Сад барокко

Сады Боболи и парковый фасад палаццо Питти, Флоренция
Сад барокко, дворец Барберини

Сад барокко, также Регулярный сад, Французский сад - тип парка, возникший в Западной Европе в конце 16 в. Он унаследовал симметричное планировки садов суток Возрождение вдоль главной оси при покорении всех частей ансамбля единому художественному замыслу. Сады барокко активно вмешиваются в среду, по-своему используют рельеф местности, водные ресурсы, лесные массивы, растения. Также активно используются парковые здания, скульптуры, цветники при сохранении иерархии, особого порядка построения сада.


1. Исторические этапы

  • Барочный сад итальянского типа
  • Барочный сад французского типа
  • Сады позднего барокко

2. Истоки

Истоки европейских садов барокко видят в миниатюрных садах мусульманской Испании. Использовав гидротехнические навыки древних римлян и образную систему садов Передней Азии, в мусульманской Испании создали свой тип сада. Наиболее известные образцы, созданные в Гранаде, Кордове, Толедо, большая часть которых уничтожена.

Генералифе, Испания. Восстановленная часть мусульманского сада

Обычно это небольшие сады, распланированы геометрически, с тропинками, цветами, небольшими зданиями. Предпочтение отдавалось вечно зеленым растениям или растениям и кустам душистым. Сады становятся неотъемлемой частью дворцов чиновников, окружающих дворцовые здания или становятся украшением внутренних двориков. К элементам мусульманского сада Испании добавили бассейны с водой и небольшие фонтаны. Подобные сады связывали с садами мусульманского рая и даже аллегорией Корана. Наиболее прославленные образцы подобных садов среди сохранившихся и отреставрированных в Испании -


3. Средневековые сады в Европе

Сады Мусульманской Испании вызывали восхищение у западноевропейских дипломатов, купцов и знатных путешественников, начался этап заимствований. Характерные черты мусульманских садов Испании канонизируют (геометрическое планировка, стремление к симметрии, использование вечнозеленых растений, небольшие фонтаны). Возникают первые образцы миниатюрных садов вблизи средневековых замков и во двориках монастырей. Но в Западной Европе ценят декоративную составляющую подобного сада и никак не связывают ни с мусульманским раем, ни с аллегорией Корана. Тенденция усиливается в десятилетие воинствующего противостояния двух религиозных систем мусульманства и католицизма.

Компромиссные формы возникли лишь в капиталистической Испании 19 века, когда наконец пришло осознание чрезвычайной художественной ценности сооружений и садов мусульманской суток. Начался этап восстановления садов и реставрации сооружений той же Альгамбры и Генералифе - без ссылок на Коран, а как составляющая необычного культурного достояния.


4. Творческое продолжение

Сад Кастелло Русполи Виньягелло, Италия


В средневековой Европе культура сада получила творческое продолжение и усложнение. Удлиненный бассейн с водой (как в Альгамбре) распространения не получил, а возродится только в эпоху барокко. Но во двориках замков и монастырей возникают свои образцы садов по собственной созданными узорами, которые постоянно обогащаются и усложняются. Долгий срок существования замковых и монастырских садов, войны и смены мод не способствовали сохранению этих садов. Но средневековые миниатюры и зарисовки зафиксировали вид таких садов. И они были частично воспроизведены в 19-20 веках.

  • Худ. Абел Гриммер. "Садовники", 1607 год, Антверпен.

  • Сад, лабиринт, замок Риво, Франция

  • Сад, декоративный огород замка Виландра, Франция.Видновлення.


5. Барочный сад итальянского типа (конец 16-17 вв.)

Барочный сад итальянского типа - логическое продолжение сада эпохи Возрождения. Сады Возрождения были еще небольшие по размерам, лишенные великолепия. Использовали фонтан со скульптурой, скамьи, боскеты, горшки с Лимонов деревьями. Над всем доминировал дворец или вилла. Террасы еще не подвластны единому художественному замыслу, друг другу и дворца. Теснота в городских крепостных стенах не позволяла создавать сады в городах и они возникают в окрестностях ( сады Боболи во Флоренции) или в сельской местности.

На создание реальных садов и парков начали активно влиять сборки и учебники с фотографиями по созданию декоративных садов. Соответствующие учебники по гравюрами планов буди напечатаны в самой Италии ( Себастьяно Серл, IV книга по архитектуре, 1537 год), в Великобритании (Томас Хилл, 1536 год), в Нидерландах (Ганс Вредеман де Врис, 1583 год) и другие.


6. Вилла Джулия в Монте, арх. Виньола (1550-1555)

Виньола вместе с архитектором Амманати строят виллу для папы римского Юлия Третьего (Джулио по итальянски, отсюда и название). Небольшая по размерам, вилла уже настоящий садово-парковый ансамбль. Построение на единой оси, строгая симметрия всех частей, подчинение террас зданиям, имеет подчинения и партер (сад). Нашли свое место полукруглые ступеньки, нимфей, грот, фонтан, присущие садам барокко. От предыдущей эпохи этот сад взял небольшие размеры и обособленность от окружающей среды (сад скрывают каменные стены-ограждения).

Виньола также дал образец перестройки крепости бастионного типа на ренессансный дворец нового типа с садом (замок-дворец Капрарола вблизи Витербо).

  • арх. Виньола. 1-й внутренний двор виллы Джулия

  • арх. Виньола. План Виллы Джулия Рим

  • Дворик виллы с Нимфея, старинная гравюра

  • Дворик виллы с Нимфея, фото


7. Вилла Альдобрандини в Фраскатти, арх. Дж.делла Порта

Вилла Альдобрандини (Villa Aldobrandini).

Образцом развитого барочного сада итальянского типа стал ансамбль виллы Альдобрандини в Фраскатти под Римом. Архитектор виллы стал и главным садовником. Джакомо делла Порта (1537-1602) использовал горный склон для создания террас, на которых распланировал и дворец Альдобрандини, и сад. Горный ручей стал украшением каскада, переходящий в большой нимфей, равный по размерам самой вилле. Парковая терраса виллы стала театральным залом для нимфы, прикращеного скульптурами, гротом, лепкой. Грохот воды оживлял все это нагромождение архитектуры и скульптур.

Противоположный фасад виллы удивлял грандиозными размерами и овальными ступеньками величественных размеров, увеличивали и без того большой фасад.


8. Дворец и сад Вальдштейна, Прага

Бассейн Валдштейнський дворец и сад

К ранним садов итальянского типа относится и сад, возле дворца Вальдштейна в Праге. Полководец из Австрии, Альбрехт Вальдштейн, приобрел несколько участков земли с домами с целью построить свой дворец. Безжалостно сломали здания, освободили пространство и ... Оказалось, что участок несимметричная, без водоемов, мало деревьев и не там, где надо. Владелец пригласил мастеров из Италии, перед которыми была нелегкая задача создать симметричный барочный ансамбль на несимметричной области.

Итальянцы еще в эпоху позднего Возрождения научились работать с несимметричными участками. Удачным было планировки пятиконечного двора дворца Боргезе с созданием партера и аллей, перспективы которых заканчивались фонтанами.

Дворец для Вальдштейна в 1623-30 гг строили итальянцы Джованни Пьерони и Андреа Спецца, над барочным садом работал Никколо Себрегонди. Полностью симметричным дворец и сад не стали. Но подчеркивание осей ансамбля и планировки сада стали первым совершенным образцом барокко в Праге.


9. Подгорецкий замок, Украина

Подгорецкий замок, Итальянский сад, гравюра 17 в.

Известно, что странный сад Подгорецкий замок создал мастер-садовник из Рима. Сад был распланирован с северной стороны на террасах, которых три. Наименьшая из террас возле замка было три-частное партер (сад) и растительного узора. Ступеньки на вторую террасу поддерживала аркада, которая создавала галерею и служила гротом. Кажется, все возможные средства украсить сад упоминаются. В центре стоял фонтан. Несколько партеров украшала мраморная скульптура мастеров Италии.

Третью террасу украшал зеленый массив с просеками, которые использовались для прогулок. Сад изуродовали из-за войны и небрежность людей, скульптуры вывезли. На 2009 год сад нуждается в реставрации.

  • Южный фасад замка.

  • Вторая терраса бывшего сада, Подгорецкий замок


10. Ранний сад барокко во Франции 16 века

Замок и сад Сен Жермен Ан Ле, бл.1570 г.

Один из первых регулярных садов возник во Франции возле замка Сен Жермен. Скромный тогда сад был изюминкой Нового дворца, построил короля архитектор Филибер Делорм. Делорм практиковал в Риме, где собственными глазами видел регулярные сады Италии. Теперь он перенес новую для Франции аттракции на территорию своей страны.

Большой по размерам сад барокко возник и у замка Блуа. Средневековое, запутанное планировки зданий не позволило создать симметричную, висеву побдову ансамбля. Поэтому сад барокко замка Блуа расположен сбоку и имеет как симметричные, так и несимертични участка. Состояние сада барокко в Блуа зафиксировал Андре Дюсерсо около 1575.

  • Замок и сад Ане

  • Жак Риго гравюра ок. 1675 г. сад барокко в Блуа в 16 в.

  • Замок и сад барокко в Блуа ок. 1575


11. Барочный сад французского типа, 17 в

Замок Во-ле-Виконт в 17 веке, гравюра

Барочном саду французского типа присущи все черты барочного сада Италии. Здесь и ИСПОЛЬЗОВАНИЯ террас и партеров, и водных ресурсов. Но французские сады розплановувалы на небольших холмах, а террасы не были так высоки, как в Италии. Во Франции любили партеры и придумали несколько их разновидностей: партер сухой, водный, партер со скульптурой, партер с арабесками (сложными узорами). Природу активно покоряли геометрическим фигурам (вистигання кустов под конус, шар, стену), ставки в виде зеркал, русла рек в виде прямых каналов и т.д.. Все это подчинено главной доминанте сада-дворца вельможи или короля. Именно во Франции 17 в. сложился завершенный тип садово-паркового ансамбля, получивший название сада французского типа. Создателем сада французского типа был гениальный садовник Андре Ленотр (1613-1700). Этот тип садов и имел распространение от Британии до России.

Первым совершенным образцом сада французского типа во Франции стал сад замка Во-ле-Виконт. Его грандиозным продолжением с преувеличениями и гигантоманией был Версаль.


12. Сады голландского барокко

Бывший сад дворца Хонсхолердик, план до 1650 Уничтожен.
Вредеман где Вриси. Голландский сад.

Сады голландского барокко многое последовали от суток Возрождение. Оставаясь в пределах барочной стилитикы, сады Голландии имели значительные национальные особенности, не потеряли ренессансную камерность, небольшие размеры и назначения для досуга семьи и ее близких. В середине XVI века в Германию из Турции дипломат Бусбек привез тюльпаны. Уже 1559 г. новыми цветами любовались жители города Аугсбург. Цветок быстро распространилась Западной Европой, а в Голландии приобрела эпидемический захвата и невиданную популярность. Их выращиванием занимались как ботаники и аристократы, так и крестьяне, рыбаки и даже наемники. Здесь возникла специализированная биржа тюльпанов, где продажа редких сортов вызвал ажиотаж как на продажу экзотики. Ботаники и любители деятельно занимались выведением новых сортов. Когда какой-то садовник получил тюльпан невиданного темно-фиолетового (почти черного) цвета, в городе Гарлем (Нидерланды) устроили праздник. Новый тюльпан пронесли Триумфальной походкой, а принц Оранский приветствовал садовника и дал тому в награду 100.000 гульденов. (Четырехэтажный дом Рембрандта в Амстердаме стоил 13.000, а продали его - 11.000 гульденов).

На массовом фоне небольших частных садов с регулярным уличной сеткой выделялись роскошные садово-парковые ансамбли богачей и кучки голландских аристократов. Эти сады занимали значительную площадь и ориентировались на известные французские образцы - но без их гигантомании. В этих образцах были и партеры (водные, сетевые), и скульптуры, и фонтаны, но их количество было ограничено. Дворец занимал геометрический центр участка и через него же проходила центральная ось участка, если за образец брался французский сад. Но национальной особенностью часто была асимметрия в расположении помещения обладателя, его боковое расположение, а сад имел дополнительные участки, где кроме цветов выращивали душистые травы, овощи, фруктовые деревья. В видпочивальний зоне обустраивали зеленые кабинеты, каждый с собственным наполнением (душистые травы, фонтан, ягодные кусты, плодовые деревья). Центральная аллея ни была широкой, хотя хорошо сочетала кабинеты между собой. Парадными были небольшие участки партеров, голландский сад не преследовал парадностью, а предпочитал обособленности.

Служило уединенности и именно планировка. Трехлучевой планировки в Версале имело целью раскрытия широкой перспективы на королевский дворец, покорял себе сад. Диагональные аллеи голландских садов, наоборот, обустраивали подальше от усадебного имения и часто они ни раскрывали перспектив на постройку. Только уникальные знатные дома в Голландии последовали французским образцам, оставаясь скорее исключениями или вариантами с иностранными влияниями.

Сады голландцев быстро стали сюжетами для картин. Многочисленные гравюры садовой тематики создавали Вредеман где Вриси и его сын. Метода голландских садоводов имела широкое распространение в северных странах Европы, повлияв на декоративное садоводство Восточной Англии, Дании, Швеции, Прибалтики, а затем и Московии. Андре Молле написал трактат по садоводству ("Сад наслаждений") для королевы Швеции Кристины на основе голландского опыта. Сад барокко ( Летний сад (Санкт-Петербург)), что распланировали в новой столице по приказу Петра I, был разбит именно по голландским образцам, которые так любил царь. Голландцем был и первый его садовник - Ян Роозен.

  • Дворец Хейс тен Босх, план ансамбля.

  • Дворец и сад Хет Лоо.

  • Дворец и сад Хейс тен Нейбург

  • Сетевое партер сада в Хет Лоо.


13. Сады позднего барокко

Сады позднего барокко можно рассмотреть на примерах из Российской империи. Привлечение к образцам западноевропейской культуры и западноевропейского барокко произошло в конце 17 в. Недостаток своих мастеров побудила к приглашению мастеров зарубежных.

На первом этапе образцами для садов Петербурга служили небольшие барочные сады Голландии, по образцам которых распланировано даже большой Летний сад в Петербурге. После посещения Франции и Версалю, царь Петр обратился к садам французского типа. В Петербург пригласили даже ученика гениального Ленотра - Александра Леблона. За короткий срок работы (три года) Леблон не успел реализовать ни одного из своих планов, но значительно поднял уровень чертежей и планировок садов в Петербурге. Сами сады позднего барокко в России-это смесь различных находок разных стран.

Величественными образцами садов барокко в Петербурге стали парк Меншиковского дворца на Васильевском острове (не существует), Нижний парк в Ораниенбауме (реставрируется), Петергоф (дворцово-парковый ансамбль), парк в Стрельне у Константиновского дворца (реставрирован), сады Царского Села.

Образцом барочного сада в Москве есть и сад в усадьбе Шереметева Кусково, самый большой среди тех, которые сохранились (ныне музей-усадьба).

Старейший из садов барокко в Подмосковье был создан в усадьбе вельможи Якова Брюса Глинки. Усадьба сохранена и используется как санаторий. Сад регулярного типа с прудами, но без соблюдения симметрии и разрушенными парковыми сооружениями, портребуе восстановления.

Среди лучших образцов регулярных садов Подмосковья-сад усадьбы С. Г. Чернышева Ярополец, находится в разрушенном состоянии, как и дворец.


14. Сад позднего барокко в Олеско

Бывший монастырь капуцинов.

К образцам садов позднего барокко в Украине принадлежит сад в Монистире капуцинов возле замка Олесько. Автор проекта монастыря - архитектор с Подолье Мартин Добравского.

Строительство продолжалось в 1737-1739 годах. В комплексе председательствовал костел. Мур до трех метров высотой окружал монастырский двор, сущий план которого напоминал тринавной одноапсидный церковь, где был главный алтарь и четыре часовни. На местах алтарей в саду построили пять каменных часовен. По осям монастыря сделали парковые тропы. В саду были стриженые обои, партер (сад), два бассейна с водой. Несколько суровые внешние формы монастыря без пышного декора, волнистых фасадов и колонн были удачно дополнены садовыми растениями (среди которых были и лекарственные), фруктовыми деревьями. Перед фасадом костела скульптор Леблан установил три каменные скульптуры святых, которым присущи черты рококо. Вистрижени растения, скульптуры на волнистых постаментах и черты рококо в скульптурах - признаки позднего барокко, более характерны светском дворца с регулярным садом, чем монастырю.

Сохранено планировки сада, скульптуры на барочных постаментах и ​​небольшие размеры сада позволили отреставрировать барочный сад и возможность вернуть ему вид, приближенный к первоначальному. Комплекс архитектурных сооружений монастыря используется Львовской галереей искусств.


15. Перечень садов барокко Украины


16. Неправедный осуждение садов барокко

Замок Дампьер, Франция
Сад барокко и замок Рогалин, Польша.

Теоретики пейзажного садоводства позже много говорили о антифеодальную, НЕ монархическую сущность пейзажного парка. Активная, часто агрессивная геометрия планирования и активное вмешательство в развитие и рост кустов и деревьев относились в вину садам барокко. Было полностью забыто, что сад барокко был монополизирован королевской властью во Франции 17 века. Именно из Франции пошла мода на покорение природы в саду - королю, вельможи, человеку вообще. Но сад барокко возник в Италии во времена, когда был сложившимся иститут абсолютизма, олицетворенный в должности короля. Поэтому сад барокко не нес вины за преступления королевской (абсолютной) власти.

Частично спасителем небольших садов с регулярной планировкой был даже Хамфри Рептон (1752-1818), известный как теоретик и практик пейзажного садоводства Англии. На припалацовий территории Хамфри Рептон оставлял и террасу, и балюстрады, и цветники, и регулярная планировка - признаки барокко в пейзажном среде английского парка. Элементы регулярной планировки без гигантомании Версаля заняли почетное место в новейшие времена в роздудови парков у спортивных площадей в 20 веке.

Дух антифеодальной свободы английских садов был распространен только на планирование садов и отказ от вистригання деревьев. Английский сад с первых лет существования стал также активно обслуживать абсолютную власть в той же Британии 18 века, как и французский парк в Версале 17-го. Порочный круг замкнулся.

Но это старательно не замечали ни в либеральной Британии, ни в королевской Франции, ни в Российской империи, ни в немецких княжествах т.п..


Источники

ск. Джованни Бонацца, "Ночь", скульптура из цикла "Течение времени", 1717 г. Летний сад.
  • TO Enge und CF Schr?er: Gartenbaukunst in Europa. 1450-1800 Vom Villengarten der italienischen Renaissance bis zum englischen Landschaftsgarten.
  • Hans Sarkowicz Die Geschichte der G?rten und Parks. Insel Verlag, Frankfurt, 2001.
  • Kerstin Walter Geschichte der Gartenkunst. Von der Renaissance bis zum Landschaftsgarten. Verlag DuMont, 2006.
  • Albert Jost Gartenlust - Lustgarten. Verlag Schnell & Steiner, 2003.
  • Ehrenfried Kluckert (Hrsg.) Gartenkunst in Europa. K?nemann Verlag, 2005.
  • Erik Orsenna Portrait eines gl?cklichen Menschen. Der G?rtner von Versailles. DTV, 2004.
  • Всеобщая история архитектуры, т. 2, М., 1963 (рус)
  • Всеобщая история искусств, т 3,4, М, "Искусство", 1962 (рус)
  • Горохов В. П. Лунц Л.Б. "Парки мира", М, Стройиздат, 1985 (рус)
  • Вергунов А.П. Горохов В. А. "Русские сады и парки", М, "Наука", 1988 (рус)
  • Брунов Н. "Рим. Архитектура эпохи барокко", М, 1937 (рус)
  • Афмидентова В. "История садово-парковых стилей", М, "Архитектура", 2003 (рус)