Надо Знать

добавить знаний



Самиздат



План:


Введение

"Самиздат" ( рус. самиздат ) - Выдаваемые за цензурой (в частности в СССР) подпольные открытки, брошюры, книги и периодические издания - одно из проявлений Сопротивления.


1. Возникновение термина в СССР

Название самиздат появилась в народе как пародия на названия советских государственных издательских организаций вроде Госиздат, Политиздат т.д.. Вероятно, первым близкое по смыслу и форме слово "самсебевидав" ( рус. самсебяиздат ) Употребил поэт Николай Глазков, который уже в 1940-е годы ставил это слово на изготовленных им раскрашенных и переплетенных машинописных сборниках своих стихов [1].

Термин "самиздат" возник благодаря усилиям Ивана Багряного, который в 1929 году издал отдельной книгой поэму "Ave Maria". Бесхитростные печатники за определенную цену в одну ночь напечатали 1200 экземпляров поэмы. Григорий Костюк так описывал увиденное: "Иван Багряный." Ave Maria "(латинкою!) Поэма. Год издания - римскими цифрами МСМХХИХ, что значит 1929, издательство" САМ ", место издания не обозначено". Багряный по своей поэмы замечал, что "главное и единственное назначение было в том, чтобы выразить свое недовольство". Это называется классика [2].

В советском "Самиздате" появлялись на разных языках ( русском, Украинский и другими) литературные, философские и общественно-политические произведения, исследования по искусствоведения, религиозные (богослужебные) книги, учебники, перепечатки и переводы неразрешенных в СССР чужеземных произведений, в частности информации о нерешенный национальный вопрос, проявления антисоветского сопротивления, протесты граждан против нарушения законности и принципов публичности на судебных процессах, о аресты, суды и внесудебные репрессии КГБ, стенографические записи допросов и судебных процессов, ревеляции об условиях пребывания заключенных в тюрьмах, исправительно-трудовых лагерях и психиатрических больницах и т.д.. Больше всего литературных произведений. Существовал церковный самиздат - баптистов, адвентистов седьмого дня, греко-католиков. Верующие переписывали под копирку и распространяли Евангелие, потому что купить Священное Писание в атеистическом государстве было малореально. Медики искали возможности скопировать или перепечатать новейшие методики массажа. Спортсмены принимали с фотокопий уроки каратэ, а школьники - первые "уроки эротики". Издание "Самиздата" реализовались с помощью различных технических средств: переписывание, размножения на шапирографы, на ротаторе т.д.. Они передавались из рук в руки, через единомышленников, знакомых, почте, пидкидуванням. "Самиздат" распространялся главным образом среди интеллигенции, студенчества, писателей и художников; до широких кругов он доходил благодаря зарубежным радиопересиланням.

Главная задача "Самиздата" - информация распространяется путем немедленно публикуемых открыток и документов о тех или иных событиях, и серийных изданий таких, как общесоюзная "Хроника текущей событий" (с апреля 1968) и ограниченный украинскими делами "Украинский Вестник" (с января 1970 г., 8 выпусков 1974 г.).

Российские исследователи Т. Храмова и А. Даниэль предложили формулу значение самиздата - как собственно сути оппозиционной деятельности в СССР - "Ведь до чего состояла диссидентская активность 1950-1980-х гг? Процентов на девяносто пять - к порождению разного рода текстов. Художественных, правозащитных, научных, публицистических, политических - любых ".

Украинский журналист Вахтанг Кипиани, который коллекционирует и исследует самиздат, считает, что символом самиздата есть выражение Владимира Буковского - сам пишу, сам распространяю, сам сижу за это в тюрьме.

Кроме бумажного, существовал еще и "магнитиздат" - магнитофонные записи, в основном - песни бардов. Особое место занимали песни Булата Окуджавы, Александра Галича, но самыми массовыми в "магнитиздати" были песни Владимира Высоцкого.

Исследователи выделяют также "кибернетический" или "цифровой" самиздат - распространение текстов и других произведений в виде электронных изданий на компьютерных носителях - магнитных лентах, дискетах и т.д. [3]. Именно таким образом с осенью 1989-го года распространялся электронный бюллетень "Софтпанорама" [4] - сначала использовались популярные в то время дискеты калибра 5.25 дюйма, емкостью 360 Кбайт, впоследствии перешли к современным 3.5-дюймовых, а в апогее объем каждого выпуска самодельного бюллетеня , даже в архивных виде, достигал трех дискет по 1.44 Мбайт. Течение около 8 лет вышла почти сотня выпусков "Софтпанорамы", попытки придать изданию официального статуса научно-производственного журнала оказались безрезультатными [3].

Кроме самиздата существовал так называемый "тамиздат", есть книги, которые завозились разными людьми из-за границы и распространялись на территории Советского Союза.


2. Самиздат в СССР

В СССР самиздат как массовое явление начался в конце 1950-х. По мнению некоторых исследователей, первым популярным самиздатовских произведением текст антисталинской речи Хрущева, произнесенной на закрытой части ХХ съезда КПСС. Неизвестно, каким образом удалось ее записать, однако процесс распространения "самиздата" был очень мощным: через несколько дней после съезда речь в народе цитировали целыми отрывками.

Против активистов самиздата до 62-го года использовалась известная 58-я статья УК РСФСР, имела 13 подпунктов, один из которых был "Антисоветская агитация и пропаганда". Эта статья и применялась к "самиздатчикив", в частности к создателям журналов "Синтаксис" и "Феникс".

После 61-го года в уголовном кодексе появились новые статьи, среди которых очень активно применялась статья 62 УК РСФСР "Антисоветская агитация и пропаганда" (до 7 лет лишения свободы плюс 5 лет ссылки).


3. Самиздат в Украину

1964 подпольная националистическая организация "Украинский Национальный Фронт" выдала первое число машинописного журнала "Воля и Родина" (всего известны 16 выпусков). Поэтому в январе 1970 г. львовский журналист Вячеслав Чорновил начал выпуск машинописного журнала "Украинский вестник", который стал самым известным органом независимого слова в советской Украине. После разгрома редакции, группа диссидентов ( Степан Хмара, Олесь и Виталий Шевченко) сделали попытку отвести подозрения от редактора Чорновола, выпустив независимо от него 7 и 8 числа "УВ". Издатели были также вычислены КГБ и наказаны многолетними сроками. Время другая группа подпольщиков - "Украинская общенародная организация", или как ее еще называют УНФ-2, под руководством Николая Крайника выдает несколько чисел еще одного "Украинского вестника".

В Украине с начала 1960-х годов активно распространялись в "Самиздате" поэзии Лины Костенко, Николая Винграновского стихи и дневник Василия Симоненко, других шестидесятников.

Среди важнейших текстов украинского "Самиздата" были трактат Ивана Дзюбы "Интернационализм или русификация?", опубликован, в форме письма в ЦК КПУ в декабре 1965 г., сборник материалов Вячеслава Чорновола "Горе от ума" об арестах и судах 1965 - 1966 гг ( 1967), произведения Валентина Мороза, Евгения Сверстюка, Михаила Осадчего, Василия Голобородько, Игоря Калинца, Василия Стуса, Николая Холодного.

В "Самиздате" распространялись также перепечатки в украинских дореволюционных, с западно-украинской и эмиграционных изданий, в частности по истории и публицистики ( Ивана Франко, Махайла Грушевского).

Большинство из публикуемых в "Самиздате" писаний и документов были получены за границей и перепечатаны в издательствах "Современность" (с 1965 г.), "Факел" вместе с Первой украинской типографией во Франции {с 1967 г., в том числе все выпуски "Украинское Вестника") и др.. Некоторые из них были также издаваемые английском (работы Чорновола, Дзюбы, Мороза и сб. Документов), французском (Чорновила и Осадчего) и других языках.

Первое периодическое издание рок-самиздата увидело свет не в Ленинграде, Москве или Свердловске - признанных центрах советской современной музыки, а в Харькове - "Бит-Эхо", редактором которого был Сергей Коротков. Зато, хорошо описана в литературе история разгрома львовского художественного альманаха "Сундук" ( Григорий Чубай, Виктор Морозов, Юрий Винничук, Николай Рябчук и другие).

В 1989 - 1990 бурно развивался периодический самиздат - газеты, журналы, бюллетени, вестники, альманахи. При перестройки в СССР вышли более 1200 неофициальных изданий, известные из которых - "Поступ", "Голос возрождения", "Евшан-Зелье", "Кафедра", "Свободное слово" и другие.

Сколько в Украине во времена коммунистической несвободы получилось "нелитованих" органами цензуры газет, альманахов, журналов, сборников, информационных вестников т.п. не знает никто.

Крупнейшие доступны для исследователей сборки самиздата есть в Киеве и Львове. В Национальной библиотеке Украины им.В. Вернадского собрано около полутысячи наименований газет и журналов украинских неофициального печати. А в Музее-архиве украинского самиздата при Международном благотворительном фонде "Факел" сохраняется 243 названия изданий политических партий, движений, самодеятельных общественных объединений, обществ, национальных меньшинств и конфессий 1988-1992 гг Основа этой коллекции собрана работниками возглавляемого Осип Зинкевич Украинского издательства "Факел" им.Василия Симоненко ( Балтимор, США).

В современной Украине практически отсутствуют классические издатели. Преимущественно книги издаются за счет автора, и на тираж в 1000 экземпляров нужно выложить примерно 30 тыс. грн. Поэтому "Самиздат" путем изложения авторами своих произведений в Интернет занимает решающую роль в становлении украинской литературы в начале XXI века.


4. Распространение срока за пределы СССР

Обложка журнала "Samisdat", 1976 г.

В некоторых случаях издание, по существу не были самиздатом использовали название "самиздат" чтобы подчеркнуть свою оппозиционность и нонконформизм:

  • samizdat.li - Лихтенштейнская атеистическая веб-страница.
  • Samizdat Magazine - американский журнал, выходил в штате Иллинойс в 1998-2001 годах.
  • Samisdat Publishers - название канадского издательства, основанного в Торонто, Онтарио, которое принадлежит и управляется ревизионистом Холокоста Эрнстом Цюнделя. Большинство книг и брошюр, опубликованных Samisdat Publishers течение 1980-х и 1990-х годов, были связаны с отрицанием Холокоста.
  • В 1996 году французский писатель, философ и политический деятель Роже Гароди совершил за свой ​​счет первое издание книги Основополагающие мифы израильской политики и в ее исходных данных обозначил латинскими буквами "SAMIZDAT" [5].
  • Журнал "Samisdat" дебютировал как "Беркли Самиздат Обзор" ( англ. The Berkeley Samisdat Review ) В июне 1973 года и в течение двух десятилетий было выдано 244 выпуски. "Samisdat" с самого начала имел антивоенную, антисистемной, антикоммунистическую направленность, этот литературный журнал также публиковал материалы против ядерной энергетики и в поддержку животных и вегетарианства. Более 1000 авторов печатались в "Samisdat", для многих это было первым появлением в печати, некоторые из этих авторов сделали успешную карьеру в качестве авторов или поэтов [6].

5. Технологии самиздата

Самодельный магнитофон на базе узлов м / ф "Тембр" (МАГ-59М), принадлежавший М. В. Крыжановскому. Фото из Государственного музея политической истории России

Сначала самиздат возник как дешевая и доступная альтернатива массовой типографской продукции и распространялся в рукописном варианте и в виде машинописных копий. Для ускорения процесса размножения использовался копировальную бумагу. При переписке вручную ( шариковой ручкой) на газетной бумаге (50 г / м ?) четко получалось три копии, при использовании печатной машинки - пять копий. На папиросной бумаге копий получалось больше, но ввиду ее полупрозрачность можно было использовать только одну сторону листа.

В 1970-х годах для размножения самиздата работники крупных советских институтов стали использовать принтеры (это были первые принтеры больших вычислительных машин) и плоттеры, а также бумага больших форматов. Для размножения машинописного самиздата в тех же институтах стало использоваться ксерокопирование (одной из мер борьбы с подобным со стороны лады и начальства был строгий учет и контроль использования подобной техники со стороны т. н. Первого отдела). Иллюстрации перед размножением фотографировались, печатались на фотобумаге как обычные фотографии и вклеивается вручную в готовое издание. Иногда фотографировали (на стандартную 35-мм пленку) все издания целиком. Негативы использовались для передачи материалов за границу и для размножения.

Начиная с конца 1970-х годов, в период распространения ЕС ЭВМ и СМ ЭВМ - началось распространение самиздата в виде компьютерных файлов, которые переносятся от одного ПЦ к другому на магнитных лентах или, реже, дисках.

Методом самиздата распространялись не только литературные произведения, публицистика и изображения, но и музыка. Аудиопроизведений или нарезались иглой самодельного фонограф а на старых рентгеновских снимках ("на костях") (50-е - 60-е годы), или записывались на магнитофон и впоследствии копировались друг у друга. В 1970-80 годах это породило феномен магнитоальбомов.


Примечания

  1. Самсебяиздат - www.novayagazeta.ru/data/2009/080/11.html
  2. Подробнее о происхождении термина "самиздат" в статье Олесь Обертас "Термин" самиздат ": происхождение и значение" в 8 номере журнала "Дивослово" за 2003 год.
  3. а б [1000years.uazone.net/pub/ev-hist.doc В.Лысенко. Кибернетический самиздат] Формат *. DOC
  4. Безруков Н. Электронный бюллетень "Софтпанорама". Киевский период. / / Softpanorama.org / Bulletin / Zips
  5. Biblioth?que de l'Institut d'Histoire du Temps Pr?sent - opac.ihtp.cnrs.fr / cgi-bin / koha / opac-MARCdetail.pl? biblionumber = 20739 sur le site du CNRS
  6. The Samisdat Method (Factsheet Five, 4th edition 1990; ISBN-10: 0962797502

Источники


См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам