Надо Знать

добавить знаний



Салическая правда



План:


Введение

Салическая правда или "Салический Закон" (Lex Salica) - сборник записей обычного права салических (приморских) франков. Этот сборник является важнейшим источником для изучения хозяйственной жизни и общественного строя франков суток Меровингов, а частично и Каролингов.

Король франков дарит народа Салический закон. Французский миниатюра XIV в.

1. Предыстория возникновения

Источником права у франков в "Салической правды" были обычаи, постановления франкских королей законодательного характера (капитулярии). Завоевано франками населения Галлии жило по римскому праву.

2. Салическая правда среди других тогдашних варварских Судебника

"Салическая правда" не единственный сборник судебных обычаев в германских племен эпохи раннего Средневековья. Важнейшим источником права в "Салической правды" в Франкском государстве были так называемые варварские правды - записи обычного права варварских племен. Такие записи обычного права в конце V начале VI в. были у многих племен, которые расселились на территории бывшей Римской империи. Конце V в. составлен был запись обычного права вестготов (Судебник короля Эврика), несколько позже - обычного права бургундов - Бургундская Правда. После внедрения "Салической правды" в начале VI века, был создан также запись обычного права рипуарських франков - Рипуарська Правда. Алеманны имели свою Алеманську Правду, бавары - Баварскую, саксы - Саксонской, Тюрингский т.д.. Господствовавшего при этом "национальный", а не территориальное деление. Однако в одной из "варварских правд" (Leges barbarorum) не отразилось так полно древнегерманский право, как в "Салической правде". Римское влияние ощущается здесь минимально - в языке судебника, составленного испорченной (так называемой варварской) латыни, и в использовании римских денежных единиц ( солид, денарий). Что же касается самих принципов законодательства, то в "Салической правде" они сугубо германскими: здесь возникает древнее германское право, отдельными своими деталями напоминает черты быта и обычаев, существовавших у германцев в эпоху, описанную Тацитом в "Германии".

Из всех "варварских правд" особую ценность для историко-правовой науки представляет "Салическая Правда", поскольку ее содержание отражает социально-экономические и политические процессы ранних этапов развития классового общества, государства и права. Салическая Правда рисует очень архаичные отношения в среде франков, которые стоят на пороге классового общества. Этот источник свидетельствует о сильной имущественной дифференциации, о начале распада родовых и общинных связей. В то же время она является важнейшим документом для изучения земледельческой общины, имущественных отношений раннефеодального периода, прав и обязанностей франков - общинников и членов родовой союза, древнего и крайне примитивного судоустройства и судебной процедуры.


3. Основное содержание, описание, структура

Салическая правда, как и другие подобные ей германские "варварские правды" не представляет собой систематизированного свода законов или кодекса, который должен охватывать абсолютно все стороны общественной жизни и преподаваться в форме общих постановлений. Положение ее не носят характера общих юридических норм, а является фиксированным перечнем правовых конкретных обычаев и соответствующим им наказаний, главным образом, в виде различных денежных штрафов. Части ее статьи посвящены преступлениям против личности и имущества. Эти статьи устанавливают наказание за кражу свиней, рогатого скота, лошадей, собак, рабов, за поджог, ломки ограждений. Салическая правда предусматривала суровые наказания, большие штрафы (вергельд) за убийство, телесные повреждения.

"Салическая правда" - это судебник, состоящий из конкретных судебных случаев ( казусов), которые в результате многократных повторов превратились в судебный обычай. Однако эта конкретность, подробное описание разных сторон повседневной жизни франков предоставляют произведению крупнейшей научной привлекательности как историческому источнику.

По своей структуре "Салическая правда" достаточно сложный документ, сохранившийся в нескольких редакциях, последовательность которых не так поняла, как, например, в вестготских законах. Текст "Салической правды", по мнению подавляющего большинства исследователей, был составлен и записан на латинском языке в последние годы правления франкского короля Хлодвига, очевидно между 507 и 511 годами.

Первоначальный текст не дошел до наших дней. Рукописи, сохранившиеся частично являются копиями (более или менее видоизмененными) пропавшего оригинала, частично - переделками, кампиляциямы, иногда сокращенными, иногда, наоборот, значительно расширенными. Преимущественно эти рукописи относятся к VIII или IX века. Исследователи осуществили несколько попыток реконструировать утраченный оригинал, однако все они являются спорными. Имеющиеся варианты текста "Салической правды", как правило, делят на пять основных групп, имеющих разное количество рукописей.

  • Первая группа состоит из четырех древнейших списков, дошедших до нас (Парижский рукопись с Национальной библиотеки, № 4404; Вольфенбюттельский рукопись; Мюнхенский рукопись; Парижский рукопись с Национальной библиотеки, № 9653), каждый из которых содержит 65 титулов. Для них характерна варварская латынь и примечания на Салической наречии франкского диалекта (так называемая мальберська глосса), иногда чрезвычайно искаженном переписчиками. Считается, что древний и самый список "Салической правды" сохранился в рукописи Парижской Национальной библиотеки, № 4404.
  • Вторая группа представлена ​​лишь двумя рукописями с Парижской Национальной библиотеки, № 18237 и № 4403, принадлежащих к началу IX века и также каждый по 65 титулов и мальберзьку глоссы. Будучи в целом кампиляциямы первой группы, они содержат и некоторые дополнения, отражающие, в частности, распространение среди франков христианства (следы некоторых новых христианских обрядов и обычаев).
  • Третью группу составляют девять более обширных рукописей, является кампиляциею и дополнением к рукописям второй группы. Количество титулов у них - до 100. Три рукописи, а именно: рукопись из университетской библиотеки Монпелье 764 года; Парижский - с Национальной библиотеки, № 4627; Сент-галленський 793 года, - имеют мальберзьку глоссы, остальные (шесть) - нет.
  • К четвертой группе принадлежит только одна рукопись - Heroldina (по имени немецкого ученого XVI века Герольда, который впервые опубликовал его 1557 года в Базеле). Произведение датировано IX веком. Он близок к рукописям последней - пятой группы.
  • Пятая группа, так называемая Емендата (Emendata), наиболее многочисленная, созданная во времена правления Карла Великого и его сыновей, - это буквально исправлены или улучшены, то отредактированные рукописи. Их сохранилось больше - около 50 экземпляров. В основном они состоят из 70 титулов, без мальберзькои глоссы. Текст Емендаты значительно очищенный от германизмив и более литературный, чем другие варианты рукописей, переведен также на франкский диалект. В IX веке только Еменданта имела силу закона.

Как уже зазаначалося, вероятнее времени возникновения "Салической правды" (в ее древнейшей редакции) является 507 - 511 года. Затем, как и в других германских правд, к ней добавились шесть новых законов ( Капитулярием), выданным меровинзькимы королями, частично являются приложениями, частично с поправками отдельных статей. Капитулярий первый (? 1-4) и шестой имеют такой же архаический характер, как и "Салическая правда". У них есть и мальберзька глосса, и расчет вергельда в Солид - денариях. Пункты 5-8 первых Капитулярием, касающиеся семейного права, представляют собой нейстрийський закон середины VI века, где четко отражается влияние римских и вестготских законов. Второй и третий капитулярий относятся к периоду правления сыновей Хлодвига, так же, как и четвертый капитулярий под названием "Договор о соблюдении мира" королями Хильдебертом И ( 511 - 558 года) и Хлотарем И ( 511 - 561 года). Пятый капитулярий составляет эдикт нейстрийського короля Хильперика ( 561 - 584 года). В нем изменен (для территории Нейстрии) один из важных пунктов "Салической правды" о праве наследования земли. Согласно тексту "Салической правды" (титул 59, ? 5): "Земельный же наследие ни в коем случае не должна достаться женщине; вся земля пусть переходит мужскому полу, т.е. братьям". Тогда как эдикт Хильперика обеспечивает наследование земли и за дочерьми, отменяя право соседей-общинников, означало расписание предыдущих отношений.


3.1. Наказание

Наказание дифференцировались в зависимости от положения правонарушителя. Основным наказанием был штраф, который определялся в солид и динарий (1 солид = 40 ден.). Вергельд (цена человека) хозяину убитого раба составлял 35 солидов. За убийство полусвободного (литая) предназначалась плата 100 солидов, свободного франка - 200, графа, королевского чиновника - 300 солидов. За убийство графа при исполнении им служебных обязанностей вергельд утраивался. Предполагалось наказания тех, кто позорил достоинство франка (титул 30).

Также "Салическая правда" свидетельствует о существовании у франков пережитков кровавой мести. Если преступник не может уплатить выкуп за совершенное убийство, то "он должен заплатить своей жизнью". Однако кровавая месть запрещается, если убийство совершено непреднамеренно.

Статьи "Салической правды" охраняли и защищали жизнь и достоинство женщины. За похищение чужой жены принадлежало платить штраф 200 солидов. Тот, кто хватал свободную женщину за руку, кисть или палец платил 15 солидов, а кто называл свободную женщину блудницею - 45 солидов (титулы 20, 30 ? 3).


3.2. Обязательства

За исключением земли, все остальные вещи могли быть предметом купли-продажи, обмена, дарения. Факт заключения таких соглашений довольно часто фиксировалось в документах.

Среди различных сделок особое место принадлежит займам. Долгового рабства "Салическая правда" уже не знает. Но имущественная ответственность должника становится очень строгой. После просрочки платежа кредитор трижды являлся к должнику (со свидетелями), и с каждым разом сумма долга увеличивалась на три солида. Конфискация имущества должника осуществлялась графом.


3.3. Наследственное право

Движимое имущество сын и дочь наследовали поровну. Но земля переходила только к сыну. То есть земля оставалась в одном и том же роде. Эдикт короля Хильперика (561 - 584 гг) установил, что при отсутствии у умершего сыновей имущество наследуют дочери, а когда и их нет, то брат или сестра умершего, но не "соседи", как это было раньше.

С развитием частной собственности в праве франков появляется институт аффатомии, через который можно было внести изменения в законный порядок наследования. Аффатомия заключалась в том, что заключалось соглашение, по которому имущество наследодателя еще при его жизни передавалось любому лицу.


3.4. Брачно-семейное право

Древние обычаи германцев позволяли заключения брака через покупку жены, но еще древние не исключали ее кражи. Через покупку человек приобретал власть над женщиной. После его смерти эта власть переходила к свекру, потому что выкуп (плата) давался им. Во время Салической правды эти обычаи уже отмирали. Место выкупной платы заняли вещи или деньги, которые муж приносил жене в виде утреннего подарка (в награду за невинность).

3.5. Суд. Судебный процесс.

Высшая судебная власть принадлежала монарху. Он осуществлял ее вместе с представителями знати. Королевский совет рассматривал опасные правонарушения.

Основной судебным учреждением государства, где рассматривалась большинство дел, были "суды сотни". Их форма на протяжении нескольких веков не претерпела серьезных изменений. Но постепенно судебная власть сосредоточивается в руках феодалов. Сначала граф, центенарий или викарий только созывали Мальберг - собрание свободных людей сотни, выбирали из своей среды судей-рахинбургов. Суд проходил под руководством выборного председателя - тунгина. В его состав избирались, как правило, состоятельные, почтенные люди. Но на судебном заседании должны были присутствовать все свободные и полноправные жители (взрослые мужчины) сотни. Уполномоченные короля лишь следили за правильностью судопроизводства.

Постепенно люди короля (его уполномоченные) становятся председателями судов вместо тунгина. Каролинги завершили этот процесс. Их посланцы - миссии получили право вместо рахинбургов назначать членов суда-скабинив. Обязанность свободных людей присутствовать на суде был отменен.

Дальнейшее развитие феодализма привел к радикальным изменениям всей судебной структуры. Сеньоры - иммунисты расширяют свои права в области суда над крестьянами, которые проживали в их владениях. Приобретают черты иммунитета и судебные полномочия должностных лиц, а также высших иерархов церкви. Юрисдикция церкви распространялась не только на духовенство, но и на некоторые категории светских людей, вдов, сирот, вольноотпущенников. Все эти лица находились под защитой церкви. Судебный процесс можно было начинать только по инициативе потерпевшего. Он был обязан дать доказательства совершенного, привести соприсяжных, которые могли бы подтвердить его хорошую репутацию. Для проверки истинности показаний обвиняемого разрешалось применять "суд божий" (ордалии) - испытание раскаленным железом или укропом. Состоятельный франк мог откупиться от "суда божьего". Треть всех судебных штрафов шла в пользу короля.

Процесс по "Салической Правдой" носил состязательный характер, основными чертами которого были:

  • а) осуществление гражданского и уголовного процесса в одинаковых формах;
  • б) возбуждение дела только по инициативе истца или пострадавшего;
  • в) равные права сторон и проведения процесса в виде состязания сторон;
  • г) строгое соблюдение установленных процессуальных форм (формализм).

Процесс начинался с вызова в установленной форме и при свидетелях обвинителем обвиняемого. Неявка любой из сторон на процесс наказывалась штрафом. От штрафа освобождался только тот, кто подавал уважительной причине для неявки (королевская служба, болезнь, смерть кого-то из близких).

Рассмотрение начинался с выслушивания обвинителя, который должен был выражать обвинения в строго установленной форме, что позволяло обвиняемому ответить только "да" или "нет". В случае положительного ответа обвиняемого суд сразу выносил решение. В противном случае судья решал вопрос о порядке предоставления доказательств.

Доказательством факта совершения преступления свободным человеком была задержка преступника на месте преступления, его собственное признание и показания свидетелей. Для того, чтобы снять с обвиняемого обвинения, "Салическая Правда" предусматривала три вида доказательств: спивприсяжнисть, показания свидетелей и ордалии ("суд божий"), в форме испытания "котелком", напоминая при этом "другие законные средства" доказывания.

Самым распространенным видом доказательств была спивпрйсяжнисть, применявшаяся для подтверждения присяги (клятвы) обвиняемого в том, что он не совершал того, в чем его обвиняют, соприсяжных - это обычно родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые на отличий) от свидетелей не были очевидцами факта , а лишь "свидетелями доброй славы" обвиняемого. По Салической Правдой должно было быть 12 соприсяжных.

Своей присягой, которая осуществлялась в строго определенной, форме, нарушение которой вело к проигрыванию дела, они подтверждали, что обвиняемый в силу присущих ему качеств не мог поступить приписываемых ему деяний, и не может быть сомнений в честности и правдивости его присяги.

Лжесвидетельство, также как и отказ свидетеля явиться в суд, наказывались штрафом в размере 15 солидов.

Распространенным видом доказательства были ордалии ("суд божий"), при которых преступление устанавливался с помощью божественной силы бога, как бы указывал преступника ("бог шельму, метит"), часто для этого использовались огонь, кипяченая вода и железо. Правда знает лишь один вид ордалии - испытания "котелком" - то есть с помощью кипящей воды. Испытания заключалось в том, что руку обвиняемого опускали в котел с кипящей водой и затем завязывали, приложив к повязки печать. По истечении трех дней ее решали, и, если на руке не было ожога, то обвиняемый считался не совершал преступления, в котором его обвиняли.

Основным средством получения признания при обвинении рабов было пытки.

Если обвиняемый согласен с приговором суда, ему давался льготный срок для уплаты штрафа, по истечении которого в случае неуплаты штрафа истец (обвинитель) обращался за помощью графа. Последний вместе с 7 рахинбургов должен был отправляться к дому обвиняемого и конфисковывать его имущество на сумму, которую он должен был оплатить. В случае несогласия обвиняемого с решением суда рахинбургов, обвиняемый снова вызывался в сотенный суд через 40 дней, а затем, в случае его неявки или отказа исполнить приговор, обвинитель должен был в течение 14 дней вызвать его на суд короля. Вызов на суд короля также осуществлялся в строго установленной форме. В случае неявки на суд короля или отказа выполнить его решение, король обьявляв обвиняемого вне закона. После этого и сам виноват, и все его имущество становилось собственностью истца. По другому закрепляет Салическая Правда право на землю, которой владела семья, различая приусадебный участок, пахотную землю, луга, леса. Здесь многократно упоминается огороженный участок, при этом предусматривается значительный штраф за поджог и разрушение ограждения.


4. Значение судебника

В целом основной текст "Салической правды", а также дополнения к нему, сделанные франкскими королями в VI - IX веках, дают возможность проследить эволюцию франкского общества от первобытнообщинного строя к феодализма. "Салическая правда", возникшая сразу после завоевания франками Галлии в сравнительно слабо романизированным области, сохранила германское обычное право почти в нетронутом виде. Полно отражены в ней архаичные отношения, существовавшие у франков до завоевания Галлии (родоплеменной строй на последней стадии его разложения). Эти отношения во многом сохранились у рядовых франкских общинников и при фиксации судебника. "Салическая правда" дает достаточно четкое представление о общинную организацию франков V - VI века, их хозяйственной деятельности (земледелие, скотоводство, охота и т.д.). Вместе с тем в "Салической правде" содержится ценная информация об имущественном и социальное расслоение в франкском обществе меровинзького периода, основные этапы эволюции форм собственности и землепользования, а также зарождение у франков раннефеодального государства.


Литература

  1. Всеобщая история государства и права. Под редакцией К. И. Батыр, М., "былина", 1995.
  2. История западноевропейского средневековья. Хрестоматия / Составитель Н. А. Рудь: Учеб. пособие. - М. Лыбидь, 2005.
  3. Страхов Н. М. История государства и права зарубежных стран. : Харьков, Право, 1999.
  4. Федоров К. Г. История государства и права зарубежных стран. М.: 1994.
  5. Шевченко А. История государства и права зарубежных стран. К.: Вентури, 1994.



История Это незавершенная статья по истории.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам