Надо Знать

добавить знаний



Самурай



План:


Введение

Самураи. Последний бой Хонды Тадамото (фрагмент ширмы "Летняя Осацька кампания", 17 века, музей "Осацький Замок")

Самурай ( яп. - Самурай, "тот, кто служит"; яп. 武士- буси, мононофу, "воин") - представитель военного положения в Японии 10 - 19 века. На протяжении средневековья самураи вытеснили японский аристократию с места ведущей политической силы страны и создали собственную систему управления обществом - сегунат. Содержание понятия "самурай" изменялся в соответствии с обстоятельствами конкретной исторической эпохи, однако его составляющая, которая ассоциировала самураев с войной или военной службой, осталась незыблемой.


1. Этимология

1.1. Самурай

Слово "самурай" (侍, さむらい) происходит от японского слова "сабурай" (侍,さぶらひ"слуга"), который является производным от глагола "сабурай" (侍ふ,さぶらう, "служить").

Один из первых записей сабурай содержится в "Сборнике песен древности и современности" (古今和歌集, 901 - 914). В нем они упоминаются как простые слуги в хозяйстве вельмож. Однако в источниках 11 века сабурай - это уже вооруженная прислуга, задачей которой является охрана сюзерена - принца, чиновника, аристократа, настоятеля буддистского храма или священника синтоистского святилища [1].

На середину 12 века сабурай стали называть не вооруженных слуг, а знатных военных, которые занимали высокие 5 и 6 чиновничьи ранги в Всеяпонский 32 ранговой системе. В конце 12 века словом "сабурай" обозначали уже исключительно элитных воинов - полководцев знатного рода или прославленных солдат-сорвиголов.

В 13 веке сабурай составляли отдельное сословие, характерными чертами которого было наличие земельного владения и прислуги, а также выполнение военной службы всадника. Воины, которые не соответствовали указанным критериям не имели права называться сабурай. Однако кризис японской центральной власти в 14 веке стала причиной расширения понятия "сабурай", которое начали использовать для определения обезземелених воинов-всадников, а впоследствии, и их вассалов.

На 15 - 16 века, когда Япония погрузилась в эпоху непрерывных войн, "сабурай" стали называть любого воина. Им мог быть и родовитый полководец, и вооруженный крестьянин, и даже разбойник-головорез. В это же время имела место фонетическая изменение слова "сабурай" (侍, さぶら ひ) - его начали произносить как "самурай" (侍, さむ らひ). Это изменение было окончательно закреплено письменно в начале 18 века.

В период Эдо ( 1603 - 1867) появляется первое законодательное определение "самураев". Под ними понимали элитных слуг сегуна, провинциальных властителей и их крупнейших вассалов. Остальные бывших военнослужащих и солдат страны, которые входили в самых привилегированных состояния "мужей" (士) [2], назывались не "самураями", а "воинами" - буси (武士).

Сегодня самураями часто называют всех военнослужащих Японии средневековой и новой эпохи. Такой подход можно встретить в научно-популярной или художественной литературе. Однако в профессиональных научных трудах использование термина самурай более взвешенным, поскольку учитывается нагрузку слова "самурай" в конкретный исторический период.


1.2. Буси

Часто синонимом понятия "самурай" выступает слово "буси" (武士, "военный муж", "воин"). Однако эти термины не являются абсолютно тождественными.

Первое использование слова "буси" содержится в "Продолжении Анналов Японии" (続 日本 纪, 721) и не имеет отношения к феномену самурайства. Термин "буси" употребляется как антоним к слову "гражданский чиновник" [3]. Лишь с конца 11 века слуг сабурай начали ассоциировать с военными - "буси".

В середине 12 века смысловые нагрузки слов "самурай" и "буси" совпадали. Однако уже в конце того же века, в связи с оформлением законодательства первый сегуната, сфера применения данных понятий была четко разграничена. Термином "самурай" обозначали элитного воина, а словом "буси" остальные японского воинства.

В 15 - 16 веках эти два слова вновь стали синонимами, однако после установки сегуната Токугава и создание нового законодательства, понятие "самурай" снова был атрибутовано до самых слоев японского общества. То есть, в 17 - 19 веке каждый воин из состояния "мужей" (士) принадлежал к буси, но не каждый буси мог быть самураем.

На сегодня оба понятия - "самурай" и "буси" - часто используются как взаемозаминюючи, но такая практика недостаточно оправданной, учитывая историю и смысловую нагрузку обоих терминов.


1.3. Другие слова

Слово "самурай" имеет также ряд других синонимов. Среди них:

  • Бугейся (武芸者, "человек боевых искусств" ) - поэтическое название воина;
  • Буке (武家, "военный дом") - понятие для обозначения самурайского (военного) рода или члена этого рода;
  • Си (士, "муж") - сокращение от "буси";
  • Мононофу (物部, "военный", "воин") - древнее японское слово для обозначения военного;
  • Муся (武者, "воин") - сокращение от "бугейся" (武芸者)
  • Цувамоно (兵, "воин", "солдат") - древнее японское слово для обозначения солдата.

2. История

2.1. Происхождение

Классическое изображение самурая как лучника-всадника ("Иллюстрированный свод о войне последних трех лет", 1347 год, Токийский национальный музей)

Генезис самурайства окончательная не выяснена, поскольку в науке нет общепринятого определения термина "самурай". Вопрос, можно ли считать всех военных древней Японии до- Хэйанского периода самураями, остается дискуссионным. Японские радикальные историки выводят начала самурайства с 4 - 5 века от военных родов Мононобэ и Отомо, однако упоминаний о собственно "самураев" в источниках этого периода нет.

Традиционным является теория, которая датирует появление самураев концом 10 - началом 11 века. В настоящее время японское правительство отказалось от государственной армии, а проблемы, которые необходимо было решать вооруженным путем успешно решал силами "частных войск" членов того же правительства. Эти "частные армии", которые составляли гвардию того или иного аристократа, состояли из сыновей уездных чиновников или детей зажиточных сельских семей. Аристократ и его гвардейцы находились в системе лояльностей, напоминавшей сюзеренсько - вассальную систему средневековой Европы. За верную службу солдат такого "частного войска" получал надел земли, а его хозяин-аристократ - преданного подчиненного-слугу. Воины таких гвардий назывались "служаками" - т.е. "сабурай" или "самураями" (от японского слова侍ふсабурай, самурая - служить). Они образовывали вместе с сюзереном самурайский род (家), который держался преимущественно на кровно-родственных связях.

Глава рода преимущественно проживал в столице, а большинство его самураев - в подконтрольных ему землях. Иногда столичные аристократы добровольно или, преимущественно по политическим причинам, принудительно покидали столицу и селились в собственных частных владениях, чем укрепляли свои позиции в провинции и становились настоящими самурайскими главарями "на местах". С упадком центральной власти в конце 11 века именно эти предводители смогли сосредоточить рычаги реальной власти в регионах, и захватить лидерство в стране.

Поскольку обязанностями самураев было исполнение приказов сюзерена и охрана его владений, их жизнь была неразрывно связана с политическими разборками и войной. Развал исполнительной вертикали в позднюю эпоху Хэйан стал причиной частых междоусобиц столичной аристократии и, как следствие, обострение конфликтов в провинции. Политические интриги в Киото отзывались кровопролитными внутренними войнами и бунтами, среди которых самыми известными были восстания самурайских лидеров Тайры но Масакадо в регионе Канто ( 931 - 940) и Фудзивары но Сумитомо в регионе Внутреннего японского моря ( 931 - 941), смуты годов Хогэн ( 1156 - 1158) и Хэйдзи ( 1159).

Кроме междоусобиц самураи постоянно принимали участие во внешних войнах против аборигенных жителей Восточной Японии - прото- айнских племен эмиссии. От последних японцы заимствовали конную тактику ведения боя, главное оружие - лук и стрелы, саблевидный "кавалерийский" меч ритуал самоубийства сэппуку. Большинство из этих атрибутов стали неотъемлемыми символами самураев будущего, а сочетание "лучник-всадник" (弓 马) превратилось в синоним слова "самурай".


2.2. Первая самурайская диктатура

Спуск войск легендарного Минамото но Йосицуне со скалы в битве при Итинотани ( 1184).

Если в начале своего появления в 10 веке самураи были орудием аристократов куге для решения собственных проблем, то с середины 12 века они стали самостоятельной силой и начали вмешиваться в придворную политику. Могущественных самурайских родов было два - Тайра и Минамото. Их лидеры были далекими потомками японских монархов возвышали их рода среди других военных. Придворные чиновники неоднократно использовали отряды Тайра и Минамото для борьбы с оппонентами и подавление самурайских восстаний друг друга. За верную службу они получали немалые земельные наделы от центральной власти и чиновников. Накопление земель позволило самураям этих родов подготовить экономическую базу в регионах и вступить в борьбу за власть в стране.

Столичные междоусобицы аристократов годов Хогэн ( 1156) и хедз ( 1160) переросли в войну между самураями Тайра и Минамото. Она закончилась победой первых во главе с Тайра но Киемори, который, фактически, захватил власть в Киото. Он был назначен советником, а затем и главным министром императора. Благодаря протекции Киемори, немало самураев его рода получили чиновничьи должности. В Японии было установлена ​​первая самурайскую диктатуру.

Однако, Тайра не придумывали собственной системы управления страной, а лишь вытеснили аристократов с уже существующей - императорского правительства с центром в Киото. Именно это стало причиной их упадка. Страна нуждалась всеяпонских радикальных реформ, которые невозможно было осуществлять в рамках существующей системы власти. Самураи Тайра занималась только делами столицы и пренебрегали проблемами регионов.


2.3. Камакурський сегунат

Бездействие столичных самураев побудила региональные силы к действию. Их возглавил другой самурайский род Минамото, который при поддержке императорского двора начал в 1180 году войну против диктаторов Тайра. Она продолжалась до 1185 года и закончилась полным разгромом последних. Глава рода Минамото, Минамото но Еритомо, основавший в схиднояпонському городе Камакура, где находилась его резиденция, первый самурайский правительство - сегунат.

Это правительство было первой попыткой военных создать собственную систему управления страной, отличную от существующей аристократической. Долгое время обе системы сосуществовали, однако самурайская модель оказалась более приспособленной к требованиям времени и впоследствии вытеснила гражданскую модель. Хотя формально сегун был подчиненным императора и членом его правительства, сегунат постепенно отбирал реальные рычаги власти у императорского двора. Восстание недовольных императора и аристократов против самурайского правительства в 1221 году закончилось их поражением и только укрепило позиции сегуната в стране.

Битва самураев с монголами ("Иллюстрированный свод о нашествии монголов", 1293).

В первой половине 13 века линия сегунов Минамото оборвалась. Этой ситуацией воспользовался род Ходзе, члены которого исполняли обязанности сиккэн - сьогунивських регентов. Посадив на главе самурайского правительства марионеток из императорского дома, Ходзе захватили реальную власть. Под их руководством было заключено первое собрание самурайских законов "Свод наказаний" ( 1232), которая заложила основы для дальнейшего развития политических и экономических институтов военных. В 1274 и 1281 годах, за регентства Ходзе, были отражены монгольские нашествия в Японию. Однако, несмотря на эту победу, популярность Камакурського сегуната среди самураев начала падать из-за неудачной политики в области землевладения. Этим общим недовольством воспользовался император Го-Дайго, который, вынашивая план по восстановлению власти и влияния своего двора в стране, поднял в 1333 году войска против сегуната. К нему присоединились силы самураев на востоке страны, того же года захватили Камакура и уничтожили тамошний правительство.


2.4. Муромативський сегунат

После свержения Камакурського сегуната императорский двор, который перехватил реальную власть в стране, стал на путь реформ, целью которых была реставрация прав и земельных владений аристократии. Интересы безземельного самурайства были отвергнуты, что настроило их против новой власти. Выразителем интересов военнослужащих выступил Асикага Такаудзи, который восстал против императора, разбил его войска, посадил на трон нового монарха и установил в 1338 году новый сегунат в столице Киото.

Киотский сегунат, более известный как сегунат Муромати, попытался учесть ошибки своих политических предшественников и начал проводить реформы в интересах обеих господствующих групп японского общества - аристократии и самураев. Именно по этой причине ставка нового военного правительства находилась в столице, традиционном центре японской аристократии. Своего могущества сегунат достиг при правлении Асикага Есимицу, однако его преемники не смогли удержать властного руля.

Ударом который развалил систему сегуната Муромати стала война годов Онин ( 1467 - 1477) между главными советниками сегунов - родами Хосокава и Ямана. Военные губернаторы, их назначал центральное правительство, были смещены своими заместителями, которые вербовались из местных самурайской знати. Последние перестали выполнять приказы сегуната, заботясь только внутренними проблемами. Страна фактически распалась на ряд независимых "государств", формальным и бесправным лидером которой оставались столичные сегуны. Наступила так называемая эпоха "воюющих стран", время непрерывных войн между самурайскими обладателями дайме.


2.5. Ода, Тоетоми и Токугава

На 16 века Япония оставалась раздробленной. Во многих районах появились мощные самурайские обладатели, которые успешно расширили границы своих земель и стали "гегемонами" больших регионов. Среди самых влиятельных родов того времени выделяют Симадзу, Море, Мийоси, Такэда, Имагава и Го-Ходзе. Большинство из них были удовлетворены существующим положением вещей и не собирались восстанавливать политическое единство страны.

Однако во второй половине 16 века появился полководец, который поставил себе целью не создание родовой "удельной государства", а объединение всей Японии. Этим полководцем был выдающийся самурай Ода Нобунага. За короткое время ему удалось вырасти из мелкого провинциального лидера к повелителю столицы Киото. Несмотря на мощную оппозицию со стороны сегуна, соседних родов и буддистских общин Ода смог удержать столичный регион. Благодаря протекции христианской миссии португальских иезуитов, ему удалось получить бонусы от международной торговли и огнестрельное оружие. Реформы Ода в экономике, направленные на поддержку "свободной торговли", превратили его земли на найприбутковишии в Японии, а проведенные им социальные и военные реформы дали ему профессиональную и хорошо вооруженную армию. В 1573 году он выгнал из столицы останнього сьоґуна, організатора анти-нобунаґівської коаліції, і поклав край існуванню сьоґунату Муроматі. В 1580 році Ода Нобунаґа знищив оплот буддистських повстанців, а через два остаточно добив наймогутніший самурайський рід середньовіччя - рід Такеда. В 1582 році, на половині шляху до об'єднання країни, він був убитий у результаті заколоту.

Наступником Оди Нобунаґи став його генерал Тойотомі Хідейосі. Після помсти заколотникам і перемоги у внутрішній боротьбі у роді Ода, він продовжив справу свого сюзерена по об'єднанню японської "Піднебесної". В 1585 році Тойотомі завоював острів Сікоку, у 1587 році - підкорив острів Кюсю, а у 1590 році, разом із падінням цитаделі роду Ґо-Ходзьо, поставив під свій контроль увесь острів Хонсю. Таким чином, Хідейосі об'єднав Японію і став її повелителем. За його правління була проведено опис усіх земель країни і закріплено за ними селян. Самураї були виокремлені у окремий клас, обов'язком яких була війна і адміністративна робота. Владарювання Тойотомі Хідейосі було затьмарене забороною християнства (1587) та походами у Корею (1591 - 1598), які, у майбутньому, позбавили його рід соціальної та військової опори.

Політичні прорахунки Тойотомі коштували життя його нащадкам. Підлеглий його роду і володар величезного регіону Канто, Токуґава Іеясу, який свого часу був союзником Оди, спровокував серед васалів Тойотомі військовий конфлікт. Переманивши на свій бік талановитих командирів, він розбив опозиційні сили у битві при Секіґахара (1600) і став фактичним володарем усіє Японії. В 1603 році владу Токуґави, визнав імператорський двір, дарувавши йому титул сьоґуна. Новый сьоґунат було засновано у місті Едо (суч. Токіо). В 1614 - 1615 роках війська Токуґави остаточно ліквідували рід Тойтомі і закріпили верховенство третього самурайського уряду.


См.. также

3. Источники и литература

  • Рубль В. А. Японская цивилизация: традиционное общество и государственность. - Киев: "Аквилон-Пресс", 1997. (Рус.)
  • (Рус.) Рубель В. А. Історія середньовічного Сходу : Курс лекцій: Навч. пособие. - Київ: Либідь, 1997.
  • (Рус.) Рубель В.А. Нова історія Азії та Африки: Постсередньовічний Схід (ХVIII - друга половина ХІХ ст.). - Київ: Либідь, 2007.
  • Тёрнбулл С. Самураи. Военная история. - СПб.: Евразия, 1999 (Здесь)
  • 下向井龙彦"武士の成長と院政"讲谈社, 2001年ISBN 4-06-268907-3
  • 高桥昌明"武士の成立武士像の創出"东京大学出版会ISBN 4-13-020122-0
  • 石井 进 石井 进 著作 集刊 行 会 编 "鎌倉 武士 の 実像" 岩 波 书店 ISBN 4-00-092625
  • 野口実"武家の棟梁の条件-中世武士を見なおす"中公新书中央公论社1994年ISBN 4-12-101217-8
  • 笹 间 良 彦 "下級 武士 足軽 の 生活" 生活史 丛书 17 雄 山 阁 1991 年
  • 武士生活研究会"絵図でさぐる武士の生活" (全3巻)柏书房ISBN 4-7601-0170-5, ISBN 4-7601-0171-3, ISBN 4-7601-0172-1
  • 武士生活研究会"図录近世武士生活史入门事典"柏书房1991年ISBN 4-7601-0604-9
  • 柴田纯"江戸武士の日常生活-素颜行动精神"讲谈社2000年ISBN 4-06-258196-5
  • PHP研究所2005年ISBN 4-569-66396-6
  • 八幡和郎,臼井喜法"江戸三〇 〇年"普通の武士"はこう生きた誰も知らないホントの姿"ベストセラーズ<ベスト新書92>, 2005年ISBN 4-584-12092-7
  • 矶田道史"武士の家計簿-"加贺藩御算用者"の幕末維新"新潮新书新潮社2003年ISBN 4-10-610005-3
  • 石 母 田 正 "中世 的 世界 の 形成" 岩 波 书店 ISBN 4003343611
  • 竹内理三"武士の登場"日本の歴史(6)中央公论新社ISBN 4-12-204438-3

Примечания

  1. 日本 国语 大 辞典, 全 14 巻 (Большой словарь японского языка. В 14 томах) 小学 馆, 2001, - 第 6 巻, P.159
  2. Становая система Японии позднего средневековья - "си-но-ко-се" (士农工商, "мужи - крестьяне - ремесленники - торговцы". Часто ошибочно переводится как "самураи - крестьяне - ремесленники - торговцы").
  3. 日本 国语 大 辞典, 全 14 巻 (Большой словарь японского языка. В 14 томах) 小学 馆, 2001, - 第 11 巻, P.825
  4. Ода Нобунага, Тоетоми Хидэеси и Токугава Иэясу являются одними из самых персоналий в истории самурайства. В современной Японии часто называют "тремя героями". О них ежегодно пишется большое количество научной и художественной литературы, снимаются телевизионные и художественные фильмы, создаются многие аниме и компьютерных игр.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам