы; легкая конница должна быть с копьем, щитом, мечом и луком. Везде ниже панцирных рыцарей свободного состояния (milites) стояли легковооруженные всадники, несвободные по происхождению (vavassores, caballarii). С оброчного населения можно было подняться в министериалы и, получив должность при дворе сеньора, нести службу легковооруженной всадника, а затем, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжелую конницу и стать рыцарем. Таким путем из среды несвободных выделился привилегированный класс дворовых слуг (vassi, servi ministeriales, pueri) при богатых феодалов. С развитием ленной системы министериалы получали лен и привлекались к рыцарской службы.

Рыцари на марше
(Фрагмент алтаря собора Св.Бавона в Генте, расписанного Яном ван Эйком, 1426-1432)

1.1. В Германии

В Германии министериалы с XI века составляют особое состояние динстманнив (Dienstmannen), стоящие выше горожан и свободного сельского населения, но ниже свободных рыцарей. Признаком их несвободного состояния являлась невозможность бросить службу по желанию. Преимущества состояния министериалов побудили свободных, а с середины XII в. даже знати, добровольно подчиняться сеньорам на правах министериалов. Это повышало положение класса в общественном мнении. Первое место среди министериалов принадлежало динстманнам короля и духовных князей (Reichsdienstmannen), далее шли министериалы светских князей. Прелаты, не равны князьям, и свободные феодалы-не князья держали если и не динстманнiв, то все-таки несвободных рыцарей, стоявших ниже министериалов. В южной и западной Германии такие milites (eigene Ritter) встречались даже на службе у тех же динстманнiв. В Австрии и Штирии герцогский динстманнам удалось во второй половине XIII в. сравняться с местной знатью (они стали Dienstherren), их место, как динстманны, заняли несвободные рыцари (Eigenmannen). В северной Германии, где князья раздавали лены преимущественно динстманнам, знать с середины XII в. стала массами переходить в министериалы. Право появляться в графском суде и быть шеффеном с середины XIII в. везде признано динстманнамы. В XIV веке совершенно забыто их несвободное происхождение, память о котором до XV в. сохранилась для eigene Ritter. В XII в. свободные рыцари и рыцари-министериалы различались как ordo equestris maior et minor. Переход новых слоев несвободных классов или свободного, но не военного населения в рыцарство был задержан в середине XII в. Начиная с Гогенштауфенов, немецкое рыцарство замыкается в наследственное состояние. Постановление Фридриха I от 1156 г. (Constitutio de расы tenenda) запрещала крестьянам носить копье и меч, даже купец не смеет оперизуватися мечом, а должен привязывать его к седла. Эта конституция вводит и понятие о рыцарское происхождение (Ritterbrtigkeit) miles ( всадник) имеет право на поединок, если может доказать свое рыцарское происхождение (quod antiquitus cum parentibus suis natione legitimus miles existat). Согласно "Саксонского Зеркала", в истинного рыцаря (von ridderes art) уже отец и дед должны были быть рыцарями. Другая конституция Фридриха I (Constitutio contra incendiarios, 1187 - 88 гг) запрещала сыновьям священников, диаконов и крестьян оперизуватися мечом по-рыцарски.


1.2. Во Франции

В Франции знатными людьми считались владельцы земель, т.е. феодов (fief-terre), вторым признаком знатности стало допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и попадали иногда в рыцари, но преобладающим правилом было, что в рыцари посвящался владелец лена. Наделенные ленами министериалы, есть люди несвободных состояний (sergent fieff, serviens), приравнивались к вавассорив, т.е. к низшей знати. Пока владения феодом было главным признаком знатности, горожане и даже крестьяне могли приобретать ее простой покупкой ленов. В конце XIII века покупка феодов незнатными была затруднена тяжелым побором (droit de franc-fief), но в это время в знать можно было попадать и по "дарованию" (lettre d'anoblissement) суверена, право "дарения" знатности стало привилегией короля.


1.3. В Англии

В Англии право посвящать в рыцари (knight) очень рано стало прерогативой короны. Генрих III и Эдуард I требовали обязательного посвящения в рыцари от любого ленника, обладавший ежегодным доходом с земли не ниже 20 фунтов. Факт владения леном взял верх над происхождением человека.

Влияние церкви на военное положение шел сначала через присягу на верность, затем через присягу Земному или Божьему миру, наконец - через обряд освящения оружия перед вручением его воину при достижении зрелости. "Верность" включает в себя выполнение христианского долга служить Богу, соблюдение сувереном мира по отношению к церкви, вдов, сирот, обязанность соблюдать справедливость и т.д. Земной и Божий мир (treuga и pax), скрепляют присягу, который устанавливается суверенами и соборами. Pax охраняет от насилий все невоенное населения - клириков, женщин, купцов, крестьян, а treuga ограничивает распри между самими рыцарями.


2. Ритуал Посвящение в рыцари

См.. также Посвящение в рыцари

Тортильйон баннерета

Уже при Тацита вручение оружия молодому германцу в присутствии народного собрания означало признание его совершеннолетним; оружие вручал кто-либо из вождей племени, или отец, или родственник юноши. Карл I Великий в 791 г. торжественно опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика, a Людовик - cвого 15-летнего сына Карла. Этот немецкий обычай лег в oснову средневекового посвящения в рыцари, как в члены военного положения, но был прикрыт римским термином - возведение в рыцари в средневековых латинских текстах обозначалось словами надеть военный пояс" ( лат. cingulum militare ).

Рыцарем долгое время мог быть сделан каждый. Первоначально рыцарство давалось, по немецкой традиции, в 12, 15, 19 лет, но в XIII столиттi заметно стремление отодвинуть его до совершеннолетия, т.е. до 21-го года. Посвящение чаще всего происходило в праздники Рождества, Пасхи, Вознесение, Пятидесятницы. Отсюда утечки обычай "ночного дозора" накануне посвящения (veille des armes). Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще это делали родственники посвящаемого, сеньоры, короли и императоры стремились утвердить это право исключительно за собой.

В XI - XII в. немецкому обычаю вручения оружия прибавились сначала только обряд подвязывания золотых шпор, облачение кольчуги и шлема, ванна перед одеванием. Сole, т.е. удар ладонью по шее, вошел в обиход позднее. К концу обряда рыцарь вскакував, не касаясь стремени, на лошадь, скакал галопом и ударом копья поражал манекены (quintaine), закрепленные на столбах. Иногда сами рыцари обращались за освящением оружия к церкви, таким образом стал проникать в обряд христианский мотив.

Идеализированное изображение средневекового рыцаря: Гартман фон Ауе

Под влиянием церкви, немецкий военный обряд становится сначала религиозным, когда церковь только благословляла меч (bnir l'epe, в XII в.), А затем и прямо литургическим, когда церковь сама опоясывает рыцаря мечом (ceindre l'epe, в XIII в.). В древних епископских обряднике различают Benedictio ensis et armorum (благословение оружия) от Benedictio novi militis (посвящение рыцаря). Древнейшие следы посвящения рыцаря церковью найдены в римской рукописi начале XI в., Своих тарелках затем в XIII в. нет следов Benedictio novi militis; можно полагать, что этот обряд возник в Риме и распространился оттуда.

Гербовые рюкзак и погоны ailettes, что носились рыцарями до появления настоящих металлических наплечников, в связи с тем что они, как и тогдашние щиты, были сделаны из дерева и кожи, носились в основном на турнирах и парадах, в отличие от настоящих погон служили лишь для ношения гербов

Удар при посвящении в рыцари впервые упоминается в начале XIII века а у Ламберта Арденсьского (Lambertus Ardensis), в истории графов де Гинь и дьАрдре. Алапа проникла и в церковный обряд Benedictio novi militis. По епископским обряднике Гильома Дюран, епископ, после Обедни, приступает к благословение меча, который обнаженным лежит на жертвеннике, затем епископ берет его и кладет в правую руку будущем рыцарю, наконец, вложив меч в ножны, опоясывает пoсвяченого, со словами: "Accingere gladio tuo super femur etc." (и будут подпоясанные чресла твои мечом) братски целует нового рыцаря и дает alapa, в виде легкого прикосновения рукой; старые рыцари привязывают новом шпоры, все кончается вручением флага.

Рыцарский удар распространялся в Франции с севера. Современники видели в нем испытание смирения. Для несвободных всадников принятие в рыцари было равносильно освобождению, а потому, вероятно, именно при их посвящении и появляется впервые cole - удар, который надо в таком случае сопоставить с римской формой освобождения per vindictam, сохранялся до VIII в. (Формула отпуска раба на волю в церкви составлена ​​по формуле освобождения per vindictam; в англо-норманнском праве встречается освобождение в народном собрании графства, путем вручения оружия).

В Германии древним обрядом при посвящении в рыцари есть только опоясывание мечом при достижении совершеннолетия (Schwertleite) существование "удара" (Ritterschlag) до XIV в. не доказано. Граф Вильгельм Голландский не был еще посвящен в рыцари, когда в 1247 г. его избрали римским королем.

В Иоганна Беки (около 1350 г.) сохранилось описание его посвящения в рыцари путем удара. Рыцарь должен быть "miles", т.е. magnanimus (великодушный), ingenuus (свободнорожденный), largifluus (щедрый), egregius (доблестный), strenuus (воинственный). Рыцарская клятва (votum professionis), между прочим, составляла:

  • ежедневно слушать обедню,
  • подвергать жизнь опасности за католическую веру
  • охранять церкви и духовенство от грабителей
  • охранять вдов и сирот
  • избегать несправедливой среды и нечистого заработка
  • для спасения невинного идти на поединок
  • посещать турниры только ради воинских упражнений
  • уважительно служить императору в мирских делах
  • не отчуждать имперских ленов
  • жить безупречно перед Господом и людьми

Распространение в Германии cole (удара) могло быть в связи с французским влиянием при Карле IV. Рыцарский удар теперь получал тот, кто уже раньше владел оружием, тогда как в старые времена вручение оружия при повнолиттi и посвящение в рыцари всегда совпадали. Простое вручение оружия осталось обязательным для каждого воина; торжественное освящение меч, золотой шпоры и "удар" стали признаком принятия воина в рыцарский орден. Молодой человек, получивший оружие, становится оруженосцем (scutarius, Knappe, Knecht, armiger, cyyer). Но так как рыцарство в социальном отношении замкнулось в высший слой военной знати, то с "Оруженосцев" попадают в рыцари только сыновья рыцарей (chevalier, Ritter, knight) несвободные, повышаясь и получая тяжелое рыцарское вооружение, не называются теперь рыцарями, а попадают в среду знати как низший ее слой, под тем же именем "Оруженосцев", которое сыновья рыцарей (Edelknecht, armiger nobilis) носят временно, перед посвящением в члены ордена. Рыцарство становится не столько учреждением, сколько - по примеру Франции - идеалом для всего военного положения средних веков. Поэтому в анналах, а в поэзии ярко запечатлелись образы рыцарей.


3. Лишение Рыцарского звания

Дон Кихот и Санчо Панса

Кроме церемонии посвящения в рыцари, существовала также и процедура лишения рыцарского звания, обычно (но не обязательно) завершалось передачей бывшего рыцаря в руки ката. Церемония проходила на ешафотi, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря (обязательно с изображенным на нем личным гербом), и сопровождалась пением заупокойных молитв хором с дюжины священников.

В ходе церемонии по рыцаря в полном облачении после каждого спетого псалма снимали любую часть рыцарского облачения (снимали не только оружие, но и например шпоры, которые были атрибутом рыцарского достоинства). После полного разоблачения и еще одного заупокойного псалма разбивали на три части личный герб рыцаря (вместе со щитом, на котором он изображен). После чего пели 109-й псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий, под последние слова которого геральд (а иногда лично сам король) выливал на бывшего рыцаря холодную воду, символизируя очищение. Затем бывшего рыцаря спускали с эшафота с помощью виселицы, петля которой была пропущена под мышками. Бывшего рыцаря под улюлюканье толпы вели в церковь, где по нему проводили настоящую заупокойную службу, после окончания которой его передавали в руки ката, если ему не было уготовано за приговором другое наказание, (если же рыцарю "повезло", то все могло ограничиться лишением рыцарского достоинства). После выполнения приговора (например, казни), геральд в полный голос объявляли детей (других наследников) "подлыми (дословно Вилан фр. vilain , Лишенными чинов, которые не имеют права носить оружие и появляться и участвовать в играх и турнирах, дворе и на королевских собраниях, под страхом быть раздетыми догола и высеченными розгами, подобно виллана и рожденным от неблагородного отца ". Особенно страшным такое наказание было для немецких министреалисив, так как они даже будучи рыцарями (с приставкой фон) формально считались крепостными, и лишение рыцарского достоинства превращало их потомков в настоящих крепостных.


4. Рыцарская поэзия и литература

Страница с "Песни о Роланде"

Формирование рыцарской литературы связано с открытием индивидуальности, началом движения от типологически символического пренебрежение отдельной личностью к попыткам раскрыть его внутренний мир. Суровый воин более ранних эпох превращается в изысканный рыцаря, литература о котором переключает внимание с его слитности с народом в сугубо индивидуальных проявлений - любовь (куртуазная поэзия) и личных подвигов (рыцарский роман). Параллельно появляется и понятие индивидуального авторства. Рыцарская поэзия представлена ​​лирикой трубадуров (Бернарт где Вентадорн), труверов и миннезингеров (Вальтер фон дер Фогельвейде), а рыцарский роман преимущественно циклом о легендарном короле Артуре (Кретьен де Труа, Вольфрам фон Эшенбах).


5. Рыцарские доблести

Изображение турнира. Вальтер фон Клинген ( Codex Manesse)

Рыцарские доблести -

  • мужество (pronesse)
  • верность (loyaut)
  • щедрость (largesse)
  • рассудительность (le sens)
  • изящное общения, куртуазность (courtoisie)
  • чувство чести, чести (honneur)
  • вольность (franchisse)

Рыцарские заповеди

  • быть верующим христианином
  • охранять церковь и Евангелие
  • защищать слабых
  • любить родину
  • быть мужественным в битве
  • повиноваться и быть верным сеньору
  • говорить правду и держать свое слово
  • беречь чистоту нравов
  • быть щедрым
  • бороться против зла и защищать добро и т.п.

Позднее романы "Круглого Стола", труверы и миннезингеров поэтизируют придворное рыцарство XIII в. Среди всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам; покорa и повагa по отношению к жене сеньора, как существу более высокой, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника. Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею "национальной чести" в среду рыцарей обеих враждебных стран.


6. Вооружение рыцарей, тактика

Лицаськи доспехи 15 ст.
Вооружение рыцаря. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В XI-XII вв. тяжеловооруженные рыцари защищали себя только кольчугами, а легковооруженные всадники шли в бой совершенно без металлических доспехов. В XIII в., по мере того как тяжеловооруженная конница запасается нагрудниками и корсетами, в легковооруженных всадников появляются кольчуги.

Каждый тяжеловооруженной рыцарь брал с собой в битву трех лошадей (обычно типа Дестрио) и одного, двух или трех оруженосцев, которые обычно набирались из зависимых людей или рыцарских сыновей, не получивших посвящение в рыцари. Оруженосцы первоначально шли в битву пешими и во время схваток оставались сзади, с запасными лошадьми и оружием. Когда в XIV в. среди рыцарей укоренился обычай спешиваться во время битвы, то оруженосцы стали набираться из легких всадников; счет рыцарскому войску стал идти по "копьях", считая трех всадников как один рыцарский копье. На Рейне для той же рыцарской единицы появилось название "gleve" (glaive).

Обычной построением для отряда рыцарей в средние века был клин (cuneus). Такой клин мог состоять из нескольких сотен рыцарей, а иногда и из нескольких тысяч. Чаще всего рыцарское войско выстраивалось перед битвой в три боевые линии, одна за другой, а каждая боевая линия распадалась на "клинья" и имела центр и два крыла.

В Франции зародились рыцарские турниры и уже оттуда проникли в Германии и Англии (couflictus gallici).


7. Рыцарские ордена

Основная статья - Рыцарские ордена

Орден Меченосцев (братья рыцари Христа Ливонии)

Рыцари средневековья объединялись в организации, которые назвались орденами (англ. order). Ордена были как светскими так и духовными. Первые религиозные ордена рыцарей были созданы во время крестовых походов для защиты, сопровождения, ухода за паломниками в Святой земли и святых мест и защиты от мусульман. Условиями для членов ордена были бедность, целомудрие, послушание и военная служба. С середины 14-го Века ордена давали надежную базу для власти монарха. Среди основных - Мальтийский орден, Орден Подвязки, Орден святого Гумберта, Орден тамплиеров.


8. Замки

Замки должны круг задач, наиболее важными из которых были военные и административные. Как и другие оборонительные сооружения, замки могли быть использованы в качестве базы для операций на вражеской территории. Со становлением рыцарства по всей Европе рыцарями строятся, в основном из камня, оборонительные сооружения - Замки. Памятниками средневекового рыцарства остаются замки XII - XIV в. С одичанием рыцарства такие замки превращались иногда в разбойничьи гнезда, опорные пункты для систематического грабежа соседей и путешественников. Рудольфу Габсбургской принадлежит честь уничтожения в Германии большого числа разбойничьих гнезд таких рыцарей-грабителей. При широком применении в войнах огнестрельного оружия, а, особенно, после изобретения взрывчатки, оборонное значение замков исчезает и они перестают строиться, хотя еще некоторое ЧМ они строились с декоративной целью.


8.1. Рыцарские замки в Украине

На территории Украина существует много рыцарских замков, в основном в Западной Украине. Среди основных - Каменец-Подольская крепость, Генуэзская крепость в Судаке, Олеский замок, Збаражский замок, Луцкий замок.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам