Надо Знать

добавить знаний



Сальвадор Дали


Salvador Dal 1939.jpg

План:


Введение

Сальвадор Дали (полное имя Сальвадор Доменек Фелипе Жасинт Дали и Доменек, маркиз де Пуболь, исп. Salvador Domnec Felip Jacint Dal i Domnech, Marqus de Dal de Pbol , кат. Salvador Felipe Jacinto Dal Domnech ) ( * 11 мая 1904 г. - 23 января 1989 г.) - испанский художник, один из величайших сюрреалистов ХХ века.


1. Биография

1.1. Детство

Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в семье дона Сальвадора Дали-и-Куси и доньи Фелипе Доменеч. Детство Дали прошло в Каталонии, на северо-востоке Испании. Еще в раннем детстве, по поведению и пристрастиям маленького Сальвадора можно было отметить его неудержимую энергию и эксцентричность характера. Частые капризы и истерики приводили отца Дали в гнев, но мать, напротив всячески старалась угодить любимому сыну. Она прощала ему даже самые отвратительные выходки. Как следствие, отец стал неким воплощением зла, а мать - символом добра.

Талант к живописи проявился в достаточно юном возрасте. В четыре года он, со странными для такого маленького ребенка стараниями, пытался рисовать. Первую свою картину Сальвадор Дали нарисовал, когда ему было 6 лет. Это был небольшой импрессионистский пейзаж, написанный на деревянной доске масляными красками. Талант гения рвался наружу. Дали целыми днями просиживал в маленькой, специально выделенной ему комнате, рисуя картины. В городке Фигерасе Дали брал уроки рисунка у профессора Жоана Нуньеса. Среди любимых картин молодого Далее была композиция французского художника Милли "Анжелюс", вечерняя молитва об умерших.


1.2. Юность

Под опытным руководством профессора талант юного Сальвадора Дали принял свои реальные формы. Уже в 14 лет нельзя было усомниться в способности Дали к рисованию. Когда Дали исполнилось 15 лет, его выгнали из монашеской школы за плохое поведение. Но он смог успешно сдать все экзамены и поступить в институт (так в Испании называли школу, дающую законченное среднее образование). Институт в 1921 году ему удалось закончить с блестящими оценками. Далее поступил в Мадридскую Художественную академию. В шестнадцать лет Дали стал излагать свои мысли на бумаге. С этого времени живопись и литература оказались в равной мере частями его творческой жизни. В 1919 году в самодельном издании "Студиум" он публикует очерки о Веласкеса, Гойю, Эль Греко, Микеланджело и Леонардо. Принимает участие в студенческих волнениях, за что на сутки попадает в тюрьму.

В начале 20-х годов Дали был восхищен работами футуристов, но все же был полон решимости создать собственный стиль в живописи. В это время у него появились новые друзья и знакомые. Среди них были такие выдающиеся и талантливые люди, как поэт Федерико Гарсиа Лорка и Луис Бюнюэль. Экстравагантный вид художника изумлял и шокировал обывателей. Это приводило самого юношу в неописуемый восторг. В 1921 году умирает мать Дали.

Репродукция картины Сальвадора Дали Открытие Америки Христофором Колумбом"

В 1923 году за нарушение дисциплины он был на год отстранен от занятий в академии. В этот период интерес Дали был прикован к творениям великого гения кубизма Пабло Пикассо. В картинах Дали того времени можно заметить влияние кубизма ("Девушка" ( 1923)). В 1925 году с 14 по 27 ноября проходит первая персональная выставка его работ в галерее Далмау. На этой выставке были 27 картин и 5 рисунков великого гения. Школа живописи, в которой он учился, постепенно разочаровывала его и в 1926 году Дали покинул академию. В этом же году Сальвадор Дали уехал в Париж, пытаясь найти там для себя что-то по душе. Вступив в группу, которая объединилась вокруг Андре Бретона он начал создавать свои первые сюрреалистические работы ("Кровь слаще меда" 1928, "Светлые радости" 1929). В начале 1929 года состоялась премьера фильма "Андалузский пес" по сценарию Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля. Сам сценарий был написан за шесть дней! После скандальной премьеры этого фильма был задуман еще один фильм под названием "Золотой век". В 1929 году сюрреализм стал спорным, для многих - неприемлемым течением в живописи.


1.3. Молодые годы

Личная жизнь Сальвадора Дали до 1929 года не имела ярких моментов (если только не считать его многочисленные увлечения нереальными девочками, девушками и женщинами). Но именно в 1929 году Дали влюбился в женщину - Елену Дьяконову или Галу. В то время она была женой писателя Поля Элюара, но отношения ее с мужем к тому времени уже были прохладными. Именно эта женщина на всю оставшуюся стала музой, вдохновением гения Дали.

В 1930 году картины Сальвадора Дали стали приносить ему известность ("Время расплылся", "Постоянство памяти"). Неизменными темами его творений были разрушение, бренности, смерти и мир сексуальных переживаний человека (влияние книг Зигмунда Фрейда). В январе 1931 года в Лондоне состоялась премьера второго фильма Дальше - "Золотой век".


1.4. Дали и Гала

Гала Элюар (имя при рождении - Елена Делувина-Дьяконова) казалась Дали утонченной и самоуверенной женщиной. Она долгое время находилась в высших художественных кругах Парижа, тогда как он был лишь простым парнем из маленького провинциального городка на севере Испании. Сначала Дали был поражен красотой Галы и истерически хихикал, когда они разговаривали. Он не знал, как обращаться с ней, но втайне признавал, что она ему нравилась. В свою очередь, Галу заинтересовал этот напряженный молодой человек и его озабоченность мастурбацией и кастрацией. Когда Поль Элюар вернулся один в Париж, Дали и Гала нашли выход из ситуации. "Первый поцелуй, - писал Дали позже, - когда столкнулись наши зубы и переплелись наши языки, был лишь началом того голода, который заставил нас грызть друг друга до самой сути нашего бытия" [1]. Такие образы часто появлялись в последующих работах Дали: отбивные котлеты на теле человека, жареные яйца, каннибализм - все эти образы напоминают о безумной любви Дали и Галы. Когда эта парочка впервые сбежала вместе, они заперлись в своей комнате в замке Кари-ле-Руэ неподалеку от Марселя и отрезали себя от остального мира. Это бегство продолжалась всю их супружескую жизнь, даже если дальнейшем стал скандально известным. Гала - чьей реакцией на неистовую страстную любовь Дали были стала для Сальвадора Дали не просто женщиной, которая удовлетворяла его страсть. Когда она наконец бросила мужа и переехала к Дали в 1930 году, то проявила себя как прекрасный организатор, деловой менеджер и патронесса. А когда они наконец-то поженились в 1934 году, бывший муж Галы Поль Элюар был одним из свидетелей на брачной церемонии.

Чтобы выразить свои чувства к этой удивительной женщины, Дали изобразил ее в виде Градивы, героини популярного романа Уильяма Дженсена, где Градива возникает, как статуя из Помпей, в которую влюбился юноша, в конце концов итоге изменило его жизнь. На картине "Градива вновь открывает для себя антропоморфные развалины" на фоне скал, написать которые художника вдохновил скалистый пейзаж Коста Брава, на переднем плане изображена Градива, моделью для которой послужила Гала, окутанная скалой, на которой стоит чернильница, возможно, как намек на ее бывшего мужа-поэта.

Удивительная особенность этой семейной пары была в том, что они чувствовали и понимали друг друга. Гала, в прямом смысле, жила жизнью Дали, а он в свою очередь обожествлял ее, восхищался ею.


1.5. Разрыв с сюрреалистами

В начале 30-х годов Сальвадор Дали вступил в некий конфликт на политической почве с сюрреалистами. Его восхищение Адольфом Гитлером и монархические наклонности шли с идеями Бретона.

После прихода к власти каудильо Фрнко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, которые занимают левые позиции, и его исключают из группы. Дали порвал с сюрреалистами после того, как те обвинили его в контрреволюционной деятельности. В ответ Дали не без оснований заявляет: Сюрреализм - это я". Сальвадор был практически аполитичен, и даже его монархистские взгляды следует понимать сюрреалистично, так же как и постоянно рекламируемой им сексуальную страсть к Гитлеру. Он жил сюрреалистично, его высказывания и работы имели более широкий и глубокий смысл, чем интересы конкретных политических партий. Так, в 1933 году он нарисовал картину Загадка Вильгельма Телля, где изображает Вильгельма Телля в образе Ленина с огромной попой.

Между 1936 и 1937 годы Сальвадор Дали пишет одну из самых известных картин "Метаморфоза Нарцисса". Одновременно выходит его литературная работа под названием "Метаморфозы Нарцисса. Параноидная тема". Ранее ( 1935 г.) в работе "Искоренение иррационального" Дали сформулировал теорию параноидально-критического метода.


1.6. Далее в Италии

В 1937 году Дали посещает Италию с целью ознакомления живописью Возрождения. Далее в восторге от произведений Возрождения. В его собственных работах начинает доминировать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма. Несмотря на уход от сюрреализма, его картины, как и раньше наполненные сюрреалистическими фантазиями. Позже Далее (в лучших традициях своего высокомерия и эпатажности) приписывает себе спасение искусства от модернистской деградации, с чем связывает свое собственное имя ("Salvador" в переводе с испанского означает "Спаситель").


1.7. Далее в США

После оккупации Франции немцами в 1940 году Дали уезжает в США (Калифорния), где открывает новую мастерскую. Он живет вместе с Галой с 1940 по 1948 года.

В американский период Далее приступил к циклу картин на религиозную тематику. "Спокуса Святого Антонія" (1946 рік), "Мадонна порту Льїгат" (1949 рік), "Відкриття Америки Христофором Колумбом" (1959 рік) й інші полотна створили йому славу "католицького живописця". Сам він говорив, що в католицькій релігії його полонило "рідкісне досконалість задуму" [12]. У 1949 році Далі навіть удостоївся аудієнції у Папи Римського Пія XII (пізніше його запрошував до Ватикану і Папа Іоанн XXIII). Але при цьому художник уважно стежив і за досягненнями науки. Він написав "Атомну Леду" (1949 рік) і "Ядерний хрест" (1952 рік).

В 1942 році Сальвадор Далі випускає белетризовану автобіографію "Таємне життя Сальвадора Далі, написане ним самим". Коли ця книга у 1942 році була видана, вона відразу викликала критику з боку преси і прихильників пуританського товариства. Його літературні спроби, як і художні твори, як правило, виявляються комерційно успішними.

Він співпрацює з Уолтом Діснеєм. Той пропонує Далі випробувати свій талант у кіно - мистецтво, яке в той час було овіяне ореолом чаклунства, чудес і широких можливостей. Але запропонований Сальвадором проект сюрреалістичного мультфільму Destino був визнаний комерційно недоцільним, і робота над ним була припинена. Далі працює з режисером Альфредом Хічкоком і малює декорації для сцени сну з фільму "Заворожений". Однак сцена увійшла в фільм дуже урізаною - знову ж таки з комерційних міркувань.

Далі, як правило, подобалася активна діяльність, і разом з Галою, яка постійно знаходиться поруч з ним, він став відомий всім Сполученим Штатам Америки як король сучасного мистецтва. Далі також знайшов час, щоб написати роман "Приховані обличчя" про групу аристократів на порозі Другої Світової війни.


1.8. Повернення до Іспанії

З часом ностальгія за батьківщиною бере своє і в 1948 році він повертається в Іспанію. Перебуваючи у Порт Льїгаті Далі звертається у своїх творах до релігійно-фантастичної тематики. В 1953 році проходить велика ретроспективна виставка Сальвадора Далі в Римі. На ній представлені 24 картини, 27 малюнків і 102 акварелі. Раніше в 1951 році, напередодні холодної війни, Далі розробляє теорію "атомарного мистецтва", опубліковану в цьому ж році в "Містичному маніфесті". Далі ставить перед собою мету донести до глядача ідею про сталість духовного буття навіть після зникнення матерії ("Голова Рафаеля, що відривається", 1951). В 1959 році Далі і Гала облаштували свій будинок у Порт-Льїгаті. На той час вже ніхто не міг сумніватися в геніальності великого художника. Його картини купувалися за величезні гроші шанувальниками та любителями розкоші. Величезні полотна, написані Далі в 60-х роках, оцінювалися у величезні суми. У багатьох мільйонерів вважалося шиком мати в колекції картини Сальвадора Далі.

Наприкінці 60-х років стосунки між Далі і Галою стали прохолодними. І на прохання Гали, Далі змушений купити їй замок, де вона багато часу проводила в товаристві молодих чоловіків. Подальші роки їхнього спільного життя нагадували собою жевріючі вуглинки.


1.9. Музей Далі

В 1973 році у Фігуерасі був відкритий "Музей Далі". Цей незрівнянний сюрреалістичний витвір і нині приводить у захват відвідувачів. Музей є ретроспективою життя великого художника.

Сальвадору Далі прийшла ідея побудувати музей для своїх робіт. Незабаром він взявся за перебудову театру у Фігерасі, своїй батьківщині, що був зруйнований під час громадянської війни в Іспанії. Над сценою був споруджений гігантський геодезичний купол. Розчистили і розділили на сектори глядацьку залу. У секторах могли бути представлені його роботи різних жанрів.

Далі сам розписав вхідне фойє, зобразивши себе і Галу, які відмивають золото у Фігерасі, з ногами, що звисаюють зі стелі. Салон був названий Палац Вітрів, за однойменною поемою, в якій розповідається легенда про східний вітрі, чия любов одружилася і живе на заході, тому завжди, коли він наближається до неї, він змушений повернутися назад, на свою землю. Коли він повертаються - то плаче і на землю падають його сльози. Ця легенда дуже сподобалася містику Далі.

Іншу частину свого музею Сальвадор Далі присвятив еротиці. Як він часто любив підкреслювати, "... еротика відрізняється від порнографії тим, що перше приносить всім щастя, а друге - лише невдачі" [2].

У Театрі-музеї Далі було виставлено багато його робіт та інших дрібничок. Музей відкрився у вересні 1974 року і був схожий не стільки на музей, скільки на базар. Там, серед іншого, були результати експериментів Далі з голографією, з якої він сподівався створити глобальні тривимірні образи. (Його голограми спочатку виставлялися в галереї Кнедлер в Нью-Йорку в 1972 році. Він перестав експериментувати в 1975 році.) Крім того, в Театрі - музеї Далі демонструвалися подвійні спектроскопічні картини із зображенням оголеної Гали на тлі картини Клода Лорена та інші предмети мистецтва, створені Далі.


1.10. Останні роки

Ближче до 80-х років у Далі почалися проблеми із здоров'ям. Смерть Франка приголомшила й налякала Далі. Будучи патріотом, він не міг спокійно переживати зміни в долі Іспанії. Лікарі підозрювали у Далі хворобу Паркінсона. Ця хвороба колись стала смертельною для його батька. 10 червня 1982 року померла Гала. Хоча їхні стосунки не можна було назвати близькими, Далі сприйняв її смерть як жахливий удар.

Через сильне бажання бути поруч з її духом, Далі переїхав в замок Пубол, майже припинивши з'являтися у суспільстві. Незважаючи на це, його репутація зростала. У 1982 році Музей Сальвадора Далі, відкритий в Клівленді, штат Огайо, і містив велику частину його робіт, зібраних Є. і О. Рейнолдз Морз, переїхав до значний будинок в Санкт-Петербург, штат Флорида. Центр Жоржа Помпіду у Парижі влаштував велику ретроспективу робіт Далі в 1979 році, яка пізніше була послана через Ла-Манш до галереї "Тейт" у Лондоні. Подвійний показ ретроспективи дозволив широким верствам населення Європи ознайомитися з роботами Далі і приніс йому величезну популярність.

Серед нагород, які посипалися на Далі, було членство в Академії витончених мистецтв Франції. Іспанія удостоїла його найвищої честі, нагородивши Великим хрестом Ізабелли-католички, який йому вручив король Хуан Карлос. Далі був оголошений Маркізом де Пубол в 1982 році. Незважаючи на все це, Далі був нещасний і почував себе погано. Він багато працював. Все своє життя він захоплювався італійськими художниками епохи Відродження, тому почав малювати картини ближче до стилю епохи Відродження. Він також почав малювати у вільному стилі. Лінійний, експресіоністський стиль, що нагадує манеру Вінсента ван Гога, проявився у такій його картині, як "Ліжко та приліжкові столик люто атакують віолончель" (1983), де чіткі класичні лінії ранніх робіт Далі поступаються більш вільному, більш романтичному стилю.

У кінці 1983 року його настрій, як здавалося, трохи покращився. Він почав іноді прогулюватися по садку, писати картини. Але це тривало, на жаль, не довго. Старість брала верх над геніальним розумом. 30 серпня 1984 року в будинку Далі сталася пожежа. Він уже кілька днів був прикутий до ліжка, коли якимось чином воно загорілося. Можливо, причиною була несправна лампа, що стояла біля ліжка. Запалала вся кімната. Йому вдалося доповзти до дверей. Роберт Дешарне, який керував справами Далі протягом багатьох років, врятував його від смерті, витягши з палаючої кімнати. Опіки на тілі художника займали 18% шкіри. В феврале 1985 року стан Далі дещо покращився і він зміг дати інтерв'ю найбільшій іспанській газеті "Паїс".

Але в листопаді 1988 року Далі поклали в клініку з діагнозом "серцева недостатність". Серце Сальвадора Далі зупинилося 23 января 1989 года. Його тіло забальзамували, на його прохання, і протягом тижня він лежав у музеї в Фігуерасі. Тисячі людей приїхали, щоб попрощатися з великим генієм. Сальвадора Далі поховали в центрі музею його імені під плитою, що немає жодних позначок.


2. Интересные факты

Сальвадор Далі в 1972 р.
  • Дизайн Чупа-Чупса
    Энрике Бернат назвал свою карамель "чупсом", и первоначально в ней было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Популярность "Чупс" росла, увеличивалось количество карамели, выпускаемой появлялись новые вкусы. Карамель уже не могла оставаться в начальной скромной обертке, нужно было придумать что-то оригиналье, чтобы "Чупс" узнавали все. Энрике Бернат обратился к своему земляку, знаментого художника Сальвадора Дали с просьбой нарисовать что-то, что будет хорошо запоминаться [3]. Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка "Чупа Чупс", которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как логотип "Чупа Чупс" во всех уголках планеты. Отличием нового логотипа было и его местоположение: он находился не сбоку, а сверху конфетки
  • В 2003 году компанией " Уолт Дисней" был выпущен мультипликационный фильм " Destino" . Разработка фильма началась с сотрудничества Далее с американским мультипликатором Уолтом Диснеем еще в 1945 году, но была отложена из-за финансовых проблем компании.
  • С 1965 года в главной столовой комплекса тюрьме на острове Рикерс (США) на самом видном месте висел рисунок Далее, который он написал в качестве извинения заключенным за то, что не смог присутствовать в них на лекции по искусству, как обещал. В 1981 году фотография перевесили в холл "с целью сохранения", а в марте 2003 года он был заменен на подделку, а оригинал похищен, по этому делу предъявлены обвинения четырем сотрудникам. Несмотря на то, что трое из них признали себя виновными, а четвертый был оправдан, оригинал так и не был найден [4] [5].
  • Сальвадор Дали очень любил сладости и в обмен на логотип компании "Чупа-Чупс" требовал не денег, а коробку леденцов каждый день.

3. Изобретения Далее

Сальвадор Дали был не только гениальным художником, но и изобретателем. Многие его изобретения воплощены в реальности, несмотря на то, что первоначальный замысел казался совершенно безумным. Дали писал: "Все мною изобретенное, воплотилось в жизнь - но не мной и столь бездарно, что и сказать нельзя".

Вот некоторые из изобретений:

  1. Спектральные очки-калейдоскоп, изменяющие действительность. Это Далее придумал их для автотуристов в случае, если пейзаж наводит скуку.
  2. Туфли на рессорах, чтобы наслаждаться ходьбой.
  3. Грим, скрывающий тени. Дали действительно с ним экспериментировал, тщательно изучая состав, которым пользуются японские гейши.
  4. Фотомаски для репортеров.
  5. Пластиковое кресло, застывает в соответствии с фигурой хозяина.
  6. Платья с различными анатомическими накладками, сконструированными по точным расчетам и в полном соответствии с идеалом женской красоты, рожденным мужским эротическим воображением. Пожалуй, единственной не совсем обычной деталью платьев Далее есть дополнительные груди, которые нужно прицеплять к спине. Дали считал, что они должны были совершить переворот в моде.
  7. Накладные ногти с маленьким зеркальцем в каждом из них.
  8. Прозрачный манекен, внутрь которого наливают воду и запускают рыбок.

4. Список произведений

4.1. Картины


4.2. Скульптуры Далее

4.2.1. Галерея

  • Верховой конь, спотыкается

  • Дон Кихот, сидящего

  • Космический слон

  • Гала в окне

  • Гала Градива

  • Персей с головой медузы


См.. также

Примечания

  1. Далее С. / Дневник одного гения / О. Л. Щукина. - М.: Феникс, 1999.
  2. Каменев С. / Сальвадор Дали / С. М. Каменев. - М.: Исскуство 1993.
  3. "" История бренда Chupa Chups "Елизавета Руденко" - www.brandreport.ru/brand366.html . http://www.brandreport.ru/brand366.html - www.brandreport.ru/brand366.html .
  4. Art Too Tempting at Rikers; Plot to Steal a Dal Was Far From a Masterpiece - New York Times, 4 октября 2003
  5. Guards charged in Dali theft - news.bbc.co.uk/2/hi/americas/2999430.stm, news.bbc.co.uk, 18 июня 2003

Литература

  • Алексей Надемлинский об Антонио Страдивари, Михаила Грушевского, Джима Корбетта, Леонида Утесова, Сальвадора Дали / А. Надэмлинский. - Киев: Грани-Т, 2007. - 144 с. (Серия " Жизнь выдающихся детей" ). - ISBN: 978-966-292-381-0 (Рус.)
  • Делассен С. Гала для Дали. Биография супружеской пары. - М.: Текст, 2008. (Рус.)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам