Самтредиа

Самтредиа
სამტრედია
COA of Samtredia.svg Flag of Samtredia.svg
Герб Флаг
Основные данные
Страна Грузия Грузия
Край Имерети
Муниципалитет Самтредийський
Основано 1880
Статус с 1921 года
Население 29761 ( 2002)
Часовой пояс UTC +4
Географические координаты 42 ? 09ь00 "с. ш. 42 ? 20ь00 "вост. д. / 42.15000 ? с. ш. 42.33333 ? в. д. / 42.15000; 42.33333
Высота над уровнем моря 25 м
Карта
Самтредиа (Грузия)
Самтредиа
Самтредиа

Самтредиа ( груз. სამტრედია ) - Город на западе Грузии. Расположен на Колхидской низменности, в 27 км к западу от Кутаиси. Климат субтропический, мягкий, влажный. Неподалеку от города река Цхенисцкхали впадает в реку Риони

Важный железнодорожный центр Южного Кавказа (пути на Тбилиси, Батуми, Сухуми). В 10 км к северу от Самтредиа находится международный аэропорт Копитнари.

С севера к городу примыкает поселок Кулаши.


История

Из истории города Самтредиа, (1870 - 1917 годы).

Амиран Сулаберидзе, Тамрико Вашакидзе

После проведения в Российской империи реформы 1861 года, в результате развития рыночных, капиталистических отношений вообще, и в связи со строительством железных дорог в Грузии возникло немало торгово-промышленных населенных пунктов и городов история которых является предметом специального исследования. В контексте изучения этого вопроса мы попытались, опираясь на имеющиеся у нас исторические материалы, исследовать вопрос о возникновении и начальный этап развития города Самтредиа (Западная Грузия, регион Имеретия).

При изучении данного вопроса мы опирались в первую очередь на неопубликованное архивные материалы, а также на материалы периодических изданий прошлого и позапрошлого веков. С середины XIX века, особенно после крестьянской реформы 1864 года, Грузия встала на путь капиталистического развития. Крестьянская реформа 1864 представляла из себя социально-экономический и политический акт, основу которого, в определенной степени, было подготовлено предреформенного экономическим развитием государства. Удобные и широкие для того времени дороги, связывавшие Грузию с Россией и другими странами, значительно способствовали развитию местного торгово-промышленного капитала. Торговый капитал в истории развития Грузии в XIX веке, занимает важное место. Именно он, в значительной мере, подготовил условия на базисе которых началось развитие новых производственных возможностей. Мероприятия российского правительства, отражавшие интересы крупного капитала, были направлены в первую очередь на то, чтобы иметь в Грузии и вообще в регионах Южного Кавказа рынок для сбыта товаров и источники сырья. Наличие в Грузии значительной сырьевой базы ставило необходимость строительство здесь заводов и фабрик.

Освоение природных богатств Южного Кавказа и их дальнейшая эксплуатация требовало строительства здесь большого количества железнодорожных магистралей, к тому же мало еще большое стратегическое значение. Первая железная дорога была проложена в Грузии между городами Поти и Тбилиси. 14 августа 1871 начат движение поездов между Поти и Зестафони, а во второй половине 1872 ветвь Поти - Тбилиси полностью вошла в эксплуатации. В 1883 году в Потийская - Тбилисской железной дороге была присоединена Батумская ветвь от Самтредиа, а в мае того же года железнодорожное сообщение соединило Тбилиси и Баку. Строительство железных дорог и расширение транзитных путей имели для Грузии большое экономическое значение. В связи с этим увеличились объемы добычи нефти, чиатурського марганца и ткибульського каменного угля. Таким образом в Грузии развивается промышленность, расширяется железнодорожная сеть, растет торговля. В результате этого происходит стремительное развитие городов, значительно возрастает их населения, появляются новые города и поселки городского типа, становится характерным признаком социально-экономической жизни Грузии во второй половине XIX века. Строительство железных дорог и обслуживающих их депо во второй половине XIX века привело к возникновению в Западной Грузии ряда крупных населенных пунктов, типичным примером чего можно считать современный город Самтредиа. Строительство железной дороги, обустройство железнодорожных депо, а также дальнейшее развитие торговли и промышленности обусловили концентрацию на границах Кутаисского, Сенакського и Озургетского уездов значительного количества рабочей силы. В результате образовалось торговое - промышленный поселок городского типа Самтредиа, на месте древнего и малоизвестного села Санавардо, постепенно приобретало признаков города. Санавардо (груз. "место отдыха, прогулок", "наварди" - "скачки", "конные и пешие прогулки") было известно своими садами. "В Санавардо много небольших лесов в виде рощ из грецких орехов, окутанных из виноградной лозы, шелковицы, смоковницы гранатовых, персиковых деревьев, яблонь, груш, слив, айвы и каштанов. Нигде остальное я не встретил такого количества фруктовых деревьев и в таком естественном смешении, как здесь "- писал в 1771 г. немецкий исследователь, работавший в Петербургской Академии наук Иоганн Антон Гюльденштедт

Самтредиа грузинской означает "три голубя". "Сами" - три, "мтреди" - голубые. В местных грузин - имеретинцив существует легенда об основании Самтредиа. Говорят что имеретинский царь Соломон II охотился в этих местах, и во время охоты подстрелил трех голубей. Поскольку цифра "три" в христианский религии имеет большое значение, царь воспринял это как добрый знак и распорядился основать на этом месте особняк, который так и назвал "сами мтреди". По другой версии царь распорядился установить на месте охоты крест, у которого впоследствии и был построен особняк. Во второй половине 1857 "Российское Общество Судоходства и торговле", (РТСТ) взяла на себя организацию судоходства по реке Риони. С 1858 начат регулярное движение судов от Поти до Орпири. В 1860 году РТСТ передает это дело в ведение предпринимателя Новосельски, который занимался этим до 1868 года, после чего РТСТ вновь взяло дело организации судоходства по реке Риони в свои руки. Впрочем после проведения железнодорожного сообщения между Поти и Тбилиси судоходство на реке Риони постепенно потеряло свое экономически торговое значение, и впоследствии прекратилось полностью. В 60-70-е годы XIX века городок Орпири становится важным центром речного и сухопутного транспорта в Западной Грузии.

Впрочем, после проведения в 1870 году железнодорожной ветки Батуми - Самтредиа, Орпири, как торговый центр быстро теряет свое значение. Поселок обезлюдел, его здания и сооружения стали разрушаться, а местный рынок был ликвидирован. Орпири уже не мог удовлетворять нужды тогдашней экономики, однако его конкурент - поселок городского типа Самтредиа - после проведения там железнодорожных магистралей быстро прогрессировал: орпирськи купцы вынуждены были переносить свою деятельность в Самтредиа и объединяться там с самтредськимы торговцами. Поселок Самтредиа, как торгово-промышленный пункт, начал развиваться в том городе, где была проложена железнодорожная ветка и где экономические и технические условия требовали обустройства железнодорожных станций и депо. Поселок Самтредиа, заложенное в 1870 году в результате своего удачного месторасположения превратилось в важный торговый центр Кутаисской губернии и место сбыта сельскохозяйственных продукции. До проведения железнодорожной ветки Самтредиа занимала небольшую территорию в 364 десятины, впоследствии к нему отошли земли крестьян села Кулаш, государственных крестьян села Самтредиа, собственные земли князей Микеладзе и земли прилегающие к железнодорожной станции и ее сооружениям. Территория где возникла железнодорожная станция Самтредиа была заболочена и тяжела, но с 1870 года после проведения железнодорожной магистрали эти земли приобретают совсем другой вид.

В Центральном историческом архиве Грузии журнал казенного жалованья, заключенный 26 апреля 1882, очередной ревизией. Этот документ дает полное представление о тогдашнем социальный состав жителей Самтредиа и о перспективах его дальнейшего развития. Согласно журналу можно сделать вывод, что в Самтредиа в сжатые сроки было основано много торговых точек и мастерских. Там жили и богатые купцы, из которых 10 человек имели свидетельства второй гильдии. В 1882 году 25 торговых заведений было открыто в частных домах, 18 из них находились под управлением хозяев домов, которые обычно делали дело с помощью одного или двух наемных работников. Мастерское производство в Самтредиа было достаточно разветвлено. Мастеровой открывал мастерскую с разрешения соответствующих органов власти или в своем доме, или в специально оборудованном помещении. В первом случае мастеровой сохранял более или менее тесная связь с сельским хозяйством поскольку торговля и ремесло были для него второстепенным делом. В дальнейшем, с развитием рыночных отношений и увеличением и расширением города ремесло становилось для мастера основной формой профессиональной деятельности. Построение Батумского - Самтредськои железной дороги, в 1883 году, привело к расширению Самтредського железнодорожного узла и депо, в свою очередь повлекло быстрый скачок в развитии местной промышленности и определило потребность в дополнительной рабочей силе. В Центральном историческом архиве Грузии хранится поименный список работников и служащих, с 1 января 1888 до сентября 1890 работали в Самтредському железнодорожном депо. В архиве имеются документы об их количественный состав, профессиональный профессию, социальное происхождение, национальность, заработную плату и условия жизни и быта. Для ознакомления с экономической жизнью поселка городского типа Самтредиа в 1890-е годы советуем также воспользоваться материалами содержащиеся в статистическом отчете Кутаисской губернской управы. Найти этот отчет можно в Центральном историческом архиве Грузии. В 1896 году всего в Самтредиа было 413 торгово-промышленных зданий. Из них мелких магазинов - 147, духанов - 50, бакалейных - 15 мануфактурных - 24 Коваленя - 18 парикмахерских - 5, швейных мастерских - 19 чоботарень - 21 станций для перевозчиков - 18 пекарен - 20 шорных и седельных мастерских - 7, складов для хранения вина - 13 складов для хранения кукурузы - 51, нефтяных хранилищ - 2, заводов искусств, минеральных вод - 2, кирпичный завод - 1. Торговый оборот поселка городского типа Самтредиа в те времена достигал 1,5 миллиона рублей в год. В Центральном историческом архиве Грузии содержатся сведения о количестве лиц, занятых в Самтредських торгово-промышленных заведениях; кроме рабочих и служащих железнодорожной станции и депо их количество достигало более 1220 человек. В 1889 году в Самтредиа было основано ярмарке, проходившей раз в неделю, по пятницам. С этого времени до Самтредськои ярмарки собиралось много людей.

Развитие торговли и промышленности в Грузии после реформы 1861 года, их связь с внешними рынками ускорили и дали серьезного толчка развития технических культур в отдельных районах. В Кутаисской губернии среди технических культур первое место занимало шелководство. В Центральном историческом архиве Грузии материалы о мерах, которые воплощались в жизнь с целью развития шелководства. Эти меры были начаты еще в 80-е годы XIX века как в целом в Грузии так и конкретно в Кутаисской губернии. Есть характеристика Общества содействия развитию шелководства в Хонському районе Кутаисской губернии в которой, кстати, пространно описано основания в поселке Самтредиа в начале 1890 Московской торговой фирмой "О.Ильин и Ко" шелкомотальная фабрики, которая начала производство весной 1902 года. Прибыль поселка городского типа Самтредиа в 1899 году составил 3.685 рублей, а в 1907 году 7.742 рубля, что на 4057 рублей больше. В 1899 году расходы города составили 3700 рублей, а в 1907 году 7490 рублей есть расходы за это время выросли на 3790 рублей. Также отметим, что в случае предоставления поселку городского типа Самтредиа статуса города, его ожидаемая прибыль за время с 1899 года до 1907 года вырос бы вдвое. По описанию 1893 жители Самтредиа составляли 370 дворов. Из них крестьяне - владельцы и плательщики -266 дворов, государственные крестьяне - 104 двора. Кроме того, по описанию того же года, в Самтредиа временно находились 1028 человек мужского и женского пола. В описании также указано, что 160 дворов считающих себя жителями села Кулаш одновременно были приписаны к поселку городского типа Самтредиа. Также в описании упоминаются 92 дворы жители которых прибыли в Самтредиа из других населенных пунктов. Эта категория населения Самтредиа занималась преимущественным образом торгово-промышленной деятельностью. Так например в архивах упоминается как житель Озургетского уезда Константин Вачеишвили и житель Хонського общества Виссарион Какабадзе вблизи железнодорожной станции Самтредиа построили каменное двухэтажное здание, в котором они в 1898 - 1899 годах содержали отель "Лондон". На обустройство отеля была потрачена значительная сумма средств. Жители Озургетского уезда брать Иордан Спиридон и Ясон Сихарулидзе имели в Самтредиа каменные здания и занимались торговлей. В состав вышеупомянутых 92 дворов входили главным образом торговцы. Это были переселенцы из следующих мест: из Санавардо (Илорське общество) - 4 двора, с Абаши (Сенакський уезд) - 1 двор, с Опет (Мухакруйське общество) - 2 двора, с Эцер (Ецерське общество) - 5 дворов, с Сапаичао ( Сапаичаоське общество) - 1 двор, с Мухакруа (Мухакруйське общество) - 1 двор, с Чогнари (Чогнарське общество) - 1 двор, с Илори (Илорське общество) - 10 дворов, из Кутаиси - 2 двора, с Хони (Хонське общество) - 8 дворов, с Кухи - 8 дворов, из Озургети - 6 дворов, с Шоропани - 2 двора, с Ианети - 1 двор, с Тобаниери - 3 двора, с Квитири (Кутаисский уезд) - 4 двора, с Сенаки - 9 дворов, с Чаган - 3 двора, с Сачилао (Сенакський уезд) - 4 двора. Так жители вышеупомянутых обществ постепенно переселялись в Самтредиа, где в течение определенного времени некоторые из них считались временно находящимися.

В 1905 году население Самтредиа состояло из 510 дворов и 9000 душ. По свидетельствам 1907 населения Самтредиа состояло из 8989 душ, не считая железнодорожников. Социальный состав населения Самтредиа распределялся следующим образом: князей и дворян - 120 человек, лиц духовного чина - 132, крестьян - 8736 человек. Отметим, что крестьяне Самтредиа занимались не только сельскохозяйственных производством, но и торгово-промышленной деятельностью. По вероисповеданию население Самтредиа распределялось следующим образом: православных - 8809, католиков - 110, армяно-григорианами - 40, евреев - 15 мусульман - 14. Ежегодный прирост населения за последние три года перед началом первой мировой войны составлял 319 душ. После окончания первой мировой войны и начала известных революционных событий заселения Самтредиа увеличилось. По данным городской управы лиц, поселившихся в центре города Самтредиа было вдвое больше чем коренных жителей. В 1917 году общее население Самтредиа составляло 10800 душ, а в 1919 году 12000 душ. Городская ярмарка Самтредиа связывал город с окружающим сельским населением. Этим объясняется то обстоятельство, что основания в Самтредиа, в 1889 году, еженедельной ярмарки было одобрительно воспринято не только местным населением, но и жителями окружающих и отдаленных сел. Для жителей соседних сел Самтредиа имел очень большое значение, ведь здесь они покупали товары необходимые для хозяйственных нужд и здесь продавали привезенные ими продукты питания и прочее. Самтредиа, как торгово-промышленный центр притягивал к себе купцов из других городов и уездов Грузии и России. Многие из них покупали в Самтредиа местные товары и вывозили их в города средней России и за границу. Самтредський рынок представлял из себя значительную торговую базу. Для иллюстрации этого приведем материалы, свидетельствующие в каком количестве было вывезено товаров с Самтредськои участке в 1911 году. Так, например, было вывезено (расчет в пудах): кукурузы - 595843, лавровых листьев - 5814, коконов - 33333, орехового дерева - 57828, японского лобио - 25094, яиц - 25614, грузинского лобио - 6012, лесного материала - 310858, ваты - 12822, грецкого ореха - 14010, мелкого ореха - 26495, различных фруктов - 70892, говядины - 7656, убойной домашнего скота - 43226, других продуктов - 152330. В 1890 - ом году впервые был поднят и рассмотрен вопрос о предоставлении поселку Самтредиа статуса города.

Новое положение с 1870 года об организации управления городами были воплощены в жизнь в Тбилиси в 1874 году. Конце 1870 - х и начале 1890 - х годах реформа городского управления была проведена в Кутаиси, Батуми, Сухуми, Поти и Кутаиси. Проведение реформы в этих городах дало толчок для реформирования системы власти в других городах Грузии. Требование о предоставлении поселку городского типа Самтредиа статуса города имела целью получения всех прав и преференций, которые предоставляла городам реформа городского управления с 1870 года. От же 10 января 1890 был поднят вопрос о предоставлении Самтредиа статуса города. 8 февраля того же года на общем собрании жителей города Самтредиа, в том числе проживающих там купцов был внесен соответствующий проект постановления. Через три года - 10 октября 1893 вновь состоялось общее собрание жителей поселка Самтредиа с тем же требованием - предоставлении поселку статуса города. Собрание вновь приняли постановление о ходатайстве перед вышестоящими органами о предоставлении поселку городского типа Самтредиа статуса города. Из представителей 370 дворов составляли численность постоянного населения постановление о ходатайстве подписали 273 главы семей. Проект предоставления Самтредиа статуса города предусматривал включение в пределы города и ряда окрестных сел. Однако жители этих сел - государственные крестьяне, - в этом вопросе заняли особую позицию. Эти крестьяне земли, которые находились в подчинении государственного учреждения, от же без согласия этого учреждения нельзя было делать никаких шагов по этим землям. Из 104 крестьянских дворов, которых планировали привлечь в черте города против такого шага высказались 80 дворов. Такую свою позицию крестьяне объясняли тем, что земледелие является главным источником их жизни и прибыли, поэтому они согласятся на включение их земель в черте города только в том случае, когда им будет предоставлено право выкупа (т.е. приватизации) этих земель, запрещалось тогдашним законам. В дополнение к этому правления местной железной по неизвестным причинам также негативно отнеслось к планам предоставления поселку Самтредиа статуса города, существенно затормозило соответствующий процесс. Вследствие этого дело предоставления Самтредиа статуса города затянулась на долгие 27 лет. Требование предоставления Самтредиа статуса города обосновывалась тем, что после проведения железнодорожных магистралей поселок быстро росло и его население постепенно теряло свой сельский характер и активно привлекалось к торговле и промышленности. Действительно, в конце XIX - начале XX столетий Самтредиа уже представляло из себя образованное вследствие развития капиталистических отношений город и здесь вопрос стоял только в его официальном признании. Поселок Самтредиа в пореформенный период становится мощным торгово-промышленным центром Кутаисской губернии что и вносило в очереди дневной вопрос о признании его городом. Впрочем бюрократическая система царской власти в Российской империи значительно тормозила этот процесс, поэтому вопрос о признании Самтредиа городом было решено уже после февральской, буржуазно-демократической революции 1917 года, и получения Грузией национальной независимости.


Известны жители

В Самтредиа родились известный грузинский футболист Каха Каладзе, политический деятель Пантелеймон Гиоргадзе, журналист, редактор Голембиовский Игорь Несторович, выдающийся хирург Джанелидзе Иустин Ивливанович, оперный певец и киноактер Бато Кравеишвили.

В селе Багдаде, недалеко от Самтредиа родился выдающийся поэт Маяковский Владимир Владимирович.

По ряду утверждений, в Самтредиа жила старшая человек современности Нино Стуруа. Она умерла в июне 2002 года, не дожив 10 дней до своего 120-летия. [1] [2].


Примечания

Абхазия
Flag of Georgia.svg
Аджария
Гуре
Кутаиси ? КВЭД Насакирали ? Лаитури ? Ланчхуте ? Наруджи ? Уреки ? Чохатаури
Имерети
Кутаиси ? Багдати ? Вани ? Зестафони ? Кулаши ? Самтредиа ? Сачхере ? Терджола ? Ткибули ? Харагаули ? Хони ? Цхалтубо ? Чиатура ? Шорапани
Кахети
Квемо Картли
Рустави ? Марнеули ? Болниси ? Дманиси ? Цалка ? Тетри-Цкаро ? Триалети ? Шаумиани
Мцхета-Мтианети
Мцхета ? Ахалгори ? Душети ? Жинвали ? ЗАГЭС ? Пасанаури ? Сионе ? Степанцминда ? Тианети
Самегрело
Зугдиди ? Абаша ? Джвари ? Мартвили ? Местия ? Поти ? Сенаки ? Хобби ? Цаленджиха ? Чхороцку
Рача-Лечхуми
Амбролаури ? Лентехи ​​? Они ? Хариствала ? Цагери
Самцхе-Джавахети
Ахалцихе ? Абастумани ? Адигени ? Аспиндза ? Ахалдаба ? Ахалкалаки ? Бакуриани ? Бакурианис-андезит ? Боржоми ? Вале ? Ниноцминда ? Цагвери
Шида Картли
Горе ? Карели ? Каспи ? Хашури ? Сурами ? Агара ? Цхинвали
Особо. статус