Надо Знать

добавить знаний



Рюрик


Coat of Arms of Staraya Ladoga (Leningrad oblast)

План:


Введение

Рюрик ( древнерус. Рюрикъ ;? - 879 [1]) - варяг, предводитель славянского племени русов. Основатель и первый князь из династии Рюриковичей. Князь Ладожский ( 862 - 879) [1]. Часто называется новгородским князем, однако при его жизни Новгорода еще не существовало [1]. По легенде "Повести временных лет" призван Ильменский словенами вместе с братьями Синеусом и Трувором княжить в Новгород в 862 году. Отец киевского князя Игоря. В историографии иногда отожнюеться с датским конунгом Рорик или представителем княжеского рода ободритов. Некоторые исследователи отрицают историчность существования Рюрика, считая его легендарной личностью [1].


1. Летописные данные

Основные материалы, по которым нам известна деятельность Рюрика, суть Повесть временных лет и Никонивський летопись. К сожалению, соответствующие части Повести искажены несколькими редактированиями, а Никонивського летописи неполные, разбавленные позднейшими вставками из византийских и московских документов и имеют сложную неоднозначную хронологию. Эти два источника преподают историю Рюрика с противоположных точек зрения: Повесть временных лет с точки зрения варягов, а Никонивський летопись - с точки зрения киевлян.

Дальнейшие многочисленные события отредактирована Повесть записывает одним 862 годом. Никонивський летопись дает разбивку по годам, с 867 по 873.

  • 862 ( Повесть) или 867 ( Никонивський летопись) - местные племена побеждают варягов и прогоняют их за море. Среди победителей начинаются распри и усобицы, и чтобы их прекратить было согласовано установить власть единого князя. Никонивський летопись пишет, что рассматривались различные возможности: князь мог быть с одного из местных племен или с хазар, полян, дунайцев или с варягов. После долгих споров было решено поставить князем кого-то из варягов.
  • 862 или 868 - от варягов прибыл приглашен князь по имени Рюрик. Повесть временных лет рассказывает здесь некоторые подробности. Так, по рассказу Повести, вместе с Рюриком прибыли два его брата: Синеус и Трувор. По этим имен, общепринятой является версия Б.Рыбакова, что летописец не понял шведского текста, где сообщалось, что Рюрик пришел со своим домом (sine hus, сине-хус) и верной женой (tru varing, тру-вор). Возможно брать - просто дань легенде (в легендах северной Европы довольно росповсюдженим есть сюжет о герое, и двух его братьев), или калька с легенды об основании Киева (см. Кий, Щек и Хорив). Впрочем, вполне вероятно, что братья действительно существовали - но их имена во времена записи Повести не сохранились. Также вероятно, что вместе с Рюриком прибыли просто два подчиненных ему или даже равноправных с ним военачальника (по летописи, каждый из братьев имел собственное войско), которых позже назвали Рюриков братьями. Достоверных сведений в пользу какого-либо из этих предположений в настоящее время нет. По тексту Повести, Рюрик разместился с войском в Ладоге, Синеус - в Белоозере, а Трувор - в Изборске. Далее Повесть ведет рассказ об основании варягами городов Новгорода, Полоцкая, Ростова, Мурома и других. Эта версия не подтверждается никаким образом: археология показывает существование названных городов задолго до Рюрика, и названия их соответствуют языке местного населения: они славянское или финно-угорское, но никак не скандинавское происхождение. Затем в Повести рассказывается, как двое бояр Рюрика на имена Аскольд и Дир отправились на юг с миссией от Рюрика до Царьград. По дороге они попали на город Киев, где и начали княжить самовольно, оставив выполнять Рюрика приказ. Это версия событий противоречит всем другим имеющимся сведениям о Аскольда и Дира, и она также сейчас считается искусственной вставкой более позднего происхождения, чем оригинальный текст Повести. По Аскольда и Дира существуют различные предположения, но большинство доказательств свидетельствует об их полянское происхождения. Наиболее обоснованной на настоящее время есть мнение, что Аскольд и Дир были потомками Кия. Впрочем, окончательно это не доказано.
  • 864 или 870 год. По Повесть неожиданно и одновременно умирают Синеус и Трувор. По их смерти Рюрик оставляет Ладогу и начинает правителюваты в Новгороде.
  • 872 год. Повесть о год (по ее хронологии это должно быть 866) не пишет ничего, а за Никонивським летописи этого года булгары убивают Аскольдова сына. А жители Новгорода осознают, что стали рабами Рюрика и поднимают восстание. Рюрик подавляет восстание новгородцев и убивает их предводителя, Вадима Храброго.
  • 864 или 873 год. Оба источники рассказывают, что Рюрик рассаживает своих людей в городах окружающих земель: Полоцке, Ростове, Белоозере, а также в Муроме. Но Никонивський летопись также повествует о том, что Аскольд и Дир сразу после этого идут войной на Полоцк и наносят полочанам, подчинившихся Рюрику, большой вред.
  • 865 или 874 год. Аскольд и Дир отправляются в поход на Царьград.

Рюрик умер в 879 г. Конечно, все даты и события, связанные с Рюриком дискуссионные и требуют дальнейшего изучения. Один из летописей, написанных скорописью XVII в., Который имеет заголовок "Летописец о больших княжениях и в битвах, како же побеждалы князь князя и колько Который князь княжили на своем княжении", рассказывает бы Рюрик с Олегом воевали Лоп и Корелу и в 879 г. Рюрик умер в Кореле.


2. Историография

Вокруг родоначальника династии существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Следует отметить, что как передает нам "Повесть временных лет" Рюрик был варягом, но при этом не Норман и племя был русы. А значит следует понимать, что варяг это - социона, что значит связанного клятвой воина, вроде рыцаря. Опираясь на такие сведения можем стерджуваты, что Рюрик был именно славянское происхождение.

Польский славист Генрик Ловмяньський считал Рюрика реальной исторической личностью, отмечая, что киевская династия Рюрикочив не могла не помнить деда или прадеда Владимира I [2].

Историк Б. А. Рыбаков считает, что один из набегов закончился успехом, и руководитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде. Летописец записал, что новгородцы сами пригласили варяжскую жену для того, чтобы править ими.

По мнению И. Я. Фроянова, варяжского конунга с женой пригласили для оказания военной помощи. Однако, после завершения военных действий Рюрик сбросил словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.


Примечания

  1. а б в г Войтович 2000.
  2. Łowmiański H. Rurik / / Słownik starożytności słowiańskich. -Wrocław-Warszawa-Krak?w. - T.4. - Cs.2. - 1967. - S.577

Источники


Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам