Надо Знать

добавить знаний



Сандро Боттичелли


Sandro Botticelli 083.jpg

План:


Введение

Сандро Боттичелли ( итал. Sandro Botticelli ; 1 марта 1444 или 1445 - 17 мая 1510) - итальянский живописец флорентийской школы. Настоящее имя - Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi)


1. Биография

1.1. Происхождение и обучение

Родился в семье ремесленника, отец обрабатывал кожи. Боттичелли - прозвище, один из старших братьев Сандро был очень гладкий, и его прозвище перешло и на Сандро. Первое упоминание о Сандро нашли в налоговой ведомости отца за 1458. Один из братьев занимался ювелирством и, вероятно, он дал парню первые навыки рисунке.

Обучение продолжил в живописца Филиппо Липпи (Filippo Lippi, ок. 1406-1469). Липпи, монах-кармелит, был в то время известным художником, автором хорошо известных изображений мадонн. Позже свои многочисленные варианты мадонн сделает и Боттичелли.


1.2. Первые произведения

В 1470 г. получил первую значительную заказ - аллегории для зала суда Торговой гильдии. Работал рядом с Антонио Поллайоло. Среди первых самостоятельных произведений - Святой Себастьян для церкви Санта Мария Маджоре. Начались и первые заказы из других городов - по документам художник работал в городе Пиза ( часовня Коронованные, где создал фреску, разрушена). Есть сведения, что приезжал к Венгрии, где тоже рисовал фрески в городе Эстергом.


1.3. Двор Лоренцо Медичи

До 1475 года относятся створеня картины "Поклонение волхвов" на заказ банкира Джованни Лами, близкого к дому Медичи. Лами и рассказал о талантливом, молодого художника мощный семье.

Сближение с двором Л. Медичи и гуманистами, которые группировались вокруг него, обусловило появление в творчестве Боттичелли черт поэтической изысканности и нервной экзальтации (многочисленные мадонны, фрески Сикстинской капеллы в Риме, 1481 - 83, портреты). Образы античной мифологии приобретают у него своеобразной сказочности, меланхолической прелести ("Весна", ок. 1478, и "Рождение Венеры", ок. 1485, во Флоренции). Острота видения и тонкая поэтичность - два крыла творчества Боттичелли. Он глубоко заглянул в духовный мир человека и, сопоставив его с действительностью, признал сумм и боль естественными человеческими чувствами и воспроизвел их в своих картинах и портретах.


1.4. Талантливый портретист

Боттичелли принадлежал к известным портретистов эпохи. В отличие от реалистических или будничных зображнь Филиппино Липпи, Доменико Гирляндайо, Перуджино - Сандро Боттичелли остро воспроизвел внутренний мир своих современников, мир противоречия, недовольства и тяжелых духовных поисков. Многочисленные портреты создал художник и на своих фресках. Даже любование внешней красотой лицо ангела не помешало Боттичелли наградить их грустью, нервозностью, болезненным предчувствием будущих лихих времен. Среди характерных портретов Боттичелли - портрет юноши с золотой медалью в руках, йомовирне изображение своего старшего брата Антонио, ювелира. Небольшие по размерам портреты Боттичелли отличаются остротой характеристик и попыткой точно воспроизвести сложный внутренний мир современников.


1.5. "Вигнанка" Боттичелли

Худ. Боттичелли. Вигнанка (картина), 1495 г., Рим.

Особенно это отразилось в маленькой картине "Вигнанка" или "Покинутая". У Боттичелли мало картин с одной фигурой, если это не портрет. Вигнанка горько плачет перед порталом богатого дома, что повернута на улицу фасадом-крепостью. Первые этажи домов Флоренции 15 века отводили под склады, амбары. Они имели очень маленькие окна, которые к тому же защищали прочными решетками. Большие окна имели 2-й и 3-й этажи. В картине Боттичелли даже первый этаж богатого дома не имеет окон. И это усиливает отчуждение, враждебность дома, недавно был родным в изгнанницы. А разбросана одежда свидетельствует, что была драка, которая закончилась еще одной человеческой трагедией.


1.6. "Весна" или "Примавера".

Из художественного наследия, дошедшего до нас, особенно впечатляет его "Весна" - дань аллегорической тогдашнего искусства. Возрождение природы изображена художником в виде молодой девушки, которая разбрасывает по подолу цветы. Философичность этого образа не вызывает сомнений: момент обновления жизни объединяет прошлое и настоящее, чьим законам подвластна и человек. Боттичелли "Рождение Венеры", где возникла из пены морской прекрасная богиня скользит по поверхности моря к берегу, объединило двух идеалах женской красоты - античный и ренесансовий. Подчеркнутый лиризм образа, романтизм общей атмосферы картины имеют сугубо светский характер, обозначенный интересом к личности. Под кистью Боттичелли мир выступает в бесконечности своих метаморфоз, в присущем ему стремлении полного осуществления.

Создан Боттичелли тип женской красоты - скорбный, с нежным бледным лицом и широко раскрытыми глазами - свойственный персонажам мифологических композиций и мадоннам. Социальные волнения во Флоренции в 1490-х pp. и пламенные речи Савонаролы оказали большое влияние на творчество Боттичелли, которая получила исключительной драматической напряженности. Он создал серию полных подлинного трагизма и большой поэтической силы рисунков к "Божественной комедии" Данте, картину "Клевета" (ок. 1494, Флоренция). Религиозный аскетизм и уныние обозначают поздние картины Боттичелли ("Сцены из жизни св. Зиновия", Дрезден, "Смерть Лукреции", Бостон, "Рождество", Лондон, и др.)..

"Весна" Боттичелли

1.7. Смерть

Художник умер в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище церкви Оньисанти, недалеко от дома, где родился.

2. Забытый художник

Уже в начале 16 века слава Боттичелли среди современников збрякла и он не имел популярности, несмотря на его большие преимущества и опыт. Это был показатель изменения общественных настроений, появления одиночек-гениев вроде Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, творчество которых получила неслыханный престижа и отодвигала в прошлое многих известных мастеров 15 века. Когда королева Изабелла Кастильска выбирала художника во Флоренции для выполнения своего заказа, то отвергла кандидатуру Боттичелли как непрестижную и немодную, которую ей предложили. После смерти Боттичелли его быстро забыли почти на 300 лет.


3. Возвращение художника в истории искусства

Произведения Боттичелли встречались в художественных коллекциях. Но даже наличие фресок Боттичелли Сикстинской часовни, центре католицизма, довые время не способствовала возвращению авторитета художника. Боттичелли отнесли к второстепенным мастеров, стилистика которых ничем не соответствовала стилистике барокко, рококо, классицизма, известным художественным течениям на протяжении 300 лет.

Внимание к забытым мастеров и их переоценки начался в сутки романтизма 19 века, когда возобладали индивидуализм и воображение о преимуществе личных чувств над другими. Свой вклад внесли и последовательные исторические поиски в 19 в., И открытие преимуществ в произведениях веками немодных мастеров, и налаживание антикварной торговли. Из провинциальных церквей и вилл вывозят подзабытые картины. С виллы Кастелло во Флоренцию привезли "Рождение Венеры", выдающееся произведение художника. Часть картин Боттичелли выкупили англичане и перевезли в Великобританию. Реставрируют фрески Боттичелли на виллы Лемми, которые в 1870-е годы приобретает музей Лувр. В конце 19 века в Германии и Великобритании печатают первые значительные книги о творчестве мастера. Восстановлению авторитета художника способствовал и искусствовед Джон Раскин. А художники-прерафаэлиты сделали мастеров до - рафаелевськои суток своими учителями и предшественниками. Почетное место среди них занял и Боттичелли.

В честь Боттичелли Назан кратер на Меркурии.


4. Избранные произведения Боттичелли в музеях мира

Портрет Симонетта Веспуччи
(Ок. 1476 - 1480) Государственные музеи, Берлин

5. Избранные иллюстрации Боттичелли к Божественной комедии Данте

  • Чистилище I

  • Чистилище XXX

  • Чистилище XXXI

  • Ад XXIX


Источники

  • Украинская советская энциклопедия. В 12-ти томах. / Под ред. М. Бажана. - 2-е изд. - М., 1974-1985.
  • Кустодтева Т.К. "Сандро Боттичелли" Л. "Аврора", 1971, (рус)
  • Петрочук ОК "Сандро Боттичелли", М.: Искусство, 1984. - 224 с. (Рус)
  • Зарницкий Ст. В. Боттичелли. - М.: Молодая гвардия, 2007.-330 с. (Серия Жизнь замечательных людей), рус.
  • "Ботичелли" Сборник материалов о творчестве. М., 1962 (рус)
  • Смирнова И. А. Сандро Боттичелли. М., 1967, (рус)

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам