Надо Знать

добавить знаний



Сара Бернар


SarahBernhardt1880.jpg

План:


Введение

Сара Бернар ( фр. Sarah Bernhardt , Полное имя Sara Marie Henriette Bernhardt; * 25 октября 1844, Париж - 26 марта 1923, Париж) - французский актриса, считается эталоном актерского мастерства, ее часто называют Божественной Сарой [1] [2] [3]. Занималась также скульптурой и литературным творчеством, автор нескольких пьес и мемуаров. Бернар стала первой выдающейся театральной актрисой, обратившейся к кинематографа.


1. Ранние годы

Сара Бернар родилась 1844 года в Париже и при рождении получила имя Розин Бернар ( фр. Rosine Bernardt ) [4]. Ее мать Жюли Бернар была куртизанкой, которую посещали писатели Александр Дюма, отец и Александр Дюма, сын, композитор Джоаккино Антонио Россини, политик и финансист Шарль де Морни и другие. Кроме Сары она имела еще двух дочерей. Отцом Сары считают офицера флота Франции на имя Морель.

Сарой возрасту 5 лет занималась кормилица, после чего она воспитывалась в пансионе госпожи Фрессар, а затем в монастыре Гран Шан. Когда Саре исполнилось 14 лет, мать вернула ее в Париж и нанял учительницу. Известно, что герцог де Морни посоветовал отдать девочку Парижскую национальную высшую консерваторию музыки и танца, где она училась под руководством Прово и Сансона.


2. Театральная карьера

1862 года Сара Бернар начала актерскую карьеру в Комеди Франсез, престижном парижском театре, имея рекомендации Шарля де Морни и Александра Дюма, отца. Дебютной постановкой для нее стала "Ифигения в Авлиде" Жана Расина, а ее игра получила хорошие отзывы критиков. Однако за год Сара была вынуждена оставить Комеди Франсез, после того как, разгневавшись, ударил другую актрису.

Театр "Жимназ" предложил Саре главную роль в пьесе Эжена Лабиша. Однако накануне премьеры она внезапно уехала из Парижа и вернулась только после длительного путешествия Испанией. В настоящее время Сара уже родила сына и чтобы кормить семью согласилась на работу в театре "Порт-Сен-Мартен".


2.1. Театр Одеон

Фото Сары Бернар работы Надара

Однако вскоре получила возможность сотрудничать с театром "Одеон", где исполнила роль Анны Дембо в "Кини" Александра Дюма, ст.. После премьеры спектакля 18 февраля 1868 году критик ежедневной газеты Le Figaro писал: "... ее теплый голос, чрезвычайное удивительный голос, проникает в сердца зрителей. Она укротила, покорила их, подобно Орфею!" [5]. Следующим громким успехом Сары 1869 стала роль молодого Занетти в пьесе Франсуа Коппе Прохожий. Позже сенсационный успех сопровождал ее роли в драмах Шекспира и Расина. Она стала кумиром современного поколения.

Во время французско-прусской войны 1870-1871 годов Сара Бернар организовала в театре "Одеон", уже во время осады Парижа, военный госпиталь, сама ухаживала за больными и ранеными. Благодаря настойчивости Сары выздоровел раненный юноша, будущий маршал Франции Фердинанд Фош.

После окончания войны продолжала актерскую деятельность в "Одеоне". 26 января 1872 года триумфально дебютировала постановка "Рюи Блаз" по Виктором Гюго, в которой Сара исполнила ведущую роль Королевы. После спектакля Гюго лично благодарил Саре за блестящее исполнение.


2.2. Возвращение в "Комеди Франсез"

Однако того же года Сара Бернар возвращается "Комеди Франсез". 22 августа 1873 состоялась премьера "Андромахи" за Расином. Роль Ореста исполнял Жан Муне-Сюлли, у которого Сара влюбилась. Впоследствии Сара Бернар блестяще воплотилось в Федру, однако еще больший успех ей принесла роль Арис в "Федре". В дальнейшем она еще неоднократно играла ведущие роли в трагедиях Расина. Оглушительный успех 1874 года имел "Заир" за Вольтером. В новом трагическом амплуа критики сравнивали талант Бернар с другой крупной французской актрисой Элизой Рашель (1821-1858).

Того самого года Александр Дюма, ст. написал пьесу "Иностранка", где Сара Бернар, по замыслу автора, должна сыграть роль герцогини де Сетмон, которая была выписана специально для нее, учитывая как внешность, так и эмоциональное состояние. Однако Сара не желала ее играть, полагая, что ему более подходит роль Графини. Однако репетиции все равно начались, Сара играла в полсилы, небрежно. Режиссер и сам Дюма были в отчаянии, предчувствуя провал постановки. За репетициями наблюдал актер Эрнесто Росси, отмечая, Сара по наитию, возможно, сама того не осознавая, нашла нужное настроение для своих героини, спокойный, без лишней игры. Пьеса стала очередным потрясающим успехом Бернар. 21 ноября 1877 состоялась премьера "Эрнани" за Виктором Гюго, где Сара играла донью Соль, а Жан Муне-Сюлли - Эрнани. Новый успех сделал ее сосьетеркою, т.е. частью актеров труппы "Комеди Франсез", которые получали долю дохода театра.

1879 начались гастроли Комеди Франсез" в Лондоне, где Сара быстро стала любимицей публики. Вскоре после возвращения в Париж 17 апреля 1880 года состоялась премьера "Авантюристка" по Эмилем Ожье. После нее Сара Бернар второй ушла из "Комеди Франсез", считая театр слишком консервативным и далеким от современного искусства.


2.3. Собственная труппа

Сара Бернар в роли Жисмонды, плакат Альфонса Мухи для театра "Ренессанс" Сары Бернар

Того самого 1880 года она организует свою собственную группу, с которой отправляется в турне Данией и Англией. Каждую постановку и каждое выступление Сары Бернар сопутствовал успех, она быстро стала богатой актрисой, что раздражало обывателей и журналистов, которые только и ждали ее провала. Наконец состоялись гастроли труппы Сары Бернар в Америке, в течение которых за 7 месяцев она дала 156 спектаклей, представив восемь пьес: "Эрнани", "Федра", "Андиенн Лекувре", "Фруфру", "Дама с камелиями", "Сфинкс "," Иностранка "и" Принцесса Георгия ". Чаще всего шла "Дама с камелиями" - шестьдесят пять раз. Во время пребывания в США актриса знакомится с Томасом Эдисоном, который записал ее голос в фонограф.

Ошеломленный успехом в Америке антрепренер Жаретт предлагает устроить большой тур по Европе. В каждом городе поезд, которым прибыла туда Сара Бернар, встречали сотни поклонников с овациями и цветами: Дания, Норвегия, через Польшу в Австро-Венгрию, Королевство Румыния и Одессу, тогдашнюю Российскую империю. В последний Сара Бернар представила "Даму с камелиями", "Сфинкса" и "Андиенн Лекувре", покорив публику своей игрой и изяществом.

Позже специально для Сары несколько псевдоисторических пьес написал Викторьен Сарду - "Федора" (1882), "Феодора" (1882), "Тоска" (1887), "Клеопатра" (1890), "Жисмонда" (1894), "Спиритизм" (1897) и "Ведьма" (1903). С конца 1890-х годов для Сары Бернар написал несколько неоромантических пьес Эдмон Ростан - "Принцесса Греза" (1895), "Самаритянка" (1897), "Орленок" (1900).

Сара Бернар была неповторимой в мужских образах - Прохожий Франсуа Коппе, роль Лорензаччо в "Лорензаччо" Альфреда де Мюссе, герцог Рейхштадтський в "Орленок" Ростана. Особое место среди травестийный образов занимает Гамлет, которого Сара Бернар сыграла в 1899 году, в возрасте 55 лет. Датский принц в ее исполнении был по-настоящему молодым и красивым юношей. И публика, и критики были в восторге от работы Бернар. Уже в 1900 года Сара Бернар снимается в немом кино, играя роль Гамлета. 1905 года Бернар поставила "Эсфирь", где все роли исполняли женщины, а она сама - царя Ассуера.

1891 году актриса совершила турне Австралией и вторично посетила Россию, где на этот раз показала "Федру" Расина, "Жанну д'Арк" Анри-Огюст Барбье и "Клеопатру" Викторьена Сарду. Однако все это время она желала не только организовать успешную труппу, но и основать свой театр. 1893 она приобрела театр Ренессанс, а в 1898 году - театр на площади Шатле, которому дала название "Театр Сары Бернар (ныне Театр де ля Виль).

Когда особой огласки приобрела Дело Дрейфуса, 15 ноября 1897 года Бернар, никогда не забывала французско-прусской войны, лично прибыла в Эмиля Золя с просьбой вмешаться. Уже 25 ноября он написал статью "Правда двинулась в путь, и ничто не остановит ...", а 1898 года - Я обвиняю. После этого дом Золя окружили манифестанты, однако к нему поспешила Бернар и, использовав свой авторитет, укротила толпу.


3. Немое кино

Сара Бернар стала первой крупной театральной актрисой, снялась в кино. 1900 года создана фонорама "Дуэль Гамлета", которая обеспечивала синхронную передачу изображения и звука. Она представляла сцену дуэли. 1908 создана экранизация "Тоски" киностудии "Фильм д'Ар", однако Бернар была настолько недовольна своим внешним видом, что с помощью Викторьена Сарду добилась запрета на прокат ленты. Актриса больше не имела желания сниматься в кино, однако из-за денежных затруднений ( кредиторы преследовали его до конца жизни) снова согласилась на съемки. Она сыграла Маргариту Готье в "Даме с камелиями". Фильм вышел в прокат 1912 года по всему миру, в том числе в США, и пользовался успехом.

Бернар получала новые предложения от киностудий. В мае 1912 года в Лондоне режиссеры Анри Дефонтен и Луи Меркантон начались съемки "Королевы Елизаветы", в которой Сара Бернар сыграла роль королевы. Лента имела значительное влияние на киноискусство Голливуд и создала имени Луи Меркантону, древнем товарищ Бернар, который работал в ее труппе. Того самого 1912 года он снял ее в другой ленте - "Андиенн Лекувре". 1915 года Сара Бернар снялась в кинофильме "Французские матери", после чего снова в фильме Меркантона "Жанна Доре". Последняя лента "Гадалка" вышла 1923 года.


4. Личная жизнь

Джейн Гайдинг и Жак ДАМАЛ в постановке "Maitre de Forges" 1883 года

Первым известным любовником Сары Бернар стал граф де Кератри. Однако настоящей любовью был бельгиец Евгений, 8-й принц де Линь. От него Сара 1863 года, в возрасте 20 лет, родила своего единственного ребенка - сына Мориса. Принц предложил Саре бракосочетания, однако семья была настроена резко против. Это заставило Сары не только ответить отказом, но и закончить их отношения [6]. Позднее принц предлагал сыну официально его признать, но тот категорически отказался. Вскоре принц женился на польской принцессе Марии Яблоновский.

1882 Сара познакомилась с советником греческой дипломатической миссии в Париже, 26-летним Жаком ДАМАЛ (настоящее имя - Аристидис ДАМАЛ), который слыл нового Казановы. Красота и дерзость юноши покорили Сару. Зато сам ДАМАЛ покинул службу, карьеру, родину и поступил в труппу Бернар. На протяжении нескольких месяцев он был ее законным мужем. Брак фактически распался из-за пристрастия ДАМАЛ к морфия, хотя официально длился до смерти 1889 года. Более Сара никогда не выходила замуж. Однако в последние годы своего "замужество" имела романтические отношения с Принц Уэльский, который позже стал королем Эдуардом VII [7].

Среди близких товарищей Сары Бернар были французский гравер Гюстав Доре, актер Жан Муне-Сюлли, писатель Виктор Гюго. Чешский живописец Альфонс Муха создал несколько лучших своих работ в стиле модерн, использовав образ Сары Бернар. Долгие годы близкой подругой актрисы была художница Луиза Аббема.

1910 во время гастролей в США 66-летняя Сара Бернар познакомилась американцем голландского происхождения Лу Теллеген, который был моложе ее на 35 лет. Их роман длился 4 года.

Существует предание, что последней волей Сары Бернар было нанять шесть красивых молодых актеров, которые понесут ее гроб. На вопрос, когда Бернар прекратит освещать жизнь пламенем любви, она ответила: когда перестану дышать [8].


5. Последние годы

1905 года под время спектакля "Тоска" в Рио-де-Жанейро, Сара Бернар упала с высоты и травмировала правую ногу (ее героиня Тоска была покончить жизнь самоубийством, прыгнув с башни, однако никто не подстраховал актрису). Хотя травма вызывала боль, Бернар продолжала играть на сцене. 1906 году она снова приехала в Америку, в 1908 году последний раз играла в России.

Однако 1915 ногу пришлось ампутировать, что впрочем не помешало их играть и дальше. Правда она уже не выполняла всю роль, а выбирала для себя отдельные сцены, виртуозно представляя своего героя и заставляя публику снова и снова восхищаться ее талантом. Кроме того после ампутации Сара Бернар отправилась на фронт Первой мировой войны, где играла для военных.

Последнее Сара Бернар вышла на сцену 1922 года в постановке "Славы" Эдмона Ростана. Умерла великая актриса 26 марта 1923 года в Париже в возрасте 78 лет от уремии после отказа почек. Она похоронена на кладбище Пер-Лашез [9].


6. Увлечение скульптурой, живописью и литературным творчеством

Скульптура работы Сары Бернар под названием "Дурак и смерть"

1875 Сара Бернар начала строительство собственного дома на авеню де Вилье в Париже. Разработать проект поместья она пригласила архитектора Феликса Ескалье, над внутренним убранством работали десятки художников и скульпторов, в том числе создавался зимний сад, разрабатывался оригинальный интерьер для каждой комнаты. Вероятно, после этого у Сара Бернар увлеклась скульптурой. Ее работы были удачными. Известно, что свой бюст ей заказал барон Адольф де Ротшильд, представитель французской ветви банкиров Ротшильдов.

1877 Сара Берна также увлеклась живописью и написала несколько портретов своих знакомых. Известно, что во время Всемирной выставки 1878 года, которая состоялась в Париже, она ежедневно поднималась на высоту 2600 метров на аэростате Анри Жиффара. Эти воздушные путешествия вдохновили ее на написание новеллы "Среди облаков". Так, с конца 1870-х годов Сара Бернар начала заниматься литературным творчеством. Она написала два романа ("Маленький идол" и "Красивый двойник"), четыре пьесы для театра ("Андиенн Лекувре", "Признание", "Сердце человека", "Театр на поле чести"). Ею написаны несколько биографических произведений и мемуары, среди них опубликованы:

  • Dans les nuages, Impressions d'une chaise (1878)
  • L'Aveu, drame en un acte en prose (1888)
  • Adrienne Lecouvreur, drame en six actes (1907)
  • Ma Double Vie (1907, издан также как My Double Life: Memoirs of Sarah Bernhardt, 1907)
  • Un Coeur d'Homme, pice en quatre actes (1911)
  • Petite Idole (1920, издан также как The Idol of Paris, 1921)
  • L'Art du Thtre: la voix, le geste, la prononciation, etc. (1923, издан также как The Art of the Theatre, 1924)

7. Театральные работы

Сара Бернар в роли Гамлета, фото из архива Библиотеки конгресса
Сара Бернар в роли императрицы Феодоры, фото Уильяма Дауни.
Год Автор Оригинальное название Название украинские
1862 Жан Расин Iphignie Ифигения
1862 Эжена Скриба Valrie Валери
1862 Мольер Les Femmes Savantes Ученые дамы
1864 Эжен Марен Лабиш Un Mari qui Lance sa Femme
1866 T & H Cognard's La Biche aux Bois
1866 Жан Расин Phdre Федра
1866 Пьер Карле де Шамблен грезил Le Jeu de l'Amour et du Hasard Игра любви и случайности
1867 Мольер Les Femmes Savantes Ученые дамы
1867 Жорж Санд Le Marquis de Villemer Маркиз де Виллье
1867 Жорж Санд Franois le Champi Франсуа ле Шамп
1868 Александр Дюма, ст. Kean Кин
1869 Франсуа Коппе La Passant Прохожий
1870 Жорж Санд L'Autre Другие
1871 Андре Тьери Jeanne-Marie Жанна-Мари
1871 Франсуа Коппе Fais ce que Dois Делай то, то что надо делать
1871 Эдуард Фузье La Baronne Баронесса
1872 Луи Буле Mademoiselle Ass Мадмуазель Аиссе
1872 Виктор Гюго Ruy Blas Рюи Блаз
1872 Александр Дюма, ст. Mademoiselle de Belle-Isle Мадмуазель де Бель-Иль
1872 Жан Расин Britannicus Британик
1872 Пьер Бомарше Le Mariage de Figaro Свадьба Фигаро
1872 Жюль Санд Mademoiselle de la Seiglire Мадмуазель де ла Сиглиер
1873 Октав Фейе Dalila Далила
1873 Поль Ферье Chez l'Avocat Адвокат
1873 Жан Расин Andromaque Андромаха
1873 Жан Расин Phdre Федра
1873 Октав Фейе Le Sphinx Сфинкс
1874 Вольтер Zaire Заир
1874 Жан Расин Phdre Федра
1875 Анри де Борне La Fille de Roland Дочь Роланда
1875 Александр Дюма, ст. L'trangre Иностранка
1875 Пароди Rome Vaincue Завоеванный Рим
1877 Виктор Гюго Hernani Эрнани
1879 Жан Расин Phdre Федра
1880 Эмиль Ожье L'Aventurire Авантюристка
1880 Legouv & Scribe's Adrienne Lecouvreur Андиенн Лекувре
1880 Анри Мельяк и Людовик Галеви Froufrou Шелест
1880 Александр Дюма, мл. La Dame aux Camlias Дама с камелиями
1882 Викторьен Сарду Fdora Федора
1882 Викторьен Сарду Thodora Феодора
1887 Викторьен Сарду La Tosca Тоска
1887 Александр Дюма, мл. La Princesse Georges Принцесса Георгия
1890 Викторьен Сарду Cloptre Клеопатра
1893 Жюль Леметр Les Rois Короли
1894 Викторьен Сарду Gismonda Жисмонда
1895 Мольер Amphytrion Амфитрион
1895 Эдмон Ростан La Princesse lointaine Принцесса Греза
1895 Герман Зудерман Heimat Гаймат
1896 Александр Дюма, мл. La Dame aux Camlias Дама с камелиями
1896 Альфред де Мюссе Lorenzaccio Лорензаччо
1897 Викторьен Сарду Spiritisme Спиритизм
1897 Эдмон Ростан La Samaritaine Самаритянка
1897 Октав Мирбо Les Mauvais bergers Плохие пастухи
1898 Катюлль Мендес Mede Медея
1898 Александр Дюма, мл. La Dame aux Camlias Дама с камелиями
1898 Анри-Огюст Барбье Jeanne d'Arc Жанна д'Арк
1898 Поль Моран и Арман Сильвестр Izl Изеил
1898 Уильям Шекспир King Lear Король Лир
1899 Уильям Шекспир Hamlet Гамлет
1899 Уильям Шекспир Antony and Cleopatra Антоний и Клеопатра
1899 Уильям Шекспир Macbeth Макбет
1899 Жан Ришпен Pierrot Assassin Пьеро
1900 Эдмон Ростан L'Aiglon Орленок
1903 Викторьен Сарду La Sorcire Ведьма
1904 Морис Метерлинк Pellas et Mlisande Пеллеас и Мелисанда
1906 Генрик Ибсен The Lady From the Sea Женщина с моря
1906 Катюлль Мендес La Vierge d'Avila Богоматерь Авила
1911 Эмиль Моро Les Amours de la reine lisabeth Любовь королевы Елизаветы
1913 Тристан Бернар Jeanne Dor Жанна Доре

8. Фильмография

Год Оригинальное название Название украинские Роль
1900 Hamlet Гамлет Гамлет
1908 La Tosca Тоска Тоска
1911 La Dame aux Camlias Дама с камелиями Маргарита Готье
1912 Adrienne Lecouvreur Андиенн Лекувре Андиенн Лекувре
1912 Les Amours de la reine lisabeth Любовь королевы Елизаветы Королева Англии Елизавета
1912 Sarah Bernhardt Belle-Isle Сара Бернар дома Сара Бернар
1915 Mres Franaises Матери Франции Мадам Жана Дюрбе
1915 Ceux de Chez Nous Те, кто дома Сара Бернар
1916 Jeanne Dor Жанна Доре Жанна Доре
1921 Daniel Даниэль Даниэль
1923 La Voyante Гадалка Гадалка

Примечания

  1. Университет Техаса: Sarah Bernhardt: An Inventory of Her Collection at the Harry Ransom Humanities Research Center - Biographical Sketch - research.hrc.utexas.edu: 8080/hrcxtf/view? docId = ead/00184p1.xml & query = bernhardt, sarah & query-join = and
  2. Graham Robb. The Divine Sarah - The New York Review of Books - www.nybooks.com/articles/archives/2010/oct/14/divine-sarah/
  3. Arthur Gold, Robert Fizdale The Divine Sarah: A Life of Sarah Bernhardt. - Knopf, 1991. - 351 с. - ISBN 9780394528793
  4. Именно под этим именем Сара Бернар вступила в Национальной консерватории.
  5. Проверено по: Мусский И. А. Сара Бернар / / 100 великих актеров - www.e-reading.org.ua/bookreader.php/40348/Musskiii_-_100_velikih_akterov.html. - Вече, 2006. - 528 с. - ISBN 978-5-9533-2855-5
  6. Madame Sarah, Cornelia Otis Skinner, Houghton Mifflin. - 1966.
  7. "Edward VII biography" - web.archive.org/web/20060525070548/http :/ / www.geocities.com / jesusib / EdwardVII.html. Архив оригинала - www.geocities.com / jesusib / EdwardVII.html за 2006-05-25 . http://web.archive.org/web/20060525070548/http://www.geocities.com/jesusib/EdwardVII.html - web.archive.org/web/20060525070548/http :/ / www.geocities.com / jesusib / EdwardVII.html . Проверено 2007-10-18 .
  8. Проверено по: Муромов И. А. Сара Бернар / / 100 великих любовниц. - Вече, 2002. - 576 с. - ISBN 978-5-9533-4568-2
  9. Сара Бернар - www.findagrave.com/cgi-bin/fg.cgi?page=gr&GRid=1333 на сайте Find a Grave

Литература

  • Мусский И. А. Сара Бернар / / 100 великих актеров - www.e-reading.org.ua/bookreader.php/40348/Musskiii_-_100_velikih_akterov.html. - Вече, 2006. - 528 с. - ISBN 978-5-9533-2855-5
  • Кугель А. Р. Сара Бернар. - В кн.: Кугель А. Р. Театральные портреты. Л., 1967.
  • Гительман Л. И., Финкельштейн Е. Л. сценической искусство конца Х1Х - начала ХХ века. - В кн.: История западноевропейского театра, т. 5, М., 1970.
  • Бернар С. Моя двойная жизнь. Мемуары. СПб, 1995.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам