Надо Знать

добавить знаний



Самолет



План:


Введение

Схема управления типового самолета

Самолет (аэроплан) - летательный аппарат тяжелее воздуха для полетов в атмосфере с помощью двигателя и неподвижных крыльев (крыла). Самолет способен перемещаться с высокой скоростью, используя подъемную силу крыла. Недвижимое крыло отличает самолет от махольота, а наличие двигателя - от планера.


1. История самолетов

Самолет конструкции Сикорского типа "Илья Муромец" (ок. 1910)

Первые попытки построить самолет предпринимались еще в девятнадцатом веке, в частности самолет был построен русским инженером Можайским. Однако ни одна из этих конструкций не смогла подняться в воздух. Причинами этого служили: слишком высокая масса и неприспособленность тогдашних двигателей ( паровых машин) к условиям авиации, отсутствие теории полета, в связи с чем самолеты строились наобум, отсутствие инженерного опыта у многих пионеров авиации.

Первым самолетом, который смог самостоятельно оторваться от земли и совершить горизонтальный полет, стал Флайер, построенный братьями Орвилл и Уилбуром Райт в США. Первый полет самолета в истории был осуществлен 17 декабря 1903 -го года. "Флайер" продержался в воздухе 59 секунд и пролетел 260 метров. Детище Райт был официально признан первым в мире аппаратом тяжелее воздуха, которое сделало пилотируемый полет с использованием двигателя.

Их аппарат был бипланом типа "утка" - пилот размещался на нижнем крыле, руль направления сзади, руль высоты спереди. Дволонжеронни крылья были обшиты тонким небеленый муслином. Двигатель "Флаера" был четырехтактный, со стартовой мощностью 16 лошадиных сил и весил всего 80 килограмм.

Аппарат имел два деревянных винта. Вместо колесного шасси Райт использовали стартовую катапульту, состоящую из пирамидальной башни и деревянного направляющего рельса. Привод катапульты осуществлялся с помощью падающего массивного груза, связанного с самолетом тросом через систему специальных блоков.

В России практическое развитие авиации задержалось из-за ориентации правительства на создание воздухоплавательных летательных аппаратов. Основываясь на примере Германии, российское военное руководство делало ставку на развитие дирижаблей и аэростатов для армии и не оценило своевременно потенциальные возможности нового изобретения - самолета.

Свою негативную роль в отношении летательных аппаратов тяжелее воздуха сыграла и история с "Аэромобили" В. В. Татаринова. В 1909 г. изобретатель получил 50 тысяч рублей от Военного министерства для постройки вертолета. Кроме того, было много пожертвований от частных лиц. Те, кто не мог помочь деньгами, предлагали бесплатно свой труд для воплощения замысла изобретателя. Россия возлагала большие надежды на этот отечественное изобретение. Но затея закончилась полным провалом. Опыт и знания Татаринова не соответствовали сложности поставленной задачи, и большие деньги были выброшены на ветер. Этот случай отрицательно повлиял на судьбы многих интересных авиационных проектов - русские изобретатели не могли больше добиться государственных субсидий.

В 1909 году российское правительство наконец проявил интерес к самолетам. Было решено отклонить предложение братьев Райт о покупке их изобретения и строить самолеты своими силами. Конструировать самолеты поручили офицерам-воздухоплавателям М. А. Агапову, Б.. В. Голубеву, Б.. Ф. Гебауеру и А. И. Шабского. Решили строить трехместные самолеты различных типов, чтобы потом выбрать наиболее удачный. Никто из проектировщиков не только не летал на самолетах, но даже не видел их в натуре. Поэтому не приходится удивляться, что самолеты терпели аварию еще во время пробежек по земле.

Первые успехи русской авиации датируются 1910 г. 4 июня профессор Киевского политехнического института князь Александр Кудашев пролетел несколько десятков метров на самолете-биплане собственной конструкции.

16 июня молодой киевский авиаконструктор Игорь Сикорский впервые поднял самолет в воздух, а через три дня состоялся полет самолета инженера Якова Гаккеля необычной для того времени схемы биплан с фюзеляжем (бимоноплан).


2. Классификация самолетов

Классификация самолетов может быть дана по различным признакам.

Ан-124 Руслан

По назначению:

  • Военные:
    • истребители
    • истребители-бомбардировщики
    • фронтовые бомбардировщики
    • ракетоносители
    • штурмовики
    • разведчики
    • корректировщики
    • многоцелевые и специальные
    • транспортные
    • десантные
  • Гражданские:
    • пассажирские - перевозка пассажиров
    • транспортные - транспортировка грузов
    • почтовые - доставка почты
    • сельскохозяйственные - обработка сельскохозяйственных угодий
    • учебные - обучение летного состава
    • спортивные - занятия авиационным спортом
    • специальные:
      • экспериментальные - проведение летных экспериментов
      • санитарные - оказание срочной медицинской помощи
      • геологоразведочные - воздушная разведка недр
      • и др..
F-4 Фантом

По взлетной массе:

  • 1-го класса (75 т и более)
  • 2-го класса (от 30 до 75 т)
  • 3-го класса (от 10 до 30 т)
  • 4-го класса (10 т).

По типу и числу двигателей:

Звездообразный двигатель в разрезе
Компрессор турбореактивного двигателя (ТРД)
  • По типу двигателей:
    • поршневые (ПД)
    • турбовинтовые (ТВД)
    • реактивные (РД)
  • По числу двигателей:
    • однодвигательных
    • дводвигунни
    • тридвигунни
    • чотиридвигунни.
    • шестидвигунни
    • восьмидвигунни
Одновинтовой спортивный самолет

По компоновочной схеме. Классификация по данному признаку является наиболее многовариантной. Предлагается часть основных вариантов:

  • по числу крыльев:
  • По расположению крыла (для монопланов):
  • По расположению хвостового оперения:
    • нормальной схемы (оперение сзади)
    • бесхвостка
    • типа "утка" (оперение спереди);
  • По типу и размерам фюзеляжа:
    • однофюзеляжни (узко-и широкофюзеляжные)
    • двухбалковои схемы ("рама");
    • безфюзеляжни ("летающее крыло").

По скорости полета

  • дозвуковые
  • сверхзвуковые
  • гиперзвуковые

По типу посадочных органов:

  • сухопутные
  • корабельные
  • гидросамолеты

По типу взлета и посадки:

  • вертикального
  • короткого
  • обычного взлета и посадки

По роду источников тяги:

  • винтовые
  • реактивные

По надежности:

  • экспериментальные
  • исследовательские
  • серийные

По интенсивности турбулентности в следе (зависит от максимальной взлетной массы):

  • тяжелые (136 т и более)
  • средние (от 7 до 136 т)
  • легкие (до 7 т).

За дальностью полетов:

  • магистральные дальние (6000 км и более)
  • магистральные средние (от 2500 до 6000 км)
  • магистральные ближние (от 1000 до 2500 км)
  • местного назначения (до 1000 км).

Литература


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам