Матиас Стомер. Юноша читает у свечи

Самообразование - самостоятельный способ получения знаний в определенной области науки, искусства, техники, политической жизни, культуры, ремесла.


1. Пути самообразования

  • систематическое чтение и обращение к авторитетных источников (на бумажных, электронных носителях)
  • анализ материала источников, проверка их в практике
  • прослушивания лекций, докладов в учреждениях, к которым лицо не вовлечена официально
  • использования советов специалистов для повышения собственных знаний или мастерства
  • исследовательская деятельность после достижения определенного уровня образования, эксперименты, моделирование, работа помощником под руководством знающего специалиста т.д..

Самообразование - черта характера упорных лиц, лишенных по каким-то обстоятельствам возможности получить систематические знания в соответствующем учебном заведении (бедность, дискриминация по национальному или религиозному признаку, географическая удаленность от образовательных или культурных центров, физическое увечье при наличии доброй памяти и настойчивости в получении знаний и т.п.). Самообразование в этих случаях еще и средство воспитания, закаливания характера, выверка возможностей взрослеющей личности.


2. Исторические данные

Самообразование - определенный период становления образования как таковой. В эпоху отсутствия сложившихся учебных заведений знания передавали в общении взрослых с молодежью. Талантливый взрослый с соответствующим опытом становился учителем, патроном.

В средневековой Франции центрами кльтуры становятся монастыре, где лелеют образование. Именно здесь собирают и копируют случайно сохранившиеся античные рукописи, делают переводы с иностранных языков, преимущественно арабского. В среде монахов приветствуется специализация по способностям. Среди первых светских профессий, выделились от сакральных в сутки романского стиля и сутки готики - специальность архитектора.


3. Средневековый архитектор и самообразование

Реймс, готическая базилика Сен Рени, интерьер.

Архитектор суток готики - образованный человек, овладевший строительное дело, дело создания как планов будущих сооружений, так и построения подъемных механизмов, знала богословии, инженерных средствах добычи стройматериалов, обработки камня, экспертизы их качества, а впоследствии и техники безопасности строительства. Жизнь и творчество архитектора тогда тесно связаны с самообразованием. Возникает традиция фиксации в письменном источнике разрозненных знаний как от неписьмених, так и образованных лиц, компиляции из различных письменных источников.

Об этом свидетельствует альбом образцов французского архитектора Виллара де Оннекура, как образец учебника и справочника одновременно. Чертежи архитектора граничат в альбоме с зарисовками готических скульптур, изображениями животных, рыцарей верхом, распространенных композиций для рельефов или живописи, альбом насыщен схемами средневековых строительных механизмов, образцами готических окон и готических узоров. Доля рисунков свидетельствует о путешествиях архитектора, и альбом черты дневника с зарисовками предусмотренных сборов, интересных деталей сооружений, где Оннекур не хотел забыть.



4. Самообразование Леонардо

Вероятно автопортрет Леонардо да Винчи в возрасте

.

Самообразование сопровождала Леонардо да Винчи всю жизнь. Внебрачный ребенок, он не имел прав на получение типовой тогдашней образования с изучением латыни или штудируя в университете. Удаленность поселка Анкиано (где он жил в детстве) от тогдашних образовательных центров усугубляла невозможность образования. Досуг подростка заполняли длинные наблюдения за природой.

Леонардо не овладел латыни до смерти, а большинство его рукописей написана простонародным языком с использованием тайнописи-шифров или в зеркальном отражении.

Трудно назвать образовательным центром и Боттега (мастерскую) Андреа дель Верроккио. Флорентийская мастерская Верроккио прежде всего небольшое производство по созданию религиозных картин для храмов, рельефов, скульптур, надгробий. Учащиеся овладевают профессией во время практического выполнения заказ, полученных владельцем мастерской. И только во времена досуга наблюдают природу, действительность, рисуют с натуры или из соответствующих образцов. Не был Леонардо и любимым учеником Верроккио, место которого занял Лоренцо ди Креди. Есть свидетельства, что и Верроккио не был единственным учителем для Леонардо. Значительно большее влияние на молодого художника был таинственный простолюдин Томмазо Мазини. Свидетелей удивляли отношения дворянина по происхождению Леонардо со взрослым Томмазо, которого считали слугой. Томмазо - образец автодидакта, что многое овладел самообразованием, во время путешествий арабскими странами, в общении с поклонниками посвященных знаний. Томмазо - и сам исследователь, военный инженер, изобретатель и механик.


Именно Томмазо годы сопровождал Леонардо во время его посещения других мастеров, цирюльники, математиков, образованных лиц, собирались ради дискуссий. Надменные щляхетни специалисты еще признавали дворянство Леонардо, тогда как Томмазо имел право лишь молча слушать благородное общество. Леонардо часами конспектировал беседы образованного общества, постоянно добавляя - "опыты", "проверь", что было свидетельством самообразования и мотивацией дальнейшего поведения. Недостаток образования побуждала Леонардо к компиляций. В его рукописях найдены выписки почти со 100 различных рукописей и книг, а количество источников, из которых он пытался получить новые знания, первищувала и эту цифру. Именно Томмазо сопровождать Леонардо в Ломбардию ко двору Лодовико Моро, где будет работать рядом - к собственной смерти.

Недостаток образования названа исследователями стимулом Леонардо к самообразованию и экспериментов, в собственных исследований, влечения к изобретений - то сухой фрески с возможностью долгих правок и перемальовок ("Тайная вечеря" в Милане), то восстановление техники енкавстикы ("Битва при Ангиари" в Флоренции), то нового лака для еще не созданной картины (в Риме).


5. Самообразование в сутки капитализма

В эпоху капитализма самообразование становится важным средством получения знаний и профессии представителями непривилегированных, бедных классов обществом, ведь образование - привилегия богатых слоев населения. Для представителей народа оставлена ​​лишь начальная школа. Стремление к широкой образования побудил и технический прогресс, признаки которого и влияние на реальность начали ощущаться с конца 18 века.

Посвитницьки идеи побуждают к пропаганде знаний и образования как такового многих представителей науки, литературы, искусства, деятелей религиозных и благотворительных заведений. Возникают народные библиотеки, читальни, так называемые народные дома. В 1863 - 1864 в Петербурге печатали учебно-литературный журнал "самообразование". В 1893 г. в Москве создали комиссию для содействия домашнем чтению в составе общества распространения технических знаний. Были созданы и особые программы по курсам, изучавшие в тогдашних университетах. Печатались книги для "Библиотеки самообразования". Сыграли соответствующую роль публичные курсы и университеты для народа (например, Шанявского университет и т.д.).


Источники

  • Большая Советская Энциклопедия
  • Муратова К.М. "Мастера французской готики 12-13 веков", М, "Искусство", 1988
  • Ворон Виталий. Единство образования и самообразования / / Образование: путь к успеху. - 2009. - № 7.

См.. также